Файл: Гражданскоправовой.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 37

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Частное образовательное учреждение высшего образования

«Казанский инновационный университет имени В. Г. Тимирясова (ИЭУП)»
Юридический факультет

ОЩУЩЕНИЯ: ПОНЯТИЕ, ВИДЫ, ЗАКОНОМЕРНОСТИ И СВОЙСТВА; ИХ РОЛЬ В ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА

Реферат
Направление подготовки 40.03.01 Юриспруденция

(уровень бакалавриата)

Профиль «Гражданско-правовой»

Выполнил:

обучающийся гр. 000

очной формы обучения

Ф.И.О.
Руководитель:

старший преподаватель

Мусина Регина Рустэмовна

Казань – 2022
Содержание



Введение 3

§1. Понятие, классификация и свойства ощущений 4

§2. Роль ощущений в познавательной деятельности человека 6

Заключение 9

Список использованной специальной литературы 10


Введение


Ощущения играют большую роль в нашей повседневной жизни, хотя, несмотря на это, их считают самыми примитивными психическими феноменами. Когда мы способны всецело видеть, слышать, щупать, нюхать, нам это кажется абсолютно естественным и ничем не удивительным, однако утратив один из этих элементов мы теряем большой спектр возможности познания.

В психологии выработано достаточно много разных вариантов дефиниций ощущений. В данной работе мы постарались их скомпоновать и привести более точное определение. Ощущать способны все живые существа, которые обладают нервной системой. Если говорить о тех ощущениях, которые мы чувствуем осознанно, то они могут проявляться только у живых существ, которые имеют головной мозг и кору головного мозга. Это значит, что при задержке работы высших отделов центральной нервной системы или естественном отключении работы коры головного мозга у человека пропадает сознательная способность и тем самым способность ощущать, то есть воспринимать окружающую среду.

Жизненная необходимость ощущений выражается в том, что при помощи них до центральной нервной системы оперативно передается информация о текущем состоянии окружающей среды
, благодаря чему человек может проанализировать ситуацию и принять те или иные решения.

Наша жизнь, будучи изменчивым явлением, требует от нас мобильности и способности к быстрому адаптированию к новым условиям. Актуальность данной темы обусловлена именно тем, что изучение ощущений способствует к достижению этих задач.


§1. Понятие, классификация и свойства ощущений


Ощущение – это, в первую очередь, активная психическая деятельность организма. Во-вторую очередь, эта деятельность, связанная с отражением объектов материального мира и внутреннего состояния организма в человеческом сознании в следствии прямого воздействия внешних раздражителей на органы чувств.

Это значит, что человек смотря на какой-то объект материального мира способен дать ему характеристику, в том числе определить его приблизительный размер, назвать его цвет и форму. Характеристику можно расширить, если дать человеку возможность дотронуться до этого объекта. В результате чего он сможет определить его температуру, влажность, прочность и т.д.

Это мы еще говорим только об одном объекте познания, тяжело даже представить сколько раз в день наши органы чувств совершают таких операций.

Недостаточно что-то увидеть, услышать, пощупать, необходимо еще дать этому разумное объяснение. Выполняет эту функцию анализатор, термин, который был впервые упомянут в трудах И.П. Павлова в 19-20 в.

Анализатор или по-другому сенсорная система – это совокупность нейронов, которые участвуют в восприятии внешних раздражений, сопровождении возбуждения и анализе этих раздражений.

В 384-322 гг. до н.э. Аристотель одним из первых предложил свою классификацию ощущений, где выделил 5 их разновидностей:

1) Зрительная;

2) Слуховая;

3) Обонятельная;

4) Осязательная;

5) Вкусовая.

Большинство ученых дают предпочтение к использованию дополнительной классификации к уже приведенной Аристотелем. Дополнительно ощущения подразделяют на прикосновение и давление, осязание, болевое, зрительное, слуховое и ощущения органического характера (голод, жажда, боль и т.п.), закрепляя это классификацией Ч. Шеррингтона1.

Охарактеризовать ощущения можно, кроме того, раскрыв их общие свойства. К ним можно отнести:

1) Качественную;

2) Интенсивную;

3) Временную;

4) Пространственную.

Качественное свойство ощущения позволяет детализировать объект ощущения

, например, слуховые ощущения разнятся по громкости, частоте и т.д., зрительные ощущения – по контрасту, тону, насыщенности и т.д.

Интенсивное свойство ощущения позволяет определить количество и силу, оказывающего воздействие раздражителя и функциональное состояние рецептора.

Временное свойство ощущения определяет продолжительность воздействия раздражителей на организм. Раздражители, воздействуя на различные органы чувств не сразу вызывают ощущение, а только через некоторое время, также оно не исчезает мгновенно после прекращения его действия.

Пространственное свойство ощущения позволяет определять место воздействия раздражителя в пространстве. Точность их определения зависит от вида ощущения, например, те же контактные ощущения (вкусовые, тактильные) дадут более точную локацию, чем дистанционные (зрительные).

§2. Роль ощущений в познавательной деятельности человека



Ощущение является единственным каналом для информации, поступающая в человеческое сознание от внешнего мира. Человек без способности ощущать не то, что не может заниматься познавательной деятельностью, а в принципе, он теряет возможность нормально существовать.

Чтобы осознать всю значимость ощущений в жизнедеятельности человека, достаточно привести пример из жизненной истории русского врача С.П. Боткина (1832-1889), когда он столкнулся с больным пациентом, утратившим все виды чувствительности, кроме одного глаза и небольшого участка на руке. Он провел небольшой медицинский эксперимент над больной пациенткой, в котором просил ее закрыть видящий глаз и не дотрагиваться до чувствительного участка на руке. Спустя некоторое время испытуемая просто заснула.

Одним из основных отличительных атрибутов живого от неживого организма является умение обмениваться информацией. Поэтому, для человека постоянно требуется получать этот обмен информацией от внешней среды для достижения информационного баланса. Любому балансу противостоит избыток или дефицит, так же и с поступающей информацией, ее может быть слишком много или мало.

Большую угрозу на здоровье человека оказывает недостаточность информации, в науке это называется сенсорной изоляцией. Как раз было проведено исследование, где подопытных искусственно погрузили в эту сенсорную изоляцию. Выглядело это следующим образом:

Для эксперимента отобрали несколько человек и поместили их в специально предназначенные камеры, которые обеспечивают получение полной сенсорной изоляции (монотонные звуки, на руках и ногах испытуемых специальные цилиндры, ослабляющие тактильную чувствительность, надеты матовые очки, которые пропускают только слабый свет). В таком положении они находились несколько часов, после чего они начали приходить в состояние сильной тревожности и требовали их выпустить. В результате этих исследований ученые пришли к единому мнению, что сенсорная изоляция приводит к разного рода расстройствам психики.


Весомость ощущений в познавательной деятельности человека можно определить путем детального рассмотрения каждого познавательного процесса в их взаимосвязи друг с другом. Традиционного к познавательным процессам принято относить: ощущение, восприятие, представление, память, воображение, мышление, речь и внимание.

Ощущение как мы уже выяснили выступает отправной точкой всей познавательной системы. В самой тесной связи с ощущением находится восприятие.

Восприятие чувственно отображает предмет или явление объективной реальности, которые воздействуют на человеческие органы чувств. Несмотря на их предельную схожесть, между ними есть существенное отличие, которое заключается в том, что ощущение представляет собой процесс первичный и неосознаваемый, а восприятие невозможно без участия сознания, мыслительных процессов.

Представления создают в нашей голове образы, сценарии событий, которые возникают в результате продуктивного воображения или вспоминания. В отличие от восприятия, представления относятся не только к настоящему, но могут быть обращены в прошлое и будущее. Когда мы представляем какой-нибудь предмет или явление, их свойства ранее должны были быть уже отражены в нашем сознании для их дальнейшего воспроизведения.

Хранилищем наших предыдущих восприятий является память. Благодаря нему мы можем использовать прошлый опыт в своей деятельности. Память всегда связана с прошлым, которое проецируется в настоящем и будущем. Конечно же, он служит краеугольным камнем в нашей познавательной деятельности, способствующий эффективному развитию и обучению. Память не может быть заполнен без наличия информации, которая, как оказалось, может поступать только через органы чувств.

Создание образов предмета и явлений происходит посредством перестройки уже имеющихся представлений. В этом нам помогает наше воображение. Основной смысл воображения заключается в том, что через него проходит преобразовательный процесс представлений, хранящихся в памяти, приводящее к созданию нового предмета или явления.

Этот процесс очень многослойный и протекает в мышлении под влиянием информации, поступающей в сознание из внешнего мира через органы чувств и обрабатываемая восприятием, а также посредством тех образов, которые содержатся в памяти человека.


Мыслительный процесс – это процесс, в котором устанавливаются связи между предметами или явлениями окружающей нас среды. Его считают высшей ступенью обработки информации человеком. При помощи мышления мы можем сопоставить информацию из ощущения и восприятия, тем самым раскрывая совершенно новые, еще не постигнутые свойства предметов и явлений. Также благодаря нему мы глубже вникаем в сущность объекта.

Одним из способов обмена информацией является наша речь, являющаяся разновидностью коммуникативной деятельностью человека. Речь, будучи деятельностью общения посредством языка, одновременно отражает наше сознание, которое напрямую связано с мыслительным процессом, следовательно и с ощущениями.

Что касается внимания, то это сконцентрированность человека в текущий момент времени на каком-либо объекте познания (предмет материального мира, решение задачи и т.п.)

Исходя из всего вышеизложенного, можно резюмировать, что мы имеем целый арсенал познавательных процессов, тесно связанных друг с другом, каждый из которых не может обойтись без ощущений.

Заключение


В результате данного небольшого научного исследования вопроса ощущения, можно смело сделать вывод, что ощущение всё-таки непростое психическое явление. Его значение в познавательной деятельности человека многими недооценена. В повседневности мы постоянно сталкиваемся с различными ощущениями, так как оно является первичным контактом нашего организма с внешними и внутренними раздражителями.

От полноценной работы всех органов чувств зависит наше дальнейшее физическое и духовное развитие. Лишение человека одного из видов ощущений в отдельности либо полностью может привести не только к замедлению динамики интеллектуального прогресса, но и вызвать множество патологических процессов.

Ощущение стоит на первом месте среди других видов познавательных процессов. Только благодаря ощущению имеет смысл существования и функционирования восприятия, представления, памяти, воображения, мышления, речи и внимания.

Даже весь наш образовательный процесс, это целая познавательная деятельность в ходе которого параллельно происходит формирование личности. Нельзя представить образовательный процесс, а вместе с ним и процесс становления личности без ощущений.