Добавлен: 06.11.2023
Просмотров: 71
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
В зависимости от использования налоги делятся на:
- общие, предназначенные для финансирования текущих и капитальных расходов бюджета, без закрепления за каким-либо определенным видом расходов;
- специальные налоги, имеющие целевое назначение
В зависимости от характера ставок различают налоги:
- твердые (фиксированные), устанавливающиеся в абсолютной сумме на единицу налогообложения независимо от различных экономических показателей, связанных с деловой активностью;
- регрессивные, при которых процент изъятия дохода уменьшается при возрастании дохода;
- пропорциональные, проявляющиеся в том, что независимо от размера дохода действуют одинаковые ставки;
- прогрессивные, при которых процент изъятия возрастает по мере увеличения дохода.
Очевидно, чем выше налоги, тем меньшим доходом будет располагать субъект, а значит меньше покупать и сберегать. Поэтому разумная налоговая политика предполагает всесторонний учет тех факторов, которые могут стимулировать либо тормозить экономическое развитие и благосостояние общества.
Такой инструмент фискальной политики государства как налоги тесно связан с другим инструментом бюджетно-налоговой политики - государственными расходами.
Расходы бюджетов осуществляются в следующих формах:
- ассигнований на содержание бюджетных учреждений;
- средств на оплату товаров, работ и услуг, выполняемых по государственным и муниципальным заказам;
- трансфертов населению;
- бюджетных кредитов (в том числе налоговых кредитов и других отсрочек по уплате налогов) юридическим лицам;
- субвенций и субсидий физическим и юридическим лицам;
- бюджетных ссуд, дотаций, субвенций и субсидий бюджетам других уровней и внебюджетным фондам;
- кредитов иностранным государствам;
- средств на обслуживание государственного долга, включая выданные государственные и муниципальные гарантии9.
Расходы бюджетов делятся на два основных вида:
1)текущие.
Текущие расходы – расходы, связаны с обеспечением функционирования органов государственной власти, бюджетных учреждений, государственной поддержки бюджетов других уровней и отдельных отраслей экономики и т.п.;
2)капитальные. Капитальные расходы обеспечивают инновационную и инвестиционную деятельность государства и включают инвестиции в действующие или вновь создаваемые организации, бюджетные кредиты на инвестиционные цели юридическим лицам, расходы на проведение капитального ремонта, а также на создание или увеличение имущества, находящегося в государственной собственности. В составе капитальных расходов бюджетов может формироваться бюджет развития.
Государственные расходы играют значительную роль в социально-экономическом развитии общества. Отсюда они объективно необходимы и в то же время превышение ими разумных пределов может привести к финансовой нестабильности в национальной экономике, чрезмерному дефициту государственного бюджета.
Расходы показывают направление и цели бюджетных ассигнований и выполняют функции политического, социального и экономического регулирования. Они всегда носят целевой и, как правило, безвозвратный характер. Безвозвратное предоставление государственных средств из бюджета на целевое развитие называется бюджетным финансированием.
Структура государственных расходов в каждой стране имеет свои особенности.
Инструменты фискальной политики по-своему влияют на экономическую ситуацию, помогая достичь целей, поставленных перед фискальной политикой. Основными инструментами фискальной политики государства являются изменение налогов и трансфертных платежей. Инструменты фискальной политики взаимосвязаны и их роль в реализации той или иной политики государства велика.
2.2Особенности и прогнозы развития бюджетно-налоговой политики в России
Фискальная политика оказывает большое влияние на развитие государства и на складывающуюся ситуацию в стране. Из чего можно сделать вывод, что анализировать существующую фискальную политику и прогнозировать последствия еще только планируемой фискальной политики не только необходимо, но и очень важно.
Очевидно, что для выбора наиболее правильной и экономически целесообразной фискальной политики необходим ее системный анализ и прогнозирование последствий, так как фискальная политика играет большую роль в развитии государства, влияя на социальное положение граждан государства, на состояние государственного бюджета и на деловую активность предприятий.
Россия во многом зависит от проведения эффективной фискальной политики, поскольку фискальная политика является основным источником формирования доходной части бюджета РФ.
В связи с этим необходимо выделить основные направления налоговой политики в период с 2008-по 2010 гг.
Сейчас формирование основ современной налоговой системы государства с рыночной экономикой РФ можно сказать закончено.
Основные параметры устройства российской налоговой системы в настоящее время уже не отражают систему налогов и сборов, унаследованную от советских времен; система базируется на общепринятых в современной мировой практике основных видах налогов с учетом специфики российской экономики. Преобразование налоговой системы России в последние годы осуществлялось в тесной связи с проведением бюджетной реформы и преобразованиями в области бюджетного федерализма.
Введенные в действие к настоящему времени основы российской налоговой системы были сформированы во многом с учетом лучшей мировой практики в области налоговой политики. Вместе с тем эффективность и результативность функционирования российской налоговой системы хотя и соответствует нынешнему уровню развития экономики, но все же далека от ожидаемой. Однако проблемы с внедрением в России инструментов налоговой политики, которые успешно функционируют во многих зарубежных странах, свидетельствуют не о неэффективности данных инструментов, а о том, что причины этих проблем лежат вне системы принятия решений в отношении налоговой политики.
Некоторые из этих проблем могут быть решены адаптацией широко используемых инструментов налоговой политики к современным условиям российской экономики, примером чего является успешное использование в России плоской ставки налога на доходы физических лиц.
Вместе с тем, во многих случаях неэффективность налоговой системы связана с недостаточной эффективностью системы применения и администрирования законодательства о налогах и сборах, судебной системы, органов государственной власти и управления в целом. В среднесрочной перспективе предполагается принимать последовательные меры по исправлению указанных недостатков налоговой системы, однако основным условием эффективности и результативности таких мер будет их тесная координация с социально-экономическими преобразованиями в иных областях10.
В среднесрочной перспективе будет продолжено совершенствование системы администрирования налогов в России. В частности, предполагается принятие следующих мер:
а) Совершенствование подходов к проведению налоговых проверок;
б) Повышение уровня информационного обеспечения и автоматизации налоговых органов;
в) Обеспечение информационного взаимодействия между налоговыми, таможенными, правоохранительными и иными органами;
г) Совершенствование системы государственной регистрации юридических лиц и предпринимателей без образования юридического лица.
Основной задачей государства на всех этапах его развития является стабилизация экономики. В нынешнее время государство активно применяет инструменты вмешательства в экономику. К основным двум видам вмешательства государства в рыночную экономику можно отнести бюджетно-налоговую и кредитно-денежную политику.
В настоящее время бюджетно-налоговая политика и бюджет неотделимы друг от друга. Эта политика является важнейшим инструментом формирования государственного бюджета. С другой стороны она включает в себя теоретическую основу и на практике определяет статьи расхода бюджетных средств.
Фискальная политика государства представляет собой формирование государственного бюджета через систему налогообложения и манипулирование средствами государственного бюджета для достижения поставленных целей (рост производства, занятости, снижения темпов инфляции).
Фискальная политика является основным инструментом, наряду с денежно-кредитной политикой, в обеспечении макроэкономического регулирования.
Главной целью фискальной политики является направление на сглаживание циклических колебании и стабилизацию экономики в краткосрочном периоде, а также поддержание:
- стабильного уровня совокупного объема выпуска (ВВП);
- полной занятости ресурсов;
- стабильного уровня цен.
Различают два основных вида фискальной политики: дискреционную и автоматическую политики.
Автоматическая финансовая политика, или политика встроенных стабилизаторов базируется на изменении экономической конъюнктуры и запуске в действие механизмов саморегулирования. Дискреционная финансовая политика сопряжена с манипулированием налогами и государственными расходами с целью воздействия на различные сферы хозяйственной деятельности в интересах экономического роста.
На практике фискальная политика активно используется в целях стабилизации экономики. Расширение государственных расходов и снижение налогов применяется, когда надо помочь экономике выбраться из кризиса. Снижение расходов и увеличение налогов практикуется, когда надо затормозить чрезмерный подъём.
Инструментами фискальной политики выступают расходы и доходы государственного бюджета:
- государственные закупки;
- налоги;
- трансферты.
Экономика Российской Федерации сейчас находится далеко не в самом лучшем состоянии, и от грамотно осуществляемой правительством бюджетно-налоговой политики зависит судьба каждого человека, живущего в нашей стране и судьба всей страны в целом.
В настоящее время правительству необходимо, путем снижения ненужных государственных расходов, минимизировать налогообложение субъектов хозяйствования, тем самым создавая наиболее благоприятные условия для развития бизнеса, и в то же время не лишить трансфертных выплат тех, кто в них действительно нуждается.
Итак, подводя итог вышесказанному, можно сделать вывод: всестороннее изучение вопроса об эффективном проведении бюджетно-налоговой политики, а также грамотное использование механизмов фискальной политики позволит обеспечить стабильные темпы экономического роста, возможность использования государством экономических рычагов регулирования.
- общие, предназначенные для финансирования текущих и капитальных расходов бюджета, без закрепления за каким-либо определенным видом расходов;
- специальные налоги, имеющие целевое назначение
В зависимости от характера ставок различают налоги:
- твердые (фиксированные), устанавливающиеся в абсолютной сумме на единицу налогообложения независимо от различных экономических показателей, связанных с деловой активностью;
- регрессивные, при которых процент изъятия дохода уменьшается при возрастании дохода;
- пропорциональные, проявляющиеся в том, что независимо от размера дохода действуют одинаковые ставки;
- прогрессивные, при которых процент изъятия возрастает по мере увеличения дохода.
Очевидно, чем выше налоги, тем меньшим доходом будет располагать субъект, а значит меньше покупать и сберегать. Поэтому разумная налоговая политика предполагает всесторонний учет тех факторов, которые могут стимулировать либо тормозить экономическое развитие и благосостояние общества.
Такой инструмент фискальной политики государства как налоги тесно связан с другим инструментом бюджетно-налоговой политики - государственными расходами.
Расходы бюджетов осуществляются в следующих формах:
- ассигнований на содержание бюджетных учреждений;
- средств на оплату товаров, работ и услуг, выполняемых по государственным и муниципальным заказам;
- трансфертов населению;
- бюджетных кредитов (в том числе налоговых кредитов и других отсрочек по уплате налогов) юридическим лицам;
- субвенций и субсидий физическим и юридическим лицам;
- бюджетных ссуд, дотаций, субвенций и субсидий бюджетам других уровней и внебюджетным фондам;
- кредитов иностранным государствам;
- средств на обслуживание государственного долга, включая выданные государственные и муниципальные гарантии9.
Расходы бюджетов делятся на два основных вида:
1)текущие.
Текущие расходы – расходы, связаны с обеспечением функционирования органов государственной власти, бюджетных учреждений, государственной поддержки бюджетов других уровней и отдельных отраслей экономики и т.п.;
2)капитальные. Капитальные расходы обеспечивают инновационную и инвестиционную деятельность государства и включают инвестиции в действующие или вновь создаваемые организации, бюджетные кредиты на инвестиционные цели юридическим лицам, расходы на проведение капитального ремонта, а также на создание или увеличение имущества, находящегося в государственной собственности. В составе капитальных расходов бюджетов может формироваться бюджет развития.
Государственные расходы играют значительную роль в социально-экономическом развитии общества. Отсюда они объективно необходимы и в то же время превышение ими разумных пределов может привести к финансовой нестабильности в национальной экономике, чрезмерному дефициту государственного бюджета.
Расходы показывают направление и цели бюджетных ассигнований и выполняют функции политического, социального и экономического регулирования. Они всегда носят целевой и, как правило, безвозвратный характер. Безвозвратное предоставление государственных средств из бюджета на целевое развитие называется бюджетным финансированием.
Структура государственных расходов в каждой стране имеет свои особенности.
Инструменты фискальной политики по-своему влияют на экономическую ситуацию, помогая достичь целей, поставленных перед фискальной политикой. Основными инструментами фискальной политики государства являются изменение налогов и трансфертных платежей. Инструменты фискальной политики взаимосвязаны и их роль в реализации той или иной политики государства велика.
2.2Особенности и прогнозы развития бюджетно-налоговой политики в России
Фискальная политика оказывает большое влияние на развитие государства и на складывающуюся ситуацию в стране. Из чего можно сделать вывод, что анализировать существующую фискальную политику и прогнозировать последствия еще только планируемой фискальной политики не только необходимо, но и очень важно.
Очевидно, что для выбора наиболее правильной и экономически целесообразной фискальной политики необходим ее системный анализ и прогнозирование последствий, так как фискальная политика играет большую роль в развитии государства, влияя на социальное положение граждан государства, на состояние государственного бюджета и на деловую активность предприятий.
Россия во многом зависит от проведения эффективной фискальной политики, поскольку фискальная политика является основным источником формирования доходной части бюджета РФ.
В связи с этим необходимо выделить основные направления налоговой политики в период с 2008-по 2010 гг.
Сейчас формирование основ современной налоговой системы государства с рыночной экономикой РФ можно сказать закончено.
Основные параметры устройства российской налоговой системы в настоящее время уже не отражают систему налогов и сборов, унаследованную от советских времен; система базируется на общепринятых в современной мировой практике основных видах налогов с учетом специфики российской экономики. Преобразование налоговой системы России в последние годы осуществлялось в тесной связи с проведением бюджетной реформы и преобразованиями в области бюджетного федерализма.
Введенные в действие к настоящему времени основы российской налоговой системы были сформированы во многом с учетом лучшей мировой практики в области налоговой политики. Вместе с тем эффективность и результативность функционирования российской налоговой системы хотя и соответствует нынешнему уровню развития экономики, но все же далека от ожидаемой. Однако проблемы с внедрением в России инструментов налоговой политики, которые успешно функционируют во многих зарубежных странах, свидетельствуют не о неэффективности данных инструментов, а о том, что причины этих проблем лежат вне системы принятия решений в отношении налоговой политики.
Некоторые из этих проблем могут быть решены адаптацией широко используемых инструментов налоговой политики к современным условиям российской экономики, примером чего является успешное использование в России плоской ставки налога на доходы физических лиц.
Вместе с тем, во многих случаях неэффективность налоговой системы связана с недостаточной эффективностью системы применения и администрирования законодательства о налогах и сборах, судебной системы, органов государственной власти и управления в целом. В среднесрочной перспективе предполагается принимать последовательные меры по исправлению указанных недостатков налоговой системы, однако основным условием эффективности и результативности таких мер будет их тесная координация с социально-экономическими преобразованиями в иных областях10.
В среднесрочной перспективе будет продолжено совершенствование системы администрирования налогов в России. В частности, предполагается принятие следующих мер:
а) Совершенствование подходов к проведению налоговых проверок;
б) Повышение уровня информационного обеспечения и автоматизации налоговых органов;
в) Обеспечение информационного взаимодействия между налоговыми, таможенными, правоохранительными и иными органами;
г) Совершенствование системы государственной регистрации юридических лиц и предпринимателей без образования юридического лица.
Заключение
Основной задачей государства на всех этапах его развития является стабилизация экономики. В нынешнее время государство активно применяет инструменты вмешательства в экономику. К основным двум видам вмешательства государства в рыночную экономику можно отнести бюджетно-налоговую и кредитно-денежную политику.
В настоящее время бюджетно-налоговая политика и бюджет неотделимы друг от друга. Эта политика является важнейшим инструментом формирования государственного бюджета. С другой стороны она включает в себя теоретическую основу и на практике определяет статьи расхода бюджетных средств.
Фискальная политика государства представляет собой формирование государственного бюджета через систему налогообложения и манипулирование средствами государственного бюджета для достижения поставленных целей (рост производства, занятости, снижения темпов инфляции).
Фискальная политика является основным инструментом, наряду с денежно-кредитной политикой, в обеспечении макроэкономического регулирования.
Главной целью фискальной политики является направление на сглаживание циклических колебании и стабилизацию экономики в краткосрочном периоде, а также поддержание:
- стабильного уровня совокупного объема выпуска (ВВП);
- полной занятости ресурсов;
- стабильного уровня цен.
Различают два основных вида фискальной политики: дискреционную и автоматическую политики.
Автоматическая финансовая политика, или политика встроенных стабилизаторов базируется на изменении экономической конъюнктуры и запуске в действие механизмов саморегулирования. Дискреционная финансовая политика сопряжена с манипулированием налогами и государственными расходами с целью воздействия на различные сферы хозяйственной деятельности в интересах экономического роста.
На практике фискальная политика активно используется в целях стабилизации экономики. Расширение государственных расходов и снижение налогов применяется, когда надо помочь экономике выбраться из кризиса. Снижение расходов и увеличение налогов практикуется, когда надо затормозить чрезмерный подъём.
Инструментами фискальной политики выступают расходы и доходы государственного бюджета:
- государственные закупки;
- налоги;
- трансферты.
Экономика Российской Федерации сейчас находится далеко не в самом лучшем состоянии, и от грамотно осуществляемой правительством бюджетно-налоговой политики зависит судьба каждого человека, живущего в нашей стране и судьба всей страны в целом.
В настоящее время правительству необходимо, путем снижения ненужных государственных расходов, минимизировать налогообложение субъектов хозяйствования, тем самым создавая наиболее благоприятные условия для развития бизнеса, и в то же время не лишить трансфертных выплат тех, кто в них действительно нуждается.
Итак, подводя итог вышесказанному, можно сделать вывод: всестороннее изучение вопроса об эффективном проведении бюджетно-налоговой политики, а также грамотное использование механизмов фискальной политики позволит обеспечить стабильные темпы экономического роста, возможность использования государством экономических рычагов регулирования.
Глоссарий
№ п/п | Понятие | Определение |
1 | Автоматический стабилизатор | элементы автоматической фискальной политики, двигающие бюджет в сторону дефицита в период спада и в сторону увеличения его доходности в период подъема |
2 | Автоматическая фискальная политика | изменения в правительственных закупках и чистых налогах, вызываемые переходом самой экономики из одного состояния в другое при неизменных ставках налогов и трансфертных программах. |
3 | Бюджет | схема доходов и расходов определённого лица (семьи, бизнеса, организации, государства и т. д.), устанавливаемая на определённый период времени, обычно на один год. |
4 | Бюджетно-налоговая политика | политика государства в области налогообложения и государственных расходов, направленная по замыслу на поддержание высокого уровня занятости, стабильной экономики, роста ВНП |
5 | Доход | денежные средства или материальные ценности, полученные государством, физическим или юридическим лицом в результате какой-либо деятельности |
6 | Госзакупки | заказ на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации |
7 | Дискреционная фискальная политика | осуществляемое правительством преднамеренное изменение налогов и объема правительственных расходов с целью: - обеспечения производства неинфляционного ВВП при полной занятости; и - стимулирования экономического роста. |
8 | Косвенный налог | налог на товары и услуги, устанавливаемый в виде надбавки к цене или тарифу, в отличие от прямых налогов, определяемых доходом налогоплательщика. |
9 | Лаги | временной интервал между двумя взаимосвязанными экономическими явлениями, одно из которых является причиной, а второе - следствием. |
10 | Мультипликатор | мультипликатор, учитывающий влияние фактора времени на реакцию, порождаемую воздействием |
11 | Налог | обязательный, индивидуально безвозмездный платёж, взымаемый органами государственной власти различных уровней с организаций и физических лиц в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований. |
12 | Прямой налог | налог, который взимается государством непосредственно с доходов или имущества налогоплательщика |
13 | Расход | перемещение средств в процессе хозяйственной деятельности, приводящее к уменьшению средств предприятия или увеличению его долговых обязательств. |
14 | Трансферт | передача одним лицом другому лицу права владения именными ценными бумагами |