Файл: Реферат Административное право, как отрасль публичного права и юридическая основа реализации публичного управления.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.10.2023

Просмотров: 66

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.






К азахский Национальный Университет имени Аль-Фараби

Реферат

Административное право, как отрасль публичного права и юридическая основа реализации публичного управления.
















Алматы 2022

ПЛАН
1. Понятие, предмет, метод административного права РК

2. Источники и система административного права РК

3. Понятие, признаки и виды административных правонарушений


4. Основание административной ответственности. Состав правонарушения.

5. Понятие, цели и виды административных взысканий

6. Соотношение административного права и полицейского права.

7. Концепция "Человекоцентричности"

8. Вывод

9.Литература


  1. Понятие, предмет, метод административного права РК


Административное право РК – это отрасль права РК, которая регулирует общественные отношения, которые складываются в процессе осуществления государственного управления или исполнительно-распорядительной деятельности.

Следовательно, круг общественных отношений, составляющих предмет административно-правового регулирования ограничен рамками одного из видов государственной деятельности, а именно государственного управления. Термин «Администрация» - (от лат. «administration» - административная деятельность, с одной стороны, и управление с другой стороны, фактически совпадают.

С учетом изложенного под предметом АП понимаются общественные отношения

управленческого характера. Следовательно, если «Администрация» есть деятельность по управлению, то «административное право» регулирует общественные отношения, складывающиеся в процессе осуществления этой «административной деятельности».


Итак, административное право РК есть отрасль права РК, которая регулирует общественные отношения в сфере государственного управления.

Административно-правовые отношения складываются между:

а) различными органами гос. управления по вертикали, т.е. вышестоящими и нижестоящими органами (н-р, между Правительством РК и МВД, между городской администрацией и ее отделами;

б) различными органами гос. управления, не связанными между собой отношениями подчиненности (н-р, между районной администрацией и местными органами, органами транспорта, связи и т.д.);

в) различными органами гос. управления и подчиненными им предприятиями, учреждениями, организациями (н-р, между министерством и предприятием);

г) различными органами гос. управления и гражданами (н-р, между акиматом и гражданином, подавшим заявление или жалобу.



  1. Источники и система административного права РК


В соответствии со статьей 1 Ко АП РК законодательство РК об административных правонарушениях состоит из Ко АП РК. Иные законы РК, предусматривающих административную ответственность, подлежат применению только после их включения в административный кодекс РК.

Ко АП РК основывается на Конституции РК, а также общепризнанных принципах и нормах международного права.

Международные договорные и иные обязательства РК, а также нормативные постановления Конституционного Совета РК и Верховного Суда РК, регулирующие административно-деликтные правоотношения, являются составной частью законодательства об административных правонарушениях.

Международные договоры, ратифицированные РК, имеют приоритет перед КоАП РК и применяются непосредственно, кроме случаев, когда из международного договора следует, что для его применения требуется издание закона. Если международным договором, ратифицированным РК, установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены законодательством РК об административных правонарушениях, то применяются правила международного договора.
Административно-правовые нормы- это общеобязательные правила поведения, установленные и охраняемые государством в сфере реализации публичной власти органами исполнительной власти и иными органами государственной администрации.



Административно-правовые нормы также регулируют деятельность судебных органов в процессе рассмотрения административно-правовых споров или привлечения к административной ответственности, а также внутренние вопросы организации государственных органов, принадлежащих не только к исполнительной ветви власти. Административно-правовые нормы могут быть классифицированы по различным основаниям:

1. По целевому назначению: - регулятивные (нормы, посвященные описанию статуса различных субъектов административного права, форм и процедур их деятельности; описывающие различные правомерные варианты поведения; закрепляющие использование инструментов позитивного управления, таких как регистрация, лицензирование и т.д.); - охранительные (нормы, направленные на охрану общественного порядка и общественной безопасности и содержащие запреты, ограничения, положения об ответственности).

2. По характеру воздействия: - обязывающие (нормы, содержащие обязанность субъекта выполнить определенное действие или отказаться от действия: обязанность встать на воинский учет по достижению определенного возраста); - запрещающие/ограничивающие (нормы запрещающие субъекту выполнить определенные действия: запрет посещать определенные законодательством режимные территории); - дозволительные (нормы разрешающие выполнять определенные действия: возможность обращения в государственные органы); - управомочивающие

(нормы, наделяющие государственные органы правом на совершение различных действий: право на проведение проверок); - стимулирующие (нормы, направленные на стимулирование участников управленческих отношений: право на льготы для государственного служащего добросовестно выполняющего служебные обязанности) - рекомендательные (нормы, не имеющие обязывающего характера, но ориентирующие на соответствующее поведение: рекомендация предоставлять отчеты в государственный орган в установленных формах).

3. По юридическому содержанию: - материальные (нормы, закрепляющие права и обязанности участников административно-правовых отношений, гарантии и ответственность; материальные нормы - это своего рода статика административного права: нормы, описывающие права и обязанности, ограничения государственных служащих) - процессуальные (нормы, с помощью которых реализуются материальные нормы, своего рода динамика административного права: нормы, описывающие порядок поступления на государственную службу).


4. По источнику: - содержащиеся в законах (огромное количество норм содержится в различных законах, начиная с Конституции Республики Казахстан, и заканчивая простыми законами); - содержащиеся в подзаконных актах (нормы могут содержаться в подзаконных актах, начиная с актов Президента и заканчивая актами акимов самого низшего уровня); - содержащиеся в других актах (нормы могут содержаться в нормативных постановлениях Верховного суда, международно-правовых актах).

5. По времени действия: - неограниченные сроком действия (большинство административно-правовых норм не ограничены сроком действия); - ограниченные сроком действия (нормы, действующие в течение определенного периода, установленного актом). По общему правилу административно-правовые нормы не имеют обратной силы, то есть не могут распространяться на те отношения, которые возникли до введения их в действие, если только в акте, содержащем нормы, не указана возможность такого распространения, или если норма устраняет или смягчает ранее предусмотренную ответственность за правонарушение.

6. По территории действия: - нормы, действующие на всей территории Республики Казахстан (правила дорожного движения); - нормы, действующие на территории местной административно-территориальной единицы (нормы, действующие на территории, начиная с уровня области (города республиканского значения, столицы) и заканчивая уровнем села, аула: правила содержания домашних животных); - нормы, действующие на части территории (нормы, действующие на территории более, чем одной области (города республиканского значения, столицы): нормы, указанные в акте о введении чрезвычайного положения на территории двух областей Казахстана).

7. По адресату правовых предписаний: - нормы, регулирующие правовой статус государственных органов; - нормы, регулирующие правовой статус граждан, в том числе иностранцев и лиц без гражданства; - нормы, регулирующие правовой статус государственных (предприятий, учреждений) и негосударственных организаций (хозяйствующих субъектов, общественных и религиозных объединений, учреждений, фондов и др.).

8. По объему регулирования: - общие (нормы, описывающие компетенцию правительства); - межотраслевые (нормы, определяющие порядок проведения проверок органами финансового контроля); - отраслевые (нормы, устанавливающие требования к лицензированию учебных заведений); - внутриотраслевые (нормы, закрепляющие стандарты безопасности на автомобильном транспорте)


  1. Понятие, признаки и виды административных правонарушений.

Административное правонарушение – это общественно опасное, противоправное, виновное, наказуемое действие, бездействие, нарушающее общеобязательные административные нормы и влекущее ответственность в виде административных взысканий

Административное правонарушение является актом волевого поведения – деянием и заключает в себе 2 аспекта (действие, бездействие).

Действием является активное невыполнение обязанности, законного требования, а также нарушение запрета (н-р, нарушение водителями правил эксплуатации транспортных средств, нарушение правил проезда ж/д переездов).

Бездействие есть пассивное невыполнение обязанности (н-р, безбилетный проезд и провоз пассажиров, провоз ручной клади сверх установленных норм неоплаченного багажа).

Совершение административного правонарушения является фактическим основанием административной ответственности, применения к лицу административного взыскания.

К признакам административного правонарушения относятся:

1) общественная опасность; 2) противоправность

3) виновность; 4) наказуемость; 5) массовость

Административное правонарушение может нарушать нормы не только административного, но и ряда других отраслей права (трудовое, гражданское). Круг общественных отношений, закрепленных административно-регулятивными нормами, не совпадает с кругом общественных отношений, охраняемых мерами административной ответственности.
4. Основание административной ответственности. Состав правонарушения.
Под составом административного правонарушения понимается совокупность установленных правом признаков, при наличии которых антиобщественное деяние может повлечь административную ответственность. Деяние только тогда считается правонарушением, когда он содержит все признаки состава правонарушения, т.е. объект, субъект, объективная сторона, субъективная сторона.

В зависимости от степени обобщения различают общий, родовой и непосредственный объекты, т.е. общественные отношения, урегулированные различными отраслями права и охраняемые мерами административной ответственности.
Объективная сторона характеризует внешнюю сторону административного правонарушения, само деяние (действие, бездействие). Часто определенное значение в составе правонарушения имеют признаки способа, характера (неоднократность, повторность), место и время его совершения, наступивших его последствий, средств совершения правонарушения.