Файл: 1. 1 Основные подходы к определению безопасности 4.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.10.2023
Просмотров: 91
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Оглавление
Введение 2
Глава 1. Теоретические подходы к определению национальной безопасности и их реализация обеспечении национальной безопасности России 4
1.1 Основные подходы к определению безопасности 4
Глава 2. Обеспечение национальной безопасности в ведущих европейских странах 10
2.1. Обеспечение национальной безопасности в Великобритании 10
2.2 Обеспечение национальной безопасности во Франции 12
Заключение. 23
Список использованной литературы 25
Введение
Человечество на протяжении всей своей эволюционной жизни борется с разнооборазными угрозами и принимает различные вызовы. Такими угрозами, чаще всего, становятся природная среда, враги или техногенные катастрофы. Поэтому для того, чтобы выжить, человечеству необходимо уделять огромное внимание обеспечению своей безопасности.
Проблемам национльаной безопасности, безусловно, уделяется огромное внимание во всех странах мира. Этой темой занимаются политики, военные, академики, ученые.
Столь пристальное внимание к проблемам, которые связаны с обеспечением нацинальной безопасности можно объяснить тем, что они влияют на особенно важные стороны жизни человека, общества и государства1.
В данной работе были проанализированы концепции национальной безопасности таких стран, как Россия, а также Великобитании и Франции. Концепция национальной безопасности России была принята в 2009 году. Концепция национальной безопасности Великобритании – в 2011 году. Концепция национальной безопасности Франции была принята в 2013 году.
Выбранная тема актуальна в связи с тем, что все три страны стремятся своевременно стараться реагировать на угрозы, которые возникают в сегодняшнем мире2.
Так, например, в России была принята новая стратегия национальной безопасности по причине того, что начала развиваться политическая линия правящей элиты. Поэтому этот документ состоит в логической цепочке с другой концепцией, которая была принята несколькими годами ранее. Речь идет о концепции социально – экономического развития страны до 2020 года. Данная доктрина более широко раскрывает приоритеты во внешней и внутренней политике страны.
Если говорить о европейских странах, о которых здесь идет речь (Франция и Великорбритания), то они вынуждены были принять новые концепции по причине резкого роста угрозы со стороны террористических организаций мира3.
Целью данной работы стало определение концептуальных подходов, связанных с обеспечением национальной безопасности на примере ведущих стран мира.
Чтобы достигнуть эту цель, были поставлены следующие задачи:
- необходимо сформулировать основные подходы к определению безопаснсости;
- изучить основные направления, связанные с обеспечением безопасности в России;
- рассмотреть основные направления, связанные с обеспечением безопасности в Великобритании;
- изучить основные направления, связанные с обечпечением безопасности во Франции.
В ходе проведенного исследования в данной работе были применены документы, нормативная и правовая база РФ, Великобритании и Франции. Изучены периодические издания, научнаялитература4. Также были рассмотрены информационные ресурсы сети Интернет.
Глава 1. Теоретические подходы к определению национальной безопасности и их реализация обеспечении национальной безопасности России
1.1 Основные подходы к определению безопасности
Как и многие европейские страны, в России огромное внимание уделяется вопросам, которые связаны так или иначе с безопасностью различных сфер деятельности5. Огромный пласт общественных отношенией,который сложился и продолжает развиваться ставит перед государством на повестку дня решимость принимать своевременно меры,связанные с выявлением и предупреждением угроз, которые способны причинять вред самому существованию и развитию человека, общества и государства. Поэтому вопрос о безопасности сегодня стал одним из значимых, а, значит, и исследуемых научных и правовых категорий. Однако при изучении научной литературы было обнаружено, что отсутствует единое понятие «безопасности». Нет четкого понимания о видах безопасности таких,как «национальная безопасность» или, например, «государственная безопасность», «безопасность государства», «общественная безопансоть».
Основным законом, в котором рассматриваются вопросы безопасности, является Федеральный закон от 28.12.2020 года № 390-ФЗ «О безопасности». Также существуют и другие федеральные законы, которые посвящены вопросам безопасности. К таким вопросам относятся, например, вопросы, котоыре связаны с дородным движением, пожарной,транспортной, промышленной безопасностью
6. Существуют законы, посвященные безопасности опансых производтсвенных объектов. Также есть закон обезопасности гидротехнических сооружений, объектов топливно-энергетического комплекса. Существует закон о безопаснгсти пищевых продуктов,радиационной безопансости и т.д.
Однако стоит отметить, что в основном законе «О безопасности» нет статьи, котроая бы раскрывала основные понятия, связанные с национальной безопасностью7. Поэтому в этом документе отсутствует понятийно-категориальная система, а значит и понятие «безопасность» не было определено.
Т.к. в основном законе нет понятия безопасности, то оно вводится в отраслевых федеральных законахи различных подзаконныхактах. В этих документах появляются определения каждого вида безопасности, которому посвящен тот или иной докумен8.
При изучении опредедений безопасности в соответствующих законодательных актах, можно прийти квыводу,что основной характеристикой этого понятия является «состояние защищенности».
Например, рассмотрим Федеральный закон от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности». В немговорится, что пожарная безопансость – это «состояние защищенности личности,имущества, общества и государства от пожаров» (ст.1)9.
В другом Федеральном законе от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопансости дорожного движения» говорится, что это «состояние данного процесса, отражающеестепень защищенности его участников от дорожно-транспортных происшествий и их последствий» (ст.2).
Рассмотрим еще один Федеральный закон от 09.01.1996 №3-ФЗ «О радиационной безопасности населения». В немговорится, что радиационная безопансость – это «состояние защищенности настоящего и будущего поколений людей от вредного для их здоровья воздействия ионизирующего излдучения» (ст.1.)10.
В некторых отраслевых законах, которые содержат определение безопансоти, говорится, что безопасность – это состояние или свойство определенных объектов, которые имеют смешаннуюприроду объектов охраны и источников опасности.
Примером такого законодательного акта служит Федеральный закон от 02.01.2000 №29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов»11. В данном законе говорится, что безопасностью пищевых продуктов является «состояние обоснованной уверенности в том, что пищевые продукты при обычных условиях их использования не являются вредными и не представляют опасности для здоровья нынешнего и будущих поколений» (ст.1).
Указанные выше законы были изданы относительно давно. Однако, не смотря на данныйфакт, изменений в определение безопасности не были внесены. За исключением Федерального закона от 24.11.1996 132-ФЗ «Об основах туристкой деятельности в Российской Федерации». В этом законе понятие безопасности, которая связана с туристической деятельностью имела такой вид: «Под безопасностью туризма понимаются личная безопасность туристов, сохранность их имущества и ненанесение ущерба окружающей природной среде при совершении путешествий»12. Если изучить новую редакцию этого закона, то можно увидеть, что перед словом «безопасность» в определении, связанном с этим состоянием, было убрано слово «личная». Далее, в новой редакции под объектами охраны стали пониматься не только сами туристы и окружающей среды, но и материальные и духовные ценности общества. Также в данном законе рассматривает вопрос безопасности государства в целом.
Определения безопасности существуют также и в кодексах Российской федерации. Таким примером может быть Воздушный кодекс РФ. В данном документе под авиационной безопасностью понимается «состояние защищенности авиации от незаконного вмешщательства в деятельность вобласти авиации».
Таким образом,можно прийти к выводу, что в законодательстве РФ отсутствует единое терминологическое пространство.
1.2. Стратегические подходы к обеспечению национальной безопасности России
Стратегические подходы к обеспечению национальной безопасности вРосси связано с ее историческим прошлым. Ведь Россия является правоприемницей СССР.
В концепции национальной безопасности России указаны угрозы, которые стоят передлицом государства. К таким угрозам относятся наращивание потенциала НАТО,возможнаяопасность примененния ядерного оружия.Еще одной угрозой является пробелма окружающей среды.
Для того, что бы бороться с возможными угрозами в концепции национальной безопасности Российской Федерации описаны методы ее реализации. К таким методам относится консолидация усилий и ресурсвом органов государственной власти и органов местного самоуправления. Также сюда относится развитие их взаимодейтсвия синститутами гражданского общества, комплексное использование политических, организационных,социальо-экономическиз,правовых, информационных, военных,специальных и иных мер. Эти меры разрабоатываются в рамках стратегического планирования в Российской Федерации.
Если говорить об инетерсах России, то в стратегии наиональной безопасности ими явлются укрепление обороны страны,обеспечение незыблемости конституционного строоя, суверенитета, независимотис, государственной и территориальной целостности Российской Федерации. Сюда же относится укрепление национального согласия, политической и социальной стабильности, развитие демократических институтов,совершенствование механизмов взаимодестйсивя госулдарства и гражданского общества13.
Также национальными интересами для России являются повышение качества жизни, укрепление здоровья населения,обеспечение стабильного деомографического развития страны.
Россия будет сохранять и развиватькультуру,традиционные ценности.
В рамках национальной безопасности обозначено такое понятие как повышение конкурентноспособности национальной экономики.
Также необходимо разрабтывать методы по закреплению за Российской Федерацией статуса одной из лидирующих миовых держав.
Под угрозами, котроые стоят перед страной, стоит также отметить возможное распространение оружия массового поражения. Появление значительных эпидемий, а также изменение климата14. Возможность энергетического кризиса также является одной из угроз для Россйсикого государства.
Для того, чтобы бороться со всеми вызовами, которые стоят передлицом Российской Федерации обозначены соответствующие методы. Первое, о чем говорится в доктрине, это необхомость совершенсствовать структуру и деятельность федеральных орнанов исполнительной власти. Также стоит уделять огромное внимание развитию системы выявления,предупреждения и пресечения различных видов деятельсности организаций, которые имеют иностранное появление15. Причем, орагниазций, которые стремятся нанести ущерб национальным интересам.
Далее, в рамках национальной безопасности разрабатываются и совершенствуются системы, которые направлены на выявление и анализ угроз в информационной сфере. Также принимаются меры, направленные на защиту граждан и общества от негативного информационного воздействия, которое может быть совершено экстремистскими силами.
Для достижения своих целей Российская Федерация действует открыто на мировой арене и старается не ввязываться в различные конфликты и не устраивать очередную гонку вооружений.