Файл: Введение таинственный повесть тургенев литературный Актуальность. В истории отечественной литературы И. С.Тургеневу принадлежит место летописца.rtf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.11.2023
Просмотров: 118
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
1. Поэтика «таинственных повестей» Тургенева 60-70- х гг.
1.1 Проблема состава «таинственных повестей» и их жанровое своеобразие, творческий метод писателя
2. Поэтика реалистических повестей Тургенева 60-70-хх гг.
2.2 Жанровое своеобразие повести «Вешние воды»
2.3 Синтез жанров в повести-воспоминании «Степной король Лир»
Заключение
Творчество Тургенева запечатлело характеры, рожденные временем, духовные настроения этого времени.
Писатель был удивительно прозорлив и умел уловить и воплотить в художественные образы еще только намечавшиеся тенденции общественной жизни, не заметные современникам изменения общественной психологии
Тургенев первым показал в реалистических зарисовках деревенского быта нравственное превосходство закрепощенных крестьян над «благородными» помещиками.
Под пером Тургенева обрел жизнь идеал активного борца, демократа ему принадлежит приоритет в открытии образа демократа-нигилиста.
Тургенев создал новый тип героини - женщины передовых взглядов, высоких порывов, готовности к подвигу.
Никто до Тургенева столь поэтично и элегично не писал об умирающих дворянских гнездах.
«Таинственные повести» - особое явление в творчестве И.С. Тургенева. Их своеобразие во многом обусловлено присутствием в поэтике произведений таинственного, ставшего новой формой для выражения нового содержания.
Таинственное в повестях Тургенева имеет литературные и внелитературные истоки. Литературные истоки следует искать в русской романтической фантастической повести 1820-1840-х гг., которая активно использовала фантастические образы в создании характерного для романтической поэтики «двоемирия».
Однако у И.С. Тургенева происходит качественное изменение функций таинственного, хотя его, как и романтиков, привлекает загадочность мира, таинственная жизнь человеческой души. И.С. Тургенев обращается к этой стороне действительности и отражает ее в своих повестях, написанных в период 1850-1880-х гг., где наряду с картинами российской действительности середины и конца XIX в., появляются образы, которые можно характеризовать как фантастические.
В работе мы проследили развитие литературно-критической мысли о «таинственных повестях» в отечественном литературоведении. Безусловно, что «таинственные повести» И.С. Тургенева не были отражены во всех существовавших и современных методологических концепциях литературоведческих школ и направлений. Поэтому, основной задачей в работе было исследование методологических позиций только тех исследователей, которые предметом своего изучения выбрали «таинственные повести».
В ходе исследования была изучена роль мифопоэтического начала в формировании глубинной семантики образов-персонажей, выявлены принципы формирования образов таинственного, их роль и место в системе образов.
Список литературы
1. Азадовский М.К. Три редакции «Призраков» / М.К. Азадовский // Уч. записки Ленинград, ун-та. Серия филол. наук. - 1939. - №. 20. - Вып. 1. - С. 123-154.
2. Айхенвальд Ю.И. Силуэты русских писателей. - М., 1994.
. Академические школы в русском литературоведении. - М., 1975.
. Алексеев М.П. Тургенев и Марлинский. К истории создания «Стук! …Стук!…» // Творческий путь И.С. Тургенева. Под ред. Н.Л. Бродского. - П., 1923.
. Аммон Н. «Неведомое» в поэзии Тургенева. - Журнал Министерства народного просвещения, 1904. − №4.
. Андреева А.А. «Призраки» как исповедь Тургенева. - Вестник Европы. - 1904, сентябрь.
. Андреевский С.А. Тургенев. Его индивидуальность и поэзия. - В кн.: С.А. Андреевский. Литературные очерки. - 3-е доп. Изд. - СПб., 1902.
. Анненский Иннокентий. Книги отражений. - М.: Наука, 1979.
. Антонович М.А. Литературно-критические статьи / М.А. Антонович.-М.; Л.: ГИХЛ, 1961. - 515 с.
. Аринина Л.М. Романтические мотивы в «таинственных повестях» И.С. Тургенева // Творческая индивидуальность писателя и литературный процесс. - Вологда, 1987.
. Арустамова А.А., Швалёва К.В. Архетип потерянного рая в повести И.С. Тургенева «Фауст» // Проблемы межкультурной коммуникации. Межвузовский сб. научн. трудов - Пермь, 1999.
. Астман М. Тургенев и символизм // Записки русской академической группы США. - New-York, 1983. - Т. XVI.
. Байсоголова М. К вопросу о реализме поздних произведений И.С. Тургенева («Песнь торжествующей любви»). - Труды Тбилисского ун-та, т. 83, серия филол. наук, 2, 1959.
. Бальмонт К.Д. Где мой дом: Стихотворения, художественная проза, статьи… - М., 1992.
. Бальмонт К. Рыцарь Девушки-женщины // Тургенев и его время. Первый сб. под ред. Н.Л. Бродского. - М., 1923.
. Барсукова О.М. Роль символических мотивов в прозе И.С. Тургенева. Дис. … канд. филол. наук. - М., 1997. - 175 с.
. Батюто А.И. Творчество И.С. Тургенева и критико-эстетические мысль его времени / А.И. Батюто. - Л.: Наука, 1990. - 297 с.
. Батюто А.И. Тургенев-романист. - Л., 1972.
. Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. - М., 1975.
. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. - М., 1979.
. Белевицкий С. Мотивы пессимизма в русской литературе (Тургенев и Успенский). Начало. - Сб. ст. - Саратов, 1914.
. Белый А. На рубеже двух столетий. - М., Л.: ЗИФ, 1930.
. Бенуа Александр. Мои воспоминания. В пяти книгах. Кн. 1-3. - М.: Наука, 1980.
. Борев Ю.Б. Художественный процесс (проблемы теории и методологии) // Методология анализа литературного процесса. - М., 1989.
. Брандис Е. Фантастика и новое видение мира / Е. Брандис // Звезда. 1981. - №8. - С. 41-49.
. Бродский Л.Н.И.С. Тургенев. Изд. АПН РСФСР. - М., 1950.
. Буданова Н.Ф. Достоевский и Тургенев: творческий диалог / Н.Ф. Буданова. - JI.: Наука, 1987. - 196 с.
. Буренин Б. Литературная деятельность Тургенева. Критический этюд. - Спб., 1884.
. Бурсов Б.И. Национальное своеобразие русской литературы. - Л., 1967.
. Бялый Г.А. Поздние рассказы. «Таинственные повести» // Г.А. Бялый Русский реализм от Тургенева к Чехову. - Л., 1990.
. Бялый Г.А. Тургенев и русский реализм. - М. - Л., 1962.
. Васильев С.Ф. Поэтика «реального» и «фантастического» в русской романтической прозе / С.Ф. Васильев // Проблемы исторической поэтики. Исследования и материалы: межвуз. сборник. - Петрозаводск: Изд-во Петрозавод. ун-та, 1990. - С. 73-81.
. Венгеров С.А. Иван Сергеевич Тургенев. Критико-биографический этюд / С.А. Венгеров. - СПб.: Типография И.П. Попова, 1877. - 164 с.
. Ветринский Ч. Муза - вампир / Ч. Ветринский // Творчество Тургенева: сборник статей / под ред. И.Н. Розанова и Ю.М. Соколова. - М.: Задруга, 1920. С. 152-167.
. Винникова И.А. Об идейных истоках «Призраков» и «Довольно» (Тургенев и Шопенгауэр) / И.А. Винникова // И.С. Тургенев в шестидесятые годы (Очерки и наблюдения). - Саратов: Изд-во Саратов, ун-та, 1965. - 1. C. 53-73.
. Вригт Г. X. фон. Логико-философские исследования. - М., 1986.
. Габель М. «Песнь торжествующей любви» Тургенева (опыт анализа) // Творческий путь Тургенева. Сб. ст. - Петроград, 1923.
. Гаджиев А.А. Восточные мотивы в творчестве Тургенева // Творчество И.С. Тургенева. Сб. научн. трудов - Курск, 1984.
. Гейзенберг В. Шаги за горизонт. - М., 1987.
. Генералова Н.П.И.С. Тургенев: Россия и Европа. Из истории русско-европейских литературных и общественных отношений. - СПб., 2003.
. Гершензон М.О. Мечта и мысль Тургенева. - М., 1919.
. Головко В.М. Жанровое своеобразие «Странной истории» И.С. Тургенева (К проблеме жанра «студии» в творчестве 1870-х гг.) // Проблемы жанра и стиля в русской литературе. - М., 1973.
. Головко В.М. Историческая поэтика русской классической повести. - М. - Ставрополь, 2001.
. Головко В.М. Мифопоэтические архетипы в художественной системе позднего Тургенева (повесть «Клара Милич») // Межвузовская научная конференция «Проблемы мировоззрения и метода И.С. Тургенева» (К 175 - летию писателя). Тезисы докладов и сообщений. - Орёл, 1993.
. Головко В.М. Художественно-философские искания позднего Тургенева (Изображение человека). - Свердловск, 1989.
. Данилевский Р.Ю. Что такое Эллис в самом деле? (О «Призраках» Тургенева) // Спасский вестник. - Тула, 2000. - Вып. 6.
. Дедюхина О.В. Сны и видения в повестях и рассказах И.С. Тургенева (проблемы мировоззрения и поэтики): Дисс. канд. филол. наук / О.В. Дедюхина. М., 2006. - 230 с.
. Дмитриев В.А. Реализм и художественная условность. - М., 1974.
. Доманский Ю.В. Смыслообразующая роль архетипических значений в литературном тексте. Пособие по спецкурсу. - Изд. 2-ое, исправленное и дополненное. - Тверь, 2001.
. Егорова Л.П. Литературоведение в парадигме постнеклассической науки // Русская литература XX-XXI вв.: проблемы теории и методологии изучения. - М., 2006.
. Егорова Л.П. Технология литературоведческого исследования. - Ставрополь, 2001.
. Ефимова Е.М. Тургенев И.С. Семинарий. - М., 1958.
. Захаров В.Н. Концепция фантастического в эстетике Ф.М. Достоевского // Художественный образ и его историческое сознание. - Петрозаводск, 1974.
. Зевелев А.И. Историографическое исследование: методологические аспекты. М., 1987.
. Зелинский В. Собрание критических материалов для изучения творчества И.С. Тургенева. - Вып. 1. - Изд. 5. - М., 1906.
. Зельдхейи-Деак Ж. «Сон» Тургенева: К поэтике «таинственных повестей» // Studia Slavica. - Будапешт, 1982. - Т. XVIII.
. Зельдхейи-Деак Ж. «Таинственные повести» Тургенева и русская литература XIX в. - Studia Slavika, Budapest, 1973, t. 19, fask. 1-3.
. Тургенев И.С. Полное собрание сочинений и писем в 30 т. Письма в 18 т. - М., 1987.
. Тургеневский сборник. Материалы к полному собранию сочинений и писем И.С. Тургенева. - Л., 1968.