Файл: Трудовая деятельность как предмет изучения психологии труда Цель задания.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.10.2023

Просмотров: 190

Скачиваний: 8

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


.

Практическое задание 3. Применение схемы профессиограммы по Е.М. Ивановой.


Раздел 1. Трудовая деятельность как предмет изучения психологии труда

Раздел 2. Процессуальные психологические аспекты трудовой деятельности

Цель задания: на основе применения метода профессиографии провести анализ профессиональной деятельности и выявить профессионально важные качества.

Формулировка задания: проведите профессиографический анализ трудовой деятельности для конкретной специальности или рабочего места (по выбору) с использованием схемы аналитической профессиограммы Е.М. Ивановой (табл. 2); заполните таблицу 3 (бланк выполнения задания 3).

Порядок выполнения задания

  1. Повторите материал лекций 1.3 «Методы психологии труда» и 2.5 «Профессиональная пригодность и профессионально важные качества».

  2. Используя таблицу 2, предложенную Е.М. Ивановой, проведите последовательный анализ структуры (выполняемых функций и конкретных действий, которыми реализуется каждая из функций), нормативно-ориентирующих признаков деятельности и психологической структуры выбранной вами профессиональной деятельности.

Учтите, что для выполнения каждой функции может потребоваться выполнить несколько действий.

Сначала определите, какие функции выполняет профессионал, выпишите их. Затем каждую функцию разложите на действия. Помните, что действия – это относительно завершенные элементы деятельности. Каждое действие имеет свою цель (например, выяснить, познать, информировать, выполнить и т. д.). Каждое действие имеет психологическую характеристику (когнитивное: перцептивное, аттенционное, мнемическое, мыслительное; коммуникативное или моторное).

Указывая тип действия, вы определяете ту психологическую сферу, в которой затем будете искать профессионально важные качества – психические процессы и свойства личности. Для заполнения таблицы по выбранной профессии пользуйтесь образцом профессиограммы. Работайте последовательно, заполнив одну строку, переходите к следующей.

  1. В последней колонке в результате проведенного анализа будут выписаны профессионально важные качества. Это основная часть вашего задания.


Образец выполнения задания 3

Таблица 2

Аналитическая профессиограмма начальника отдела кадров

Операционно-технологическая структура профессии

Психологическая структура деятельности

Профес­сиональ­ные функции

Профессиональные задачи

Нормативно-ориентирующие признаки исполнения профессиональных задач

Цели действий

Психологи­ческая характе­ристика действий

Психические процессы и свойства, обеспечивающие их протекание (профессионально важные качества)

Прием на работу


Изучить документы поступающего на работу

Нормативы: юридические, медицинские, квалификационные

Оценить

Когни­тивные (сопо­ставление)

Мышление

репродуктивное, словесно-логическое, восприятие зрит., память долговременная и оперативная, внимание устойчивое

Выяснить причины поступления на работу: пожелания поступающего

Интересы, личные профес. планы, общая и специальн. подготовка, информирован­ность о профессиях или профессии, социальное и семейное положение

Познать

Комму­никатив­ные (по­буждение к обще­нию)

Когни­тивные (обобще­ние)

Общение: речь, мышление словесно-логическое, восприятие (социальное), внимание устойчивое, избирательное, эмпатия, эмоцио­нально-волевая устой­чивость

Мышление продуктивное, словесно-логическ.

Мышление образное (невербальное), память оперативная, образная

Выделить конкретный трудовой пост для поступающего на работу

Нормативы:

соц.-экономич.,

соц.-правовые,

соц.-психол. и микроклимат. услов. труда, планы комплектования предпр. кадрами; данные поступающего: возраст, пол, здоровье, профес. подготовка

Спрогно-зировать

Когни­тивные (обобще­ние)

Мышление продуктив­ное, словесно-логическое, образное (невербальное), внимание из­бирательное, память долговременная, образ­ная, оперативная, эмо­ционально-волевая ус­тойчивость

Познакомить поступающе-го на работу с функциями, правилами, правами и перспективами профессии

Должностные инструкции, условия и оплата труда, перспективные планы развития данной профессии, специальности

Инфор­мировать

Комму­никатив­ные (по­буждение к дейст­вию)

Общение: речь, восп­риятие (социальное), внимание устойчивое, избирательное, мышле­ние продуктивное, словесно-логическое, наглядно-действенное, эмпатия

Бланк выполнения задания 3


Таблица 3

Аналитическая профессиограмма

Профессия маркетолог

Операционно-технологическая структура профессии

Психологическая структура деятельности

Профес­сиональ­ные функции

Профессиональные задачи

Нормативно-ориентирующие признаки исполнения профессиональных задач

Цели действий

Психологи­ческая характе­ристика действий

Психические процессы и свойства, обеспечивающие их протекание (профессионально важные качества)

анализ рынка, изучение сходных продуктов, торговых марок, конкурентов.

Подбор конкурентов (составление списка конкурирующих предприятий, которых считаете ключевыми) 

гражданское право, трудовое и хозяйственное законодательство; правила и нормы охраны труда.

методики анализа рынка;


информировать

когнитивные (сопоставление)

аналитическое мышление;

наблюдательность;

социально-психологическая интуиция;

долговременная память


Анализ активности (составление расширенного семантического ядра запросов, используя примерно 20 запросов на каждую категорию)

основы экономики, коммерции, рекламы;


проанализировать

аналитические способности

умение получать и обрабатывать нужную информацию, оценивать, сравнивать и усваивать ее;

высокий уровень понятийного мышления


Оценка качества продукта (сбор результатов рекламной и органической выдачи)

методики проведения исследований, маркетинговых компаний;


оценить

Когнитивные (сопоставление)

развитые логические способности;

способность к концентрации внимания;

развитые лексические способности


Сегментация (группировка информации по группам и оценка масштаба конкурентного поля).

законодательные акты, нормативные и методические материалы по маркетингу

выполнить

когнитивные (обобщение)

Мышление продуктив­ное, словесно-логическое, образное (невербальное), внимание из­бирательное, память долговременная, образ­ная, оперативная, эмо­ционально-волевая ус­тойчивость

подготовка проектов по продвижению и реализации продукции

разработка ценовой стратегии (расчет бюджета на производство и сбыт продукции предприятия, чтобы получить прибыль при том уровне цен на рынке, которого предприятие может достичь для своей продукции)

основы продвижения товара, ценообразования;

методы расчета прибыли, эффективности, рентабельности и издержек производства

разработать

когнитивные (систематизация)

Зрительное восприятие,

творческое, продуктивное и аналитическое  мышление,

словесно-логическая помять, долговременная помять,

хорошо развитая речь,

распределение, переключение и концентрация внимания;

эмоциональная устойчивость,


выбор рекламной стратегии (определение аудитории, площадки для размещения рекламы)

знание психологии потребителя.

знание рекламного дела

оценить

когнитивные

коммуникативные

Зрительное восприятие,

творческое, продуктивное и аналитическое  мышление,

словесно-логическая помять, долговременная помять,

хорошо развитая речь,

распределение, переключение и концентрация внимания;

эмоциональная устойчивость,


определение каналов продаж (составление списка каналов для реализации продукта/услуги).

стандарты, этические нормы и принципы, регулирующие сбытовую, информационно-коммуникационную и рекламную деятельность компании

определить

когнитивные

высокий уровень понятийного мышления;

умение принимать решения в неопределенных ситуациях;

гибкость (умение гибко реагировать на разные изменения в ситуациях);


проведение опросов по продвигаемому продукту

определить методы и способы опроса целевой аудитории

методики проведения исследований, маркетинговых компаний;


познать

когнитивные (обобщение)

коммуникативные (побуждение к общению)

Общение: речь, мышление словесно-логическое, восприятие (социальное), внимание устойчивое, избирательное, эмпатия, эмоцио­нально-волевая устой­чивость

Мышление продуктивное, словесно-логическ.

Мышление образное (невербальное), память оперативная, образная

получать и обрабатывать нужную информацию, оценивать, сравнивать и усваивать ее;

принципы системного анализа

анализировать

когнитивные (анализ и обобщение)

хорошо развитые аналитические способности: умение получать и обрабатывать нужную информацию, оценивать, сравнивать и усваивать ее;


обрабатывать информацию с использованием современных технических средств, коммуникаций и связи, вычислительной техники.

методы использования специализированных и прикладных офисных программ для выполнения статистических расчетов, для сбора и обработки маркетинговой информации

информировать

когнитивные

аналитическое мышление;

наблюдательность;

социально-психологическая интуиция;

долговременная память


презентация продвигаемой продукции, создание имиджа

найти и выделить значимый для потребителей параметр предложения, который позволит им отличить его от конкурирующих. 

процедуры тестирования товаров и услуг, нематериальных активов, брендов

определить

конгнитивные

высокий уровень понятийного мышления;

умение принимать решения в неопределенных ситуациях;

гибкость (умение гибко реагировать на разные изменения в ситуациях);


построение карты позиционирования;

инструменты бренд-менеджмента

разработать

когнитивные

Зрительное восприятие,

творческое, продуктивное и аналитическое  мышление,

словесно-логическая помять, долговременная помять,

хорошо развитая речь,

распределение, переключение и концентрация внимания;

эмоциональная устойчивость,

разработать стратегии позиционирования.

 понятийный аппарат в области маркетинговых составляющих инноваций, инновационных товаров и услуг, нематериальных активов, брендов

спрогнизировать

когнитивные (обобщение)

высокий уровень математических способностей; способность к анализу, синтезу, обобщению получаемой информации; концентрация, устойчивость и способность переключать внимание; хорошее развитие кратковременной и долговременной памяти; высокая стрессоустойчивость; техническая подготовка (навыки работы на персональном компьютере); творческие способности.



Практическое задание 4. Мотивация трудовой деятельности.


Раздел 2. Процессуальные психологические аспекты трудовой деятельности

Раздел 5. Прикладные аспекты психологии труда

Цель задания: отработать навыки выявления мотивов трудовой деятельности и поиска способов их актуализации, освоить прикладное направление деятельности психолога в организации.

Формулировка задания: разработайте предложения по обогащению мотивационного потенциала конкретного вида трудовой деятельности на основе различных концепций мотивации (А. Маслоу, Ф. Герцберга, К. Замфир и других по дополнительным источникам, например, В. Врума, Д. МакГрегора, А.А. Русалиновой и других). По образцу выполнения (табл. 4) заполните таблицу 5 в бланке выполнения задания 4.

Порядок выполнения задания

  1. Повторите теоретический материал лекций 2.6 «Мотивация личности в трудовой деятельности» и 5.1 «Основные направления психологического сопровождения трудовой деятельности».

  2. Выберите конкретную профессию и разработайте предложения по повышению мотивации работников. Заполните таблицу, пользуясь приведенным примером. Учтите, что для каждого вида потребностей (например, мотивация достижений, потребность в признании, потребность в безопасности, потребность в самореализации и пр.) и для конкретных профессий мероприятия будут разными, а в целом они образуют систему мотивации.

Образец выполнения задания 4

Таблица 4

Повышение мотивационного потенциала профессии

Название мотива или потребности по теоретическим материалам

Суть мотива, его содержание

Перечень конкретных мероприятий, которые вы порекомендуете работодателю

  1. Физиологические потребности

(по А. Маслоу)

Потребности в пище, отдыхе для восстановления работоспособности, комфортных условиях труда

– своевременная выплата заработной платы – аванс и зарплата в строго определенные дни месяца;

– обеденный перерыв и организация питания сотрудников;

– технологический перерыв на 10 минут каждые 2 часа работы;

– кондиционирование воздуха;

– доставка работников на работу ведомственным автобусом;

– организация душевых и пр.

  1. Потребность в безопасности

Потребность находиться в стабильном защищенном состоянии



  1. Потребность в принадлежности и причастности




















Бланк выполнения задания 4






Таблица 5

Повышение мотивационного потенциала профессии маркетолог

(указать)

Название мотива или потребности по теоретическим материалам

Суть мотива, его содержание

Перечень конкретных мероприятий, которые вы порекомендуете работодателю

Теория К.Альдерфера

  1. потребности существования

Потребности в пище, отдыхе для восстановления работоспособности, комфортных условиях труда

– своевременная выплата заработной платы – аванс и зарплата в строго определенные дни месяца;

– обеденный перерыв и организация питания сотрудников;

– технологический перерыв на 10 минут каждые 2 часа работы;

– кондиционирование воздуха;

2. потребности связи 

стремление общаться и иметь друзей, семью, коллег, начальников и подчиненных, а также некоторые престижные потребности: стремление к определенному положению в обществе, групповой безопасности;

- создание корпоративной культуры;

- проведение тренингов по тимбилдингу;

- создание благоприятного психологического климата.

3. потребности роста

потребности, которые связаны со стремлением развивать в себе уверенность, самосовершенствоваться, поднимать свой статус.

- конкурсные проекты среди сотрудников, с материальным поощрением;

- вовлечение в творческие проекты.

Теория Ф.Герцберга

1. Гигиенические факторы

связаны с окружением, внутренними потребностями, самовыражением личности – политика компании, безопасность на рабочем месте, производственные условия (освещенность, шум, воздух), статус, зарплата, межличностные отношения в коллективе, степень непосредственного контроля со стороны руководителя, отношения с непосредственным начальником

- современная офисная техника;

- своевременная выплата заработной платы;

- нормированный рабочий график;

- организация питания сотрудников.

2. Мотивационные факторы

связаны непосредственно с характером самой работой – содержание процесса труда (интересная работа, возможность развития, повышения квалификации, творческого и делового роста), высокая степень ответственности, признание успехов и результатов труда, продвижение по службе.

- творческие проекты;

- возможность продвигаться по служебной лестнице;

- курсы повышения квалификации, оплачиваемые организацией;

- система вознаграждения и поощрений.

К.Замфир

Внутренняя мотивация

мотивация, возникающая из потребностей самого человека и связанная непосредственно с процессом и результатом труда, на основе которой он трудится с удовольствием, без какого-либо внешнего давления.

  • работа без излишнего напряжения и стрессов;

  • удобное расположение места работы;

  • чистота, отсутствие шума на рабочем месте;

  • доброжелательные отношения с сослуживцами;

  • хорошие отношения с непосредственным начальником;

  • хорошая информированность о положении дел в организации;

  • гибкий режим и темп работы;

  • значительные дополнительные льготы.

Внешняя положительная мотивация

содержит мотивы, лишь опосредованно связанные с процессом и результатом труда: «материальное стимулирование, продвижение по работе, одобрение со стороны коллег и коллектива, престиж, т.е. те стимулы, ради которых человек считает нужным приложить свои усилия»

  • хорошие возможности для служебного роста;

  • хорошая заработная плата;

  • связь заработной платы с результатами труда;

  • одобрение и признание руководством хорошо выполненной работы;

  • содержание работы, стимулирующее развитие личных способностей;

  • сложная, напряженная и трудная работа;

  • работа, которая позволяет думать самостоятельно;

  • высокая степень ответственности за порученную работу;

  • работа, требующая творческого подхода.

Внешняя отрицательная мотивация 

включает так же мотивы, не связанные непосредственно с процессом и результатом труда, но имеющие негативную эмоциональную окраску избегания: наказания, критику, осуждение, штрафы и т.п.




1 Оставить нужное