Файл: Эволюция педагогических традиций в России в xviii третьей четверти xix столетия.pptx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 28
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Эволюция педагогических традиций в России в XVIII- третьей четверти XIX столетия
Социокультурная ситуация в XVIII в.
1717 г. — «Юности честное зерцало, или Показание к житейскому обхождению» (книга для чтения)
Учебные заведения, созданные при Петре I
Принципы организации школы при Петре I
РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ XVIII В.
1 этап: первая четверть 18 века — создание первых светских школ, дававших практические знания.
Система образовательных учреждений России в XVIII веке
«О порядке преподавания в школах при уральских казенных заводах»
«Разговор о пользе науки и училищ»
Создать путем воспитания «новую
породу людей», которые передадут
привитые им взгляды, привычки детям,
что постепенно изменит нравственность, улучшит общество.
Средства воспитания и обучения:
Создатель и организатор первого в России детского журнала «Детское чтение для сердца и разума»
Начало XIX века – время либеральных реформ.
1802 - создано Министерство народного просвещения
Новая система народного образования и управления учебными заведениями.
В гимназию и университеты не допускались дети крепостных крестьян и девочки.
6 учебных округов во главе с университетом.
В губернских, уездных городах и в селении при каждом церковном приходе.
Могли учиться совместно мальчики и девочки.
готовили учащихся к продолжению образования в гимназиях, а также к практической деятельности.
По 6-7 часов занятий ежедневно.
Пользоваться можно только рекомендованными министерством учебниками.
Цель: подготовка к поступлению в университеты.
содержания обучения : древние и новые языки, русская словесность,
история , математика, география, политическая экономия, изящные искусства, технология и коммерция
Цель: подготовка для службы военной и гражданской.
Вторая половина XIX века - время великого реформаторского движения.
К этому времени вопросы воспитания и образования стали пониматься как «важнейшие вопросы жизни».
Эволюция педагогических традиций в России в XVIII- третьей четверти XIX столетия
План
- Просветительные реформы XVIII века. Деятельность В.Н.Татищева. . Реформаторские идеи И.И.Бецкого, Н.И.Новикова.
- Развитие системы образования в XIX веке. Педагогическая мысль во второй половине XIX века (Н.И.Пирогов, К.Д.Ушинский, Л.Н.Толстой)
Социокультурная ситуация в XVIII в.
- Усиление контактов с Западной Европой, активное вовлечение России в орбиту европейской политики
- Единая христианская культура – духовная предпосылка для сближения с Западом
- Проникновение европейской образованности в культурную жизнь России
Реформы Петра I (1672 – 1725) Создал светскую школу . Цель - обеспечить реформы кадрами военных, чиновников, инженеров, учителей.
С 1703 г. издается первая печатная газета «Ведомости»
С 1710 г. печатаются книги светского содержания
1714 г. - открытие первой Публичной библиотеки в Санкт-Петербурге
1717 г. — «Юности честное зерцало, или Показание к житейскому обхождению» (книга для чтения)
В первой части - азбука,
склады, цифры и краткие
нравоучения из священного писания.
Во второй части - правила «хорошего тона», внешней культуры и поведения дворянина в обществе. (собраны из разных литературных источников, русских и зарубежных).
Учебные заведения, созданные при Петре I
- 1701– школа математических и навигацких наук (первое и крупнейшее учреждение реального направления в Европе)
- Цифирные (1714), гарнизонные (1721), адмиралтейские (1719) школы
- 1721– архирейские школы, духовные семинарии
- 1724– Академия наук (Петербург)
Принципы организации школы при Петре I
- Государственность школ.
- Сочетание профессионализма с энциклопедичностью.
- Преобладание в учебных планах математики, навигационных и морских наук.
- Принудительность обучения и суровый режим.
РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ XVIII В.
1 этап: первая четверть 18 века — создание первых светских школ, дававших практические знания.
2 этап: 1730—1756 гг. — возникновение закрытых дворянских учебных заведений, формирование системы дворянского образования. Борьба М.В.Ломоносова за общенародное образование, за создание университета.3 этап: 1766—1782 гг. — развитие просветительских педагогических идей, возрастание роли университета.
4 этап: 1782—1786 гг. — школьная реформа, первая попытка создания государственной системы народного образования.
Система образовательных учреждений России в XVIII веке
Общеобразовательные и профессиональные | Закрытые сословные | Академия наук (1725) | |||
Школа математических и навигацких наук (1701) | Иностранные пансионы (частные заведения) | Московский университет (с 1755) - юридический - философский | |||
Морская академия (1715) | Морской кадетский корпус (с 1752) | ||||
Цифирные училища (с 1714 ) | Гарнизонные школы для солдатских детей | Гимназия для дворян | |||
Специальные учебные заведения | Сухопутный шляхетский корпус (с 1731) | Гимназия для разночинцев (кроме крестьян) | |||
Горнозаводская школа | Инженерная школа | Артиллерийская школа | Инженерный дворянский корпус | Основной признак системы образования – ярко выраженная сословность | |
Народные училища | Артиллерийский дворянский корпус | ||||
Малые (2 курса) | Главные (4 курса) | Начальные архирейские школы, духовные семинарии, духовная академия | |||
Петербургское главное народное училище | Смольный институт благородных девиц (1764) |
«О порядке преподавания в школах при уральских казенных заводах»
«Разговор о пользе науки и училищ»
«Духовная моему сыну»
- Сочетал гуманистические идеи эпохи Возрождения, элементы светского реального образования, традиции народной педагогики.
- Инициатор создания училищ при уральских горных заводах
- Сочетать ремесленное обучение с обучением счету, письму, чтению.
- Отстаивал идею открытия школ для крестьянских детей. Учить всех, с 5 до 7 лет – грамоте, до 15 лет – ремеслам.
- Не посылать дворянских детей учиться за границу, т.к. это не способствует патриотическому воспитанию
- Что изучать: письмо, арифметика, геометрия, артиллерия, фортификация, немецкий язык, русская история и география, законы.
- Учитель: учить по совести, быть благоразумным, не пьяницей, не блудливым, не воровать, не лгать
«Генеральное учреждение о воспитании обоего пола юношества» - доклад об общей организации в России дела воспитания детей (1763)
Цель воспитания:
Создать путем воспитания «новую
породу людей», которые передадут
привитые им взгляды, привычки детям,
что постепенно изменит нравственность, улучшит общество.
Средства воспитания и обучения:
- изолировать детей от окружающей среды;
- поддерживать склонность к трудолюбию;
- «учить учтивости, благопристойности, соболезнованию о бедных, несчастливых»;
- «использовать чистый воздух, увеселение невинными забавами, игры»;
- «никогда и ни за что не бить детей».
Просветитель, книгоиздатель,
писатель-публицист.
Создатель и организатор первого в России детского журнала «Детское чтение для сердца и разума»
Статьи:
- О воспитании и наставлении детей
- Век живи, век учись
- Переписка отца с сыном о деревенской жизни
Цель воспитания – формирование активной добродетельной личности, не только полезных граждан, но и счастливых людей.
- Задачу воспитания должно взять на себя общество
- Руководствовался идеей народного воспитания
- Выступал против физических наказаний
- Стремился примерить науку с религией
- Необходимо любить и уважать детей
- С ранних лет приучать к труду
- Главное средство воспитания - книга
Резюме:
В XVIII веке
- идею «душевного строения» сменила идея воспитания «новой породы людей»
- православные идеалы воспитания стали составной частью идеала формирования добродетельного гражданина
- на первый план стали выдвигаться задачи развития разума, а не сердца
Начало XIX века – время либеральных реформ.
1802 - создано Министерство народного просвещения
1804 - опубликованы «Устав университетов Российской империи» и «Устав учебных заведений, подведомственных университетам».
Новая система народного образования и управления учебными заведениями.
В основе - три принципа:
- бесплатность
- бессословность (кроме крепостных крестьян)
- преемственность учебных заведений
Система народного образования
1) Приходские училища (1 год)
2) Уездные училища (2 года)
3) Гимназии (4 года)
4) Университеты (5-7 лет)
В гимназию и университеты не допускались дети крепостных крестьян и девочки.
6 учебных округов во главе с университетом.
Приходские училища (1 год)
В губернских, уездных городах и в селении при каждом церковном приходе.
Могли учиться совместно мальчики и девочки.
Цель:
- Готовить к обучению в уездном училище.
- Давать общеобразовательные знания
Содержание обучения:
Закон Божий и нравоучения, чтение, письмо, первые действия арифметики.
Уездные училища (2 года)
Цель:
готовили учащихся к продолжению образования в гимназиях, а также к практической деятельности.
Содержание обучения:
от Закона Божьего до рисования (Священная история, чтение книги о должностях человека и гражданина, география, история и т.д.).
По 6-7 часов занятий ежедневно.
Пользоваться можно только рекомендованными министерством учебниками.
Гимназии (4 года)
Классические
Цель: подготовка к поступлению в университеты.
Энциклопедичность
содержания обучения : древние и новые языки, русская словесность,
история , математика, география, политическая экономия, изящные искусства, технология и коммерция
Цель: подготовка для службы военной и гражданской.
Содержание обучения : вместо древних языков усилено преподавание практической математики, введено законоведение.
Реальные
Не преподавали родной язык, отечественную литературу и Закон Божий.
Университеты и академии
Университеты
(светские)
- Московский (1755)
- Виленский (Вильнюсский)
- Дерптский (Тартуский)
- Харьковский (1804)
- Казанский (1804)
- Петербургский (1819)
- Московская
- Петербургская
- Киевская
- Казанская
Духовные академии
Резюме:
Вторая половина XIX века - время великого реформаторского движения.
Вслед за реформой 1861 г. об освобождении крестьян от крепостной зависимости, наметились и другие реформы: судебная, земская, просветительная, образовательная.
К этому времени вопросы воспитания и образования стали пониматься как «важнейшие вопросы жизни».
Спасибо за внимание!