Файл: Инфляция и её особенности в Российской Федерации.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.10.2023

Просмотров: 85

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
результате инфляция предложения, наоборот, растет. Итоговый рост или снижение цен зависит от того, какой тип инфляции преобладает в конкретной ситуации.

1.2 Виды и типы инфляции.


Инфляция классифицируется по следующим критериям.

В зависимости от темпов (скорости протекания) выделяют следующие виды инфляции:

- Ползучая (умеренная) – рост цен не более 10% в год. Сохраняется стоимость денег, договоры подписываются в номинальных ценах. Экономическая теория рассматривает такую инфляцию как наиболее благоприятную, поскольку она идет за счет обновляемости ассортимента, она допускает корректировку цен, которая изменяет условия спроса и предложения. Эта инфляция управляемая, так как ее можно регулировать.

- Галопирующая (скачкообразная) – рост цен от 10-20 до 50-200% в год. В договорах начинают учитывать увеличение цен, население вкладывает деньги в материальные ценности. Такой инфляцией трудно управлять, часто проводятся денежные реформы. Данные изменения свидетельствуют о экономике, ведущей к стагнации, то есть к экономическому кризису.

- Гиперинфляция – рост цен более 50% в месяц. Годовая норма более 100%. Благосостояние обеспеченных слоев общества и нормальные экономические отношения разрушаются. Неуправляемая инфляция, требует чрезвычайных мер. Из-за гиперинфляции, остановки производства и обмена реальный объем национального производства уменьшается, растет безработица, закрываются предприятия и происходит банкротство.

В зависимости от характера проявления различают следующие виды инфляции:

- Открытая – положительный рост уровня цен в условиях свободных, нерегулируемых государством цен.

- Подавленная (закрытая) – усиление товарного дефицита, в условиях жесткого государственного контроля над ценами.

В зависимости от причин, вызывающих инфляцию, выделяют:

- Инфляцию спроса;

- Инфляцию издержек;

- Структурную и институциональную инфляцию;

Прочие виды инфляции:

- Сбалансированная – цены на разные товары меняются в одинаковой степени и в одно и то же время;

- Несбалансированная - цены на товары растут неравномерно, что может привести к нарушению соотношения цен;

- Ожидаемая – позволяет принять защитные меры. Обычно рассчитывается органами государственной статистики;

- Неожидаемая;

- Импортируемая – развивается под влиянием внешних факторов.

В любом случае инфляционное давление будет ощущаться только в том случае, если экономика почти полностью использует все имеющиеся мощности: в производство вовлекаются непроизводительные ресурсы, некоторые из них становятся недоступными, также профсоюзы все более жестко выступают за повышение заработной платы. Наконец, когда производственные возможности экономики полностью исчерпаны, любое увеличение совокупного спроса немедленно приводит к росту цен.
[8]

1.3 Методы измерения инфляции.


Поскольку инфляция представляет собой длительный и неравномерный рост цен, то его измерение представляется чрезвычайно важным моментом в жизни общества. Измерение силы инфляционных процессов позволяет повысить степень надежности при планировании экономической деятельности.

В макроэкономике для определения уровня инфляции широко используются индексы, а именно индексы цен, представляющие собой относительные показатели, характеризующие соотношение цен во времени. В конце XIX века были выведены две формулы индекса цен, которые используются в качестве основных в статистике. С помощью одной из них взвешиваются цены текущего периода и базового на одинаковый набор товаров (товарную корзину). Эта формула носит название индекс Ласпейреса. Он отражает изменение стоимости потребительской корзины базисного периода, произошедшее в текущем периоде.

(1)

где  p1q0 – стоимость продукции, реализованной в базисном (предыдущем) периоде по ценам отчетного периода;  p0 q0 – фактическая стоимость продукции в базисном периоде. Второй метод основан на использовании индекса Пааше. Он представляет собой агрегатный индекс цен с весами (количество реализованного товара) в отчетном периоде. Этот ценовой индекс показывает, на сколько изменилась фиксированная товарная корзина текущего года по отношению к базовому периоду, то есть на сколько подешевели или подорожали товары.

(2)

где  p1q1 – фактическая стоимость продукции отчетного периода;  p0 q1 – стоимость товаров, реализованных в отчетном периоде по ценам базисного периода. У рассмотренных выше индексов имеется недостаток: в них не учитываются изменения номенклатуры потребительских товаров, а следовательно, не отражаются сдвиги в товарных корзинах потребителей. Если индекс Ласпейреса несколько завышает рост цен, то индекс Пааше его занижает. Для того, чтобы устранить недостатки, присущие индексам Пааше и Ласпейреса, рассчитывается индекс Фишера. Данный ценовой индекс есть средняя геометрическая величина двух последних:



(3)

Индекс Фишера усредняет показатели, тем самым сглаживая недостатки индексов Ласпейреса и Пааше. Его идеальность заключается в том, что индекс является обратимым во времени, то есть при перестановке базисного и отчетного периодов получается обратный индекс (величина, обратная величине первоначального индекса). Для измерения же общего уровня цен в России с 1996 г. введено ежеквартальное исчисление дефлятора ВВП. Он считается наиболее реалистичным, так как охватывает всю совокупность товаров и услуг, которые производятся и потребляются в данной стране.

(4)

где номинальный ВВП – расходы в нынешнем году по текущим ценам; реальный ВВП – расходы в нынешнем году по ценам базового года. Таким образом, можно сделать вывод, что методы измерения инфляции многообразны. На сегодняшний день существует официальная статистика индексов потребительских цен, на базе которых можно рассчитать темпы инфляции, а также формулы, по которым можно определить уровень инфляции. [10]

Анализ и проблема инфляции в Российской Федерации.

2.1 Анализ инфляции в Росёси1йской Федерации.


На графике (рисунок 1) можно увидеть, как менялась ежегодная инфляция, в зависимости от происходящих в стране событий. В новой истории России наиболее тяжелыми годами являются 1998 год, а также период с 2001 по 2003 годом. Снижение уровня, за некоторыми исключениями, наблюдается ежегодно. К 2019 году страна подошла к относительно нормальному показателю – 5,5%. Цены могли быть ниже, если бы Правительство страны не решило повысить НДС (налог на добавленную стоимость). Дополнительные издержки, понесенные производителями, привели к росту цен на товары, что привело к увеличению уровня инфляции. [17]


Рисунок 1 – График инфляции в России по годам, %

Рассмотрим ситуацию с инфляцией на сегодняшний момент. В марте 2021 г. месячный рост потребительских цен (по оценке с поправкой на сезонность, на рисунках – SA.) составил 0,63%, что является максимальным показателем с мая предыдущего года (рисунок 2, рисунок 3). [16]



Рисунок 2 – Динамика основных показателей инфляции, %



Рисунок 3 – Цены на товары и услуги (прирост к предыдущему месяцу в %)

При этом базовая инфляция, медиана месячного роста, другие показатели стабильной динамики цен, а также рост цен на основные группы товаров и услуг увеличились более существенно. Их ежемесячный прирост с ноября 2020 года остается значительно выше 4%. Общий рост текущей инфляции сдерживает заметное снижение цен на плодоовощную продукцию, динамика цен на которую внесла существенный вклад в ускорение роста цен. в предыдущие месяцы (рисунок 4). [16]



Рисунок 4 – Динамика потребительских цен по группам товаров и услуг (месяц к предыдущему месяцу, %)


Годовая инфляция продолжила расти и составила 5,79%. Это выше траектории прогнозов Банка России и их целевого показателя (4%). Годовые темпы роста цен на непродовольственные товары увеличились до 5,92%, услуги - до 3,20%. Годовая продовольственная инфляция снизилась до 7,58%, в основном за счет снижения цен на помидоры и огурцы. В годовом исчислении также выросли показатели устойчивой ценовой динамики. Базовая инфляция достигла пика с февраля 2017 года, а средний годовой рост цен – с мая 2019 года (Рисунок 5.). Расчетная трендовая инфляция в марте выросла до 4,43%.[16]



Рисунок 5 – Распределение приростов цен на товары и услуги, инфляция, базовая и трендовая инфляция (прирост в %к соответствующему месяцу предыдущего года)
Влияние спроса. На динамике цен на многие непродовольственные товары и услуги по-прежнему влияло расширение спроса, включая отложенные эффекты. В результате спрос на непродовольственные товары продолжает расти. Месячный рост цен в этом сегменте (без учета нефтепродуктов) ускорился на 0,08% до 0,62%. Годовой рост цен на многие товары, включая одежду, обувь и предметы домашнего обихода, продолжил расти (Рисунок 6). [16]



Рисунок 6 – Цены на отдельные непродовольственные товары (прирост в % к соответствующему месяцу предыдущего года)
Снижение годовых темпов роста цен на бытовую технику и компьютеры во многом было связано с эффектом базы - в марте прошлого года спрос на них резко вырос из-за ослабления рубля и перехода к самоизоляции и удаленным формам работы и учебы. По мере ослабления эпидемии сектор услуг продолжал восстанавливаться. Ежемесячные темпы роста услуг в секторах, наиболее затронутых пандемией, – транспорте, туризме, отдыхе и развлечениях - заметно увеличились, что, в частности, отражает последствия отложенного спроса. Подорожали и повседневные услуги, например, бытовые. В целом ежемесячный рост цен на услуги (без учета ЖКХ) ускорился на 0,12% до 0,62% и достиг максимума с октября 2018 года (рисунок 7). Годовые темпы роста цен на многие виды услуг увеличились (рисунок 8). Авиабилеты стали дороже, чем годом ранее.




Рисунок 7 – Цены на услуги (прирост в % к предыдущему месяцу)



Рисунок 8 – Цены на отдельные услуги и общественное питание (прирост в % к соответствующему месяцу предыдущего года)
Влияние затрат.

В марте ценовое давление оставалось высоким. Возобновление спроса способствовало последующему переносу в цены увеличения стоимости сельскохозяйственного сырья и импортных промежуточных продуктов, которое произошло в 2020 году. Продолжающийся рост мировых и внутренних цен на металлы, нефтехимию и столярные изделия усилил влияние возросшего спроса на строительные материалы и мебель, причем рост годовых темпов роста на них был самым большим среди непродовольственных товаров с рыночными ценами. Еще одним источником удорожания производства автомобилей стало прекращение поставок импортных комплектующих. Существенным фактором роста затрат, который отразился на ценах на широкий спектр товаров и услуг, стало ускорение роста цен на топливо, которое продолжается с января этого года.

2.2 Проблема инфляции в Российской Федерации


Основная проблема применяемых методов борьбы с инфляцией в России состоит в том, что сфокусированы они не на факторы роста инфляции, а, наоборот, наносят удары как раз по факторам роста экономики – спросу, который и так снижается в течении нескольких лет. Рост инфляции в России принципиально отличается от роста на Западе. У нас рост инфляции обусловлен ростом издержек, монополизмом, налогами. Розничные продажи в России в 2020г. оказались ниже уровня 2013г. примерно на 9%. Инвестиции в основной капитал за ним не растут. Инфляция в России не обусловлена ростом спроса как на Западе. В России природа инфляции немонетарная и является по сути инфляцией издержек. Когда движущей силой роста цен является рост расходов производителей, а не рост потребления. Но правительство и финансовые власти с необъяснимой настойчивостью вольно или невольно оказывают давление именно на потребление. В то же время процентная ставка центрального банка является едва ли не основным инструментом борьбы с инфляцией. Центральный банк в начале года перешел к нейтральной политике и как ожидается продолжит повышать ставку. Отчасти это может повлиять на укрепление рубля по отношению к основным валютам и снизить стоимость импорта. Однако все еще сложно оценить ущерб, который такие действия могут нанести спросу в экономике. Ведь, по сути, повышение ставки наносит основной удар по потребительскому и инвестиционному спросу. Давление на спрос также оказывает увеличение налоговой нагрузки, который некоторым образом был обозначен в прошлом году. В этом контексте нелишним будет вспомнить историю с повышением НДС несколько лет назад до 20% и влияние этого шага на рост инфляции. То есть повышение ставки, по сути, вносит вклад в рост инфляции за счет увеличения процентных издержек, что исключает возможный вклад укрепления рубля в инфляцию.