Добавлен: 30.10.2023
Просмотров: 65
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Оглавление
Введение 3
Сущность и характеристика социальной диагностики 4
1.Этапы социальной диагностики 8
Заключение 16
Список использованной литературы 18
Введение
Для успешного решения социальных проблем необходимо, чтобы своевременно и в полном объёме были замечены, осмыслены и осознаны как сами проблемы (их корни, содержание, перспективы и возможные последствия), так и возможные пути и способы их решения. Это возможно в том случае, если специалист (социальный работник) владеет навыками деятельности, которую можно определить как социальная диагностика. В условиях современного российского общества профессионализм в такой сфере приобретает особую значимость, так как даёт возможность на основе полученных данных вырабатывать и осуществлять целенаправленные меры социальной защиты различных групп населения.
Необходимость овладения навыками социальной диагностики обусловлена рядом обстоятельств.
Во-первых, субъект, будь то отдельный человек, группа или организация, не всегда имеет чёткие и, главное, адекватные представления о причинах возникших у него проблем.
Во-вторых, в ряде случаев внешнее выражение проблемы, с которой сталкивается субъект, не совпадает с её внутренним, сущностным содержанием. Так, например, проблема, связанная с низким уровнем адаптации ребёнка к новому окружению, может внешне проявляться как резкое снижение успеваемости в школе, негативные проявления в поведении, замкнутость и т.п.
В-третьих, в процессе социальной диагностики появляется возможность не только вскрыть определённые проблемы, затрудняющие процесс социального и личностного функционирования субъекта, но и выстроить их определённую иерархию, определив, какие проблемы для субъекта имеют первостепенное значение и почему.
С учётом всего вышесказанного можно предложить следующее определение. Социальная диагностика – это выявление, обозначение и изучение причинно-следственных связей и взаимоотношений, порождающих комплекс социальных проблем различного уровня организации.
Сущность и характеристика социальной диагностики
Диагностика - учение о методах и принципах распознавания болезни (явлений, личности) и постановка диагноза. Термин «диагностика» (от греч. diaghostikos - способность распознавать) используется в медицине для определения процесса распознавания болезни, установления диагноза.
Социальная диагностика - изучение социальных мотивов и причин поведения личности, группы и общества в целом; поиск социальных детерминант процессов и явлений общественной жития.
Понятие «социальной диагностики» можно понимать как:
-
отдельное исследование социальной проблемы клиента, которому социальный работник должен предоставить помощь; -
необходимый этап любого воздействия в социальной работе, технологический элемент социального обслуживания; -
совокупность научных методов, которые обосновывают правильность полученной информации.
Диагностика - общий способ получения исчерпывающей информации об исследуемом объекте или процессе. Значение диагностики в области социальных отношений и процессов является аналогом «обнаружения» характера заболевания в медицине: если вовремя и правильно не определены признаки и причины возникновения заболевания, то нельзя надеяться на положительные направление лечения и результат.
Все изложенное в области соматического, телесного здоровья относится и к психическому. В том числе и к выявлению уровня знаний, интеллекта. Поэтому диагностика в социальной работе - очень важная деятельность, которая требует высокой квалификации и технологичности.
Сущность социального диагноза заключается в точном определении причинно-следственных связей, которые являются производными условий жизни клиента социального обслуживания. Социальный диагноз предусматривает сбор информации о клиентах и условия их жизнедеятельности, а также ее анализ для разработки программы социальной помощи.
Цель социальной диагностики состояния социального объекта - установление социального содержания факторов, которые действуют в экономической, психологической, демографической, правовой и других сферах общественной жизни; установление достоверности информации о нем и его окружения, прогнозирование его возможных изменений и влияния на другие социальные объекты, а также выработка рекомендаций для принятия организационных решений, социального проектирования действий для оказания социальной помощи.
Социальная диагностика решает типичные для нее задачи, к которым относится:
-
выявление специфических социальных качеств, особенностей развития и поведения объекта; -
определение степени развития разнообразных свойств, их выраженности в количественных и качественных показателях; -
описание особенностей объекта; -
ранжирование специфических свойств объекта; -
выработка рекомендаций и разработки проектов, программ.
Следовательно, социальная диагностика – это:
-
деятельность по распознавания и анализа социальных патологий и проблем; -
процесс такого анализа с формулировкой обоснованному выводу о предмете работы; -
область социальных наук, посвященная методам получения знаний об обществе.
Существует широкое и узкое понимание понятия «социальной диагностики»:
- социальная диагностика - процесс научного выявление и изучение причинно-следственных связей и взаимоотношений в обществе, которые его характеризуют социально-экономическое, культурно-правовое, нравственно-психологическое, медико-биологическое и санитарно-экологическое состояние;
- изучение отношения индивида к социальным ценностям общества, группы и т.д., исследование сущности социальных проблем, которые создают трудную жизненную ситуацию для индивида, семьи, группы.
Социальный диагноз имеет двоякий характер и касается относительно:
-
состояния объекта; -
социального процесса.
Специфика социального диагноза (ССГ) заключается в следующем:
-
определить наиболее существенные черты и свойства, которые отражают социальный диагноз и позволяют выделить средства диагностических и социологических способов получения информации; -
определить структуру и наиболее общие функции; -
уточнить сферу применения; -
классифицировать подходы и основные типы.
Требования к социальному диагнозу:
-
описывать социальные и только социальные целостности (организацию, целевую группу, отдельного работника, фрагмент внешней социальной среды); -
опираться на представление и концептуальные модели, произведенные в рамках социологии и специальных дисциплин; -
использовать методы и приемы, выработанные в рамках социологии и родственных наук; -
рассматривать социальный объект через призму его принадлежности к той, собственно социальной подсистемы, организованной системы, которая именуется социальной организацией; -
описывать социальный объект как поведенческую систему, ориентируясь на прогнозирования его поведения в реальной ситуации.
-
Этапы социальной диагностики
Для успешного осуществления работы по социальной диагностике какой-либо проблемы или группы проблем необходимо исходить из того, что процесс социальной диагностики имеет собственную внутреннюю структуру и включает в себя следующие стадии или этапы:
-
стадия осмысления, т.е. анализ сложившейся ситуации, её причин и характерных особенностей; -
стадия разработки альтернативных целей, приемлемых для конкретного субъекта; -
стадия поиска способов и средств перевода субъекта в новое личностное или социальное состояние.
Разумеется, в реальной работе жёстко выдержать подобные последовательность и разграничения достаточно трудно. Часто приходится решать эти задачи либо одновременно, либо на очень коротком временном отрезке. Однако, для того чтобы понять, что такое социальная диагностика, методологически важно выделить каждую из трёх составляющих этого процесса.
Анализ каждой из стадий (этапов) социальной диагностики позволяет выделить наиболее характерные черты и особенности каждой из них, включая и возникающие на каждой из них трудности, преодолеть которые должен специалист по социальной работе.
Стадия осмысления
Не будет преувеличением утверждение о том, что это стадия - одна из наиболее «болезненных» для клиента и одна из самых сложных для социального работника. Такое положение определяется, в первую очередь, теми задачами, которые должны быть решены на указанном этапе социальной диагностики.
Во-первых, в ходе совместной деятельности клиента и социального работника необходимо провести сопоставление реальности с тем идеалом, с которым идентифицирует себя субъект. При этом, осмысливая собственную проблему, человек или группа с необходимостью должны признать собственные ошибки, просчёты, завышенные требования, критерии или оценки.
Во-вторых, необходимо осмыслить и адекватно оценить ранее принятые решения и осуществлённые на их основе действия.
В-третьих, следует произвести анализ той системы социальных связей и отношений, в которые включён субъект, а также содержание его статусно-ролевых характеристик. Завершением стадии осмысления становится вывод о причинах расхождения желаемого и действительного, об истинных корнях тех проблем, которые затрудняют процесс социального и личностного функционирования субъекта. Именно указанная выше необходимость признать собственные ошибки и просчёты и собственную ответственность за возникновение конкретной проблемы или группы проблем, делают названную стадию социальной диагностики весьма болезненной для человека. Разумеется, острота восприятия во многом зависит от его индивидуальных характеристик, таких как степень психологической устойчивости, возраст, тип темперамента и др. Тем не менее, было бы ошибкой предполагать, что человек способен совершенно без ущерба для своего психического и психологического состояния признавать несовершенство собственных решений и действий.
Проведённый на стадии осмысления анализ позволяет перейти к новой стадии социальной диагностики, на которой появляется возможность выработать определённую стратегию деятельности, направленную на преодоление существующих затруднений и разрешение возникших проблем.
Стадия разработки альтернативных целей
В процессе осуществления социальной диагностики необходимо исходить из того, что определение целей субъекта является одним из эффективных рычагов социальной регуляции его поведения и деятельности. Социальные цели, имея ценностно-рациональную природу, отражают не только ценности человека, группы, или общества, но и их возможности в конкретных обстоятельствах. Важнейшей задачей социального работника на этой стадии является помощь человеку в постановке перед собой такой системы целей, которая максимально соответствует его возможностям, способностям и социально-ролевым характеристикам. Именно этим определяется содержание данной стадии социальной диагностики, включающее в себя следующие элементы.
Во-первых, - определение границ возможных для субъекта целей. В этом качестве могут выступать различные, объективные обстоятельства и факторы, оказывающие влияние на процесс жизнедеятельности человека и принятия им каких-либо решений. Это могут быть временные, образовательные, социальные, ценностные и другие факторы. Например, помогая человеку решить проблему поиска новой работы и последующего трудоустройства, необходимо учитывать не только собственные желания и устремления клиента, но и его уровень образования, квалификации, востребованность данной работы на рынке труда и т.п. При этом, социальному работнику необходимо совместно с клиентом попытаться найти наиболее приемлемый для него диапазон новых целей, опираясь на проделанный ранее анализ сложившейся ситуации.
Вторым необходимым элементом рассматриваемой стадии социальной диагностики является расширение социальной свободы субъекта, т.е. деятельность, направленная на высвобождение индивидуального начала человека или группы, активизация их творческих и социальных сил. Задача социального работника состоит в том, чтобы суметь «рассмотреть» в клиенте активное, творческое начало, помочь ему найти новые возможности для приложения своих творческих сил с максимальной результативностью. При этом необходимо помнить, что в качестве подобных начал могут выступать не только какие-либо выдающиеся способности, но и любые возможности и способности человека, которые в силу различных обстоятельств не были реализованы ранее, на предыдущих этапах его жизнедеятельности. Раскрытие и последующая реализация этих способностей могут стать основой для решения той проблемы или комплекса проблем, с которыми сталкивается субъект. Например, решение упоминаемой выше проблемы поиска новой работы, зачастую осложняется для человека тем, что он не видит или не хочет видеть иные возможности для самореализации, кроме тех, которые для него привычны и комфортны.