ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 58
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
«Глобальная деревня» М. Маклюэн
Подготовила Четвертных Д.С.
ИСТ-Б-01-Д-2020-2
Название концепции
- Глобальная деревня -это учение,введенное канадским философом Маклюэном для обозначения инновационной коммуникационной и культурной ситуации, сформировавшейся в результате повсеместного распространения электронных средств взаимодействия. Это привело к тому, что люди получили возможность быстрой и мобильной коммуникации невзирая на расстояния.
- Под глобальной деревней Маклюэн понимает всё современное общество, воспроизводимое с помощью «электрических» средств коммуникации (радио, телевидения, кино и т.д.). Вступая в ежедневную связь друг с другом посредством данных коммуникаций, люди мыслят и действуют так, как если бы они находились в непосредственной близости друг от друга, например, жили в одной деревне. Они волей или неволей все сильнее влезают в жизнь друг друга, при этом размышляя и делая выводы обо всем, что они видят и слышат. Таким образом, разветвлённые электронные средства коммуникации как бы воссоздают человеческую общину.
Годы возникновения
Глобальная деревня была придумана канадским теоретиком СМИ Маршаллом Маклюэном и популяризирована в его книгах Галактика Гутенберга: создание типографского человека (1962) и Понимание Медиа (1964).
Главная цель (суть, основа) информационного общества
- Маклюэн основал свою концепцию на понимании людей, которые стремятся вовлечь личные взаимодействия во всем мире, и их последствий, поскольку они возникают и действуют одновременно со своими причинами. Термин «глобальная деревня» означает все части мира, объединяемые Интернетом и другими взаимосвязями электронных коммуникаций. Другие формы общения, такие как Skype, позволяют нам легче общаться и общаться с другими людьми, особенно с людьми из других стран. Новая реальность цифровой эпохи имеет значение для формирования новых социально значимых структур в контексте культуры. Обмен сообщениями, историями, мнениями, сообщениями и видео по каналам телекоммуникационных путей может вызвать недопонимание, особенно в разных культурах. Современные аналитики задаются вопросом о причинах изменений в обществе. Часто они размышляют о том, могут ли последствия этих изменений привести к какой-то новой социологической структуре. Большинство из них отметили, что возросшая скорость транзакций способствовала увеличению международной плотности, делая социальные сети катализатором социальных изменений.
Основные аспекты
- Маклюэн выделял отличительные особенности
- «глобальной деревни», среди которых:
- 1) усиление и нарастание, массовость коммуникационных процессов;
- 2) взаимодействие разных видов коммуникации и коммуникационных средств;
- 3) повсеместное распространение коммуникационных и информационных процессов.
- Понятие «глобальная деревня» можно отнести к телеологическим. Маклюэн не только констатирует то, что уже произошло, но и то, что происходит и будет происходить по мере развития информационных технологий. Представляется, что в процессе дальнейшей информатизации современного общества понятие «глобальная деревня» будет всё более соответствовать его природе.
- Маклюэн отмечал, что он не отзывается одобрительно о глобальной деревне, а просто говорит, что люди живут в ней.
- Ученый выделил три этапа в развитии цивилизации.
- Первый этап – первобытная дописьменная культура, основанная на принципах коллективного образа жизни, восприятия и понимания окружающего мира. На этом этапе жизнь общества детерминирована устными средствами коммуникации.
- Второй этап - с появлением печатного станка, как пишет Маклюэн в книге «Галактика Гутенберга», наступила эпоха дидактизма, индивидуализма и национализма, которая породила «типографского и индустриального» человека. Письменно-печатная культура, в понимании ученого, является элитной, доступной лишь образованным людям.
- Третий этап - электричество. Оно мгновенно связывает людей во всем мире, устраняет границу между днем и ночью, и превращает мир в одну «глобальную деревню».
Вывод
- Маршалл Маклюэн был одним из самых известных и наиболее четко выразившим свои идеи специалистом по проблемам изменений коммуникаций, культуры и общества второй половины XX в. Его наблюдения относительно развития новых технологий, медиа-средств и коммуникаций имеют большое значение для психологов и социологов, а также представителей бизнеса, в особенности тех, кто занимается вопросами рекламы и маркетинга.
Однако на более глубоком уровне замечания М. Маклюэна о языке и символах имеют ценность для всех форм человеческих взаимодействий. Высказывание о том, что «медиа-средство является посланием», само по себе стало элементом фольклора и остается символом теоретических и практических достижений М. МакЛюэна.