Файл: Особенности поведения олигополистических фирм в России.doc
Добавлен: 29.10.2023
Просмотров: 29
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Автономная некоммерческая
профессиональная образовательная организация
«Экономический колледж при ПГУ»
КУРСОВАЯ РАБОТА
по предмету: Основы экономической теории
на тему: «Особенности поведения олигополистических фирм в России»
Выполнил(а) студент(ка): Захарова Полина Андреевна
(ФИО, подпись)
Специальность: Операционная деятельность в логистике
Курс: 2 Группа: л2-22
Форма обучения: очное
(очное, заочное)
Руководитель курсовой работы: Караваева Наталья Михайловна
(ФИО, подпись)
Пермь, 2023
Содержание
Введение 3
1.Теоретические основы олигополистического поведения фирм в Российской Федерации 5
1.1.Понятие «Олигополия» и ее признаки 5
1.2.Механизм в олигополии 7
2.Особенности в России 10
2.1. 10
Картель из проявлений рынка. в стремления – к кооперативому . определению, один из , характеризующийся и совместным , которые цен и производства , с целью равновесие. В картеля наибольшие , так как иметь или явный о объема для монопольной на рынке. 13
2.2. Становление в России 15
по главе 2 16
3. в современной 17
3.1.Особенности отраслей 17
3.2. олигополии на сотовой в 19
Заключение 22
Список литературы 23
Введение
Олигополия - это рыночная структура, при которой в реализации какого-либо товара доминирует очень немного продавцов, а появление новых продавцов затруднено или невозможно.
Товар, реализуемый олигополистическими фирмами, может быть и дифференцированным и стандартизированным.
Обычно на олигополистических рынках господствует от двух до десяти фирм, на которые приходится половина и более общих продаж продукта.
На олигополистических рынках, по меньшей мере, некоторые фирмы могут влиять на цену благодаря их большим долям в общем объеме выпускаемого товара.
Продавцы на олигополистическом рынке знают, что когда они либо их соперники изменят цены или выпускаемый объем продаж, то последствия скажутся на прибылях всех фирм на рынке. Продавцы осознают свою взаимозависимость.
Актуальность выбранной темы состоит в том, что в современной экономике олигополия – является одним из самых распространенных типов рынка. Многие отрасли российской промышленности являются олигополиями: нефтепереработка, черная и цветная металлургия, трубная и химическая промышленность. К тому же олигополия привлекает к себе внимание своим специфическим строением, а именно небольшим количеством участников отрасли, но одновременно с этим высоким уровнем степени их взаимосвязи и взаимовлияния. В связи с этим бесспорной является необходимость детального изучения многообразия форм олигополии.
Целью данной работы является подробное изучение моделей олигополии и их проявления в современной экономике России. Для достижения поставленной цели необходимо выполнение следующих задач:
-
Изучение общего понятия олигополии -
Выявление основных моделей олигополии и рассмотрение их особенностей -
Исследование олигополистического рынка в России -
Анализ рынка сотовой связи России
Объект исследования: модели олигополистического рынка
Предмет исследования: стратегии фирм – олигополистов в зависимости от выбранной модели действий.
Анализ вопросов теории и практики раскрытия экономических основ и анализа финансовых отношений показал большой интерес как отечественных, так и зарубежных ученых. Среди отечественных ученых следует отметить: Баликоев В. З., Борисов Е. Ф., Гребенников П. И., Днепров М. Ю., Иохин В. Я., Корниенко А.В.
Информационную базу данной работы составляют нормативные, правовые и законодательные акты Российской Федерации (РФ), а кроме того исследования отечественных и зарубежных ученых в области финансового анализа, и материалы периодической печати.
Методы исследования –анализ, синтез, прогнозирование, статистическая обработка результатов, дедукция и т.д.
В данном исследовании в первой части рассматриваются общее понятие олигополии и выявляются ее признаки и характеристики. Во второй главе будет раскрыта сущность и принципы действия моделей олигополии, таких как: модель А. Курно, модель П. Суизи и К. Форхаймера, модель Э. Чемберлина, а также принципы картели.
В третьей главе рассмотрено изучение олигополистических отраслей России и произведен анализ рынка сотовой связи.
-
Теоретические основы олигополистического поведения фирм в Российской Федерации
1.1.Понятие «Олигополия» и ее признаки
Согласно определению из учебника «Managerial Economics» олигополией является самая распространенная структура рынка в современной экономике, форма несовершенной конкуренции, для которой характерны действия нескольких крупнейших фирм - производителей на рынке. Олигополистическими структурами принято считать такие отрасли, в которых существует от 2 до 24 производителей (предел обусловлен тем, что с 25 производителей начинается отсчет структур монополистической конкуренции) [6, c.74].
Существует несколько признаков, характеризующих олигополистический рынок, представленных на схеме 1:
Рисунок 1 - Признаки олигополий
Рассмм подробнее каждый из этих признаков:
-
Однородность и разнородность продукции характеризуется наличием или отсутствием дифференциации товара в отрасли. В соответствии с этим признаком олигополия делится на 2 вида:
-
Дифференцированная олигополия (автомобилестроение, электротехника, электроника) характеризующаяся:
-
Значительной дифференциацией продукта -
Действием закономерностей монополистической конкуренции: -
распадом единого рынка на ряд сегментов -
особым значением неценовой конкуренции
-
Недифференцированная олигополия (цементная, нефтяная промышленности, большинство отраслей металлургии) характеризующаяся стандартизацией продукта.
Малочисленность и крупные размеры фирм. В переводе с греческого «олиго» - немногие, «полио» - продаю, что говорит о олигополистическом рынке как о господстве нескольких фирм. Это свидетельствует о том, что на рынке действует несколько крупных производителей. В связи с их малочисленностью, фирмы – конкуренты находятся в зависимости друг от друга, что приводит к необходимости каждого производитеотри
-
ля учитывать и принимать во внимание решения каждого из своих конкурентов, а также их возможную реакцию на собственные действия. Но степень олигополизации рынка устанавливается с учетом не столько количества, сколько доли крупных фирм в производстве. Существует несколько подходов для рассмотрения видов олигополий в зависимости от количества фирм и их долей на рынке [14, c.92].
Подход для разделения типов олигополий был предложен экономистами П. Самуэльсоном и В. Нордхаусом. Согласно данному подходу разделение олигополии на подвиды происходит в зависимости от степени контроля предприятий над ценой и могут выражаться:
- ;
- доминировавшей ;
- конкуренцией
-
входа на , это о больших , которые на рынке. В играют барьер и рынка.-
– зависит от , то есть от на производства. по праву из самых возникновения и олигополий в . Его заключена в том, что выпуска для предполагает большого , что способны только . Сложностью то, что для продукции капиталовложения и , что себе не фирма. , объективные для ведущего – гигантов. выступать . -
Барьер заключается в том, что компании барьер, из них к банкротству или уйти из . Это в связи с рынка. , с олигополистической , удовлетворенностью крупными . При новых будет , а издержки только , что как раз и привести к из или банкротству. при новых ущерб , давно эту «», что может к войне или нечестной , что к вытеснению с производителя [4, c.
-
-
информация, как – При оценке несовершенство , характерно для , в с взаимозависимостью субъективным . Фирмы – , не достаточными о , которые , начинают возможное производителей [13, c.140].
три основные , отличающиеся в от деятельности и и взаимосвязи:
1. характеризуется:
- и общей у – конкурентов;
- объема в нескоординированной
- характером , разрывами дохода;
- цен и блокированием рынка при
2. Картели :
- целью – прибылью;
- между ( производства, , ценообразованием, в отношении к )
3. структура :
- общей - олигополистов – и максимизацией ;
- существованием поведения ( в ) [24, c.85].
1.2.Механизм в олигополии
характеризуется:
-
производства; -
для вступления на ; -
слияния.
- эффект на единицу при распределении на все большее продукции.
зависит от , в долгосрочном издержки по того, как размеры ( продукции) [26, c.45].
становится , крупный способствует на . Более , в модернизации и новых в оптимальные достигают , становятся для входа в эту для производителей. приобретают над мелкими. Это при финансов, производства, в эффекта и рационального несколькими
в с большим с незначительными .
Так как основой является конкуренции, он с слабые при банкротства, или с более , происходящее на операций по , доли или предприятия . может как , так и являться .
В любом процессы к основной у нескольких , что является рынка [9, c.81].
ценообразования математик и А. . При исследовании , он показал, что выбирается продукции, максимизации его , то, что объем у конкурентов . В своем А. пришел к :
-
Любая определенным и между и объемом -
равновесия от продавцов
При на одного , т.е. характеризуется , цена . Чем больше в отрасли, тем равновесная , но она до тех пор, пока не к издержкам [16, c.
исследование в условиях продолжено Э. Чемберлином, положение о . Согласно Э. небольшое фирм и , которые для , вынуждают действий, к положения, как , так и всей в . Из этого , что все олигополисты в завышенной , что в очередь , что цена установлена и без .
Более несколько применения :
-
цели :
- Обеспечением ( ): использование цен для , чтобы на рынок
- : происходит и издержек с условий , и выбирается , обеспечить в прибыль.
- (прибыли): анализа , цен, появления , а также повышения или цен на продукцию или фирм-олигополистов, в то же , свои и сбыта.
Олигополистической свойственна . сильно под ценовой одного из . при ценообразовании ломаный спроса на , спрос верхний .
-
Анализ
издержки предел , что важно при цен, при ведении . Анализ цен [20, c.134]
в связи с взаимозависимости . принимает , основываясь на других , , в свою , во внимание фирмы.
-
ценообразования -
, цену на , из условия, что должны издержки и продукции, а получение . -
окончательной – этап .
этап окончательной , её соответствия фирмы, восприятию , а в прогнозом олигополистов на цен.
Также специфические цен:
- Лидерство в ситуацией на , при которой из признается , и изменения в этим , а ценовая следует за лидера.
- фирмы – в ценах – на олигополистическом , при один не менее 50 % , а предприятия для индивидуальных в политике.
- на базе – характеризуется , при у одной из – есть без для себя низкие, чем у , .
Подробная представлена в моделей , стратегии [11, c.
Выводы по 1
– это рыночная , при аналогичную лишь . Олигополия ситуацию, на определенных или основную делят небольшое производителей.
олигополистического тот факт, что в принятия о помимо и показателей учитывает , как предположительная на действия .
2.Особенности в России
2.1.
Модель , или дуополии, так в французского , впервые её . Она на условных :
- на рынке фирм;
- , при принятие , считает и ;
- объем считается и ;
Согласно предполагается , что на только два товара. данный у из этих , причем фирм и не различий в . данная условием, что ни производитель не в эту отрасль [28, c.54].
дуополиста модели:
представлен на .2.
1 : Фирма А производить . До момента, В не начнет , А считает, что В равняется и она монополист в ; кривая на ее будет с кривой . производства и выбирается из MR=MC (на графике P1 и Q=50, Q будет спроса по в с тем, что кривая с ростом в два раза )
P1
D0
MR0
MC
100
50
Q
Рисунок 2 - Первый этап в действиях при дуополии Курно
2 - Первый в при дуополии
2 : После А на рынке В и пока А , сама 50 товара по Р1. на долю А 50 единиц . Так как по цене Р1 не больше 50 , то А принимает цену, в смещается ее в положение D1 и издержек в MR1. учитывая прибыли MR=MC, А для себя выпуска Q= и цену на P2.
3 : В качестве Фирма В 75 единиц по Р2, что снова А пересмотреть и размер [4, c.142].
, как уровень в результате фирм:
1 : на поставляется 50
2 этап: на 25+50=75
3 этап: на 12,5+75=87,5 из необходимых 100 .
можно , что при нескоординированной потребительский удовлетворен или же к удовлетворению.
- дуополиста по представлено на .3.
3 - Поведение - по модели
, практическим Курно для поведения – является то, что из изменяет производства в на изменения фирмы до тех пор, изменения [19, c.127].
Но не учитывается : бы первая предпринимать и, к примеру, цены на , не бы конкурента на .
Штакельберга - это Курно, в ней дуополия, из производителей в лидера, а – в аутсайдера. модели об объеме принимает – , и соответственно оставшийся неудовлетворенным как свою .
Данная на может при распределении . , лидеру , по функции свои , в то как аутсайдер ( ) ничего не о возможностях . При разделении на отсутствует в решениях, так как зависит от выпущенной им (Q1) и на максимизацию, а зависит от на решения (Q2=Q2(Q1)).
Рисунок 4 -
равновесие с Штакельберга, для дополнительные для , а именно – равной . изопрофиты решения дуополии ее при заданной [22, c.68].
Изопрофиты на ниже , тем большему она соответствует, в с тем, что ее к оси OX соответствует производства – и соответственно Q фирмы.
Для на одном изобразить дуополистов, а равной для фирмы ().
Штакельберга и на рис.5.
5 - Штакельберга и
этих является то, что , что оба дуополиста , а Штакельберга , когда из – лидер, а .
Причем будет С, а равновесие достигаться в линии с наиболее лидера ( – фирма А, то - Sa, если – В, то – Sb) [6, c.137]
дуополии, Штакельберг в является модели , которую , а сама состоит в том, что выбрать поведения им : быть или последователем. , модель – модель при наличии .
Картель из проявлений рынка. в стремления – к кооперативому . определению, один из , характеризующийся и совместным , которые цен и производства , с целью равновесие. В картеля наибольшие , так как иметь или явный о объема для монопольной на рынке.
является то, что при совместного путем цен и объемов принимают , чтобы свои на правах . предполагает письменного , в освещены цен, уровень , доля () из олигополистов в (или рынков), политика в ресурсов, в , профсоюзов [15, c
Для притока в конкурентов установить , которая не фирмам .
Определение представлено на .6.
6 - Определение
Кривая A затратами на членов . Pm, Qm – точка . PL, QL – комбинация, картелем для новых .
была модель – , которая многих , в том и России. На сталкиваются с действий , т.е. на рынке в олигополии. при изучении структуры модели спроса, как Суизи, предложена в г. П. и независимо от Р. и К. Хитчем. рассматривает спроса с фирм-конкурентов в [7, c.149].
представлена на .7.
7 - Модель
модели предположением, что на из олигополистов на остальные к ответному, но цены, а при одной из оставят неизменными [23, c.52].
В рассматривается , на олигополистическом фирм продукт, находится в P* и q*. Стремясь прибыль, А, кривую Dа на продукцию, расширить до q1, с этим до уровня P1. это к оттоку покупателей от в пользу А, что вызовет у них . Остальные на подобнее адекватно , в результате эластичность на товар и для Фирмы А в Dб. После при снижении до P1 А может на уровень , q*1. Если , то для отраслевого будет кривая с участками, где т. Е точкой , равновесную и оптимальный отдельных .
помимо особую кривая . Если для D точка , то у MR наблюдается ST, так как существенное в спроса. обратно фирм в , т.е. чем фирм в , чем они похожи по , чем более и чем теснее ними, тем разрыв для MR, если свою правилу MC=MR, а издержек в ST, то объем и цены для оставаться [1, c
Модель наглядной ценовой в олигополии. На данной велико, так как в с точного перегиба, а реакции олигополисты, вид кривой поддерживать , перенося в неценовую .
Чемберлина на , что фирмы - сделать из своего . данной производителей в том, что они не придерживаться о друг , так как , что он изменяется за их решением, а в сотрудничестве для прибыли. То без в сговор, они к установления на их продукцию.
представлена на .8.
8 - Модель
DD1 – спроса на
1 шаг: дуополист 1 с максимизирующего производства Q1
2 шаг: Для при допущении , что первого , участок AD’ – спроса на его . фирма свою , половину Q1Q2.
3 шаг: 1 фирма , что на ее есть , и сокращает с Q1 до Q’1, а цена с P в положение Pm.
4 шаг: понимает одинакового по завышенной цен, своего .
: Не прибегая к , удалось и друг от к монопольному на , причем поделен дуополистами .
Курно и представлениями о друг . То в модели при максимизации считает, что другого . В то время как в производители реакции на действия, в - то степени с его собственными . Из следует , что Чемберлина и удобна для на .
2.2. Становление в России
российских в период отношений. отечественных разделить на , которые субъектов, между , государственного .
этап: олигополий в кризиса ). В этот формировались за концернов в и области, предприятий. был достаточно . На начали олигополисты.
: укрупнение рынков ). В это время крупнейших . приобретались на выгодных . перераспределение на олигополистические , на рынке иностранных [16, c.93].
этап: на олигополистических годы). позиций сектора и . Разнопрофильные в единые типа «», . Наблюдается зарубежными предприятий.
: укрепление сырьевых на и зарубежном годы). характеризуется отношений с . Происходит от предприятий-индивидуалистов к предприятий-партнеров. конкуренции и зарубежными .
этап: на олигополистические в мирового (2008-2014 ). влиятельными компании с участием государственного капитала, которые принимать цен. Объявляется олигополистических . позиции в отрасли на . Развитие при государственной .
этап: олигополистов в экономических год – настоящее ). высокий государства на , их поддержка. олигополистов к ресурсам. возможность для олигополистов в с правительством импортозамещения и на вводимые в санкции[5, c.
по главе 2
При каждым оказывается на действия и на всей . Для стратегий в условиях достаточное . Но никакая из них не . Регулированием в занимается
3. в современной
3.1.Особенности отраслей
обладает , связанных с . Экономическая от государств, ведения , перевес в средств и ВПК, а высокая управления привели к доли в различных хозяйства. В с велико рынка для России. явная в сырьевых , и цветной , т.е. в на которые экономика . производства, в «» восьми , для данных от 51 до 62 %. Также олигополизированность химической и (производство , , аэрокосмическая ) [29, c.
Полной уровень в легкой и . В этих показатель, 8 фирм, не 10 % от объема .
металлургия – из примеров рынка . На момент на около 20 , но 80 % держат 7 среди : ММК, , Новолипецкий .
Нефтяная считается из России. Ей вертикально-интегрированных (так - промышленные , которых на основе технологически : поиск, и нефти — — природного — товарного и его потребителю), на всех . Продавцами на нефтепродуктов ВИНКи: лиц ПАО «», ПАО «Газпром », ПАО «», ПАО «НК «Роснефть», ПАО « » (согласно « о конкуренции в » на 2022 год службы ) .
По сообщениям СМИ, акций ПАО «Газпром», в 70,7 . долларов. В Business 47 строчку .
В российских - «Сургутнефтегаз» - 183 ,« » - 206, ЮКОС - 234, «» - 437, « никель» - 452, « » - 464, РАО «ЕЭС » - 490 и «» - 717 место. При в первую объем компаний по на 31 мая года.
В « » попали 8 из США, а British и Dutch/Shell. не изменился, им корпорация , которая более 383 . . Всего же в 423 американские . образом, вторая из тысячи на США.
экономики с рентабельностью в 1.
Таблица 1 - с высокой
| (%) продукции в г. |
В по экономике | 11,3 |
| 14,1 |
промышленность | 22,0 |
| 21,5 |
| 16,1 |
Газовая | 47,7 |
| 16,1 |
Цветная | 27,8 |
транспорт | 20,5 |
Морской | 22,6 |
| 35,8 |
Наибольшая в промышленности в промышленности металлургии промышленности
рентабельность по на связь По транспорту 22,6%, общего – промышленности –
продукции в по составила в 11,3%.
В 2 лидеры России.
2 – в России
итогам по | Группа / - пания | | реализации в 2021( руб.) | | |
| |||||
| |||||
| |||||
| |||||
1 | | | и нефтегазо- вая | | |
2 | Лукойл | | | ||
3 | , | 5163000 | | ||
4 | | Банки | | | |
5 | РЖД | и логистика | | | |
6 | | | Машиностроение | | |
7 | Х5 Group | | 1295008 | | |
8 | ВТБ | | 1185800 | | |
9 | | и нефтегазо- вая | | | |
| |||||
| |||||
10 | Магнит, | Розничная | | |
Черная классической для олигополии. Так как одним из по железной , то эта является . на рынке 20 компаний, но 75% 5 металлургических ( «ММК», , Нижнетагильский , Челябинский , Уральская )
Россия из лидеров рынка. Она поставщиком для стран. В нефти 9 компаний ( нефтяные ), а около 150 и компаний. На 9 компаний 90% всей в стране. отрасли в ПАО «Роснефть» и ПАО «».
3.2. олигополии на сотовой в
Рынок в России – из ярких , так как на рынке крупных , идентичную . на то, что рынок существует в уже 17 лет (если с основания из крупнейших ), абонентов удивительно . Однако мобильной не даже , учитывать, что составляет млн. . Это свидетельствует о том, что при развитии и доходов , потребителей будет .
В европейских рынка включает в или двух и – четырех , а общая производителей в среднем %. Примерно же наблюдается на , но со своими .
80% рынка в России так «большой » - три компании : ПАО МТС (34,5 %), ПАО «» ПАО «Мегафон» оценить на данном вычислить (HHI)
* индекс (HHI) – для оценки , вычисляется как долей фирмы в .
HHI = S21+ S22 +…+ S2n , где S1 и S2 - в процентах фирм в , как отношение фирмы к продаж . По коэффициентов и Херфиндаля — три типа :
-
I тип – рынки: при < HHI < -
II тип – умеренноконцентрированные : при < HHI < 2000 -
III тип – : при HHI < 1000
за III 2022 г. по у разных связи в 1 [30].
3 - абонентов за III г.
Оператор | , чел. | Доля , % |
ПАО « » | 61 882 046 | 34,5 |
ПАО «Билайн» | 45 | 25,1 |
ПАО «» | 41 357 524 | 23 |
| 28 | 17,4 |
Рисунок 9 – компаний России
HHI для ситуации на c связи:
HHI22+232+17,42
Это российский связи как с степенью услуг в «» фирм, и , как .
Для рынка в России три поведения: Курно, , и по принципу .
-
Курно - из считает, что трафика не повлияет на услуг участников . -
Штакельберга. или игроков сотовой согласно , тогда как , что конкурент () первую . -
Штакельберга. не в рамках , т.е. все операторы согласно и неправильно , что (другие) поведения . -
Кооперативная . Все олигополистического связи в соглашение о с целью совокупной , так простого .
В сотовые в основном на числа , и на момент мобильной в достигает а в лицензионной – Данная при структуре как в России, так и в , и нет в появлении компаний на . А дополнительная , может потребителями, при снижении услуг в «руках ».
Современный сотовой в России признаётся происходят на типа, по себе не означают по ценовой . фирмы , всего корпорациями, значительными , у них есть время по заниженным . , ценовая не сознательно современных . мировой , они не могут не , что ценовая в счёте к всех её
по главе 3
Для рынка России Херфиндаля-Хиршмана (HHI) крупных , услуги . Более 80% три компании, называют " ".
Заключение
, является , которая взаимодействием . к характеристикам можно продукции, участников и входа в . моделями :
-
Модель – определяют , максимизирующий их , предположение, что , выбранный , является . Курно выпуск , бы устроил , причем при положении конкурентной -
– расширенное Курно, в случае является , а – последователем, ведомого. -
и структура – явного или между на для достижения на рынке. с монополией . запрещен стран. -
– иначе кривой . и объясняет вид спроса для , а также предельного . -
Чемберлина – возможное и «нащупывают» , не прибегая к к почти .
Значение для экономики их формирования и в стремления к оптимальных .
У олигополии положительные :
-
способствует (в связи с производства) -
оказывать выгодным и
Негативные :
-
близка по к , что ведет к тем же . -
Олигополия за снижение имеющихся и удовлетворения
Несмотря на олигополии и вносят в развитие , в исследованиях и продуктов и . К же в отличие от у все же есть , что их к использованию прогресса и положения на .
В же основные , являющиеся , на базируется , олигополизированы: , тяжелая и так . Но помимо и другие , стали , так , рынок в России.
, описанные в , безусловно, изучены и высшим , так как в условиях олигополизированных знания .
Одной из российской обеспечение российских и их в соответствии с .
Действующее , только . законодательство ряд , в частности:
разработки объективных концентрации с накопленного стран ;
- показателя на региональном для выпускают , что не позволяет фирму–монополиста;
не в полной развитых в антимонопольного .
- недостаток за нарушение ;
- разъяснений по к и выхода их из .
Создание и использование действенного антимонопольного законодательства создадут основу для здоровой конкуренции и повысят эффективность функционирования субъектов рыночной экономики в России.
Список литературы
-
Бакальская, Е.В. Несовершенная конкуренция / Е.В. Бакальская // «Научно-практический электронный журнал Аллея Науки» №16 2017 — С.51-53. -
Баликоев, В. З. Общая экономическая теория : учебник / В. З. Баликоев. – 16-е изд., перераб. и доп. – Москва : ИНФРА-М, 2020. – 528 с. -
Богатырева, М. В. Основы экономики : учебник и практикум для среднего профессионального образования / М. В. Богатырева, А. Е. Колмаков, М. А. Колмаков. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 424 с. -
Борисов, Е. Ф. Экономика : учебник и практикум / Е. Ф. Борисов. – 7-е изд., перераб. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 383 с. -
Бродский, Б. Е. Макроэкономика : Продвинутый уровень : курс лекций / Б. Е. Бродский. – Москва : Магистр : ИНФРА-М, 2019. – 336 с. -
Васильев, В. П. Экономика : учебник и практикум для вузов / В. П. Васильев, Ю. А. Холоденко. – 3-е изд., перераб. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 316 с. -
Викулина, Т. Д. Экономическая теория : учебное пособие / Т. Д. Викулина. – 2-е изд. – Москва : РИОР : ИНФРА-М, 2020. – 209 с. -
Гребенников, П. И. Макроэкономика в 2 т. Том 1 : учебник и практикум для вузов / П. И. Гребенников, Л. С. Тарасевич, А. И. Леусский. – 11-е изд., перераб. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 300 с. -
Гребенников, П. И. Макроэкономика в 2 т. Том 2 : учебник и практикум для вузов / П. И. Гребенников, Л. С. Тарасевич, А. И. Леусский. – 11-е изд., перераб. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 255 с. -
Гребенников, П. И. Экономика : учебник для вузов / П. И. Гребенников, Л. С. Тарасевич. – 5-е изд., перераб. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 310 с. -
Гукасьян, Г. М. Экономическая теория: ключевые вопросы: Учебное пособие / Г.М. Гукасьян. – 4-e изд., доп. и перераб. – М.: НИЦ ИНФРА-М, 2019. – 224 с. -
Дерен, В. И. Экономика: экономическая теория и экономическая политика в 2 ч. Часть 1 : учебник и практикум для вузов / В. И. Дерен. – 6-е изд., испр. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 432 с. -
Дерен, В. И. Экономика: экономическая теория и экономическая политика в 2 ч. Часть 2 : учебник и практикум для вузов / В. И. Дерен. – 6-е изд., испр. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 415 с. -
Дерен, В. И. Экономическая теория и экономическая политика. Практикум : учебное пособие для вузов / В. И. Дерен. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 286 с. -
Днепров, М. Ю. Экономическая теория : учебник для вузов / М. Ю. Днепров, О. В. Михайлюк, В. А. Николаев. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 216 с. -
Евстафьев, Д. С. Основы экономических знаний / Д. С. Евстафьев. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 190 с. -
Иохин, В. Я. Экономическая теория : учебник для вузов / В. Я. Иохин. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 353 с. -
История экономики : учебник для среднего профессионального образования / О. Д. Кузнецова, И. Н. Шапкин, А. С. Квасов, Л. И. Пермякова. – 4-е изд., перераб. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 435 с. -
Ким, И. А. Микроэкономика : учебник и практикум для вузов / И. А. Ким. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 328 с. -
Ким, И. А. Основы экономической теории : учебник и практикум для среднего профессионального образования / И. А. Ким. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 328 с. -
Корниенко, О. В. Все, что вы хотели узнать об экономике, но боялись спросить. Экономическая теория в реальных вопросах и ответах студентов и преподавателя : учебное пособие / О. В. Корниенко. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва : ФЛИНТА, 2019. – 301 с. -
Коршунов, В. В. Экономическая теория (для не-экономистов) : учебник для вузов / В. В. Коршунов. – 3-е изд., испр. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 237 с. -
Макроэкономика : пособие для семинарских занятий / под ред. Р.М. Нуреева. – М. : Норма : ИНФРА-М, 2019. – 384 с. -
Макроэкономика : учебник / под ред. Л.Г. Чередниченко, А.З. Селезнева. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва : ИНФРА-М, 2020. – 385 с. -
Макроэкономика : учебник для вузов / С. Ф. Серегина [и др.] ; под редакцией С. Ф. Серегиной. – 4-е изд., испр. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 477 с. -
Макроэкономика. Сборник задач и упражнений : учебное пособие для вузов / С. Ф. Серегина [и др.] ; под редакцией С. Ф. Серегиной. – 3-е изд., перераб. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 184 с. -
Маховикова, Г. А. Экономическая теория : учебник и практикум для вузов / Г. А. Маховикова, Г. М. Гукасьян, В. В. Амосова. – 4-е изд., перераб. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 443 с. -
Основы экономической теории : учебник для среднего профессионального образования / Е. Н. Лобачева [и др.] ; под редакцией Е. Н. Лобачевой. – 4-е изд., перераб. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 539 с. -
Поликарпова, Т. И. Экономическая теория : учебник и практикум для вузов / Т. И. Поликарпова. – 4-е изд., испр. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 254 с. -
http://www.gks.ru/ - официальный сайт Федеральной службы Государственной Статистики