Файл: Введение Сущность бюджетноналоговой политики.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.11.2023

Просмотров: 66

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Налоговый мультипликатор показывает, на сколько рублей возрастет ВНП при снижении суммы налогов на 1 рубль, и, наоборот - на сколько снизится ВНП при росте суммы налогов на 1 дополнительный рубль.

Если налоговые отчисления снижаются на величину ΔT, то располагаемый доход Yd = Y - Т возрастает на величину ΔT. Потребительские расходы, соответственно, увеличиваются на величину ΔT х МРС, что сдвигает вверх кривую планируемых расходов и увеличивает равновесный объем производства от Y1 ДО Y2 , Рост совокупного дохода, в свою очередь, повышает и располагаемый доход, а значит и потребительские расходы (на величину ΔTх МРС2 ), что снова вызывает рост ВНП. Его общий прирост может быть определен по следующей формуле:

ΔY = ΔT •Мt, где

Мt = Δ Y / ΔT = - MPC/ 1- MPC - мультипликатор налогов (приложение Б).

Знак «-» в данной формуле выражает обратно-пропорциональную зависимость между динамикой сумм взимаемых налогов и динамикой объемов национального производства.

В случае, когда правительству для увеличения государственных расходов необходимо увеличить и величину налоговых поступлений в государственный бюджет, другими словами, когда величины государственных расходов и налоговых поступлений изменяются в одном направлении (либо обе увеличиваются, либо обе уменьшаются), то возникает эффект мультипликатора сбалансированного бюджета.

Действие данного мультипликатора основано на следующем принципе:

при возрастании государственных расходов и налоговых поступлений на одну и ту же величину (ΔG = Δ T), равновесный объем производства возрастает на ту же самую величину (т.е. ΔY = ΔG = Δ T).

Данное действие мультипликатора сбалансированного бюджета связано с тем, что мультипликативный эффект от роста налогов слабее, чем от увеличения государственных расходов. Налоговая политика относится поэтому к мерам косвенного воздействия на величину ВНП, в то время как рост государственных расходов является рычагом прямого действия. В условиях открытой экономики (с учетом внешнеэкономической деятельности) изменение объема ВНП в результате действия мультипликатора сбалансированного бюджета может происходить на величину меньшую, чем первоначальное изменение величины государственных расходов.

Кривая Лаффера отлично иллюстрирует принцип действия данного мультипликатора. Она показывает зависимость суммы налоговых поступлений в бюджет от уровня налоговой ставки. Налоговые ставки бывают:

  1. предельные и средние;


Предельная налоговая ставка показывает долю налоговых поступлений в каждом дополнительном рубле совокупного дохода:

t = Δ T/ Δ Y

t - предельная ставка налогообложения;

Δ T - прирост суммы вносимого налога;

Δ Y - прирост дохода.

Средняя налоговая ставка показывает долю налоговых поступлений в общей сумме совокупного дохода.

t = Т/ Y

где Т - сумма налоговых поступлений

Y - величина совокупного дохода.

2) процентные и твердые налоговые ставки.

Процентные или адвалорные ставки – ставки, установленные в процентах к налоговой базе (уровню дохода, стоимости имущества и т.п.). Твердые или специфические ставки – такие виды ставок, которые устанавливаются в рублях (или других стоимостных единицах измерения) на единицу измерения объекта налога4.

Дискреционная политика правительства связана со значительными внутренними временными лагами. Лаги - задержки по времени. Данный аспект происходит так как изменение структуры государственных расходов или ставок налогообложения предполагает длительное обсуждение этих мер в парламенте.

Примеры дискреционного вмешательства можно найти в практике любого правительства экономически развитого государства.

2)Автоматическая фискальная политика – данная политика основана на действии встроенных стабилизаторов, обеспечивающих естественное приспособление экономики к фазам деловой конъюнктуры.

Данная политика предполагает автоматическое изменение величин государственных расходов, налоговых поступлений и сальдо государственного бюджета в результате циклических колебаний совокупного дохода. Именно в этом случае бюджетные дефициты возникают автоматически вследствие действия встроенных стабилизаторов экономики.

Автоматический стабилизатор - это экономический механизм, позволяющий снизить амплитуду циклических колебаний уровней занятости и выпуска, не прибегая к частым изменениям экономической политики правительства5. В качестве таких стабилизаторов в экономически развитых странах обычно выступают прогрессивная система налогообложения и система государственных трансфертов.

Встроенные (так еще называют автоматические) стабилизаторы экономики относительно смягчают проблему продолжительных временных лагов дискреционной фискальной политики, так как эти механизмы "включаются" без непосредственного вмешательства парламента.

Встроенные стабилизаторы не устраняют причин циклических колебаний равновесного ВНП вокруг его потенциального уровня, а только ограничивают размах этих колебаний.

Поэтому встроенные стабилизаторы экономики, как правило, должны сочетаться с мерами дискреционной фискальной политики правительства, нацеленными на обеспечение полной занятости экономических ресурсов.

Степень встроенной стабильности экономики непосредственно зависит от величин циклических бюджетных дефицитов и излишков, которые выполняют функции автоматических "амортизаторов" колебаний совокупного спроса.

Профицит или циклический дефицит государственного бюджета возникает в результате автоматического сокращения либо увеличения налоговых поступлений и увеличения или сокращения государственных трансфертов в условиях спада (роста) ВНП6.

Данный вывод непосредственно следует из функций налоговых поступлений и государственных расходов, имеющих вид:

Т = Та + t х Y, где

Та — автономные налоги, не зависящие от величины текущего дохода Y (например, налоги на имущество, наследство и т.д.);

t — предельная налоговая ставка.

G = Gа - γ х Y, где

Gа автономные государственные расходы, не зависящие от величины текущего дохода Y (например, стипендии, пособия на рождение ребенка и т.п.);

γ - коэффициент, связывающий величину трансфертов с уровнем доходов населения.

Правильно продуманные система налогообложения и система адресной социальной помощи, в соответствии с которой государственные трансферты растут при уменьшении доходов граждан (например, если доходы на одного члена семьи опускаются ниже величины прожиточного минимума) позволяют создать эффективный механизм встроенных стабилизаторов экономики (приложение В).

В фазе циклического подъема Y2>Yo, и поэтому налоговые отчисления автоматически возрастают, а трансфертные платежи автоматически снижаются. В результате накапливается профицит бюджета, который «замораживается». Последнее связано с тем, что рост бюджетного профицита происходит на подъеме экономики, который нередко сопровождается усилением инфляционного напряжения. В этих условиях любые выплаты населению (в виде погашения облигаций, увеличения пособий малообеспеченным семьям и т.д.) будут способствовать дальнейшему увеличению совокупных расходов и нарастанию инфляции. Напротив, "замораживание" бюджетного профицита ограничивает избыточное давление совокупного спроса и сдерживает инфляционный бум в экономике.

В фазе циклического спада Y1
Величины циклических дефицитов и излишков определяются степенью "крутизны" графиков налоговой и бюджетной функций. Угол наклона налоговой функции Т определяется величиной налоговой ставки t, а угол наклона функции государственных расходов G – величиной у. Данная величина характеризует соотношение между изменением суммы получаемого трансферта и изменением величины дохода. Отсюда следует соответствующий вывод, что чем выше уровень дохода – тем выше налог и ниже трансферт, получаемый от государства.


Степень встроенной стабильности экономики оказывается тем выше, чем выше уровень налоговых ставок. В то же время, увеличение налогов вызывает, как известно, снижение совокупного предложения товаров и услуг. В этой связи правительство постоянно стоит перед выбором конкретной модели фискальной политики, которая должна преследовать как текущие цели выхода из экономического спада, так и более долгосрочные цели роста инвестиционной активности в стране.

При полной занятости ресурсов тоже могут возникать бюджетные дефициты (профициты), которые называются структурными. Таким образом, структурный дефицит (излишек) государственного бюджета — это разность между его доходами и расходами в условиях полной занятости экономических ресурсов. Циклический дефицит нередко оценивается как разность между фактической величиной бюджетного дефицита и структурным дефицитом.

2 Особенности и инструменты бюджетно-налоговой политики


2.1 Инструментарий фискальной политики

Инструменты фискальной политики государства - это экономические механизмы, с помощью которых достигаются цели, поставленные перед фискальной политикой. Фискальная политика в государстве проводится с помощью своих инструментов.

Инструментарий фискальной политики включает:

- государственные субсидии;

- манипулирование различными видами налогов (личный подоходный налог, налог на корпорации, акцизы) путем изменения налоговых ставок или аккордных налогов;

- трансфертные платежи и другие виды государственных расходов. Различные инструменты по-разному воздействуют на экономику.

Одним из главных инструментов фискальной политики являются налоги. Налоги – это обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Существует еще одно понятие, которое следует отличать. Это понятие сбора, под которым понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в их интересах государственными органами, органами местного самоуправления или должностными лицами некоторых юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).


Соответственно, можно сделать вывод, что налоги в отличие от сборов обладают несколькими важными свойствами, отличающими их от остальных видов доходов государства, это:

- обязательность;

- безвозмездность.

Налоги выполняют три основные функции:

1) экономическая – данная функция предполагает использование налогов в качестве инструмента перераспределения национального дохода, воздействия на расширение или сдерживание производства, стимулируя производителей в развитии разнообразных видов хозяйственной деятельности;

2) фискальная - заключается в сборе денежных средств для создания государственных денежных фондов и материальных условий для функционировании государства;

3) социальная - эта функция направлена на поддержание социального равновесия путем изменения соотношения между доходами отдельных социальных групп с целью сглаживания неравенства между ними.

Налоги делятся на два основных вида:

а) прямые налоги.

Прямые налоги устанавливаются непосредственно на доход или имущество налогоплательщика и оплачиваются им самим7. К этой группе относится большинство взимаемых налогов - налог на прибыль организаций, налог на доходы физических лиц, налоги на имущество юридических и физических лиц, земельный налог и т.п.

Прямые налоги в свою очередь подразделяются на:

- реальные;

- личные;

- включающие подоходный;

- налоги на прибыль корпораций;

- налоги на прирост капитала;

- налоги на сверхприбыль.

б) косвенные налоги.

Косвенный налог – налог, который включаются в виде надбавки в цену товара и оплачиваются потребителем.8 В этом случае официальный плательщик налога (субъект налога) не совпадает с его реальным плательщиком (носителем налога). Субъектом налога в данном случае является продавец товара (как правило, его производитель), а носителем налога - конечный потребитель этого товара. Поэтому косвенные налоги иногда называют налогами на потребление. Примером косвенных налогов могут служить налог на добавленную стоимость, налог с продаж, акцизы, таможенные пошлины.

Существуют еще виды налогов в зависимости от разнообразных факторов.

В зависимости от органа власти, в распоряжение которого поступают те или иные налоги, различают:

- государственные;

- местные налоги.

В российских условиях это федеральные, налоги субъектов федерации, местные.