Файл: Псч 34 огку Управление гочс белгородской области методический план.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 22
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Г лавное управление министерства российской федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по белгородской области
ПСЧ № 34 ОГКУ «Управление ГОЧС Белгородской области»
методический план
проведения занятия по Психологической подготовке
с личным составом 1-го дежурного караула ПСЧ-34 п. Ровеньки
Тема: «Общение с «жертвой» в очаге ЧС.».
Дата проведения занятия: « » 201г
п. Ровеньки
Начальника ПСЧ-34
п. Ровеньки ОГКУ «Управление ГОЧС Белгородской области»
Р.Н. Кобзарев
«» __________ 2023 г.
« » 201 г
Тема № 7.6: Общение с «жертвой» в очаге ЧС.
Вид занятия: классно-групповое. Отводимое время: 45 мин.
Цель занятия: изучить предложенную тему
ЛИТЕРАТУРА, ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ЗАНЯТИЯ:
Развернутый план занятия
Руководитель занятия:
_____________________ ____________ _________ _________________
Должность дата подпись ФИО
_____________________ ____________ _________ _________________
Должность дата подпись ФИО
_____________________ ____________ _________ _________________
Должность дата подпись ФИО
_____________________ ____________ _________ _________________
Должность дата подпись ФИО
ПСЧ № 34 ОГКУ «Управление ГОЧС Белгородской области»
методический план
проведения занятия по Психологической подготовке
с личным составом 1-го дежурного караула ПСЧ-34 п. Ровеньки
Тема: «Общение с «жертвой» в очаге ЧС.».
Дата проведения занятия: « » 201г
п. Ровеньки
УТВЕРЖДАЮ
Начальника ПСЧ-34
п. Ровеньки ОГКУ «Управление ГОЧС Белгородской области»
Р.Н. Кобзарев
«» __________ 2023 г.
МЕТОДИЧЕСКИЙ ПЛАН
-
проведения занятия по Психологической подготовке -
с личным составом 1-го дежурного караула ПСЧ-34 п. Ровеньки
« » 201 г
Тема № 7.6: Общение с «жертвой» в очаге ЧС.
Вид занятия: классно-групповое. Отводимое время: 45 мин.
Цель занятия: изучить предложенную тему
ЛИТЕРАТУРА, ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ЗАНЯТИЯ:
-
Психологический стресс: развитие и преодоление В.А. Бодров.
Развернутый план занятия
№ п\п | Учебные вопросы (включая контроль знаний) | Время (мин.) | Содержание учебного вопроса, метод отработки и материальное обеспечение (в т.ч. технические средства обучения) учебного вопроса | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| Вводная часть | 5 |
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| Основная часть. | 30 | Находясь в зоне ЧС, люди подвергаются негативным воздействиям, приводящим к сильным эмоциональным переживаниям и длительным нарушениям психического состояния и поведения. Кто - то из пострадавших пострадал физически, кто – то потерял близких, имущество, иные тоже в какой – то степени причастны к трагическому событию (видели, слышали и т.п.). РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЕДЕНИЮ: здесь необходимо привлечь участников к их собственному опыту, узнать, какие они могли бы выделить группы пострадавших? Попросить вспомнить примеры из жизни, или видеофрагменты фильмов, где происходила экстремальная ситуация. По каким признакам можно выделить группы пострадавших (пол, возраст, степень включённости в ситуацию и т.п.)? Группы пострадавших:
Необходимо отметить, что люди со слабой психикой и низкой психологической устойчивостью являются наиболее уязвимой категорией данной группы.
Важно отметить, что данная категория выделяется лишь некоторыми специалистами, но является весьма значимой. Родственники работающих на месте ЧС специалистов, являются особой группой, которую можно выделить в самостоятельную группу пострадавших, так как их близкие, родные люди часто работают в напряженных и опасных условиях. Специалисты не всегда могут позвонить родным и сообщить о себе, следовательно, остается следить за происходящим через средства массовой информации, где ход событий освещается не всегда достоверно, что может породить свои собственные надуманные версии происходящего. «Общение с «жертвой». Цель: разобрать общие принципы общения с «жертвой» во время проведения аварийно-спасательных работ. Помимо основных правил общения с пострадавшими в чрезвычайном происшествии, является необходимым выделить правила работы с людьми, чьи жизни находятся на грани, теми людьми, которые напрямую зависят от вовремя и грамотно оказанной им помощи. Например, люди, находящиеся в завале под плитами при землетрясении, зажатые в машине при автомобильной аварии или находящиеся на крыше затопленного дома, дереве при наводнении. Такую группу пострадавших принято называть «жертвы», то есть люди, находящиеся в очаге ЧС. Работа с временно изолированным человеком, включает в себя два этапа: - работа с «жертвой» в течение аварийно-спасательных работ; - работа с «жертвой» после ее извлечения. Сама по себе тема общения пожарных, спасателей с пострадавшими, изолированными в очаге ЧС, довольно актуальна. Сюда можно отнести и ДТП, и пожары, и обрушения конструкций, словом – все ЧС, включающие в себя различную по продолжительности, изолированность человека. Практика самих пожарных, спасателей показывает, что многие «жертвы» умирают сразу же после вызволения их из очага ЧС, причем, не всегда вследствие полученных травм. Примером может служить ситуация землетрясения, когда в течение двух суток спасатели работали над извлечением из-под обломков, находившегося в сознании мужчины. Они поддерживали с ним связь, работали поочередно, без перерывов. Делалось все для спасения человека. Мужчину удалось извлечь, но не удалось спасти, он умер при передаче его медикам. Почему же это происходит? Человек ставит перед собой цель и всеми силами пытается ее достичь. В данном случае основная и, как правило, единственная цель – сделать все, чтобы этот кошмар закончился! Пострадавший прилагает все силы, мобилизует внутренние резервы своего организма, тратит всю энергию на то, что бы спастись. Ему сейчас важно – выжить, а не жить, любить, творить… Что происходит дальше? «Жертва» спасена. Кошмар окончился, он увидел свет. Часто это означает, что человек уже все от него зависящее выполнил, а дальше о нем позаботятся другие (медики). Именно на этом этапе пострадавший снимает с себя ответственность за дальнейшее происходящее – бороться больше не за что, главная цель достигнута. Теперь он может, наконец, расслабиться и …умереть. Можно предположить, как чувствуют себя в такие моменты пожарные, спасатели. По их словам, бывали случаи, когда по окончании подобной ситуации, долго ведут диалог с самими собой по вопросам: «Все ли я сделал для того, что бы человек выжил? Что я сделал не так?». Подобные диалоги могут перерасти в чувство вины. Первый этап: Основы работы с «жертвой» при ведении аварийно-спасательных работ 1. Если пострадавший находится в сознании, старайтесь удержать его в этом состоянии. Что такое потеря сознания? Это защитная реакция организма, таким образом, организм человека экономит ресурсы. Но на данном этапе необходимо, чтобы пострадавший находился в сознании и мог помочь вам его спасти. 2. Для этого, один из группы работающих пожарных, спасателей является – «заговаривающим», который поддерживает связь с пострадавшим. Теоретически, это психологическая работа, но практически данным видом деятельности приходится заниматься кому-то из пожарных, спасателей, т.к. пока на ЧС задействуются очень небольшое количество психологов, и их естественно не хватает на всех пострадавших. Следовательно, вам необходимо знать, как вести себя в подобной ситуации оптимальным образом. 3. Очень хорошо, когда есть возможность поддерживать физический контакт с «жертвой», например, держать человека за руку. Беседуя с ним, «заговаривающий», преследует определенную цель - ориентирует пострадавшего на борьбу. В задачу «заговаривающего» входит осознание пострадавшим, что он не один, что он кому-то нужен. 4. Сбор информации о пострадавшем: - информация о нем на данный момент: как себя чувствует? Травмирован ли? Что болит? Если отсутствует визуальный контакт, то целесообразны такие вопросы, как: Кто с ним находится рядом, и в каком, предположительно, состоянии? Сколько вокруг него места? И т.д. - информация о «жертве» иного рода: есть ли дети? чем занимается? что любит? кому он нужен? И т.д. Именно это информация позволит вам найти для этого пострадавшего ресурс и простроить перспективу на будущее. 5. Простройка перспективы на будущее представляет собой не столько настрой на выживание «жертвы», сколько настрой на желание ее жить дальше! Такая простройка осуществляется благодаря информации, предоставленной «жертвой» в процессе их общения. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ: на данном этапе рекомендуется провести практическую отработку, направленную на отработку навыков общения с жертвой. (Материалы представлены в Приложении10). Схема работы (общения) с жертвой при ведении АСР:
Упражнение «Общение с жертвой» Цель: Отработка навыков общения с жертвой. Любым образом, выбираются 4 человека: один из которых, является «жертвой», трое других - группой пожарных, спасателей, ведущей аварийно-спасательные работы. Причем, один из троих, берет на себя роль «заговаривающего». Задача «жертвы» - находясь в определенной изоляции (за стулом, за столом), поддерживать общение со спасателями. Задача «заговаривающего» - общаться с «жертвой», соблюдая общие принципы общения с пострадавшим, находящимся временно в изоляции. Задача двух других участников, выполняющих роли спасателей – при необходимости помогать «заговаривающему». Остальные участники являются наблюдателями, функция которых понятна: молча наблюдать за процессом. Лучше работать, ориентируясь на определенную ситуацию. Рекомендуемые ситуации: ситуация 1 Молодой человек – зажат в автомобиле, в результате дорожно-транспортного происшествия. С ним существует визуальный контакт. Он находится в сознании, способен к общению. ситуация 2 Мужчина находится под обломками дома. Визуальный контакт с ним отсутствует. Кроме руки, доступ к другим частям тела пока не возможен. Он в сознании, способен к общению. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЕДЕНИЮ: После выполнения задания, обсуждение, где учитывается: - мнение наблюдателей; - ощущения «жертвы» на разных этапах общения; - ощущения «заговаривающего» на разных этапах общения с пострадавшим. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ: на этом этапе занятия, возможно, просмотреть видеоролик по общению спасателей с пострадавшим, а затем провести обсуждение: насколько эффективно было общение? была ли возможность у спасателей общаться с пострадавшим? какие ошибки допустили спасатели при общении с данным пострадавшим? и т.п. Можно проиграть эту ситуацию правильно. Второй этап: «Общение с «жертвой» после извлечения». Необходимо помнить, что после того, как вам удалось извлечь изолированного пострадавшего – ваша работа не окончена, она продолжается! Основные принципы общения (работы) с «жертвой», после ее извлечения: - передаете человека другим специалистам (медикам); - даете понять пострадавшему, что он не один, что вы его не бросаете, а передаете другим специалистам, которые сделают все, чтобы ему помочь. Для пострадавшего, на данном этапе, это очень важно! Вам необходимо осуществить передачу человека другим специалистам таким образом, чтобы у него оставалась уверенность в том, что он не один, что он кому-то нужен. Самое главное, чтобы пострадавшего, не покидало желание жить! Для более высокой эффективности взаимодействия с пострадавшими возможно применение следующие техники внушения: - техника «Трех «да»; - техника пресуппозиции; - техника «Или-или». Техника «Трех «да». Алгоритм выполнения:
В чем смысл данной техники? Так как человек уже три раза вам ответил «Да», то есть три раза он с вами уже согласился, то и на следуемую за этим установку – ответит положительно, осуществив ее в своем действии. Самое главное, выполняя данную методику, это уметь правильно задать нужные вопросы. Вопросы должны быть короткими, доступными пониманию пострадавшего, задаваться они должны уверенным тоном, а главное – подразумевать только положительные ответы. Схема выполнения техники «Трех «да»:
Техника: «Или-или» - представляет собой иллюзию выбора. Например, вы предлагаете пострадавшему, находящемуся в состоянии ожидании известий о судьбе своих близких, выпить чаю (выпить лекарства). Скорее всего, он откажется от вашего предложения. Отказ от воды, пищи в подобных ситуациях частое, вполне естественное и объяснимое явление. Лучше задать вопрос по-другому, например: «Вы сейчас выпьете чаю иличерез 15 минут?». Таким вопросом вы лишаете человека возможности подумать о том, хочет он чая или нет. Человек, скорее всего, задумается над тем, когда он выпьет предложенный чай. Техника пресуппозиции. Предполагает подстройку под совершаемые человеком действия, прогнозирование окончания данного действия, а так же связь прогнозируемого действия с действием или изменением состояния пострадавшего, желательного для вас. Схема выполнения техники пресуппозиции:
Учитывайте особенности пострадавших, главной из которых является быстрая внушаемость. Помимо этого, не стоит забывать - с какой из пострадавших групп вы работаете на данный момент. Если с такими группами пострадавших как, непосредственно пострадавшие; очевидцы; наблюдатели или «зеваки»; телезрители - вы общаетесь не всегда, то общение с такой группой пострадавших, как «жертвы» - неотъемлемая часть вашей работы. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ: на данном этапе рекомендуется провести практическую отработку, направленную на отработку навыков общения с жертвой. Материалы представлены в Приложении11. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЕДЕНИЮ Техники внушения быстры в применении, поэтому паузы и растерянность делают технику не эффективной. Техники внушения целесообразны в применении тогда, когда человек, желающий применить ту или иную технику, будет не просто иметь теоретическое представление о ней, а иметь практический навык неоднократного применения в учебной ситуации. Упражнение «Техники внушения». Цель: отработка навыка применения техник внушения. Содержание упражнения: Группа делится на тройки. Члены каждой тройки получают от преподавателя заранее заготовленные карточки (их у преподавателя несколько комплектов), каждому из этого комплекта – по карточке. В каждый комплект входят: 2 карточки, в которых указана какая-либо техника внушения, и одна карточка – пустая. Например: в карточке 1 указана техника пресуппозиции, в карточке 2 указана техника «или-или» и карточка 3 – пустая. Участники не показывают, что указано в их карточках. После получения каждым участником карточки, преподаватель всем тройкам дает задание: «В течение некоторого времени, вам необходимо вести беседу, не важно на какую тему. Те участники, в карточках которых указаны техники внушения, должны не только поддерживать беседу, но и применить в течение беседы - «свою» технику. На упражнение отводится около 3-5 минут. Затем обсуждение в группе. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЕДЕНИЮ Рекомендуется заранее заготовить комплекты. Техники в карточках, вы указываете самостоятельно. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| Заключительная часть | 10 |
|
Руководитель занятия:
_____________________ ____________ _________ _________________
Должность дата подпись ФИО
_____________________ ____________ _________ _________________
Должность дата подпись ФИО
_____________________ ____________ _________ _________________
Должность дата подпись ФИО
_____________________ ____________ _________ _________________
Должность дата подпись ФИО