Файл: 1. 1 Основные подходы к определению безопасности 4.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.10.2023

Просмотров: 90

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Основным направлением в обеспечении безопасности стало усиление роли государства. Это связано с тем, что государство взяло на себя обязательства бытьгарантом безопасности личности и прав собственности.

Российская Федерациятакже счиатет, что наращивание активности со стороны альянса несет угрозу ее суверенитету.

Если гворить о применении военной силы, то Российская Федерация придерживается такого мнения, что применение последнего возможно только при неэффективных методах других способов решения проблем.

Для того, чтобы Россия могла отставивать свои инетерсы в мире, она придерживается политики активного взаимодейтсвия со всеми странами. Считает, что необходимо создавать взаимовыгодное сотрулничество. Одной из главныхзадач Россия для себя ставит укрепление взаимодействия с Китаем.

Несмотря на всю дружелюбность политики, которая прописана в стратегии национальной безопасности, в ней существует оппонент. Таким являются США: «Проведение Российской Федерациейсамостоятельной внешней и внутренней политики вызывает потиводествиесо стороны США и из собзников,стремящихся сохранить свое доминирование в мировых делах».

Однако, не смотря на такой настрой Российская Федерация не отказывается от дпужеских отношений между странами.

Таким образом, стратегические подходы к обеспечению национальной безопасности России сводятся к необходимости защищать и развивать свои инетерсы, используя для этого все возможности открытого и активного сотрудничества с различными странами мира.

Глава 2. Обеспечение национальной безопасности в ведущих европейских странах

2.1. Обеспечение национальной безопасности в Великобритании


16 марта 2021 года в СМИ был опубликован доклад правителства Соединенного Королества. Он содержит комплексный обзор безопасности, обороны, развития. Также в данном документе говорится о развитии и внешней политике. Название этого документа «Глобальная Британия в эру конкуренции».

Великобритания вышла из состава Европейского собюза. Это означает, что поменяласьи концепция безопасности данноого госуларства.

Так в новой стратегии установлены цели, а также обозначены угрозы, которые существуют передВеликобританией.

Для себя эта старана определила четыре направления развития. Она позиционирует себя как одна из участниц при формировании нового мирового порядка. Считаетнеобходимым вносить свой вклад, который направлен на обеспечение евроатлантическойбезопасности. Великобританияжелает усиливать свои позиции ва Индо-Тихоокенаском регионе.Также в новойдоктрине говорится об угрозах,коорые связаны с транснациональными организациями.


Великобритания счиает себя суепрдержавой «мягкой» силы. Не смотря, на появившиеся трудности и снижению доходов граждан, Великобритания считает себя ведущим мировым дноором, который борется с бедностью.

Эта страна поставила себе цель сталь мировым хабом по предоставлениюцифровых услуг и данных.

Однако для достижения своих целей Великобритания увеличивает военныерасходы. При этом планирует также увеличить и долю ядерного оружия на 45%.Такми образом, эта страна станет самой крупной обладательницей оборонрого бюджета в Европе.

Вскором времени эта страна такжепланирует обнародовать оборонную стратегию, которая связана с областьюискусственного интеллекта.

Великобритания желает сформировать новуюкаолицию, которая бы формировала «новый международный постпандемический порядок».Основой такого объединения будет необходимость защищать ценности демократии, поискновых форм управления в мире. Также планирует активно принимать участие в создании правил в области цифрового мира,космома, международной системы здравоохранения.

Вкачестве угроз Великобритания для себя обозначила геополитические и геоэкономические изменения, жесткую конкуренцию.Также Великобритания считает, что появились технологические угрозы, которыетакже представляют угрозу этой стране.

Однако Великобритания считает, что новой холодной войны не будет.

Всвоей безопасности Великобритания основывается на НАТО-центристской модели безопасности. При этом планирует развивать два направления.Первым направлением было выбрано укрепление обороноспособности. Вторым для себяВеликобритания определила усилениедружеских взаимоотношений со странами Европе. В первую очередь речь идет о Франции и Германии.Так, например, с Парижем Великобритания заключила так называемые Ланкстерские соглашения. Они направлены на совместное обеспечение безопасности и обороны стран.С Берлином такого документа пока не существует, однако проводятся различные консультации для того, чтобы такой документ создать.

Всвоей политике в качесвтве стран-угроз Великобритания видит Россию, Китай, Иран и Северную Корею.

Однако, например, Китай в доктрине Великобритании упоимнается как «соперник», «вызов», «риск», то Россиюназывают «острой угрозой безопасности». Великобитания планирует сдерживать угрозу,исходящую со стороны России.



Великобритания планиуерт разивать систему коллективной безопасности Евроатлантики16. Британия счиает себя главным собзником НАТО.

Также даннаястрана считает необходимым помогать странам Восточной Европы. Особо выделено направление по противодействию не достоверным новостям.

Великобритания осознает, что сегодня активно развиваются страны в Азии,поэтому считает своей необходимостью сменить свой ориентир с европейских стран на азиатские. Дело в том, что именно в Азии сегодня рынок развивается очень стремительно. Так, эта страна желает активно сотрудничать сСингапуром, Индией,Японией, ЮжнойКореей, Австралией17.

Для достижения этих целей Великобритания планирует вступить во Всеобъемлющее и прогрессивное соглашение о Транстихокенском партнерстве.

Вторую проблему,которую обзначила для себя Великобритания, является «военная модернизация Китая». Поэтоу она планирует проводить различные учения с США и Австралией.

Несмотря на воинствующий настрой в сторону Китая Лондон планиуерт позитивное сотрудничество с Пекином.

2.2 Обеспечение национальной безопасности во Франции


Для Франции, как и любой другой страны, национальная безопасность является важнейшим государственным приоритетом. Она обеспечивается ее дипломатией и вооруженными силами, когда речь идет о внешней безопасности, и внутриполитическими мерами и силами внутреннего порядка, когда на повестку становятся проблемы внутренней безопасности. Оба измерения безопасности - внешнее и внутреннее - тесно связаны, особенно в контексте «открытых» шенгенских границ между странами ЕС и активного миграционного потока, традиционно идущего во Францию из Африки и Азии18.

Повышенное внимание Франции к проблемам национальной безопасности обусловлено и тем, что, оставшись после распада колониальной империи в 1950-1970-х годах средней европейской державой с глобальными амбициями и ядерным оружием, страна по-прежнему ведет активную внешнюю и военную политику в Европе и за ее пределами - в Средиземноморье, Африке, на Ближнем Востоке и т. д. В связи с брекзитом Франция вообще остается единственной державой ЕС, имеющей ядерное оружие и право постоянного членства в Совете Безопасности ООН, а следовательно, будет нести повышенную ответственность за обеспечение не только европейской, но и глобальной безопасности.

Основные концептуальные положения по вопросам безопасности во Франции в XXI веке публиковались в «Белых книгах по вопросам обороны и национальной безопасности», выходивших в 2008 и

2013 годах. В октябре 2017 года Министерство обороны Франции обнародовало «Стратегический обзор по вопросам обороны и национальной безопасности» (далее - «Стратегический обзор»), в котором ключевой угрозой для безопасности страны назван исламский терроризм, известный также на Западе как джихадизм. Поскольку джихадистами в 2015-2016 годах на территории Франции были осуществлены террористические акты, французские власти объявили «зонами особого внимания» Северную Африку, Ближний и Средний Восток. Именно там расположены страны, на чьей территории Париж участвует в борьбе против «Исламского государства» (организация запрещена в РФ), - Мали, Ирак, Сирия.

В докладе выражается беспокойство Парижа по поводу межгосударственных противоречий на Балканах, конкуренции США и Китая в Азии, проблем ядерного распространения Индии и Пакистана, кризисов вокруг Ирана и КНДР; сложной обстановки в Африке, тяжелой ситуации в Афганистане. В нем также указаны невоенные угрозы для безопасности Франции, исходящие из разных регионов мира: демографический рост и миграционные потоки, изменение климата, распространение вирусов, проблемы энергобезопасности, организованная преступность. В обзоре прописаны киберугрозы для Франции. Отмечено, что все возрастающее движение развитых стран к оцифровке данных и объединению систем повышает их уязвимость.

Авторы обзора подчеркивают, что на фоне указанных рисков Франции следует сохранять свою «стратегическую автономию», неотделимую от «автономной европейской обороны». Сегодня руководство Франции имеет четко очерченный перечень угроз для безопасности страны. Решать задачи по предотвращению и ликвидации этих угроз Париж планирует на трех уровнях: национальном (армия), трансатлантическом (НАТО) и европейском (ЕС).

Париж придает большое значение укреплению национальной армии. По уровню боеспособности и оснащения передовой техникой французские войска (в связи с предстоящим выходом Великобритании из ЕС) считаются первыми в ЕС и пятыми в мире, хотя их численность не превышает 266 тыс. человек (включая собственно военнослужащих - 204 тыс. человек). С 2014 года по программе «Скорпион» происходит модернизация оргструктур Вооруженных сил Франции, обновление их материальной базы, подготовка армии к различным сценариям угроз. В ряде регионов мира Франция, единственная страна ЕС, имеет стратегические интересы, которые хотела бы обеспечить в будущем. В Африке и на Ближнем Востоке у нее есть военные базы и опорные пункты (в Сенегале, Мали, Габоне, Кот-д'Ивуаре, Джибути, ОАЭ), кроме того, существуют базы на французских заморских территориях (Майотта, Реюньон, Французская Гвиана и Новая Каледония).


Важнейшую роль в обеспечении безопасности национальной территории Франции играют ее ядерные силы, что делает французский военный потенциал еще более весомым в Европе и мире. При этом в «Белой книге» 2013 года подчеркивалось, что ядерные силы страны останутся исключительно в национальном ведении. Эту же  позицию подтвердил Э.Макрон. Носителями французского ядерного оружия являются четыре субмарины, способные нести в совокупности 384 ядерных боезаряда (по официальным данным, на вооружении Франции находятся 300 ядерных боезарядов), и авиация - не менее 54 самолетов - носителей ядерных ракет ASMP.

Страна ведет передовые ядерные разработки, продолжая совершенствовать вооружения (боеголовка М-51.2)19. Но сами французские военные признают, что при этом армия Франции не способна решать стратегические задачи и может участвовать лишь в региональных операциях ограниченного масштаба. Об этом свидетельствуют ее участие в операции в Ливии 2011 года, миротворческие операции в странах Африки (Чад, Кот-д'Ивуар, ЦАР), военная кампания в Мали, начатая в 2012 году. Подтверждением служит и тот факт, что у Франции отсутствует парк тяжелой военно-транспортной авиации, необходимый для переброски войск на большие расстояния.

Именно поэтому основным гарантом защиты страны от внешних угроз власти Франции видят Североатлантический альянс, названный в докладе 2017 года «ключевым элементом европейской безопасности». Основную роль НАТО в обеспечении европейской безопасности признает и Э.Макрон, призвавший к наращиванию роли альянса в совместной борьбе с кибератаками, дезинформацией и координации работы спецслужб.

Этот же тезис содержится в «Белой книге по вопросам обороны и национальной безопасности - 2013» и в докладе 2017. После возвращения в альянс в 2009 году Франция, получив ряд ключевых постов, позиционирует себя в качестве одного из лидеров НАТО, но стратегия альянса определяется по-прежнему в Вашингтоне. Тем не менее до недавнего времени Франция чувствовала себя вполне комфортно под защитой не только своего, но и американского «ядерного зонтика».

Колебания начались после прихода к власти в США Д.Трампа. В то же время, отвечая на его требования повысить военные расходы Европы в альянсе, Макрон принял решение увеличить вклад Франции в финансирование НАТО, который к 2025 году достигнет требуемых США 2% ВВП (c 32,7 млрд. евро в 2017 г. до 50 млрд. евро в 2025 г.). Это означает рост бюджета зарубежных военных операций, закупок боевой техники и увеличение персонала минобороны. Франция принимает участие в ряде маневров НАТО, предоставляя главным образом соединения ВВС и ВМС. В 2018 году она участвовала в учениях «Быстрый морской дьявол» в Средиземном море, «Еж» в Эстонии, «Единое видение» на своей территории, «Балтопс» в Балтийском море.