Файл: Методические рекомендации по написанию магистерской диссертации для направления Прикладная информатика.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Методичка

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.11.2023

Просмотров: 110

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

2. Структура диссертации

2.2 Структура первой главы

2.3 Структура второй главы

Рисунок 3. Объединение ролей в проектных командах.Руководители проекта должны создавать отношения сотрудничества между участниками проекта, добиваться общего видения проблем и путей их разрешения. Члены команд в свою очередь должны объединять усилия для достижения общих целей, избегать конфликтов, помогать и поддерживать друг друга. Надежная внутренняя среда проекта - залог успеха любого проекта.Рекомендуемая литература по данному разделу: Microsoft Solutions Framework, Модель процессов MSF, вер.3.1 (Отдел MSF, Microsoft ) - White Paper.- 2002. Р. Денис Гиббс. Управление проектами с помощью IBM Rational Unified Process. Практические уроки. Пер.с англ. – М.: КУДИЦ-ПРЕСС. – 2007. – 304 с Алексеева Т.В. Организация взаимоотношений участников ИТ - проекта. // «Бизнес команда и ее лидер», № 6.- М.: ООО «Интерсоциоинформ».- 2008.- 8 стр. Средства коллективной работы над проектом автоматизации После создания команды и распределения ролей между членами команды необходимо определится с средствами коллективной разработки (СКР), которые вы будете использовать. Неправильный выбор может повлечь за собой как огромные потери времени на освоение и настройку СКР, так и необоснованно высокие затраты на приобретение программ, у которых вы не будете использовать все имеющиеся возможности.Для выбора СКР предлагается Вам использовать обзор, представленный в таблице 1 и 2. Вышеприведенный обзор включает всего три средства коллективной разработки, хотя всего таких программ, конечно, гораздо больше. В таблице 1 приведена таблица возможностей некоторых коммерческих СКР, а в таблице 2 - некоммерческих. К сожалению, все имеющиеся средства перечислить невозможно. Достаточно полный список ссылок на сайты производителей СКР можно найти по адресу http://www.cs.colorado.edu/users/andre/configuration_management.html Таблица 1 Коммерческие средства разработки

3. Требования по оформлению диссертации

3.1 Требования и правила оформления текстового материала

3.2 Правила оформления иллюстративного материала

3.3 Правила составления списка литературы

3.4 Правила оформления приложений

3.5 Порядок проверки диссертации








МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
МОСКОВСКИЙ ФИНАНСОВО-ПРОМЫШЛЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

«СИНЕРГИЯ»
Факультет Информационных технологий

Методические рекомендации по

написанию магистерской диссертации
для направления:

«Прикладная информатика»

Под редакцией Страхова О.А.


Авторский коллектив:

Алексеева Т.В., Денисов Д.В., Дик В.В., Емельянов А.А.,

Лихоносов А.Г., Лужецкий М.Г., Нестеров И.А., Харитонов С.В.
Москва 2017 г.


1. Тематика диссертаций

1.1 Общие рекомендации по формированию темы диссертации

Можно выделить несколько классов тем диссертаций по следующим признакам:

  • по объему охвата ИС и ее компонентов в качестве объектов проектирования (например, автоматизация решения автономной задачи, комплекса задач, разработка однопользовательских ИС, разработка модуля в составе распределенной ИС, подсистемы ИС и т.д.);

  • по типу той информации, которую призвана хранить и обрабатывать разрабатываемая информационная система (например, проектирование Системы управления текстовыми документами, Информационно-поисковой системы, работающей в сети Internet и т.д.);

  • по классу алгоритмов обработки экономической информации и предлагаемых для их реализации в проекте информационных технологий (например, Систем подготовки принятия управленческих решений, Экспертных систем и др.);

Каждый класс тем предполагает определенную специфику в составе и содержании разделов диссертации.

Тематика диссертаций:

  • автоматизация решения задачи;

  • разработка однопользовательской ИС;

  • разработка модуля в многопользовательской ИС;

  • разработка проектных решений в сфере ИТ;

  • разработка организационных решений в сфере ИТ.

Основным критерием при выборе постановки задачи может быть количество реализуемых функциональных информационных технологий (ФИТ). Как известно, ФИТ - некоторая реализация предметной технологий с использованием одной или нескольких информационных технологий.

Примером ФИТ может служить технология электронного безналичного перечисления денежных средств. Технологические этапы последовательно выполняют операционист, администратор, сотрудник отдела межбанковских расчетов и т.д. Первичной информацией будут являться реквизиты платежного документа, результатной - обновленные файлы, содержащие информацию о расчетных и корреспондентских счетах, аналитическая банковская отчетность и т. д.

Если решаемая задача охватывает одну ФИТ, речь идет об автономной задаче. Если две или несколько, но решаемых на одном рабочем месте - о комплексе задач или об однопользовательской ИС. Если же технологии (или часть решаемых технологий) реализуются не полностью, а результатная информация передается на дальнейшую обработку (т. е. выполняются технологические этапы ФИТ), разрабатывается модуль в рамках многопользовательской ИС.

При проектировании и разработке первых двух классов задач обычно используется функционально-модульный или структурный подход, при разработке же многопользовательской ИС, в последнее время все чаще используется объектно-ориентированный подход. Объектно-ориентированный подход может применяться при проектировании всех классов задач, поэтому не следует заведомо ограничивать «область допустимых значений» методики проектирования. Использование новейших методик проектирования и разработки является неотъемлемым условием жизнеспособности ИС в условиях современной технологической революции.
    1. Примеры тем диссертаций для направления


Правильно сформулированными являются следующие примеры тем диссертаций:

  1. Исследование и разработка информационной системы управленческого учета видеосалонов на примере ООО «АртВидео»

  2. Исследование и разработка информационной системы учета лизинговых операций на примере ООО «СферАудит»

  3. Исследование и разработка информационной системы биллинговых процессов на примере ООО НПО «ЭДМА»

  4. Исследование и разработка информационной системы Клиент-Банк на примере ООО МИБ «ДАЛЕНА»

  5. Исследование и разработка информационной системы контроля обслуживания дорожно-строительной техники на примере ООО «ТрансМиссия»


Комментарии:

1. В теме обязательно должны быть отражены две составляющих:

  • Научно-практическая задача, связанная с исследованием выбранной предметной области и разработкой соответствующей автоматизированной информационной системы.

  • Объект, где происходит разработка и внедрение результатов исследования, т.е. конкретное предприятие или организация.

2. Тема диссертации должна быть максимально краткой и информативной. Наиболее частыми ошибками при формировании тем являются:

  • Указание дополнительных сведений об организации, для которой осуществлялась разработка, например: «малое предприятие», «завод», «производственное предприятие» и так далее, это лишнее, нужно указать только название компании, включая организационно правовую форму, например: ООО «СферАудит».

  • Отсутствие конкретики в теме, слишком узкая тема или наоборот слишком обширная, примеры таких некорректных тем: «Исследование и разработка корпоративной информационной системы на примере ЗАО «Бондарь» (тема слишком обширная, для разработки КИС требуется коллектив в десятки сотрудников и несколько месяцев, а иногда и лет работы), «Исследование и разработка информационной системы ведения базы клиентов на примере ООО «Лагуна» (тема слишком узкая, ведение одной базы это задача для лабораторной работы 3-го курса, но не диссертации), «Исследование и разработка информационной системы для работы сотрудника отдела продаж ЗАО «Ристинг» (тема не конкретная, т.к. не понятна автоматизируемая задача), «Исследование и разработка информационной системы сводного учета по данным синтетического учета в ООО «Беркли» (тема неоправданно раздута, нет никакой необходимости в детализации поставленной задачи - автоматизации сводного учета, как именно решается задача раскрывается в диссертации).

3. Тема диссертации в обязательном порядке согласовывается с научным руководителем. В случае несогласия студент имеет право подать на утверждение тему в собственной редакции, но научный руководитель со своей стороны может в отзыве на диссертацию указать на несоответствие темы содержанию.

4. Тема диссертации и научный руководитель утверждаются деканом факультета путем издания соответствующего приказа по Университету. Темы, не соответствующие квалификационным требованиям, к утверждению не представляются и должны быть изменены в соответствии с указаниями декана факультета.


    1. Перечень задач автоматизации, которые не могут выступать в качестве предмета исследования

В связи с тем, что тема разрабатываемого проектного решения должна обладать актуальностью, отражать реальные потребности компании, а также учитывать то, что в настоящее время ряд задач автоматизирован практически во всех организациях, ниже приводится перечень задач, которые не могут выступать в качестве предмета автоматизации в рамках диссертации:

    1. автоматизация складского учета;

    2. автоматизация учета движения товаров;

    3. автоматизация учета кадров;

    4. автоматизация расчета и начисления заработной платы;

    5. разработка Internet магазина;

    6. разработка Web представительства.

Данное ограничение не распространяется на тематику диссертаций студентов, обучающихся в филиалах МФПУ «СИНЕРГИЯ».


2. Структура диссертации

  1. 2.1 Общие положения


Вне зависимости от решаемой задачи и подхода при проектировании структура диссертации такова:

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

1. АНАЛИТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

2. ПРОЕКТНАЯ ЧАСТЬ

3. ОБОСНОВАНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

ПРИЛОЖЕНИЯ

ВВЕДЕНИЕ (общим объемом не менее 2 стр. и не более 5 стр.1) должно содержать общие сведения о диссертации, ее краткую характеристику, перечень задач, которые студент планирует решить в ходе исследования. Также во введении необходимо отразить актуальность выбранной темы, используемые методики, практическую значимость полученных результатов. К числу задач, решаемых в диссертации можно отнести:

  • изучение предметной области и выявление недостатков существующей организации обработки информации, определяющих необходимость разработки данного проекта;

  • разработку постановки задачи;

  • обоснование выбора основных проектных решений;

  • разработку всех видов обеспечивающих подсистем;

  • обоснование экономической эффективности проекта.

Дополнительно может достигаться совершенствование информационной базы, применение новых технических средств сбора, передачи, обработки и выдачи информации.

Во введении необходимо также перечислить вопросы, которые будут рассмотрены в исследовании, выделив вопросы, которые предполагается решить практически. Рекомендуется писать введение по завершении основных глав проекта, перед заключением. В этом случае исключена возможность несоответствия «желаемого» и «действительного».

Введение кратко раскрывает план выполнения диссертации, то что студенту необходимо сделать для исследования и автоматизации выбранной задачи.
В ЗАКЛЮЧЕНИИ (общим объемом не менее 2 стр. и не более 4 стр.) рекомендуется определить, какие задачи были решены в ходе исследования, определить пути внедрения и направления дальнейшего совершенствования разработанной ИС.

Для удобства изложения

, заключение рекомендуется оформить в виде краткого конспекта по разделам диссертации, отразив основные проектные решения, разработанные методики и модели, используемые классификаторы, входные и выходные документы, показатели экономической эффективности и другие существенные показатели.

В ПРИЛОЖЕНИИ должен быть представлен листинг программы (распечатка на исходном языке программирования отлаженных основных расчетных модулей - около 400 операторов языка высокого уровня или адаптированных программных средств, использованных в работе), а также могут быть приведены:

  • схемы или таблицы из основной части работы;

  • результаты выполнения контрольного примера;

  • диаграммы потоков данных, демонстрирующих существующую технологию решения задач («КАК ЕСТЬ»);

  • диаграммы потоков данных, демонстрирующих предлагаемую технологию решения задач («КАК ДОЛЖНО БЫТЬ»);

  • схемы документооборота;

  • примеры классификаторов;

  • формы первичных и результатных документов;

  • распечатки меню, экранных форм ввода, получаемых отчетов в разработанной системе;

  • а также другие материалы диссертации, кроме текстов договоров с клиентами и иных «шаблонных документов» (в тех случаях, когда для их существенных реквизитов проектируется форма, а по результатам ввода и сохранения в информационную базу имеется возможность распечатки документа «по шаблону»).

Для работ, не связанных с программными решениями, вместо листинга программы необходимо привести проекты разработанных документов, либо, по согласованию с научным руководителем, другие материалы, отражающие содержание работы. В этом случае указания на изменения состава приложений отражаются в индивидуальном задании.

Приложения должны располагаться в логической последовательности появления ссылок на них из основной части диссертации. Последним приложением является листинг программного модуля. Каждое приложение должно обязательно иметь номер и название
, характеризующее его содержание. В одном приложении нельзя размещать различные по смыслу таблицы или рисунки. Не допускается дублирование в приложении материала, размещенного в основной части диссертации.

При нумерации рисунков и таблиц в приложении возможно использовать внутреннюю нумерацию в рамках каждого приложения с обозначением номера приложения: например «Рис. П1.1 Программная архитектура ИС ООО «Звезда»«. Здесь П1 означает «Приложение 1»
    1. 1   2   3   4   5   6   7   8

2.2 Структура первой главы


Структура первой главы определяется Индивидуальным заданием, согласованным с научным руководителем.
1. Аналитическая часть

    1. Анализ предметной области исследования

1.1.1 Обоснование актуальности исследования

1.1.2 Постановка задачи, определение предмета и объекта исследования

1.1.3 Теоретическая и методологическая основа исследования

1.2 Характеристика задачи и объекта исследования

      1. Сфера деятельности и основные бизнес-процессы исследуемого объекта

      2. Система управления объектом исследования

      3. Обоснование выбора задачи для объекта исследования

      4. Определение связи задачи исследования с другими задачами

    1. Характеристика задачи в рамках комплекса задач объекта исследования

      1. Оценка существующих ресурсов для решения задачи исследования

      2. Определение средств автоматизации для решения задачи исследования

      3. Определение уровня защиты информации для исследуемой задачи

    2. Анализ существующих разработок и выбор стратегии автоматизации

      1. Анализ существующих разработок для автоматизации задачи

      2. Обоснование способа приобретения ИС для автоматизации задачи

      3. Обоснование стратегии автоматизации задачи

    3. Обоснование проектных решений

      1. Обоснование проектных решений по информационному обеспечению

      2. Обоснование проектных решений по программному обеспечению

      3. Обоснование проектных решений по техническому обеспечению




    1. Анализ предметной области исследования

      1. Обоснование актуальности исследования

В данном разделе необходимо обосновать актуальность выбранной темы исследования. В этом контексте можно рассмотреть состояние соответствующей сферы экономики, необходимость исследования в интересах конкретных организаций, наличие/отсутствие практических и научных разработок в данной области и так далее.