ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.10.2023
Просмотров: 878
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
1.3. Современные методы архитектурно-строительного проектирования
1.4. Приемы и средства архитектурной композиции
1.6. Вариантное проектирование
2.2. Основы районной планировки
2.3. Основные виды и задачи районной планировки
2.4. Жилая среда. Архитектурно-планировочная организация жилого района и микрорайона
2.5. Реконструкция городской застройки
2.6. Нормативные основы строительной теплотехники
2.7. Теплотехнический расчет ограждающих конструкций
2.9. Звукоизоляция общественных зданий
2.10. Проблемы звукоизоляции жилых зданий
2.11. Основные типы звукоизоляционныхперегородок
Раздел 3. Многоэтажные здания из индустриальных элементов и современных конструкций
3.3. Жилые здания. Типы и классификация
3.4. Общие требования, предъявляемые к многоэтажным зданиям
3.5. Элементы малоэтажных жилых зданий и требования к ним
3.6. Конструктивные системы и конструктивные схемы зданий
3.9. Архитектурно-конструктивная структура здания
3.10. Конструктивные системы и схемы зданий
3.12. Учет природно-климатических условий
3.13. Физико-технические требования, предъявляемые к зданиям и отдельным его частям
3.14. Объемно-планировочные решения жилых зданий
3.15. Проектирование жилых зданий. Объемно-планировочные решения
3.16. Объемно-планировочные решения общественных зданий
3.17. Объемно-планировочные решения детских учреждений
3.18. Объемно-планировочные решения зданий торговли, питания и бытового обслуживания
4.1. Промышленные здания: общие понятия. Классификация промышленных зданий
4.2. Конструктивные схемы промышленных зданий
4.3. Разновидности каркасов одноэтажных промышленных зданий
4.4. Каркасы многоэтажных промышленных зданий
4.5. Покрытия промышленных зданий
4.6. Подъемно-транспортное оборудование промышленных зданий
4.7. Основные принципы проектирования производственных зданий
4.8. Требования к компоновке отделений цеха
4.9. Архитектурный облик производственного здания
4.10. Строительное проектирование промышленных зданий
4.11. Вспомогательные здания и помещения промышленных предприятий
4.12. Санитарно-бытовые помещения
4.14. Размещение и объемно-планировочные решения административно-бытовых зданий и помещений
4.15. Параметры зданий и помещений
4.16. Сейсмостойкость зданий. Особенности объемно-планировочных и конструктивных решений
Раздел 5. Планировка и застройка территории промышленного предприятия. Генпланы промышленных зданий
5.1. Генеральные планы промышленных предприятий
5.2. Состав городского промышленного района
5.3. Зонирование промышленного района. Промрайон в структуре города
5.4. Транспорт для обслуживания внешних и внутрирайонных грузовых перевозок
5.5. Технико-экономические показатели проекта планировки городского промышленного района
5.6. Санитарно-гигиенические требования при размещении промышленных предприятий
Раздел 1. История промышленной архитектуры, функциональные и композиционные основы проектирования
1.1. Понятие об архитектуре
Архитектура – область человеческой деятельности, направленная на создание зданий и сооружений и их комплексов для удовлетворения социально-бытовых и духовно-эстетических потребностей общества. Таким образом, архитектура определяется как отрасль проектирования и строительства.
Само слово «архитектура» происходит от древнегреческого «архитектор», что в переводе означает «главный строитель». Ранее архитектор, проектируя здание или комплексы зданий, участвовал также и в их строительстве. Сегодня в процессе проектирования, в котором архитектор играет ведущую роль, принимают участие специалисты многих других профилей. Это подтверждает то, что решение практических задач по созданию здания, отвечающего своему назначению, удобного в функциональном отношении, выполненного с учетом технико-экономических требований, должно отвечать и идейно-художественному содержанию.
Архитектуравсегда была одной из основополагающих сфер человеческой деятельности. Термин «архитектура»обозначает искусство строить, располагать и украшать постройки. Также он включает в себя такие понятия, как зодчество и строительное искусство. Архитектура– наука проектирования и строительства, определяющая эстетические и социальные потребности людей. По словам одного из архитекторов Древнего Рима Витрувия, архитектура основывается на трех началах: прочность, польза и красота – и находится в строгом гармоническом отношении к основным пропорциям тела человека. Намного позже (в XV в.) архитектор Альберти добавил еще одно важное начало архитектуры, которое, впрочем, вытекает из трех перечисленных, – целесообразность.
В своем развитии архитектура всегда находилась и находится под влиянием развития общества, уровня производительных сил, характера производственных отношений, потребностей общества данного времени, социально-политического строя и уровня развития науки, техники, культуры. Эти условия, влияющие на содержание архитектурных произведений, придают им определенные черты, характерные для того или иного народа, той или иной исторической эпохи. Совокупность таких характерных черт и художественных приемов и определяет стиль и содержание архитектуры.
Развитие архитектуры зависит также от природно-климатических условий страны, быта населяющего ее народа, местных строительных ресурсов, традиций народного художественного творчества, выработанных строительных приемов и др.1
1.2. Архитектурные стили
Развитие архитектурных стилей можно назвать движением от простого к сложному. В XII-XIII вв. простые формы романской архитектуры постепенно сменяет более усложненный готический стиль. Со временем изменившиеся запросы общества приводят к рождению на излете поздней готики ренессанса. С приходом эпохи Возрождения переосмысливаются основы системы мировосприятия, и вновь идет процесс усложнения архитектурной формы. Усложнение ренессансаприводит к рождению стиля барокко, которое в свою очередь сменяет рококо. Эти тенденции находят отражение и в живописи, литературе и в прикладном искусстве. Затем, также следуя запросам времени, наступает некий возврат к простоте - бароккосменяется классицизмом, который (в отельных странах) завершается ампиром.
По всей видимости, можно говорить об объективных причинах смены архитектурных стилей. Жизнь не выбирает тот или иной стильиз числа существующих, но преобразовывает прежний или творит новый. При этом вновь созданный считается первичным, а преобразованный – вторичным. Необходимо также отметить, что вторичность в архитектуре проявляется в результате иррационализма, возрастания элементов декора.2
Начиная с тех времен, когда люди научились строить жилища, возведенные здания стали отражением своего времени. Не исключение и современная архитектура, сформировавшаяся, главным образом, под влиянием архитектурных стилей ХХ в.
Модерн, как самостоятельный архитектурный стиль, сформировался в конце ХIХ – начале ХХ в. В модерне впервые стали использоваться новые материалы (металл (сталь), бетон, стекло, в дальнейшем пластик), дополненные использованием традиционных материалов – дерева и камня. Это позволило придать архитектурным конструкциям произвольные, необычные, даже фантастические формы. Архитектурные формы модерна ассиметричны, здания объемны, обильны элементы декора, иногда даже излишне. Фасады зданий украшались произвольными рисунками разнообразных форм.
Со временем в модерне сформировалось несколько направлений, которые некоторые специалисты определяют как отдельные стили в архитектуре. Это неоромантизм с возрождением традиций романского стиля, готики, ренессанса, неоклассицизм, рационализм с простыми формами, его противоположность – иррационализм, кирпичный стиль, сопряженный с отказом от штукатурки, северный модерн (он же национальный романтизм, сложившийся в странах Скандинавии). Наиболее яркие представители модерна – Федор Шехтель, Отто Вагнер, Виктор Орта, Петер Беренс, Хендрик Берлаге, Андрей Белогруд, Леон Богусский и др.
В 1920-е гг. в России родился стильфункционализма-конструктивизма. Основные материалы - бетон и железобетон. В рамках стиля предполагались научный анализ функционального назначения зданий, сочетание практических задач с художественными. Ведущие архитекторы-конструктивисты – Леонид, Виктор и Александр Веснины, Константин Мельников, Моисей Гинзбург и др.
В конце 1940-х гг. в архитектуре начинает развиваться минимализм, наибольшее распространение получивший 1960-е гг. В архитектурных формах начинается поиск идеальных пропорций, новых цветовых сочетаний. В интерьере преобладают сталь и другие металлы, изогнутые формы. В то же время большое внимание продолжает уделяться функциональности.3
В конце 1970-х на смену минимализму приходит хай-тек– стиль высоких технологий, сопровождающих жизнь современного человека. Его девиз: дом – машина для жилья. Аскетичный дизайн с крупными монолитными формами, повсеместное использование металла и стекла, суперсовременных конструкций и материалов – символы стиля хай-тек. Принято выделять три основных течения в рамках стиля: индустриальное, геометрическое и бионическое. Здания в стиле индустриальный хай-тек – так называемые «этажерки» - характеризуются выносом элементов коммуникаций на фасад здания (лестницы, лифты и др.). Геометрический хай-тек связан со сложной каркасной системой, с использованием новейших элементов конструкций (например, воздухоопорные и вохдухонесомые конструкции). Бионический хай-тек предполагает использование в архитектуре мотивов живой природы. Мембранные перекрытия, подвесные конструкции, гибкие нити становятся элементами здания. На повестке дня здания, вырабатывающие энергию, мобильные сооружения, новая организация рабочего пространства человека.
В 1980-е гг. появляется деконструктивизм, для которого характерны ломаные формы, визуальная сложность, агрессивность. Основные представители – Жак Деррид, Питер Эйзенман, Даниэль Либескинд.
В 1990-е возникает новое направление в архитектуре – техно, которое иногда рассматривают как одно из направлений хай-тека. Для техно характерно гротескная демонстрация технологизма. Здания прозрачные, стеклянные стены изгибаются по сложной кривой, а элементы коммуникаций вынесены за стену – трубы служат своеобразным элементом декора. Интерьер в техно стиле скорее напоминает заводские цеха, склады, ангары, а не жилое помещение. Шкафы похожи на сейфы и промышленные контейнеры, бесформенные кресла – на случайно оставленные мешки, ножки мебели – на штативы. Стены могут иметь подчеркнуто грубую фактуру. Основные цвета мебели – серый, черный, хаки, бордовый. Основные материалы – стекло, металл, пластик. Повсеместно используются перфорированные и гофрированные листы металла. Стиль техно – это вызов традиционному уюту и гармонии.
Еще одно новомодное направление в архитектуре и оформлении интерьеров получило название китч (нем. – дешевка, безвкусица). Этот яркий, кричащий стиль можно представить как некое подражание, пародию на существующие архитектурные тенденции с основной целью выделиться, продемонстрировать оригинальность.
Таким образом, современные стили в архитектуре характеризуются агрессивностью, которая проявляется во всеобъемлющем технологизме, нагромождении одинаковых элементов, использовании искусственных строительных материалов. Однако архитектура не стоит на месте, она постоянно развивается, рождая новые детали и элементы, создавая новые течения.4
2 URL:www.tavis.com.ua
3 URL: http://architection.ru/2009/01/stili-sovremennoj-arxitektury/
4 Там же.
1.3. Современные методы архитектурно-строительного проектирования
Современное индустриальное строительство базируется на унификации, типизации и стандартизации строительных элементов и деталей, планировочных приемов и решений. Конечная цель унификации, типизации и стандартизации заключается в оптимизации количества типоразмеров изделий с учетом разнообразия композиционных, архитектурно-планировочных и конструктивных решений гражданских зданий различного назначения. Применение и разработка типовых проектов немыслимы без типизации и унификации элементов и деталей.
При строительстве гражданских зданий массового назначения по типовым проектам значительно улучшается качество, снижается стоимость, сокращаются сроки строительства. Кроме того, высвобождается большое число проектировщиков-архитекторов, инженеров-строителей, сантехников, электриков и др.
Все это предопределило внедрение в практику серийного метода типового проектирования. Разработанный для малоэтажного строительства серийный метод постепенно распространился на другие виды типового проектирования: серии типовых проектов жилых домов, блок-секций, блок-квартир и других планировочных узлов зданий.
Типовые проекты, или типовые элементы, составляющие серию, разрабатываются таким образом, чтобы их применение обеспечивало создание как архитектурно законченной композиции отдельного здания, так и ансамблевую застройку улиц, кварталов и районов при одновременном создании необходимых предпосылок для поточных методов ведения строительных работ. Для формирования ансамблевой застройки проекты отдельных зданий должны иметь единую архитектурную стилистику и в то же время отличаться объемами и композиционными решениями фасадов.
Организация индустриальных методов производства требует единого конструктивно-планировочного приема с типизированными для всей серии проектов элементами. При этом должно использоваться минимальное разнообразие типоразмеров сборных изделий, типов лестниц, санитарно-кухонных узлов и т. д., что позволяет организовать их массовое производство на домостроительных предприятиях.
Серии домов или отдельных элементов, основанные на едином каталоге индустриальных изделий, являются продукцией домостроительных комбинатов (ДСК). Номенклатура типовых проектов жилых домов, блок-секций или объемно-планировочных элементов, принятая в настоящее время, базируется на следующих основных признаках: единство стенового материала, конструктивной системы, этажности, вместимости, конфигурации, состава квартир и т. д. Например, по стеновым материалам серии типовых проектов 9-этажных жилых домов подразделяют на здания со стенами крупнопанельными, из крупных шлакобетонных блоков, кирпича и др. Даже наиболее близкие по планировочному решению секции и элементы квартир в зданиях, выполненных из различных материалов, имеют отличительные признаки в трактовке архитектурыфасадов, толщины стен, нормированных расстояний поперечных стен, способе обработки оконных проемов, характере летних помещений.
По типу и этажности типовые проекты подразделяют на серии домов:
-
малоэтажные (1-2 этажа), -
индивидуальные, -
многоквартирные (5-, 9-, 12-, 16-этажные и выше).
Типовые проекты общественных зданий характеризуются вместимостью, этажностью, конструктивной системой и стеновыми материалами.
Изменение методологии типового проектирования, внедрение новых форм проектирования с учетом развивающихся технических средств обусловливают структурные изменения номенклатур серий. Например, отличительной особенностью номенклатур серий типовых проектов домов является то, что основными будут проекты типовых блок-секций и элементов вставок для блокировки домов, укрупненных объемно-планировочных элементов в виде типовых проектных фрагментов (на высоту здания) и т. п.
При проектировании жилых домов из более мелких элементов – жилых блоков, объединяющих 2-3 квартиры различного состава, каждый элемент блокировки разрабатывается как самостоятельный проект, унифицированный с другими блоками и домами серии. Каждый блок разрабатывается определенной этажности, допускает блокировку с другими блоками серии. Выбор того иного варианта осуществляется при привязке объекта к конкретному участку. Проектные организации имеют возможность из жилых блоков создавать большое разнообразие домов различной этажности, протяженности и структуры, что обеспечивает высокое градостроительное и архитектурно-художественное качество застройки.