Файл: Реферат Исторический портрет Екатерины Великой По дисциплине История история России всеобщая история.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.11.2023

Просмотров: 798

Скачиваний: 30

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Екатерина II была убеждена, что всякая попытка радикального решения крестьянского вопроса неминуемо вызовет волну дворянского протеста, поэтому предпочитала действовать осторожно и не спеша.

Екатерина понимала, что главное зло состоит в отсутствии у крестьян права собственности и что необходимо установить это право на движимое имущество, а также регламентировать крестьянские повинности и пресечь продажу крестьян за границу и торговлю ими поодиночке. Несмотря на то что многие проекты Екатерина не смогла воплотить в жизнь, так как они не нашли широкой общественной поддержки, тем не менее она создала предпосылки для дальнейшего реформирования отношений между землевладельцами и крестьянами, что и происходило при Александре I и при Александре II..

Усиление крепостнического гнета и продолжительные войны легли тяжелым бременем на народные массы, и нараставшее крестьянское движение переросло в Крестьянскую войну под предводительством Е. И. Пугачева 1773–1775 гг. Подавление восстания определило переход Екатерина II к политике открытой реакции. Если в первые годы царствования Екатерины II проводила либеральную политику, то после Крестьянской войны был взят курс на усиление диктатуры дворянства.

Эконмическая система Екатерине II


При Екатерине II активно развивается рынок четче становится специализация отдельных регионов. Отдельных регионов на определенное производство. Так к зерновым районам относились черноземные губернии центральной России и Украины, в Новгороде и Смоленске выращивали технические культуры, Сибирь и Север специализировались на выделке товаров из меха. Сбыт произведенных товаров происходил на ярмарках: в Нижнем Новгороде, Ирбите, Курске, Архангельске и других городах. Важной вехой в развитии внутренней торговли стала отмена в 1754 г. внутренних торговых таможенных пошлин.

Это позволило наладить беспрепятственную перевозку и торговлю товаров из самых отдаленных регионов государства. Важной статьей бюджета России была внешняя торговля. Функционирование новых портов на Балтийском и Черном морях позволяло расширить внешнеторговые связи России. Из государства экспортировалось множество товаров: металл, зерно, пенька, лес, кожи. Импортировались: сахар, сукно, изделия из металла, вино, чай. Главным торговым партнером России в это время является Англия. Развитие внутренней и внешней торговли привело к росту производства и способствовало зарождению капиталистических отношений.


Однако императрица не смогла правильно распределить государственные средства , упадку , экономики способствовали также многочисленные войны., которые императрица вела в тот момент. Чтобы вывести Экономику из кризиса императрица ввела в обиход первые бумажные деньги, помимо этого В России появились многочисленные банки





Образование и воспитание при Екатерине великой


Екатерина внимательно изучала опыт организации образования в ведущих странах Западной Европы и важнейшие педагогические идеи своего времени., «Мысли о воспитании» Локка. Отсюда, кстати, новая формулировка задач школы: не только учить, но и воспитывать. За основу брался гуманитарный идеал, зародившийся в эпоху Возрождения: он исходил «из уважения к правам и свободе личности» и устранял «из педагогики все, что носит характер насилия или принуждения» (П.Н. Милюков). С другой стороны, воспитательная концепция Екатерины требовала максимальной изоляции детей от семьи и передачи их в руки учителя. Впрочем, уже в 80-х гг. центр внимания был снова перенесен с воспитания на обучение.

За основу были взяты прусская и австрийская системы образования. Предполагалось учредить три типа общеобразовательных школ – малые, средние и главные. В них преподавались общеобразовательные предметы: чтение, письмо, знание цифр, катехизис, священная история, зачатки русской грамматики (малая школа). В средней добавлялись объяснение Евангелия, русская грамматика с орфографическими упражнениями, всеобщая и русская история и краткая география России, а в главной – подробный курс географии и истории, математическая география, грамматика с упражнениями по деловому письму, основания геометрии, механики, физики, естественной истории и гражданской архитектуры. Была внедрена классно-урочная система Коменского, делались попытки использовать наглядность, в старших классах даже рекомендовалось вызывать у учащихся самостоятельную работу мысли. Но в основном дидактика сводилась к заучиванию наизусть текстов из учебника. Отношения учителя с учениками строились в соответствии с взглядами Екатерины: например, были строго запрещены любые наказания.

Екатерина вторая первая правительниц которая обратила внимания на судьбу сирот , по её приказу в Москве и Петербурге открыли приюты для сирот, где дети могли получить уход и начальное образование.

Также Екатерина открыла первый в истории институт» благородных девиц, «где обучали девушек из богатых семей


Внешняя политика Екатерины II


Наиболее значимыми событиями были три раздела Речи Посполитойвойны с Турцией 1768-1774 и 1787-1791 годов, успешные отражения агрессии Швеции и Персии (в рамках соглашения «Георгиевский трактат»). Результатом этих мероприятий стало присоединение Крыма, Малороссии, Новороссии, Белоруссии, Очакова и других территорий. На черноморском побережье основано большое количество городов, а в портах – строительство будущего черноморского флота.

Завоевание Крыма, стало ключевым этапом на пути освоения черноморского побережья — именно там были заложены ряд стратегических военных портов сыгравших значительную роль в последующих исторических событиях.

Разделы пришедшей в упадок Речи Посполитой вернули в состав империи ранее утраченные территории будущей Украины и Белоруссии.

Кроме того, государство российское окончательно утвердилось в статусе мировой державы – выступление в качестве посредника при урегулировании «войны за баварское наследство» и заключение различных союзов являются наглядным подтверждением.

Несмотря на кажущуюся неоспоримость успехов внешней политики Екатерины II, необходимо уточнить несколько важных моментов. Во-первых, в результате разделов Польши произошло усиление Австрии – будущего противника России. Сама же организация этого разделения (Станислав Понятовский, поставленный с протекции Екатерины II польским королём, получил взятку за содействие разделу Речи Посполитой) добавила масла к огню будущих конфликтов на Западной Украине. Во-вторых, «греческий проект» по возрождению Византийской Империи во главе с внебрачным сыном императрицы Алексеем Бобринским – так и не был реализован.

И в-третьих, агрессивная внешняя политика требовала серьезных финансовых и человеческих ресурсов что повлекло за собой негативные экономические и социальные последствия.

заключение


Тридцатичетырехлетнее царствование Екатерины Великой оставило яркий след в истории России.

Бросается в глаза неординарность личности императрицы, ее выдающиеся качества государственного деятеля и величие ее свершений: если Петр Великий утвердился на берегах Балтики, то Екатерина Великая - на берегах Черного моря, раздвинув границы на юг и включив в состав империи Крымский полуостров. Екатерины поняла и завершила то, чего не успел закончить Пётр. Одного этого достаточно, чтобы потомки с благодарностью вспоминали её имя.


Я считаю, что Екатерина II пример по настоящему сильной женщины ,сумевшей достойно пронести императорский титул но при этом сохранить свою яркую индивидуальность.

С.Ф.П Платонов ,подводя итоги правление Екатерины великой, сказал: «Как бы то ни было, историческое значение екатерининской эпохи чрезвычайно велико именно потому, что в эту эпоху были подведены итоги предыдущей истории, завершились исторические процессы, раньше развивавшиеся. Эта способность Екатерины доводить до конца, до полного разрешения те вопросы, какие ей ставила история, заставляет всех признать в ней первостепенного исторического деятеля, независимо от ее личных ошибок и слабостей.».

Приложения цитаты Екатерины Великой



«Я имею честь быть русской, Я этим горжусь, Я буду защищать Мою Родину и языком, и пером, и мечом — пока у Меня хватит жизни....»

« Я хвалю громко, а порицаю вполголоса»..

«Человек с добрым сердцем старается обращать всякую вещь и дело в добро; человек с дурным сердцем старается в добре найти злое.»

«Первое правило — делать так, чтобы люди думали, будто они сами этого хотят

«Действовать нужно не спеша, с осторожностью и с рассудком».



Приложения цитаты Екатерины Великой



«Я имею честь быть русской, Я этим горжусь, Я буду защищать Мою Родину и языком, и пером, и мечом — пока у Меня хватит жизни....»

« Я хвалю громко, а порицаю вполголоса»..

«Человек с добрым сердцем старается обращать всякую вещь и дело в добро; человек с дурным сердцем старается в добре найти злое.»

«Первое правило — делать так, чтобы люди думали, будто они сами этого хотят»

«Действовать нужно не спеша, с осторожностью и с рассудком».


«Поступайте так, чтобы люди добрые вас любили, злые боялись и все уважали .»

.

Список использованной литературы


  1. . Виноградов В.Н. Дипломатия Екатерины Великой / В.Н. Виноградов // Новая и новейшая история.- 2001.- № 6.- С. 109-136..

  2.  Век Екатерины II: Дела Балканские / Отв. ред. В.Н. Виноградов. - М.: Наука, 2000. - 295 с

  3. Черкасов П.П., Чернышевский Д.В. История императорской России. От Петра Великого до Николая II. - М.: Международные отношения, 1994.

  4. Павленко Н. И. Екатерина Великая. – М.: Молодая гвардия, 1999.

Интернет источники

http://istoricheskij-portret.ru/praviteli/romanovy/ekaterina-2/

https://rusistori.ru/russkoe-tsarstvo/ekaterina-ii-velikaya/

https://burido.ru/1441-tsitaty-ekateriny-ii