Добавлен: 06.11.2023
Просмотров: 75
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
автономная некоммерческая образовательная организация высшего образования Центросоюза Российской Федерации «Сибирский университет потребительской кооперации» |
Кафедра теории и истории государства и права
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине «Теория государства и права»
на тему: «Применение права»
Выполнил обучающийся
Андронов М.А.
(Фамилия, имя, отчество)
Руководитель:
Конев Е.В.
(должность, фамилия, имя, отчество)
Новосибирск 2023
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………………………3
Глава 1. Применение права - важнейшая форма реализации правовых
норм………………………………………………………………………………6
1.1 Понятие, признаки, основания применения права………………………..6
1.2 Основные требования к применению права………………………………11
Глава 2. Процесс применения права…………………………………………..15
2.1 Характеристика стадий применения права. Правоприменительные акты: понятие, виды, структура………………………………………………………15
2.2 Пробелы и коллизии в праве. Способы их разрешения………………….19
Заключение……………………………………………………………………...24
Список использованных источников и литературы………………………….26
Приложение……………………………………………………………………..29
Введение
Необходимость укрепления правовых основ функционирования Российского государства является одним из ключевых условий стабильного развития. В свете либеральных реформ и демократических преобразований, вопрос о применении правовых норм и предписаний становится более острой. Ведь правовые нормы не могут выполнять свою регулирующую функцию без сложного механизма реализации, их надобно применять в жизни. Нормы права оказывают влияние на государственную систему, а также на общественные отношения. Важность и актуальность изучения применения права в современных условиях продиктована ростом его роли в регулировании отношений в обществе.
В связи с этим, изучение природы правоприменения как особой формы реализации права и его проблем на современном этапе актуально, теоретически и практически значимо. Без четкого понимания специфики, сущности правоприменения, его внутреннего строения и содержания элементов правоприменительной деятельности невозможна правильная оценка места правоприменения в механизме правового регулирования общественных отношений и грамотное его использование в качестве средства эффективного воздействия на различные сферы общественной жизни.
Степень изученности проблемы. Правоприменение достаточно продолжительное время находится в области повышенного внимания юридической науки, вызывая несомненный интерес со стороны правоведов. По отдельным проблемам правоприменения написаны монографии, разделы и главы учебных пособий, диссертации, статьи. Так, проблемы применения права освещены в трудах таких авторов, как Д.М. Азми, С.С. Алексеев, М.В. Байтеева, С.В. Бошно, Ю.И. Гревцов, Ф.А. Григорьев, В.А. Козбаненко, В.В. Лазарев, Л.А. Морозова, М.М. Рассолов, А.Д. Черкасов и др. Тем не менее, сама проблема природы правоприменения как особой формы реализации права, в научной литературе исследована в недостаточной степени.
Целью данной курсовой работы является исследование правоприменения как особой формы реализации права.
Для реализации указанной цели нужно решить следующие задачи работы:
- провести анализ понятия и сущности применения права;
-определить основные требования к применению права;
- раскрыть процесс применения права.
В качестве объекта исследования выступают правовые отношения, возникновение, изменение и прекращение которых связано с реализацией компетентными органами своих полномочий в сфере правоприменения.
Предметом исследования выступает содержание правоприменительной деятельности в целом, представляющее собой сложное, многоаспектное и динамичное явление, имеющее важное значение для функционирования правовой системы общества.
В качестве методологической основы настоящего исследования были использованы диалектический и общенаучный методы изучения социально-правовых явлений: функциональный, конкретно-социологический, а также метод историко-сравнительного исследования и др. Названные методологические основания, являясь условием концептуального анализа проблем применения права в условиях реформирования российской Правовой системы, в свою очередь позволяют проследить не только общее направление эволюции правоприменительной деятельности, но и показать ряд особенностей и тенденций становления правоприменительной деятельности в процессе современной российской модернизации. Одновременно концептуальный анализ позволяет дать современное представление и о системно-формационных и культурно-цивилизационных основаниях непосредственно самой правоприменительной деятельности, способствуя выявлению специфики и градации её закономерностей как объекта регулирующего воздействия управляющей системы.
Теоретической основой исследования явились работы отечественных учёных, посвящённые рассматриваемой проблематике.
Научная новизна исследования. Работа представляет собой комплексное теоретико-методологическое исследование природы правоприменения как особой формы реализации права и элементов правоприменительной деятельности (субъектов, объектов, методов, актов).
Практическая значимость исследования. Полученные автором результаты и сформулированные при этом теоретические выводы способствуют углублению знаний о сущности правоприменения и повышению в целом эффективности правоприменительной деятельности.
Структура работы обусловлена целью и задачами исследования и включает в себя: введение, две главы, заключение, список использованных источников и литературы и приложение.
Глава 1. Применение права - важнейшая форма реализации правовых норм
1. Понятие, признаки, основания применения права
Правоприменение является уникальным способом применения закона на практике. Это процесс, при котором юридические нормы становятся живыми и актуальными в повседневной жизни, благодаря правомерным действиям государственных органов, должностных лиц, общественных организаций и граждан. Приведение закона в исполнение не только обеспечивает соблюдение прав и свобод людей, но также вырабатывает ряд полезных навыков и требует определенной дисциплины и ответственности.
Правовые нормы - это стержни гармоничной человеческой деятельности, которые определяют меры и рамки возможного и желательного поведения в обществе. Государство, выражая интересы общества, позволяет или запрещает определенные поступки, либо ограничивает личные устремления. При этом, юрисдикция государства включает в себя все участники общественных отношений, которые, в конечном итоге, приводят к достижению целей, заданных законодателем.
Право оказывает целенаправленное воздействие на волю и сознание людей, заставляя их вести себя определенным образом. По словам Е.Н. Ефимова, правовые нормы предъявляют свои требования к сознанию и воле человека, поскольку без них нормы не могут быть выполнены. Влияя на наше поведение, право становится мощным фактором, способным оказать воздействие на наши решения.
Правомерное поведение является единственным путем реализации права, а неправомерное его нарушает. Как замечает Л.С. Явич, право не имеет силы без его реализации в жизни общества. Поэтому, понимание права связано с механизмом его реализации в нашей жизни.Правовые нормы реализуются в различных формах. Классификация форм реализации права проводится по различным основаниям. По субъектному составу различают индивидуальную и коллективную формы реализации. некоторые правовые требования в жизнь могут провести только коллективные субъекты права.
По характеру действий субъектов, степени их активности и направленности выделяют: Осуществление прав - это использование возможностей, предоставленных правовыми нормами. Исполнение обязанностей есть обязательное совершение активных действий, предписываемых нормами права. Соблюдение обязанностей (запретов) - это воздержание от действий, запрещенных юридическими нормами. Эти три формы реализации права, в ходе которых юридические нормы претворяются в жизнь непосредственно действиями самих субъектов общественных отношений, принято называть формами непосредственной реализации права. В таких формах реализуются многие нормы права, но не все. Часто бывает нужно вмешательство в этот процесс компетентных органов, наделенных государственно-властными полномочиями. Например, начисление пенсии, приём на работу, выполнение обязанности военной службы и др. В этих случаях в процесс правового регулирования включается особая стадия - применение (см. рис. 1 в приложении 1).
Путем применения права государство в своей деятельности осуществляет две основные функции: а) организацию выполнения предписаний правовых норм, позитивное регулирование посредством индивидуальных актов; б) охрану и защиту права от нарушения. На этом основании выделяют две формы применения права: оперативно-исполнительную и правоохранительную.
Оперативно-исполнительная форма применения права - это властная оперативная деятельность государственных органов по реализации предписаний норм права путем создания, изменения или прекращения конкретных правоотношений на основе норм права. Указанная форма деятельности есть основной способ организации исполнения положительных велений права.
Правоохранительная деятельность является многомерной и обширной сферой деятельности компетентных органов, которые не только охраняют нормы права от нарушения, но и выполняют различные социальные функции, определяемые основными направлениями данного вида государственной деятельности. Состоящая из конкретных функций, таких как конституционный контроль, правосудие, прокурорский надзор и тому подобные, правоохранительная деятельность предназначена для достижения целей правоохраны, включающих в себя контроль за соответствием деятельности субъектов права предписаниям закона, принятия мер по восстановлению нарушенного правопорядка и предотвращения правонарушений.
Следует отметить, что основной задачей права является установление и поддержание определенного типа поведения людей, организованного и направленного к общественно значимым целям. Согласно С.С. Алексееву, потребность в специальной деятельности по применению права обосновывается необходимостью использования государственного принуждения. Однако основной целью правового воздействия на общественные и личные отношения должно быть достижение соответствия между фактическим поведением сторон и теми правами и обязанностями, которые закреплены за ними с помощью правовых норм. Именно такое соответствие обеспечивает распространение должного поведения, соответствующего нормативным требованиям права.
Принуждение обусловлено объективными потребностями развития общества, является свойством государственной власти, поскольку оно необходимый элемент всякой социальной организации и «качество всякой власти». Государственное принуждение опосредуется в праве, выступает в форме правового принуждения и выражается в конкретных принудительных мерах, применяемых компетентными государственными органами: меры юридической ответственности (уголовной, административной, дисциплинарной, материальной); меры пресечения и административно-предупредительные меры принудительного характера (например, таможенный досмотр, меры карантинного характера, принудительное медицинское освидетельствование и др.).
Применение права как особая форма реализации отличается от соблюдения, исполнения и использования рядом характерных черт.
Во-первых, по своей сущности применение права выступает как организующая властная деятельность государства, посредством которой упорядочивается общественная жизнь путём установления чётких организационных начал взаимоотношений между различными субъектами общественных отношений, сосредоточения решения определенных вопросов в руках компетентных органов. Эта деятельность требует профессиональных знаний. Поэтому государство определяет специальных субъектов, наделяя их властными полномочиями для осуществления подобной деятельности. К ним относятся: государственные органы (суд, полиция и т.д.); должностные лица (Президент РФ, глава администрации, следователь и т.д.); некоторые общественные организации (профсоюзы). при этом следует помнить, что, как отмечал В.А. Юсупов, «для того, чтобы целесообразность в процессе правоприменительной деятельности была законной, необходим высокий уровень правовой службы органов управления и юридической подготовки их кадров». Именно поэтому, например, одним из принципов государственной службы РФ является принцип профессионализма государственных служащих.