Файл: Трудовая деятельность как предмет изучения психологии труда Цель задания.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.10.2023

Просмотров: 189

Скачиваний: 8

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.



МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования

«Тольяттинский государственный университет»

Тольяттинский государственный университет

(наименование института полностью)

Кафедра /департамент /центр1 Психодиагностика.


(наименование кафедры/департамента/центра полностью)

37.03.01 Психология

(код и наименование направления подготовки, специальности)
(направленность (профиль) / специализация)

Практическое задание № 1



по учебному курсу Психология труда, инженерная психология и эргоном




.

(наименование учебного курса)

Вариант ____ (при наличии)

Студент










Группа










Преподаватель











Практическое задание 1. Психологическая система деятельности.


Раздел 1. Трудовая деятельность как предмет изучения психологии труда

Цель задания: освоение теоретического материала по выявлению психологической структуры профессиональной деятельности.

Формулировка задания: проведите анализ структуры профессиональной деятельности представителя конкретной профессии и заполните таблицу 1 (бланк выполнения задания 1).

Порядок выполнения задания

  1. Повторите материал лекции 1.2 «Системный подход к изучению трудовой деятельности».

  2. Выберите для анализа любую профессиональную деятельность.

  3. Выделите в системе деятельности профессионала этой сферы отдельные подсистемы – действия и операции. Например, в работе продавца первым действием будет установление контакта с покупателем. Следующее – демонстрация ассортимента и информирование о товарах. Третье действие – убеждение совершить покупку. И, наконец, оформление покупки, совершение расчетов.

  4. Обозначьте возможные мотивы деятельности в целом (зачем совершается профессиональная деятельность).

  5. Определите цели каждого из действий. Например, цель действия «установление контакта» – выяснение потребности.

  6. Назовите вероятные условия выполнения действий и соответствующие им операции. Например, если есть внешнее условие – каталог, то продавец демонстрирует ассортимент, пользуясь каталогами, если товар в наличии – показывает и дает попробовать товар, если есть такое внутреннее условие, как коммуникативные способности, то он в качестве операции (способа выполнения действия) использует устное описание товара и принципов его действия.

Бланк выполнения задания 1.


Выбранная для анализа профессия маркетолог

Таблица 1

Составляющая деятельности

Возможные варианты или перечень

Мотив деятельности

продвижение товаров и услуг, анализ потребностей покупательской аудитории и рекламой.

Действия и соответствующие им цели

1) анализ рынка, изучение сходных продуктов, торговых марок, конкурентов. Цель – выявление сильных и слабых сторон своего предприятия и конкурентов.

2) подготовка проектов по продвижению и реализации продукции. Цель – прогнозирование продаж и каналов реализации.

3) проведение опросов по продвигаемому продукту. Цель -  изучение целевой аудитории и сегментация.

4) презентация продвигаемой продукции, создание имиджа. Цель - создание стратегии позиционирования продукта.

Условия и операции, соответствующие 1-му действию

1) Подбор конкурентов (составление списка конкурирующих предприятий, которых считаете ключевыми); 

2) Анализ активности (составление расширенного семантического ядра запросов, используя примерно 20 запросов на каждую категорию); 

3) Оценка качества продукта (сбор результатов рекламной и органической выдачи); 

4) Сегментация (группировка информации по группам и оценка масштаба конкурентного поля).

Условия и операции, соответствующие 2-му действию

1) разработка ценовой стратегии (расчет бюджета на производство и сбыт продукции предприятия, чтобы получить прибыль при том уровне цен на рынке, которого предприятие может достичь для своей продукции)

2) выбор рекламной стратегии (определение аудитории, площадки для размещения рекламы)

3) определение каналов продаж (составление списка каналов для реализации продукта/услуги).

Условия и операции, соответствующие 3-му действию

1) определить методы и способы опроса целевой аудитории

2) получать и обрабатывать нужную информацию, оценивать, сравнивать и усваивать ее;

3) обрабатывать информацию с использованием современных технических средств, коммуникаций и связи, вычислительной техники.

Условия и операции, соответствующие 4-му действию


1) найти и выделить значимый для потребителей параметр предложения, который позволит им отличить его от конкурирующих. 

2) построение карты позиционирования;

3) разработать стратегии позиционирования.




Практическое задание 2. Применение метода фотографии рабочего дня.


Раздел 1. Трудовая деятельность как предмет изучения психологии труда

Раздел 2. Процессуальные психологические аспекты трудовой деятельности

Цель задания: освоение приемов наблюдения за деятельностью профессионала.

Формулировка задания: проведите изучение особенностей деятельности 2 работников одной сферы. Если вы не имеете возможность провести наблюдение в течение всего рабочего дня, ограничьтесь наблюдением за представителем распространенной профессии в течение выполнения одной трудовой операции. Это может быть преподаватель во время лекции, продавец во время обслуживания покупателя, работник почты, водитель транспорта на маршруте и т. д.

Порядок выполнения задания

  1. Повторите материал лекций 1.3 «Методы психологии труда» и 2.4 «Индивидуальный стиль деятельности».

  2. Заготовьте предварительно протокол для внесения результатов наблюдения, продумайте условные обозначения. Вам необходимо выделить основные действия, вспомогательные действия, ориентировочные действия, контрольные действия работника, ошибочные действия, простои и помехи. Пример оформления результатов наблюдения представлен на рисунке 1.

  3. На основании полученных данных проведите анализ, ответив на следующие вопросы:

  1. какую часть рабочего времени занимает у каждого из работников:

  • основная работа;

  • вспомогательные, ориентировочные, контрольные действия;

  • ошибочные и лишние движения;

  • паузы;

  • простои;

  1. как меняется характер действий на протяжении периода времени наблюдения;

  2. как меняется деятельность в результате помех.

  1. Сделайте выводы об индивидуальном стиле двух работников на основании анализа временных параметров их деятельности.

  2. Какие рекомендации по рациональной организации труда можно сделать на основании полученных данных?


Длительность смены,
мин


Рис. 1. Пример оформления фотографии рабочего дня

Протокол наблюдения:

Маркетолог-1



Задача

Время

Затраты времени

1

Приход на работу

8:00




2

подготовка к работе

8:00-8:05

5 мин.

3

подготовка к совещанию, сбор данных

8:05-9:00

55 мин.

4

совещание

9:00 – 10:30

1 ч. 30 мин.

5

личные нужды

10:30 – 10:45

15 мин.

6

работа с проектами

10:45 – 12:00

1 ч. 15 мин.

7

подготовка плана маркетинговых мероприятий к утверждению

12:00 – 13:00

1 ч

8

обед

13:00 – 14:00

1 ч

9

переговоры с заказчиками

14:00 – 14:30

30 мин.

10

личные нужды, пил чай

14:30 – 14:45

15 мин.

11

Осуществление работы по заключению договоров поставки

14:45 – 16:15

30 мин.

12

внесение данных в программу

16:15 – 17:00

45 мин.

У сотрудника-1 основная работа занимает 6 часов. На вспомогательные, ориентировочные, контрольные действия уходит 20 минут. Ошибочные и лишние движения – 10 минут. Паузы 1 ч 15 минут. Простои – 15 минут.

Индивидуальный стиль данного сотрудника быстрый, включенный в работу, старается как можно больше выполнить рабочих задач. Он активно участвует в коллективных делах, в работу включается быстро без замедлений. К концу рабочего дня замечаем некоторый спад активности, так как совершает попытки слишком много сделать за один раз.

Рекомендации для маркетолога-1:

  • Хорошая подготовка к работе

  • Влиять на фиксацию сроков

  • Избегайте действий, вызывающих обратную реакцию

  • Отклонять дополнительно возникающие неотложные проблемы

  • Избегать незапланированных импульсивных действий

  • Своевременно делать паузы / соблюдать размеренный темп

  • Небольшие однородные задачи выполнять сериями

  • Рационально завершать начатое

  • Использовать временные промежутки

  • Работать антициклично

  • Выкраивать спокойный час

  • Контролировать время и планы



Маркетолог-2



Задача

Время

Затраты времени

1

Приход на работу

8:00




2

подготовка к работе

8:00-8:10

10 мин.

3

подготовка к совещанию, сбор данных

8:10-9:00

50 мин.

4

совещание

9:00 – 10:30

1 ч. 30 мин.

5

личные нужды

10:30 – 10:40

10 мин.

6

работа с проектами

10:40 – 12:00

1 ч 20 мин.

7

подготовка плана маркетинговых мероприятий к утверждению

12:00 – 13:00

1 ч

8

обед

13:00 – 14:00

1 ч

9

переговоры с заказчиками

14:00 – 15:00

1 ч

10

личные нужды, пил чай

15:00 – 15:20

20 мин.

11

Осуществление работы по заключению договоров поставки

15:20 – 16:20

1 ч

12

внесение данных в программу

16:20 – 17:00

40 мин.

У сотрудника-2 основная работа занимает 5 часов. На вспомогательные, ориентировочные, контрольные действия уходит 30 минут. Ошибочные и лишние движения – 10 минут. Паузы 1 ч 20 минут. Простои – 20 минут.

Индивидуальный стиль данного сотрудника размеренный, медленный. Он не сразу включается в работу, ему необходима раскачка. Редко включается в коллективную работу. Однако эффективно справляется с поставленными рабочими задачами. Дезорганизованность, «заваленный» письменный стол, отсутствует четко отлаженная система, поэтому иногда может срывать сроки проектов.

Рекомендации для маркетолога-2:

  • Начинать день с позитивным настроением

  • Хорошо позавтракать и без спешки — на работу

  • Начинайте работу по возможности в одно и то же время

  • Перепроверка плана дня

  • Вначале — ключевые задачи

  • Приступать без «раскачки»

  • Согласовать план дня с секретарем

  • Утром заниматься сложными и важными делами

  • Завершить несделанное

  • Контроль за результатами и самоконтроль

  • План на следующий день

  • Домой — с хорошим настроением

  • Каждый день должен иметь свою кульминацию