Файл: Особенности государственного и общественного строя стран Древнего Востока.rtf
Добавлен: 29.10.2023
Просмотров: 93
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Автономная некоммерческая образовательная организация высшего образования
«Сибирский институт бизнеса и информационных технологий»
Реферат
Тема: «Особенности государственного и общественного строя стран Древнего Востока»
Дисциплина: История государства и права зарубежных стран
Выполнил:
Сульженко Глеб Евгеньевич
Проверил:
Омск 2023
Содержание
Введение 3
Глава 1. Общая характеристика общественного строя стран Древнего Востока 5
1.1 Формирование общественного строя стран Древнего Востока 5
1.2 Понятие и сущность «восточной деспотии» 9
Глава 2. Основные черты общественного строя различных стран Древнего Востока 14
2.1 Древний Египет 14
2.2 Древний Шумер и Вавилон 22
2.3 Древний Китай 29
2.4 Древняя Индия 37
Заключение 44
Список литературы 47
Введение
Актуальность темы настоящего исследования связана с тем, что проблематика государственности стран Древнего Востока традиционно занимает особое место в науке.
Страны Древнего Востока внесли большой вклад в развитие мировой цивилизации. Они заложили первоначальные основы многих духовных и материальных ценностей, которые впоследствии были восприняты и творчески развиты, став достоянием всего человечества.
Причем понятие «Восток» в исторической науке используется не столько как географическое, сколько как историко-культурное, цивилизационное. Здесь впервые в истории развития человеческого общества сложились те социальные и политические институты, государство, право, мировые религии, которые и породили со времени возникновения античных государств (Древней Греции и Рима) в I тысячелетии до н.э. дихотомию «Восток – Запад».
Целью настоящей работы является выявление характерных особенностей общественного строя стран Древнего Востока.
Объектом исследования являются общественные отношения в странах Древнего Востока.
Для реализации названной цели необходимо решить следующие задачи работы:
1) рассмотреть процесс становления общественного строя стран Древнего Востока;
2) определить основные черты общественного строя различных стран Древнего Востока;
3) изучить особенности «восточной деспотии» как характерной особенности общественного строя стран Древнего Востока.
Глава 1. Общая характеристика общественного строя стран Древнего Востока
1.1 Формирование общественного строя стран Древнего Востока
Древний мир — эпоха в истории человечества, доминирующей линией развития которой было утверждение рабовладельческого способа производства, возникновение первых классовых обществ и государств. Данная тенденция исторического процесса реализовывалась в условиях многообразия конкретных путей и форм общественного развития географически полностью или частично разобщенных народностей. Неоднозначность природно-климатических условий во многом определяла дифференцированность этого процесса.
Понятие «Древний Восток» традиционно используется в науке для обозначения совокупности стран юго-западной, южной и восточной Азии, а также северной и северо-восточной Африки в соответствующий исторический период. Восток в древности был представлен многими странами, рядом крупнейших региональных цивилизаций (индо-буддийской, ассирийско-вавилонской, конфуцианско-китайской).
Переход к государству от родоплеменного строя был связан с появлением земледельческих и скотоводческих племен. В зависимости от почвы и климата в одних районах мира преобладало земледелие, в других – приручение животных. Можно полагать, что в ранней истории цивилизации Древнего Востока земледелие играло преобладающую роль. Однако только с появлением упряжки, бывшей результатом скотоводческой культуры, стало возможно распространение и упрочение самого земледелия. Вслед за отделением скотоводства от земледелия большое влияние на переход от родоплеменного строя к государству оказало отделение ремесла от земледелия, вызванное успехами в обработке металлов. Рабство, носившее прежде спорадический характер, становится существенной составной частью общественной системы. Возникает производство непосредственно для обмена. Пахотная земля переходит в частную собственность отдельных семей. Усиливается власть военного начальника, она становится наследственной, закладываются основы наследственной знати. Исчезает родовой строй, в родовых поселках появляется пришлое население, сами родичи начинают делиться на бедных и богатых. Такое общество могло существовать только в постоянной борьбе между классами или под господством третьей силы в лице государства, которая, стоя над борющимися классами, подавляла их открытые столкновения.
Важнейшим аспектом изучения истории государств Древнего Востока является проблема взаимодействия природы и общества в условиях относительно низкого уровня развития производительных сил и соответственно высокой степени зависимости человека от окружающей среды. Не менее значима проблема причинно-следственных связей, обусловивших возникновение государства и права. Поэтому особое внимание уделяется ряду областей Древнего Востока, прежде всего долинам Нила, Евфрата, Инда, Ганга, Янцзы, Хуанхе, оказавшимся особенно благоприятными для обитания человека. Здесь раньше, чем в других регионах, получило развитие оседлое, основанное на ирригационной системе земледелие с относительно устойчивыми урожаями. Появление во многом в связи с этим прибавочного продукта и присвоение значительной его части родоплеменной знатью стимулировало наиболее раннее в истории разложение первобытно-общинного строя, зарождение классового общества и государства.
При этом выявились важные тенденции общественного и государственно-правового развития значительной части основных стран Древнего Востока. Одной из основных социальных форм, играющих решающую роль в эволюции древневосточных обществ, была сельская община, сохранившая во многом черты патриархально-родовой организации. В значительной мере она определяла характер политической власти в этих обществах, роль и регулирующе-контрольные функции древневосточного государства, особенности правовых систем. Имело место длительное сохранение сельской общины, базирующейся на натуральном хозяйстве и потому замкнутой в себе экономически и в значительной мере политически. Совместным трудом крестьян-общинников в основном поддерживались и развивались оросительные системы.
Консервация общинных структур, в свою очередь, в немалой степени сдерживала (замедляла) развитие частной собственности на землю. При таких условиях долго преобладали полупатриархальные, но от этого не менее тяжелые формы эксплуатации, главным образом посредством внеэкономического принуждения, в интересах монарха, знати и жречества. Удельный вес труда рабов был относительно невелик, хотя и постоянно возрастал. Увеличивались и другие формы эксплуатации свободных (ростовщичество, наем работников и т. д.), а также покоренных племен.
Выступая как и всякое другое государство орудием социально-классового господства, древневосточное монархическое государство было призвано вместе с тем выполнять функции, связанные с координацией разрозненного общинного производства, с обеспечением насущных условий его развития. При отсутствии или слабом развитии рыночных отношений государство с его административно-командным аппаратом выполняло особые контролирующие, регулирующие функции, что и обеспечивало исключительное место и значение управляющей верхушки в восточном обществе.
Но не меньшее значение имела деятельность властных структур, государства по поддержанию религиозно-культурного единства древневосточных обществ, обеспечиваемого на основе сохранения их самобытных, фундаментальных ценностей. Значение целенаправленной консервации, укрепления религиозной идеологии в древневосточных обществах также определялось в значительной мере слабостью экономических связей, почти полным отсутствием рыночных отношений при натуральном характере общинного производства. Религиозная идеология, играющая важную роль в поддержании единства того или иного восточного общества, строилась на основе различных морально-этических, религиозных ценностей, но неизменно отводила особое место “связующему единству” — правителю.
Таким образом, существуют важные тенденции общественного и государственно-правового развития значительной части основных стран Древнего Востока. Это прежде всего длительное сохранение сельской общины, базирующейся на натуральном хозяйстве и потому замкнутой в себе экономически и в значительной мере политически. Совместным трудом крестьян-общинников в основном поддерживались и развивались оросительные системы.
1.2 Понятие и сущность «восточной деспотии»
По мере усложнения классовых и общенациональных задач государства и особенно сохранения политической самоизоляции сельских общин монархия в ряде стран, не встречая серьезного противодействия в народе, постепенно приобретала форму деспотии. Вся полнота власти, не ограниченной законом, принадлежала монарху, обожествляемому и правящему посредством войска и чиновничества. Идеологической основой деспотизма стала религия, обожествлявшая личность и власть главы государства.
Существовала определенная закономерность в становлении деспотической формы правления. Первоначальные государственные структуры обычно возникали на основе и в территориальных границах отдельных племен или племенных союзов, сохраняя многие пережитки первобытно-общинного строя. Эти небольшие по территории так называемые номовые государства возглавлялись правителями, нередко потомками племенных вождей, власть которых ограничивали совет знати и народное собрание. Такие властные структуры, первоначально не всегда монархические, в результате союзов и особенно завоеваний превращались в большие относительно централизованные государства. Их образование в немалой степени обусловливалось необходимостью поддержания в должном порядке единой для большей части речной долины ирригационной системы.
Особенностью стран Древнего Востока было то, что форма государственной власти и политический режим принимают форму восточной деспотии, для которой характерно:
1)неограниченная власть царя;
2)объединение светской и духовной власти в одном лице;
3)наличие огромного бюрократического аппарата;
4)отсутствие всяких свобод и подавление личности.
Своеобразие восточной деспотии объясняется сельской общиной и, как правило, тесно связано с ирригационной системой.
В государствах восточной деспотии можно выделить три главных ведомства:
1)военное;
2)финансовое;
3)публичных работ, которые составляют государственный бюрократически организованный аппарат власти, в свою очередь нуждающийся в связующем звене