Файл: Эволюция педагогических традиций в России в xviii третьей четверти xix столетия.pptx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 29

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Эволюция педагогических традиций в России в XVIII- третьей четверти XIX столетия

План

Социокультурная ситуация в XVIII в.

Реформы Петра I (1672 – 1725) Создал светскую школу . Цель - обеспечить реформы кадрами военных, чиновников, инженеров, учителей.

1717 г. — «Юности честное зерцало, или Показание к житейскому обхождению» (книга для чтения)

Учебные заведения, созданные при Петре I

Принципы организации школы при Петре I

РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ XVIII В.

1 этап: первая четверть 18 века — создание первых светских школ, дававших практические знания.

3 этап: 1766—1782 гг. — развитие просветительских педагогических идей, возрастание роли университета.

4 этап: 1782—1786 гг. — школьная реформа, первая попытка создания государственной системы народного образования.

Система образовательных учреждений России в XVIII веке

«О порядке преподавания в школах при уральских казенных заводах»

«Разговор о пользе науки и училищ»

«Духовная моему сыну»

«Генеральное учреждение о воспитании обоего пола юношества» - доклад об общей организации в России дела воспитания детей (1763)

Цель воспитания:

Создать путем воспитания «новую

породу людей», которые передадут

привитые им взгляды, привычки детям,

что постепенно изменит нравственность, улучшит общество.

Средства воспитания и обучения:

Просветитель, книгоиздатель,

писатель-публицист.

Создатель и организатор первого в России детского журнала «Детское чтение для сердца и разума»

Статьи:

Цель воспитания – формирование активной добродетельной личности, не только полезных граждан, но и счастливых людей.

Резюме:

В XVIII веке

Начало XIX века – время либеральных реформ.

1802 - создано Министерство народного просвещения

1804 - опубликованы «Устав университетов Российской империи» и «Устав учебных заведений, подведомственных университетам».

Новая система народного образования и управления учебными заведениями.

В основе - три принципа:

Система народного образования

1) Приходские училища (1 год)

2) Уездные училища (2 года)

3) Гимназии (4 года)

4) Университеты (5-7 лет)

В гимназию и университеты не допускались дети крепостных крестьян и девочки.

6 учебных округов во главе с университетом.

Приходские училища (1 год)

В губернских, уездных городах и в селении при каждом церковном приходе.

Могли учиться совместно мальчики и девочки.

Цель:

Уездные училища (2 года)

Цель:

готовили учащихся к продолжению образования в гимназиях, а также к практической деятельности.

Содержание обучения:

от Закона Божьего до рисования (Священная история, чтение книги о должностях человека и гражданина, география, история и т.д.).

По 6-7 часов занятий ежедневно.

Пользоваться можно только рекомендованными министерством учебниками.

Гимназии (4 года)

Классические

Цель: подготовка к поступлению в университеты.

Энциклопедичность

содержания обучения : древние и новые языки, русская словесность,

история , математика, география, политическая экономия, изящные искусства, технология и коммерция

Цель: подготовка для службы военной и гражданской.

Содержание обучения : вместо древних языков усилено преподавание практической математики, введено законоведение.

Реальные

Университеты и академии

Университеты

(светские)

Духовные академии

Резюме:

Вторая половина XIX века - время великого реформаторского движения.

Вслед за реформой 1861 г. об освобождении крестьян от крепостной зависимости, наметились и другие реформы: судебная, земская, просветительная, образовательная.

К этому времени вопросы воспитания и образования стали пониматься как «важнейшие вопросы жизни».

Эволюция педагогических традиций в России в XVIII- третьей четверти XIX столетия

План

  • Просветительные реформы XVIII века. Деятельность В.Н.Татищева. . Реформаторские идеи И.И.Бецкого, Н.И.Новикова.
  • Развитие системы образования в XIX веке. Педагогическая мысль во второй половине XIX века (Н.И.Пирогов, К.Д.Ушинский, Л.Н.Толстой)

Социокультурная ситуация в XVIII в.

  • Усиление контактов с Западной Европой, активное вовлечение России в орбиту европейской политики
  • Единая христианская культура – духовная предпосылка для сближения с Западом
  • Проникновение европейской образованности в культурную жизнь России

Реформы Петра I (1672 – 1725) Создал светскую школу . Цель - обеспечить реформы кадрами военных, чиновников, инженеров, учителей.


С 1703 г. издается первая печатная газета «Ведомости»

С 1710 г. печатаются книги светского содержания

1714 г. - открытие первой Публичной библиотеки в Санкт-Петербурге

1717 г. — «Юности честное зерцало, или Показание к житейскому обхождению» (книга для чтения)


В первой части - азбука,

склады, цифры и краткие

нравоучения из священного писания.

Во второй части - правила «хорошего тона», внешней культуры и поведения дворянина в обществе. (собраны из разных литературных источников, русских и зарубежных).

Учебные заведения, созданные при Петре I

  • 1701– школа математических и навигацких наук (первое и крупнейшее учреждение реального направления в Европе)
  • Цифирные (1714), гарнизонные (1721), адмиралтейские (1719) школы
  • 1721– архирейские школы, духовные семинарии
  • 1724– Академия наук (Петербург)

Принципы организации школы при Петре I

  • Государственность школ.
  • Сочетание профессионализма с энциклопедичностью.
  • Преобладание в учебных планах математики, навигационных и морских наук.
  • Принудительность обучения и суровый режим.

РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ XVIII В.

1 этап: первая четверть 18 века — создание первых светских школ, дававших практические знания.

2 этап: 1730—1756 гг. — возникновение закрытых дворянских учебных заведений, формирование системы дворянского образования. Борьба М.В.Ломоносова за общенародное образование, за создание университета.

3 этап: 1766—1782 гг. — развитие просветительских педагогических идей, возрастание роли университета.

4 этап: 1782—1786 гг. — школьная реформа, первая попытка создания государственной системы народного образования.

Система образовательных учреждений России в XVIII веке


Общеобразовательные и профессиональные

Закрытые сословные

Академия наук (1725)

Школа математических и навигацких наук (1701)

Иностранные пансионы

(частные заведения)

Московский университет

(с 1755)

- юридический

- философский

Морская академия (1715)

Морской кадетский корпус (с 1752)

Цифирные училища

(с 1714 )

Гарнизонные школы для солдатских детей

Гимназия для дворян

Специальные учебные заведения

Сухопутный шляхетский корпус (с 1731)

Гимназия для разночинцев

(кроме крестьян)

Горнозаводская школа

Инженерная школа

Артиллерийская школа

Инженерный дворянский корпус

Основной признак системы образования – ярко выраженная сословность

Народные училища

Артиллерийский дворянский корпус

Малые

(2 курса)

Главные

(4 курса)

Начальные архирейские школы, духовные семинарии, духовная академия

Петербургское главное народное училище

Смольный институт благородных девиц (1764)

«О порядке преподавания в школах при уральских казенных заводах»


«Разговор о пользе науки и училищ»

«Духовная моему сыну»

  • Сочетал гуманистические идеи эпохи Возрождения, элементы светского реального образования, традиции народной педагогики.
  • Инициатор создания училищ при уральских горных заводах
  • Сочетать ремесленное обучение с обучением счету, письму, чтению.
  • Отстаивал идею открытия школ для крестьянских детей. Учить всех, с 5 до 7 лет – грамоте, до 15 лет – ремеслам.
  • Не посылать дворянских детей учиться за границу, т.к. это не способствует патриотическому воспитанию
  • Что изучать: письмо, арифметика, геометрия, артиллерия, фортификация, немецкий язык, русская история и география, законы.
  • Учитель: учить по совести, быть благоразумным, не пьяницей, не блудливым, не воровать, не лгать

«Генеральное учреждение о воспитании обоего пола юношества» - доклад об общей организации в России дела воспитания детей (1763)

Цель воспитания:

Создать путем воспитания «новую

породу людей», которые передадут

привитые им взгляды, привычки детям,

что постепенно изменит нравственность, улучшит общество.

Средства воспитания и обучения:

  • изолировать детей от окружающей среды;
  • поддерживать склонность к трудолюбию;
  • «учить учтивости, благопристойности, соболезнованию о бедных, несчастливых»;
  • «использовать чистый воздух, увеселение невинными забавами, игры»;
  • «никогда и ни за что не бить детей».

Просветитель, книгоиздатель,

писатель-публицист.

Создатель и организатор первого в России детского журнала «Детское чтение для сердца и разума»

Статьи:

  • О воспитании и наставлении детей
  • Век живи, век учись
  • Переписка отца с сыном о деревенской жизни

Цель воспитания – формирование активной добродетельной личности, не только полезных граждан, но и счастливых людей.

  • Задачу воспитания должно взять на себя общество
  • Руководствовался идеей народного воспитания
  • Выступал против физических наказаний
  • Стремился примерить науку с религией
  • Необходимо любить и уважать детей
  • С ранних лет приучать к труду
  • Главное средство воспитания - книга

Резюме:

В XVIII веке

  • идею «душевного строения» сменила идея воспитания «новой породы людей»
  • православные идеалы воспитания стали составной частью идеала формирования добродетельного гражданина
  • на первый план стали выдвигаться задачи развития разума, а не сердца

Начало XIX века – время либеральных реформ.

1802 - создано Министерство народного просвещения

1804 - опубликованы «Устав университетов Российской империи» и «Устав учебных заведений, подведомственных университетам».

Новая система народного образования и управления учебными заведениями.

В основе - три принципа:

  • бесплатность
  • бессословность (кроме крепостных крестьян)
  • преемственность учебных заведений

Система народного образования

1) Приходские училища (1 год)

2) Уездные училища (2 года)

3) Гимназии (4 года)

4) Университеты (5-7 лет)

В гимназию и университеты не допускались дети крепостных крестьян и девочки.

6 учебных округов во главе с университетом.

Приходские училища (1 год)

В губернских, уездных городах и в селении при каждом церковном приходе.

Могли учиться совместно мальчики и девочки.

Цель:

  • Готовить к обучению в уездном училище.
  • Давать общеобразовательные знания
  • Содержание обучения:

    Закон Божий и нравоучения, чтение, письмо, первые действия арифметики.

Уездные училища (2 года)

Цель:

готовили учащихся к продолжению образования в гимназиях, а также к практической деятельности.

Содержание обучения:

от Закона Божьего до рисования (Священная история, чтение книги о должностях человека и гражданина, география, история и т.д.).

По 6-7 часов занятий ежедневно.

Пользоваться можно только рекомендованными министерством учебниками.

Гимназии (4 года)

Классические

Цель: подготовка к поступлению в университеты.

Энциклопедичность


содержания обучения : древние и новые языки, русская словесность,

история , математика, география, политическая экономия, изящные искусства, технология и коммерция

Цель: подготовка для службы военной и гражданской.

Содержание обучения : вместо древних языков усилено преподавание практической математики, введено законоведение.

Реальные


Не преподавали родной язык, отечественную литературу и Закон Божий.

Университеты и академии

Университеты

(светские)

  • Московский (1755)
  • Виленский (Вильнюсский)
  • Дерптский (Тартуский)
  • Харьковский (1804)
  • Казанский (1804)
  • Петербургский (1819)
  • Московская
  • Петербургская
  • Киевская
  • Казанская

Духовные академии

Резюме:

Вторая половина XIX века - время великого реформаторского движения.

Вслед за реформой 1861 г. об освобождении крестьян от крепостной зависимости, наметились и другие реформы: судебная, земская, просветительная, образовательная.

К этому времени вопросы воспитания и образования стали пониматься как «важнейшие вопросы жизни».


Спасибо за внимание!