ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 27.10.2023
Просмотров: 111
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1 Теоретические сведения о «сущности инфляции и ее видах»
1.4 Особенностях инфляции в России
Глава 2. Особенности антиинфляционной политики в российской экономике
2.2 Особенности антиинфляционной политики
2.3 Перспективы развития антиинфляционной политики в России
Глава 3. Рекомендации по улучшению антиинфляционной политики РФ
3.1 Лучшая антиинфляционная политика
Примечательно, что одной особенностью инфляции в России в то время стала привязка рубля к доллару при установке валютного курса только по итогам торгов на Московской межбанковской бирже. Хотя почти вся валюта продавалась на межбанковском рынке.
1995 год охарактеризовался попытками правительства взять под жесткий контроль предложение денег экономике. Но это не привело ни к чему, кроме как к кризису 1998 года. И к 1999 году в стране сократился наполовину валовый национальный продукт.
После 1998 года Центральный банк РФ задумался о проведении антиинфляционной политики и поддержке финансовой стабильности в стране. Активное участие национального регулятора в экономике и народном хозяйстве, а также чуткие отклики на реальную финансовую ситуацию смогли разрешить ситуацию. И постепенно экономика и финансовый сектор, несмотря на кризисы, восстанавливаются и развиваются по сей день. Например, по данным Росстата в 2019 году официальная инфляция составила всего 3%, хотя независимые аналитики дали консенсус-прогноз на уровне 4,7% за тот же год.
Глава 2. Особенности антиинфляционной политики в российской экономике
2.1 Антиинфляционная политика
Борьба с инфляцией и разработка антиинфляционной программы является необходимым элементом стабилизации экономики. В основе такой программы должен лежать анализ причин и факторов, определяющих инфляцию, набор мер экономической политики, способствующей устранению или снижению уровня инфляции до разумных пределов.
Возможны два подхода к управлению хозяйством в условиях инфляции: один заключается в поиске адаптационной политики, т.е. приспособлении к инфляции, другой - в попытке ликвидировать инфляцию антиинфляционными мерами.
Адаптационная политика построена на том, что все субъекты рыночной экономики (домохозяйства, фирмы, государство) в своих действиях учитывают инфляцию - прежде всего через учет потерь от снижения покупателей способности денег. В мировой практике существует 2 метода компенсации потерь от снижения покупательной способности денег. Наиболее распространена индексация ставки процента. Как правило, эта операция сводится к увеличению ставки процента на величину инфляционной премии. Другой метод компенсация инфляции - индексация первоначальной суммы инвестиций, которая периодически корректируется, согласно движению определенного, заранее оговоренного индекса.
Домохозяйства пытаются адаптироваться к инфляции через поиск дополнительных источников доходов. Работники пытаются защитить себя от инфляции через введение в контракт инфляционной корректировки заработной платы. Другими способами адаптации являются перестройка семейного бюджета в сторону наиболее эластичных товаров и услуг, быстрая материализация денег в товарно-материальные ценности и т.п.
Фирмы также изменяют свою экономическую политику в условиях инфляции. Это выражается, например, в том, что они берутся лишь за реализацию краткосрочных проектов, которые сулят более быстрое возвращение инвестиций. Недостаток собственных оборотных средств толкает фирмы на поиск новых внешних источников финансирования через выпуск облигаций, лизинг, факторинг. Это приводит к росту доли заемных средств относительно собственных и повышению финансового риска предприятий, риска неплатежеспособности (банкротства). В области управления запасами многие фирмы переходят на формирование спекулятивного запаса. Они стараются иметь превышение кредиторской задолженности над дебиторской, и лишь незначительное количество денег хранить в счетах в банке.
В условиях инфляции фирмы вынуждены изменять политику использования прибыли. С одной стороны, для стимулирования экономического интереса к деятельности фирмы менеджеры вынуждены увеличивать средства, направляемые на материальное поощрение. С другой стороны - ввиду того, что в условиях инфляции поток доходов уменьшается, а поток расходов растет, собственники фирмы, если они не хотят допустить сворачивания своего
капитала, вынуждены большую часть чистой прибыли направлять на развитие производства.
История знает много вариантов адаптационной политики правительства. В 60-70-х годах ХХ в. в Англии и в других странах внедрялась политика «стоп - вперед», т.е. крайне осторожное движение вперед. Но эта политика оказалась неэффективной, так как сдерживание цен оплачивалось снижением производительности труда и жизненного уровня населения.
В основе иной политики лежит контроль над соотношением цен и заработной платы. Эта политика дает положительный эффект в краткосрочном плане, но в долгосрочном периоде эта политика не прижилась, не стала популярной.
Другим вариантом государственной политики в условиях инфляции является минимизация государственного вмешательства в игру рыночных сил при использовании антиинфляционных мер.
Ортодоксальная программа чисто монетаристского характера предусматривает широкое поле деятельности для рыночных регуляторов наряду со свертыванием хозяйственной активности государства. Примером такой программы служит программа МВФ, принятая в России: либерализация условий деятельности фирм на внутреннем и мировом рынках, свободные цены при организации роста заработной платы и поддержания плавающего курса национальной валюты.
Страны с рыночной экономикой практически все прошли через инфляцию. Изучение их опыта дает ответ на многие вопросы. Однако в России своя специфика: отсутствие самонастраивающейся, саморегулирующейся рыночной экономической системы. Многие причины и факторы инфляции в России вообще не относятся к экономике.
Цель антиинфляционной политики государства состоит в том. чтобы установить контроль над инфляцией и добиться приемлемых для народного хозяйства темпов ее роста. Попытки справиться с инфляцией путем рестрикционной денежной политики в российских условиях имеют значительно более негативные последствия, чем сама инфляция, так как отбрасывают экономику назад за счет снижения уровня производства, нарастания неплатежей во всех секторах экономики, откладывания выплат по государственному внешнему и внутреннему долгу. Крайне негативные последствия имеет такая политика и для социальной сферы: возрастает безработица, своевременно не выплачиваются заработная плата, пенсии, пособия, резко снижается жизненный уровень населения.
Полную выкладку инфляции за все эти годы приведем в этой таблице:
Год Инфляция, % Год Инфляция, %
1991 160,40 2005 11,87
1992 2508,84 2008 13,28
1993 839,90 2009 8,80
1994 215,14 2010 8,78
1995 131,30 2011 6,10
1996 21,81. 2012 6,57
1997 11,03. 2013 6,47
1998 84,43 2014 11,35
1999 36,53. 2015 12,91
2000 20,18 2016 5,39
2001 18,58. 2017 2,51
2002 15,06. 2018 4,26
2003 11,99. 2019 3,04
2004 11,73. 2020 4,91
2005 10,92. 2021 4,51 (c января по июль)
2006 9,00. 2021 5,9% (средний прогноз на весь год)
2.2 Особенности антиинфляционной политики
Хозяйственный механизм государственного социализма в России, отягощенный непомерными военными расходами, не приводил к тесной увязке производства с запросами конечного потребителя. В результате производство вело к хроническим дефицитам, к разбуханию промежуточного продукта, к углублению деформаций межотраслевой структуры, к формированию замкнутых хозяйственных технологических циклов, оторванных от динамики спроса потребительского рынка. Исчерпание возможностей реформирования государственного социализма потребовало использовать механизм саморегулирования пропорций, свойственный рынку. В идеале к этому механизму следовало бы перейти, предварительно подготовив материальные предпосылки. К ним следует отнести формирование:
Основ рыночной инфраструктуры;
Конкурентной среды, для чего необходим был предшествующий этап разгосударствления и активной антимонопольной политики;
Резервных фондов, без которых, как известно, рыночная экономика не может действовать эффективно.
Переход к рынку должен был бы происходить на базе реформирования хозяйственного права, охраняющего интересы частных собственников. Но сложность ситуации заключалась в том, что неэффективное хозяйство государственного социализма развивалось гораздо быстрее, чем осознавались необходимые направления перехода к рынку. Разрушение СЭВа и СССР усугубило ситуацию, привело к разрыву традиционных хозяйственных связей, что обернулось резким падением производства. В этих условиях дефицит стал не просто хроническим и тотальным, но и принял угрожающий характер. Началось бегство населения и предприятий от денег и переход к натуральному
обмену, бартеру, использованию дополнительных форм обмена, что еще больше ограничило хозяйственные связи. Экономика оказалась в состоянии, которое можно назвать «у последней черты». Время для постепенных реформ было упущено. Теперь необходимы были пожарные меры, способные вернуть товары, а полки магазинов и возвратить рублю функцию всеобщего платежного средства. Как известно, это было сделано с помощью освобождения цен, превратившего подавленную инфляцию в открытую.
После этого формирование основ здорового рынка должно было происходить в условиях открытого роста цен. Поскольку подтягивание доходов населения отставало от темпов инфляции, ценой форм стало снижение жизненного уровня населения. Положения осложнилось чрезмерным ростом цен, переходящим допустимый рубеж. Открытая инфляция перерастала в гиперинфляцию. Рост цен в 1993 г. составил 900-1400% в годовом исчислении или 20-25% в месяц.
О гиперинфляции свидетельствует затухание инвестиционной деятельности в России и устремление свободного капитала исключительно в спекулятивный бизнес. Гиперинфляция не увеличивает предложение товаров и поэтому отодвигает выход из экономического кризиса. Итак, пока задействовать очищающие силы рыночной саморегуляции не удалось. Они могут задействовать очищающие силы рыночной саморегуляции не удалось. Они могут развернуться на фоне подавления инфляции, перевода ее на путь инфляции регулируемой при одновременном подтягивании рыночной инфраструктуры и укреплении конкурентной среды.
В целом же инфляционные процессы российской экономики связаны и с общим расстройством хозяйства, разрывом экономических связей, финансированием огромного управленческого аппарата. Именно поэтому с середины 90-х годов основным инструментом проведения антиинфляционной политики становятся меры по общей экономии ресурсов и ликвидации бюджетного дефицита.
2.3 Перспективы развития антиинфляционной политики в России
1. Дефляционная денежно-кредитная политика (регулирование спроса) осуществляется путем ограничения денежного спроса следующими мето-дами: повышением налогообложения в целях роста дохода бюджета и сокращением покупательной способности населения; сокращением государственных расходов, повышением учетной ставки банков, сокращением спроса на кредит и рост сбережений; повышением нормы обязательных резервов; реализацией ЦБ государственных ценных бумаг, приносящих фиксированный доход.
• 2. Политика доходов означает установление параллельного контроля за ростом цен и заработной платы путем полного их замораживания или установления пределов их роста.
• 3. Политика индексации означает индексацию потерь экономических субъектов из-за обесценивания денег. Правительство РФ периодически индексирует пенсии, стипендии, пособия, заработную плату, однако из-за отсутствия средств это осуществляется без необходимой увязки с ростом цен
как по времени, так и по величине возмещаемых потерь. Поэтому проводимая индексация не всегда оказывает существенное влияние на уровень жизни.
• 4. Политика стимулирования расширения производства и роста сбережений населения.
Чтобы успешно преодолеть инфляцию, необходимо устранить ее причины. Кейнсианский подход базируется на предпосылке о дефиците благ на рынке вследствие уменьшившегося предложения при неполной загрузке мощностей. Решение проблемы заключается в том, чтобы стимулировать инвестиционный спрос, вследствие чего, учитывая эффект мультипликатора, увеличится совокупное предложение. Рост национального производства в конечном счете приведет к снижению цен, т.е. к снижению инфляции.
Кейнсианские программы стабилизации широко применялись в 30-е гг. и после второй мировой войны. Однако к 70-м гг. активная государственная политика привела к быстрому росту бюджетного дефицита и государственного долга, что вызвало необходимость пересмотра используемых методов.
Новое экономическое течение (монетаризм), пришедшее на смену кейнсиан-ству, использовало основные идеи неоклассиков. Монетаристы считали, что государственное вмешательство в экономику должно быть сведено к мини-муму и ограничиться в основном денежной сферой. Инфляция также провозглашалась чисто монетарным явлением, связанным с увеличением денежной массы в экономике. Метод борьбы с инфляцией, по мнению монетаристов, заключается в ограничении денежной массы: правительство должно повысить процентные ставки и уменьшить количество денег на руках у населения. В этом случае совокупный спрос сократится и инфляция уменьшится. Одновременно с ограничением спроса нужно стремиться увеличить совокупное предложение. Это можно осуществить за счет продажи части государственной собственности (частичная приватизация), усиления антимонопольной политики, поддержке мелкого и среднего бизнеса. Особенностью монетарных программ является приверженность концепции открытой экономики - страна должна быть интегрирована в мировое хозяйство и открыта для притока иностранных капиталов.