Файл: Реферат Нетрадиционные и нестандартные методы, используемые в учебном процессе при физической культуре.docx
Добавлен: 05.11.2023
Просмотров: 173
Скачиваний: 5
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Задачи, которые дистанция ставит перед спортсменами-ориентировщиками, требуют от них физической закалки, точного и быстрого мышления, способности умело преодолевать естественные препятствия, самостоятельно принимать правильное решение в любой обстановке, терпеливо переносить дождь и ветер, жару и мороз.
В спортивном ориентировании, как ни в каком другом виде спорта, органично и пропорционально сочетаются физические и интеллектуальные нагрузки, что позволяет человеку умственного труда противостоять гиподинамии, а занятому физическим трудом совершенствовать быстроту реакции и оперативное мышление.
Занятия на открытом воздухе повышают умственную работоспособность на 10-12 %. При всем уважении к достоинствам существующих ныне видов спорта нельзя не отметить, что в каждом из них обязательно преобладание какой-то одной или нескольких возможностей человеческого организма.
Большинство функциональных центров организма ориентировщика во время выступления находятся в состоянии повышенной готовности, что способствует совершенствованию личности.
Спортивное ориентирование содействует закаливанию организма, является интересным видом проведения свободного времени, а также улучшает работоспособность, повышает успеваемость в учёбе, дисциплинирует, что очень важно в воспитании подрастающего поколения.
-
Прикладные виды плавания
Плавание известно человеку с древнейших времён, оно возникло, как необходимое для человека умение выживать, а популярным видом спорта стало только в прошлом веке. Плавание является основой игры в водное поло, составной частью современного пятиборья и морского многоборья; необходимым элементом подготовки спортсменов, занимающихся водно-моторным спортом, парусным спортом, прыжками в воду.
Каждый из видов плавания характеризуется особыми движениями или способами передвижения в водной среде. А способ передвижения в воде определяет технику плавания.
Спортивное плавание характеризуется системой специальной подготовки и участием в соревнованиях, которые проходят по определенным правилам. К классическому виду спортивных соревнований относят состязания в бассейнах стандартных размеров (ванны длиной 25 м и 50 м) путем преодоления различных строго регламентированных расстояний (дистанции) за определенное время.
Игровое плавание – использование всевозможных подвижных игр в условиях водной среды. Игры вызывают большие эмоции, повышают активность, способствуют появлению инициативы, развивают координацию. Игра выгодно отличается от других средств обучения тем, что одно движение, под час представляющее определенную трудность, может легко разучиваться в самых различных игровых ситуациях.
Фигурное (художественное, синхронное) плавание – совокупность различных комплексов движений, включающих элементы хореографии, акробатические и гимнастические комбинации. Это один из самых утонченных, элегантных и зрелищных видов водного спорта, которым занимаются в основном представительницы слабого пола.
Прикладное плавание – способность человека держаться на воде (то есть обладать навыком плавания) и производить в воде жизненно необходимые действия и мероприятия. Например, человек идет в бассейн, чтобы за какое-то время научиться плавать. Он не хочет быть спортсменом, он не хочет или не может заниматься оздоровительным плаванием, но он хочет овладеть навыком плавания, чтобы выжить в экстренной ситуации, оказавшись в воде, помочь пострадавшим и т. д.
Прикладное плавание является частью профессиональной подготовки работников силовых и спасательных структур, людей, чья рабочая деятельность связана с водой. Многие из них сдают специальные нормативы по плаванию для определения своей профессиональной пригодности.
Таким образом, плавание как физическое упражнение, гармонично развивающее и укрепляющее организм человека, способствует увеличению его двигательных возможностей и улучшению качества ряда движений, необходимых ему в повседневной жизни.
Прикладное плавание подразделяется на виды: преодоление водных преград, ныряние, спасение утопающих. Способы прикладного плавания: брасс на спине, плавание на боку, спортивные способы (в первую очередь брасс) и различные комбинированные варианты.
Наиболее характерными же и часто используемыми способами прикладного плавания по праву считаются брасс, брасс на спине, плавание на боку. Остальные спортивные способы плавания также носят прикладной характер, хотя об этом часто почти не упоминается в описании самого прикладного плавания. Например, с помощью кроля на груди можно преодолевать значительные водные пространства (при условии, что пловец не отягощен грузом и его движения не стеснены одеждой). Для оказания помощи утопающему – быстрее добраться до пострадавшего. Кроль на спине и его отдельные элементы могут применяться при отдыхе и транспортировке.
Движения баттерфляя (дельфина) туловищем и ногами используются при плавании под водой и нырянии, особенно когда пловец находится в ластах. Практически все отдельные элементы спортивных способов применяются в так называемых комбинированных способах, например, ноги–кроль, руки–брасс, кроль на груди без выноса рук.
Подводное плавание – плавание человека под водой с помощью различных поддерживающих средств и приспособлений (не путать с нырянием). Подводное плавание существует и как вид спорта, однако скоростные виды подводного плавания относятся не к плаванию, а к подводному спорту.
-
Скандинавская ходьба
Скандинавская ходьба (Nordic Walking) – ходьба со специальными палками, которые напоминают обычные лыжные палки. При такой ходьбе шаг имитирует лыжный бег, оставаясь при этом не бегом, а ходьбой. При этом вы опираетесь на четыре точки, в работу включается спина и руки – за счет этого повышается нагрузка, и вы тренируете выносливость.
Нагрузки при скандинавской ходьбе интенсивнее, чем при обычной, но менее интенсивны, чем во время бега. Бегать врачи рекомендуют далеко не всем, а вот у ходьбы с палками (хоть и выглядит она странно) практически нет противопоказаний.
В целом, скандинавская ходьба относится к кардиотренировке. Просто гуляя по парку, вы нагружаете только нижнюю часть тела – ноги. Ходьба с палками дает нагрузку и на верхнюю часть тела, включая руки, плечи и спину. Активно работая руками, вы получаете в итоге подтянутые бицепсы и трицепсы, которые в обычной жизни у нас почти не работают. Брюшной пресс при скандинавской ходьбе задействуется в меньшей степени. Но нагрузку можно увеличить и на него, если при каждом шаге слегка поворачивать корпус вправо и влево: тогда к работе подключатся и косые мышцы пресса. При этом вы не краснеете и не возвращаетесь домой со свекольным цветом лица, как это бывает после пробежки и других активных нагрузок.
За час ходьбы в активном темпе вы сожжете примерно 300 калорий. Если при движении вы будете энергично включать в работу верхнюю часть туловища (размахивать руками, поворачивать корпус), число сожженных калорий увеличится. Плюс это хороший способ улучшить кровообращение и заставить работать сердце, сосуды и легкие.
Абсолютно всем можно ходить – у скандинавской ходьбы нет противопоказаний. К тому же для ходьбы не нужны вообще никакие особые навыки: у вас гарантированно все получится. Кроме того, специальные дислокации для занятий тоже не нужны, потому что ходить можно, где угодно: хоть по улицам, хоть по парку, хоть по лесу. Кстати, обычные занятия ходьбой с палками можно разнообразить упражнениями все с теми же палками – в частности, делать растяжку до и после.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Нетрадиционные формы проведения занятий по физической культуре и спорту у студентов вузов можно широко использовать в образовательном процессе, а также при самостоятельных занятиях для профилактики заболеваний и укрепления организма. Новые виды деятельности разнообразят занятия, увеличат посещаемость, позволят каждому студенту расширить область знаний и умений, найти тот вид спорта, который ему интересен и приносит желаемый результат.
Отдых – это смена вида деятельности, благодаря нетрадиционным формам и методам проведения занятий преподаватель успешно может привить интерес к физическим нагрузкам и улучшить качество жизни студентов.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Сергеева, С. П. Нестандартные виды двигательной активности на уроках физической культуры / С. П. Сергеева // Проблемы и перспективы развития образования: материалы III междунар. науч. конф. (г. Пермь, январь 2013 г.) : – Пермь: Меркурий, 2013. – С. 113-115.
2. Петрова, Т. В. Физическая культура в новом социуме / Т. Н. Петрова // Профессиональное образование. – 2012. – № 1. – С. 27-28.
3. Скворцова, В. Н. Валеология: учебное пособие / В. Н. Скворцова. – Томск : Изд-во ТПУ, 2006. – 196 с.
4. Фурманов А.Г. Оздоровительная физическая культура: учеб. для вузов / А.Г. Фурманов, М.Б. Юспа – Минск: Тесей, 2003. – 528 с.