Файл: Отчет о практике Название дисциплины Производственная практика, по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности, правоохранительная бакалавриат 40. 03. 01 Юриспруденция, уголовноправовая.doc
Добавлен: 29.10.2023
Просмотров: 410
Скачиваний: 6
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
допускаются только по судебному решению, а также направления дела в суд или его прекращения.
Правда, не исполнять таковое он вправе, только если обжаловал его вышестоящему руководителю следственного органа. А вот направление последнему материалов уголовного дела и своих письменных возражений на обжалуемое указание - это уже право следователя, отказ от реализации которого не возлагает на следователя обязанности исполнить обжалованное им указание.
Что же в этой ситуации может сделать руководитель вышестоящего следственного органа, которому поступила жалоба следователя? Если ему поступила жалоба на указание, касающееся изъятия уголовного дела и передачи его другому следователю, привлечения лица в качестве обвиняемого, квалификации преступления, объема обвинения, избрания меры пресечения, производства следственных действий, которые допускаются только по судебному решению, направления дела в суд или его прекращения, вышестоящий руководитель следственного органа вправе отменить указание нижестоящего руководителя следственного органа или же отстранить следователя от дальнейшего производства расследования по делу, когда последним допущено нарушение требований УПК РФ.
Данные возможности вышестоящего руководителя следственного органа следуют из перечня общих прав всех руководителей следственных органов.
Однако вынуждены заметить, что до создания Следственного комитета РФ (на момент создания он именовался Следственным комитетом при прокуратуре РФ) никто (ни прокурор, ни вышестоящий прокурор, ни начальник следственного отдела, ни руководитель другого следственного органа) не имел возможности:
Сейчас ситуация изменилась. Сама идея, заложенная ранее в институт процессуальной самостоятельности следователя, в действующей правовой формулировке несколько "перегнута" в противоположную от собственно процессуальной самостоятельности следователя сторону. В отличие от ранее действовавшего правила, в настоящее время в законе ничего не сказано о том, что при несогласии с позицией следователя вышестоящий руководитель следственного органа может лишь забрать у следователя уголовное дело и передать его другому следователю.
А если данное правовое положение из УПК РФ убрано, позволим себе предположить, что сейчас вышестоящий руководитель следственного органа вправе "заставить" следователя, обжаловавшего указание своего непосредственного начальника, выполнить любое его письменное уголовно-процессуальное требование, в том числе и незаконное.
Итак, настоящий статус следователя отличается от процессуального положения дознавателя, традиционно не наделенного процессуальной самостоятельностью. Отличие это состоит в том, что обжалование следователем указаний руководителя следственного органа, касающихся изъятия уголовного дела и передачи его другому следователю, привлечения лица в качестве обвиняемого, квалификации преступления, объема обвинения, избрания меры пресечения, производства следственных действий, которые допускаются только по судебному решению, а также направления дела в суд или его прекращения, приостанавливает их исполнение. Обжалование аналогичных указаний дознавателем не приостанавливает их исполнения.
2. Изучить организацию и методику работы по осуществлению предварительного расследования
Предварительное расследование - вторая стадия уголовного процесса, в которой органы предварительного следствия и дознания в установленном законом порядке осуществляют деятельность, направленную на раскрытие преступления, всесторонне и объективно исследуют обстоятельства дела, изобличают лиц, виновных в совершении преступления, обеспечивают их привлечение к уголовной ответственности и подготавливают материалы уголовного дела к судебному разбирательству. В содержание стадии предварительного расследования входит комплекс действий, которые направлены на установление обстоятельств совершения преступления и лиц, виновных в его совершении.
Сущность планирования заключается в определении задач, которые предстоит решать, в логической разработке системы действий, обеспечивающих успешное решение этих задач при минимальных затратах времени, сил и средств.
Основы для составления любого плана расследования являются предварительные представления следователем о преступлении в целом и об отдельных его обстоятельствах (версиях), сложившиеся в результате анализа сведений из процессуальных и не процессуальных источников, оказавшихся в его распоряжении.
Анализ этой информации позволяет, прежде всего ответить на вопросы, связанные с возбуждением уголовного дела: если основания для этого или имеются ли достаточные данные, указывающие на отсутствие признаков преступления либо на наличие обстоятельств, исключающих производство по делу, что влечет отказ в возбуждении дела, а если принять решение нельзя и требуется провести проверку, какой характер она будет носить и кто ее осуществит.
Используя прошлый опыт и знания наиболее часто встречающихся способов отдельных видов преступлений, следователь на основе первоначальных данных выдвигают версии по расследуемому деянию, а затем проверяет их.
Практически в сложных случаях проверка намеченных версий может осуществляться двумя способами: их систематическим перебором (поскольку не исключается, что правильная версия окажется последней) или путем проверки в первую очередь наиболее перспективных, помогающих определить кратчайшие пути к достижению цели.
Кратчайший путь достигается методом отсеивания, позволяющим сузить круг версий до наиболее вероятной. Какой из методов проверки версий избрать (сплошной их перебор или отсеивание наиболее вероятных), решает следователь.
Определение задач расследования начинается с установления обстоятельств, которые должны наличествовать, если версия правильна. Например, проверяется заявление гражданки об ограблении ее неизвестным мужчиной, которому она оказала сопротивление. При задержании подозрительного гражданина была выдвинута версия о его причастности к ограблению. Если версия верна, то:
Из приведенных следствий вытекают задачи следователя по проверке наличия следов на теле и одежде подозреваемого, денег и ценностей потерпевшей у подозреваемого, следов на месте происшествия. Разработка системы действий, которые необходимо провести, - это определение способов и средств решения сформулированных задач. В нашем примере это допрос и освидетельствование подозреваемого, его личный обыск, осмотр места происшествия, обыск по месту жительства.
Распределение имеющихся сил и средств как элемент планирования будет состоять в определении исполнителей каждого из мероприятий и сроков исполнения. К раскрытию преступления обычно привлекаются сотрудники оперативно-розыскных подразделений. Им целесообразно поручить проверку подозреваемого по криминалистическим учетам, чтобы установить, не задерживался ли он ранее, не привлекался ли к уголовной ответственности и т.д. Необходимо принять меры к поиску лиц, могущих дать свидетельские показания об интересующих следователя фактах.
Поскольку для составления плана необходимо располагать достаточными исходными данными, целесообразно составлять его по этапам, объем работы, которых обусловливается количеством материала, послужившего основанием для определения дальнейшего направления расследования. Поэтому за редким исключением планирование, как правило, не единовременное действие, а непрерывный процесс, завершающийся лишь в момент окончательного выяснения всех обстоятельств расследуемого преступления. Следователь в процессе работы неоднократно обращается к истокам плана, изменяя и дополняя его в соответствии с вновь добытыми данными. расследование следственный уголовный предварительный
Организация расследования преступлений включает организацию труда следователя в ходе расследования уголовного дела, организацию работы группы следователей с оперативными подразделениями и другими службами правоохранительных органов, а также некоторые иные вопросы организационной деятельности органов расследования.
Принято различать два вида планирования:
При планировании расследования по уголовному делу выявляются способы и средства решения следственных задач по уголовному делу в целом. Планирование отдельных следственных и розыскных действий преследует цель определения способов и средств эффективного решения задач, решаемых с их помощью. Каждый вид планирования отличается своими особенностями. Вместе с тем имеются некоторые общие положения, которыми нужно руководствоваться при составлении любого плана расследования.
Эти положения именуются принципами планирования расследования и включают в себя индивидуальность, динамичность, реальность и конкретность.
Индивидуальность планирования связана со своеобразием каждого конкретного преступления, имеющего свои особенности, которые должны учитываться при составлении плана. Индивидуальность не исключает возможности выявления общих тенденций в однотипных ситуациях.
Общие черты однородных преступлений приводят к тому, что на конкретных этапах расследования могут производиться одни и те же следственные действия и оперативные мероприятия, составляющие определенный алгоритм. Однако индивидуальность каждого конкретного преступления всегда требует творческого подхода к составлению плана, учета и общих закономерностей, и специфики данного события. Другими словами, наряду с алгоритмическим необходим и творческий, эвристический подход.
Динамичность заключается в том, чтобы следователь подходил к расследованию и его планированию как развивающемуся процессу. Именно поэтому говорят, что план не догма, а руководство к действию. В ходе расследования непрерывно поступает новая информация, выясняются ранее не известные обстоятельства. Динамика расследования требует подвижности плана, его приведения в соответствие с новой обстановкой и новыми задачами.
Реальность плана - это его сбалансированность по ресурсам и лимиту времени. Первое означает, что объем включенных в план работ надлежит обеспечить необходимыми силами и средствами. Сбалансированность по времени состоит в выполнении количества действий, намеченных на данный промежуток времени. План должен быть напряженным, но нагрузка на следователя не может превышать его реальных возможностей. В противном случае план не будет средством четкой организации работы, часть мероприятий останется невыполненной - пострадает качество работы. А если будут намечены действия и сроки практически нереальные, то расследование с самого начала обречено на неудачу.
Конкретность предполагает четкое формулирование в плане задач, которые нужно решить в ходе расследования, действий, намеченных к выполнению, сроков и исполнителей.
Планирование по уголовным делам представляет собой многоэтапный процесс, в котором можно выделить ряд общих структурных элементов. К ним относятся получение исходных данных, определение задач расследования, совокупности следственных действий и розыскных мероприятий, необходимых для их решения, установление последовательности, сроков и исполнителей намеченных действий и мероприятий, оформления плана расследования.
Правда, не исполнять таковое он вправе, только если обжаловал его вышестоящему руководителю следственного органа. А вот направление последнему материалов уголовного дела и своих письменных возражений на обжалуемое указание - это уже право следователя, отказ от реализации которого не возлагает на следователя обязанности исполнить обжалованное им указание.
Что же в этой ситуации может сделать руководитель вышестоящего следственного органа, которому поступила жалоба следователя? Если ему поступила жалоба на указание, касающееся изъятия уголовного дела и передачи его другому следователю, привлечения лица в качестве обвиняемого, квалификации преступления, объема обвинения, избрания меры пресечения, производства следственных действий, которые допускаются только по судебному решению, направления дела в суд или его прекращения, вышестоящий руководитель следственного органа вправе отменить указание нижестоящего руководителя следственного органа или же отстранить следователя от дальнейшего производства расследования по делу, когда последним допущено нарушение требований УПК РФ.
Данные возможности вышестоящего руководителя следственного органа следуют из перечня общих прав всех руководителей следственных органов.
Однако вынуждены заметить, что до создания Следственного комитета РФ (на момент создания он именовался Следственным комитетом при прокуратуре РФ) никто (ни прокурор, ни вышестоящий прокурор, ни начальник следственного отдела, ни руководитель другого следственного органа) не имел возможности:
-
заставить следователя привлечь по его внутреннему убеждению невиновного в качестве обвиняемого; -
квалифицировать совершенное преступление не по той статье (части, пункту), по которой он считает необходимым это сделать; -
вменить в вину обвиняемому те эпизоды преступной деятельности, вина в совершении которых, по мнению следователя, не доказана или, того хуже, доказана невиновность обвиняемого в совершении данных преступлений; -
избрать меру пресечения либо отменить или изменить меру пресечения, когда следователь убежден в отсутствии фактических оснований принятия такого решения; -
отказаться от обращения в суд с ходатайством об избрании меры пресечения или о производстве иных процессуальных действий, решение о производстве (избрании) которых может принять только суд; -
прекратить уголовное дело, когда вина обвиняемого в совершении тяжкого (иного) преступления безусловна, и даже направить уголовное дело в суд с обвинительным заключением (постановлением о направлении дела в суд для применения принудительных мер медицинского характера), когда следователь убежден в том, что "обвиняемый" не принимал участия в совершении общественно опасного деяния, которое от следователя потребовали вменить ему в вину.
Сейчас ситуация изменилась. Сама идея, заложенная ранее в институт процессуальной самостоятельности следователя, в действующей правовой формулировке несколько "перегнута" в противоположную от собственно процессуальной самостоятельности следователя сторону. В отличие от ранее действовавшего правила, в настоящее время в законе ничего не сказано о том, что при несогласии с позицией следователя вышестоящий руководитель следственного органа может лишь забрать у следователя уголовное дело и передать его другому следователю.
А если данное правовое положение из УПК РФ убрано, позволим себе предположить, что сейчас вышестоящий руководитель следственного органа вправе "заставить" следователя, обжаловавшего указание своего непосредственного начальника, выполнить любое его письменное уголовно-процессуальное требование, в том числе и незаконное.
Итак, настоящий статус следователя отличается от процессуального положения дознавателя, традиционно не наделенного процессуальной самостоятельностью. Отличие это состоит в том, что обжалование следователем указаний руководителя следственного органа, касающихся изъятия уголовного дела и передачи его другому следователю, привлечения лица в качестве обвиняемого, квалификации преступления, объема обвинения, избрания меры пресечения, производства следственных действий, которые допускаются только по судебному решению, а также направления дела в суд или его прекращения, приостанавливает их исполнение. Обжалование аналогичных указаний дознавателем не приостанавливает их исполнения.
2. Изучить организацию и методику работы по осуществлению предварительного расследования
Предварительное расследование - вторая стадия уголовного процесса, в которой органы предварительного следствия и дознания в установленном законом порядке осуществляют деятельность, направленную на раскрытие преступления, всесторонне и объективно исследуют обстоятельства дела, изобличают лиц, виновных в совершении преступления, обеспечивают их привлечение к уголовной ответственности и подготавливают материалы уголовного дела к судебному разбирательству. В содержание стадии предварительного расследования входит комплекс действий, которые направлены на установление обстоятельств совершения преступления и лиц, виновных в его совершении.
Сущность планирования заключается в определении задач, которые предстоит решать, в логической разработке системы действий, обеспечивающих успешное решение этих задач при минимальных затратах времени, сил и средств.
Основы для составления любого плана расследования являются предварительные представления следователем о преступлении в целом и об отдельных его обстоятельствах (версиях), сложившиеся в результате анализа сведений из процессуальных и не процессуальных источников, оказавшихся в его распоряжении.
Анализ этой информации позволяет, прежде всего ответить на вопросы, связанные с возбуждением уголовного дела: если основания для этого или имеются ли достаточные данные, указывающие на отсутствие признаков преступления либо на наличие обстоятельств, исключающих производство по делу, что влечет отказ в возбуждении дела, а если принять решение нельзя и требуется провести проверку, какой характер она будет носить и кто ее осуществит.
Используя прошлый опыт и знания наиболее часто встречающихся способов отдельных видов преступлений, следователь на основе первоначальных данных выдвигают версии по расследуемому деянию, а затем проверяет их.
Практически в сложных случаях проверка намеченных версий может осуществляться двумя способами: их систематическим перебором (поскольку не исключается, что правильная версия окажется последней) или путем проверки в первую очередь наиболее перспективных, помогающих определить кратчайшие пути к достижению цели.
Кратчайший путь достигается методом отсеивания, позволяющим сузить круг версий до наиболее вероятной. Какой из методов проверки версий избрать (сплошной их перебор или отсеивание наиболее вероятных), решает следователь.
Определение задач расследования начинается с установления обстоятельств, которые должны наличествовать, если версия правильна. Например, проверяется заявление гражданки об ограблении ее неизвестным мужчиной, которому она оказала сопротивление. При задержании подозрительного гражданина была выдвинута версия о его причастности к ограблению. Если версия верна, то:
-
на одежде и теле подозреваемого должны быть следы сопротивления потерпевшей; -
у подозреваемого по месту его жительства могут находиться деньги и ценности, отобранные у потерпевшей; -
на месте происшествия должны остаться следы пребывания там потерпевшей и подозреваемого и т.д.
Из приведенных следствий вытекают задачи следователя по проверке наличия следов на теле и одежде подозреваемого, денег и ценностей потерпевшей у подозреваемого, следов на месте происшествия. Разработка системы действий, которые необходимо провести, - это определение способов и средств решения сформулированных задач. В нашем примере это допрос и освидетельствование подозреваемого, его личный обыск, осмотр места происшествия, обыск по месту жительства.
Распределение имеющихся сил и средств как элемент планирования будет состоять в определении исполнителей каждого из мероприятий и сроков исполнения. К раскрытию преступления обычно привлекаются сотрудники оперативно-розыскных подразделений. Им целесообразно поручить проверку подозреваемого по криминалистическим учетам, чтобы установить, не задерживался ли он ранее, не привлекался ли к уголовной ответственности и т.д. Необходимо принять меры к поиску лиц, могущих дать свидетельские показания об интересующих следователя фактах.
Поскольку для составления плана необходимо располагать достаточными исходными данными, целесообразно составлять его по этапам, объем работы, которых обусловливается количеством материала, послужившего основанием для определения дальнейшего направления расследования. Поэтому за редким исключением планирование, как правило, не единовременное действие, а непрерывный процесс, завершающийся лишь в момент окончательного выяснения всех обстоятельств расследуемого преступления. Следователь в процессе работы неоднократно обращается к истокам плана, изменяя и дополняя его в соответствии с вновь добытыми данными. расследование следственный уголовный предварительный
Организация расследования преступлений включает организацию труда следователя в ходе расследования уголовного дела, организацию работы группы следователей с оперативными подразделениями и другими службами правоохранительных органов, а также некоторые иные вопросы организационной деятельности органов расследования.
Принято различать два вида планирования:
-
планирование расследования по уголовному делу; -
планирование отдельных следственных и розыскных действий.
При планировании расследования по уголовному делу выявляются способы и средства решения следственных задач по уголовному делу в целом. Планирование отдельных следственных и розыскных действий преследует цель определения способов и средств эффективного решения задач, решаемых с их помощью. Каждый вид планирования отличается своими особенностями. Вместе с тем имеются некоторые общие положения, которыми нужно руководствоваться при составлении любого плана расследования.
Эти положения именуются принципами планирования расследования и включают в себя индивидуальность, динамичность, реальность и конкретность.
Индивидуальность планирования связана со своеобразием каждого конкретного преступления, имеющего свои особенности, которые должны учитываться при составлении плана. Индивидуальность не исключает возможности выявления общих тенденций в однотипных ситуациях.
Общие черты однородных преступлений приводят к тому, что на конкретных этапах расследования могут производиться одни и те же следственные действия и оперативные мероприятия, составляющие определенный алгоритм. Однако индивидуальность каждого конкретного преступления всегда требует творческого подхода к составлению плана, учета и общих закономерностей, и специфики данного события. Другими словами, наряду с алгоритмическим необходим и творческий, эвристический подход.
Динамичность заключается в том, чтобы следователь подходил к расследованию и его планированию как развивающемуся процессу. Именно поэтому говорят, что план не догма, а руководство к действию. В ходе расследования непрерывно поступает новая информация, выясняются ранее не известные обстоятельства. Динамика расследования требует подвижности плана, его приведения в соответствие с новой обстановкой и новыми задачами.
Реальность плана - это его сбалансированность по ресурсам и лимиту времени. Первое означает, что объем включенных в план работ надлежит обеспечить необходимыми силами и средствами. Сбалансированность по времени состоит в выполнении количества действий, намеченных на данный промежуток времени. План должен быть напряженным, но нагрузка на следователя не может превышать его реальных возможностей. В противном случае план не будет средством четкой организации работы, часть мероприятий останется невыполненной - пострадает качество работы. А если будут намечены действия и сроки практически нереальные, то расследование с самого начала обречено на неудачу.
Конкретность предполагает четкое формулирование в плане задач, которые нужно решить в ходе расследования, действий, намеченных к выполнению, сроков и исполнителей.
Планирование по уголовным делам представляет собой многоэтапный процесс, в котором можно выделить ряд общих структурных элементов. К ним относятся получение исходных данных, определение задач расследования, совокупности следственных действий и розыскных мероприятий, необходимых для их решения, установление последовательности, сроков и исполнителей намеченных действий и мероприятий, оформления плана расследования.