ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.10.2023
Просмотров: 49
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Пример деиндустриализации Голландии - "голландская болезнь". Проблема была связана с активной разработкой страной месторождений природного газа в Северном море. С ростом добычи природного газа промышленный экспорт Голландии сокращался, а рост цен на природный газ на мировом рынке только усиливал эту тенденцию
На основе научно-технического прогресса новые теории отвергали базовые понятия классических теорий, предлагая иные подходы к объяснению международной торговли
Особенности неотехнологической школы:
● включение в процесс исследования новых факторов и переменных: человеческих и капитальных ресурсов стран, научно-технического прогресса, условий несовершенного рынка товаров и факторов производства и международной мобильности факторов производства и др.
● макроэкономический подход к анализу международной торговли дополнился микроэкономическим
● основные преимущества - в монопольной позиции фирмы (страны) - новатора
● объекты мировой торговли – технологии, воплощенные и в наукоемких товарах, и в лицензиях
● новая стратегия для отдельных фирм: выпускать не то, что относительно дешевле, а то, что необходимо всем или многим, но что больше пока никто выпускать не может
● государство должно поддерживать производство высокотехнологичных экспортных товаров
Неотехнологическая школа
Объясняли структуру международного разделения труда технологическими факторами.
Если основными переменными современных неоклассических моделей являются, как у Хекшера-Олина, наделенность факторами и интенсивность их затрат, то основные переменные неотехнологического подхода – это затраты на НИОКР, заработная плата на одного занятого и процент квалифицированной рабочей силы
♦ Теория технологического разрыва М. Познера
♦ Теория эффекта масштаба П. Кругмана
♦ Теория жизненного цикла товара Р. Вернона
Параметры факторов:
• человеческие ресурсы (в т.ч. ресурс знаний)
• ресурсы капитала
• инфраструктура
• природные ресурсы
Стратегия фирм и конкуренция:
• внутренние условия функционирования фирмы (налогообложение, финансовые рынки, институциональные основы)
• конкуренция компаний в данной стране
Параметры спроса:
• нетипичный спрос на сегментах местных рынков
• нужды отечественных потребителей, которые предвосхищают появление аналогичных потребностей в др. странах
• наличие механизмов передачи предпочтений внутреннего рынка на внешний
Родственные и
поддерживающие отрасли:
• наличие в стране доступных фирм в родственных и поддерживающих отраслях
• кластерная форма организации вместо изолированных фирм производителей
М. Портер
(род. 1947)
Спрос и предложение на мировом рынке
Пример
Страна А
0 20 40 60
2
1
Мировой рынок товара Х
Товар X
Товар X
Е
•
•
•
Цена в единицах товара Y
Страна В
0 30 50 70
Товар X
•
•
D
S
a
b
d
e
0 40
2
1
0,5
c
Sm
Dm
f
b+d
2
1
0,5
h
i
f
S
D
Цена в единицах товара Y
Цена в единицах товара Y
Импорт
Предположим, что страна В имеет сравнительное преимущество в производстве товара Х, и в отсутствие внешней торговли соотношение цен на внутреннем рынке устанавливается на уровне 1Х = 0,5Y.
В стране А аналогичное соотношение цен будет: 1Х = 2Y. Т.о., страна В будет экспортировать товар X в страну А.
Кривая спроса мирового рынка (Dm) на товар X (это спрос страны А на импорт товара X) строится на основе величины избыточного спроса в стране А при ценах, более низких, чем внутренняя цена равновесия (2Y за 1X).
Кривая предложения на мировом рынке (Sm) получена исходя из величины избыточного предложения в стране В при ценах выше внутренней цены равновесия (0,5 Y за Х)
Пусть на мировом рынке товара X установилась цена 1Х = 1Y, при которой избыточный спрос на товар X в стране А (60 – 20= 40) равен избыточному предложению данного товара в стране В (70 – 30 = 40)
Страна А. Потребительский излишек увеличится на (a+b+d). Производители потеряют a. Чистый выигрыш - (b+d)
Страна В. Излишек производителей увеличится на (h+i+f). Потребители потеряют (h+i). Чистый выигрыш - f
Мировое хозяйство в целом имеет выигрыш в размере (b+d+f)
Внешняя торговля и распределение доходов
Распределение выгод между странами зависит от степени изменяются внутренних цены в результате установления торговых отношений. Больше получает страна, у которой цены изменились сильнее
Правило распределения выгод: выгоды от внешней торговли прямо пропорциональны изменениям цен в обеих странах
Выигрыш страны А/Выигрыш страны В = D(А)%/S(В)%
где D% и S% - относительные изменения цен
Анализ динамики экспортных и импортных цен отдельных стран: показатель «условий торговли» (соотношение индексов экспортных и импортных цен отдельных стран)
Т = Рх / Рm, где
Т – «условия торговли»
Рх - индекс экспортных цен
Рm – индекс импортных цен
Рост Т называют «улучшением» условий торговли
Влияние внешней торговли на отраслевую структуру экономики
Отрасль, производящая экспортную продукцию, будет расширяться. Цена экспортного товара будет расти (до уровня мировой цены). Увеличится спрос на факторы производства, занятые в этой отрасли и цены на них
В краткосрочном периоде (до перемещения в отрасль ресурсов из др. отраслей), от торговли выиграют владельцы факторов, используемых в растущей экспортной отрасли. Проиграют владельцы факторов в импортозамещающих отраслях
В долгосрочном периоде (когда ресурсы из отраслей, конкурирующих с импортом, начнут перемещаться в экспортные отрасли) цены на факторы производства в экспортных отраслях могут снизиться. Но структура факторов в этих отраслях, отличается от структуры факторов импортозамещающего производства. Поэтому цена на факторы производства в экспортных отраслях будет выше исходного уровня
Задача. Страна экспортирует товар Х по мировой цене, равной 60. Функция спроса D = 400 – 5Р. Функция предложения: S = -50 + 5Р. Введена экспортная пошлина, равная 10. Определить: объем экспорта до и после введения пошлины, доход государства, потери и выигрыши потребителей и производителей, величину общих потерь в экономике от введения экспортного тарифа.
0 100 150 200 250
60
50
45
А
•
•
Количество товара Х
Цена товара Х
D
S
В
С
Е
•
•
Решение.
До введения пошлины спрос составлял 100 (точка А), а предложение - 250 (точка В).
Разница (250-100=150) – это и есть экспорт.
После введения пошлины спрос = 150 (точка Е), предложение = 200 (точка С). Экспорт = 200-150 = 50
Потери производителя - фигура (60, В, С, 50) = (60-50)*((200+250)/2)= 2250.
Выигрыш потребителя - фигура (60, А, Е, 50) = (60-50)*((100+150)/2)= 1250.
Государство получит пошлины в размере 10*(200-150) = 500.
Величина общих потерь = 2250 – 1250 – 500 = 500
Ответ: 150, 50, +500, +1250, - 2250, 500
Пошлина
Выигрыш потребителя