Добавлен: 27.10.2023
Просмотров: 1489
Скачиваний: 70
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
1. Минимальное государство. Максимальное ограничение полномочий государства. Введено понятие «гражданское общество», охватывающее внегосударственную общественную среду. Его структурные компоненты: частные экономические организации и предприятия, общественные объединения, семья, религиозные общины и т.д. Государство создается и контролируется гражданским обществом.
2. Социальное государство. Ориентировано на эффективное выполнение функции социальной защиты граждан. За счет перераспределения общественного дохода в пользу малоимущих государство сглаживает социальное неравенство.
Государство стремится сформировать «социальное партнерство» власти, наемного труда, бизнеса, запускает крупные социальные программы по обеспечению достойных жилищных условий, занятости, развитию образования, культуры, здравоохранения и т.д. Главный инструмент государства – прогрессивное налогообложение.
3. Коллективистское, или тоталитарное государство.
Функционирование государства базируется на идее о безусловном превосходстве общественной собственности над частной. Выстраиваются плановые экономики, в масштабах страны производство организуется также, как и в отдельной корпорации или фирме.
4. Государство развития. Прямое вмешательство государства в экономику в целях содействия экономическому росту. Между властью и бизнесом выстраивается определенное партнерство.6
Все модели государств решают проблему социальной роли государства в жизни общества по-разному. Выбор модели во многом предопределен степенью зрелости и характером негосударственных политических институтов.
Государство оказывает влияние на все процессы, протекающие в обществе, выполняет в нем управленческие, регулирующие, идеологические и другие функции. Оно отвечает за состояние социальной сферы, устанавливает правовые и нравственные законы, защищает граждан и территорию страны, консолидирует общество для решения важных задач, организует людей и придает их деятельности смысл.
При сравнении разных государств между собой обнаруживаются, как общие черты, так и явные отличия, выявляются более развитые из них и менее развитые, слабые и сильные.
В современном мире сильное государство - самодостаточное
, независимое государство. У него имеется стратегия развития, обеспечивающая социальную и экономическую стабильность. Причем стабильность достигается не насилием и обманом, а поддержкой людей, доверяющих действующей власти.
Государство ведёт честную и открытую политику по отношению к собственным гражданам, старается передавать объективную информацию о состоянии дел в обществе. В нем нет внутренних угроз, способных оказывать дестабилизирующее воздействие, вследствие чего, нет необходимости содержать большую численность силовых структур.
Сильное государство имеет устойчивую, развитую экономику, независящую от внешних обстоятельств. Инфляция незначительна или отсутствует вовсе, денежная масса обеспечена товарами, нет дефицита.
Существующее производство, сельское хозяйство способны удовлетворить внутренний спрос. Бюрократическая машина работает на благо людей, при этом численность чиновников контролируется в соответствии с необходимостью. Рынок труда имеет достаточное количество вакансий с достойной оплатой труда, чтобы любой желающий работать мог найти себе применение. Властные структуры обращены лицом к людям и проявляют заботу о своих гражданах.
Сильное государство опирается на интеллектуальную элиту общества, внедряет новые технологии, вкладывает средства в науку, живет благодаря собственным производственным силам, а не пытается жить за счет внешних заимствований, эксплуатации природных ресурсов или угнетения собственного народа. В нем создаются условия для получения качественного образования, и существует востребованность в образованных людях.
Сильное государство самостоятельно определяет стратегию экономического развития. Для этого оно разумно использует рычаги влияния на экономику (налоги, ценообразование, кредитно-финансовые механизмы, штрафы и т.д.).
В нем осуществляется контроль над экономикой, не допускается возникновения значительного расслоения в обществе, образования социальных перекосов. В то же время в государстве нет избыточного регулирования с большим количеством контролирующих органов. Не раздувается бесполезный бюрократический аппарат и не допускается, чтобы система начала работать на поддержание самой себя.7
На настоящий момент во многих странах наблюдаются кризисные явления в экономике. Причина кроется в том, что имеющиеся модели экономического устройства не обеспечивают стабильного развития. В их основе лежит потребительская концепция, построенная на эксплуатации природы, и она, по мере исчерпания ресурсов, не даст в дальнейшем поддерживать высокий уровень жизни значительной массы населения. Поиск оптимальной системы управления экономикой, с учетом интересов всего общества, еще только предстоит разработать.
3. Основные характеристики российского государства
Сущность и назначение российского государства - фундаментальные характеристики государства, исследование содержания которых привлекает правоведов, социологов, политологов в разные периоды становления и развития современной России.
Правоведы призывают сегодня изучать не только конституционное и нормативно-правовое закрепление сущности и назначения российского государства, но и их реальное воплощение в жизни общества.
Сущность Российской Федерации как государства продекларирована в статье 1 Конституции РФ как демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления.
Политический режим определен в Конституции РФ как демократический на основе многообразия, многопартийности, отсутствия обязательной идеологии со стороны власти, с элементами народовластия и обеспечения политического единства народа в условиях многопартийности и свободы мнений. Компоненты правового государства определены содержанием и отдельными положениями Конституции РФ. Хотя и не дано определение правовому государству, оно касается, прежде всего, таких основ как верховенство права, права человека и подзаконность государственной власти.
Природа демократии России состоит из следующих аспектов:
- Народовластие в свою очередь делится на представительное и непосредственное;
- Устройство федераций, которое основывается на равенстве субъектов;
- Многообразие методов идеологии и политики.
Народовластие в России – процесс осуществления народом принятия важных государственных решений в ходе референдумов или путем выбора органов власти или местного самоуправления. Все субъекты федерации равны между собой, представляют собой совокупность территорий, объединенных в одной стране.8
Конституционное государство России демонстрирует следующие признаки демократии:
- Реальная представительная демократия;
- Законное обеспечение прав человека и гражданина.
Суть характеристики российского государства, как страны с демократическим строем, состоит в возможности граждан, проживающих на ее территории, осуществлять власть и защищать свои права в специальных выборных учреждениях. Подобные учреждения наделены законным правом принятия законов, которые имеют право решать важные для населения вопросы.
Демократию в стране обеспечивают следующие аспекты:
- Выборность Госдумы;
- Обусловленное в конституции создание Совета Федерации, законодательных учреждений и органов местного самоуправления.
- Институты демократического представительства взаимодействуют с политическим режимом, касательно вопросов наделения и защиты прав и свобод граждан. Данные наделения могут быть обеспечены в полной мере только при режиме демократии, в условии полной законности и отсутствии произвола в области силовых структур.
- Конституционные характеристики РФ включают все свободы и права людей и граждан, для реализации которых важно соблюдения комплекса условий.9
Федеративное устройство России строится на основе признаков единства и целостности территории. Суть федерального принципа состоит во вхождении в состав страны нескольких субъектов, наделенных равными правами. Некоторые субъекты, согласно Конституции, имеют название «государство», но независимыми государствами ни один из субъектов России не является.
Конституционные характеристики России с области устройства государства, имеют следующие особенности: в состав страны включены равноправные субъекты; республики, входящие в состав Федерации, имеют собственную Конституцию, другие субъекты – устав и законодательство; целостность государства; единство системы власти государства; равноправие и самостоятельное определение людей, проживающих в стране, разграничение предметов ведения и полномочий власти и территориальных субъектов; взаимные отношения с федеральными органами установлены на базе равноправия.
Федеративная страна состоит из следующих объектов: область, автономная область, республика; край, город федерального значения, округ.
Определение «федерация» противоположно «унитарному государству», в котором осуществляется централизованное управление, а единицы его территории не наделены признаками собственной государственности, и характеризуется только представителями местного самоуправления. В России унитарными считаются только республики, входящие в ее состав.10
Страна считается правовой, так вся ее деятельность направлена на соблюдения прав и свобод, считая это главной целью своего существования.
Государство правового типа выделяется высочайшим уровнем авторитета государственности, настоящим и действующим господством прав, строгим соблюдением всех законов во всех сферах жизни и деятельности граждан. Характеристика Российского государства, как социальной страны, обеспечивается господством общества над государством, поэтому страна может называться социальной.
Под правом в РФ подразумевают настоящий результат исторических процессов, и закрепляет определенные рамки свободы и справедливости, который обеспечивает государственный аппарат, находящий выражение в международных нормах, законах, актах и Конституции.11
Правовое государство в обязательном порядке подразумевает признаки светского государства. В такой стране нет единственного обязательного типа вероисповедания, в такой стране никто не принуждается к принятию какого-либо типа веры или отказа от нее. В России не существует дискриминации по признаку принадлежности к какой-либо религии или отсутствии ее.
Конституционные характеристики российского государства включают полную гарантию соблюдения прав и свобод личности. Данная характеристика является одним из способов осуществления демократии в стране. Государство, гарантирующее полное обеспечения прав и свобод людей, имеет право на заявления о народовластии в стране.
Конституционная характеристика РФ, как социального государства, заключается в направлении политики и деятельности на обеспечение условий, которые обеспечат достойный уровень жизни граждан.
Светский характер страны проявляется в возможности официальных лиц к отношению к любой религии. Официальные лица имеют права исповедовать любую религию, однако, отношение к какой-либо конфессии не должно иметь влияние на принятие государственных решений. Религиозные взгляды и конфессия государственных лиц не должны быть связаны с принятыми решениями или иметь какие-либо привилегии. Значение светской страны заключается в том, что религиозные объединения и государство существуют отдельно друг от друга, не вмешиваясь в дела каждого.
В жизнедеятельности Российского общества РПЦ и религия играют важную роль. Однако, в Конституции отмечено, что в стране нет обязательной государственной религии. Законом все религиозные объединения отделяются от государства, и подчеркивает их равенство между собой. Перед законом все религиозные организации равны.
В государственных и муниципальных учреждениях образования светских характер находит свое нормативное закрепление. Религиозные учреждения России имеют право обучать детей религии по согласию родителей вне рамок учебной программы. Обучение детей религии должно осуществляться строго по соглашению специального органа местного самоуправления.