Добавлен: 06.11.2023
Просмотров: 76
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Отдельные граждане право не применяют, хотя иногда они наделяются правомочиями активно препятствовать противоправному поведению другого лица. Это возможно при действии граждан в состоянии необходимой обороны или крайней необходимости. Кроме того, часто по инициативе граждан осуществляется применение права (заявление гражданина о приеме на работу и т.д.).
Следовательно, применить норму права - это не просто осуществить, реализовать ее. Это властная деятельность компетентного органа, которому государство предоставило полномочия на самостоятельную творческую реализацию права. Цель применения права - удовлетворение не личных потребностей правоприменителей и не только потребностей лиц, реализующих права и обязанности, а потребностей и интересов всего общества. Поэтому правоприменительная деятельность обладает повышенной социальной значимостью по сравнению с другими формами реализации права.
Во-вторых, применение права осуществляется всегда в рамках конкретных правовых отношений, получивших в специальной литературе название правоприменительных отношений. правовое положение участников в подобных правоотношениях различно. Активная и определяющая роль принадлежит субъекту, обладающему в данном конкретном отношении властными полномочиями. «Оказать содействие, принудить к реализации правовых норм, возложить ответственность в случае нарушения правовых норм и т.п. - такова задача субъектов правоприменения».
В-третьих, правоприменительная деятельность осуществляется в особых, установленных процессуальным законом формах.
В-четвертых, применение права как самостоятельная форма реализации - сложная форма, поскольку ее осуществление проявляется в сочетании с иными формами реализации (исполнением, соблюдением, использованием) и во взаимном проникновении друг в друга.
В-пятых, применение права - это определенный процесс (подробнее об этом - ниже). «Для юридической деятельности характерен определенный порядок, который должен быть оптимальным». Он устанавливается нормативными предписаниями.
В-шестых, применение права сопровождается всегда вынесением индивидуального правового акта (акта применения права), исходящего от субъекта правоприменения.
Ю.И. Гревцов отмечал: «применением действующего законодательства занимаются различные государственные и общественные органы и организации, как осуществляющие юрисдикцию, так и не обладающие такими полномочиями. Однако можно говорить о едином начале, характерном для самых различных видов и субъектов правоприменительной деятельности. Этим объединяющим началом выступает процессуальная форма, в рамках которой чаще всего происходит правоприменение».
Итак, применение права - одна из форм государственной деятельности, направленная на реализацию правовых предписаний в жизнь.
1.2 Основные требования к применению права
Законность предполагает, что органы правоприменения должны при принятии решений строго придерживаться законодательства. Кроме того, решения должны быть приняты компетентным органом, не выходя за пределы его полномочий, и быть сформулированы в рамках процессуальных форм и границ.
Истинность тесно связана с правильным пониманием действительности и наличием доказательств для принятия решений. Невозможно принимать решения на основе неподтвержденных фактов.
Уважение и соблюдение прав и свобод человека - это еще один важный аспект правоприменения. Решения, принятые правоприменяющими органами, не должны нарушать конституционные права и свободы граждан, а также не могут ограничивать их свободу или жизнь, если только это не предусмотрено законодательством.
Обоснованность заключается в требованиях к доказыванию и проверке фактов, являющихся основой для принятия решения. Органы правоприменения обязаны убедиться в подтвержденности всех фактов, связанных с делом.
Таким образом, правоприменительная деятельность - это ответственный процесс, который требует строгого соблюдения принципов и требований. Он не только служит гарантией защиты прав и свобод граждан, но и обеспечивает справедливость и порядок в обществе.
Целесообразность - это признак, важный как для законодателя, так и для исполнителей норм права. С одной стороны, законодатель при издании нормативных актов стремится обеспечить оптимальные требования для регулирования общественных отношений. Следование им позволяет достичь целей, поставленных перед законодателем при создании нормы. Однако, использование целесообразности в качестве оправдания нарушения правовых норм не допустимо. Вместе с тем, целесообразность в праве - это соответствие конкретной ситуации, которая может возникнуть в процессе реализации нормы. Норма не может учесть все возможные варианты, но она предоставляет возможность исполнителю учитывать особенности ситуации. Норма определяет границы усмотрения при решении дела, а исполнитель может выбрать оптимальный путь реализации нормы. Вместе с тем, выбор исполнителя не должен противоречить цели и задачам, которые стоят перед нормой.
В пределах содержания нормы следует выбрать решение, наиболее полно и правильно отражающее смысл закона и цели правового регулирования. При этом, чем больше норма даёт возможностей для проявления инициативы и самодеятельности, тем большее значение приобретает это требование.
Орган или должностное лицо, применяющее право, единообразно и неуклонно исполняя юридические предписания, должны в то же время действовать инициативно, максимально учитывая особенности места и времени исполнения, разумно распределяя силы и средства, расставляя кадры и т.д. Решение конкретных дел без учёта их политической и моральной характеристики, индивидуальных особенностей, без учёта социальной значимости применяемой нормы порождает юридический формализм и глубоко чуждо природе демократии, духу права, принципам деятельности государственного аппарата.
Справедливость – это глубокое и комплексное понятие, которое включает в себя не только соответствие решения дела правовым актам, но и общественно-нравственные принципы, интересы государства, общества и личные свободы каждого участника процесса. Результат правоприменительной практики зависит от того, к какой правовой семье принадлежит государство: романо-германской или англосаксонской. Романо-германская система базируется на законах и общих нормах права, в то время как англосаксонская - на судебных прецедентах. Вынесение справедливого решения требует объективной оценки всех обстоятельств и фактов, учета интересов участников процесса и соответствия решения моральным и общественным ценностям .
Однако степень обязательности прецедента зависит от места в судебной иерархии суда, рассматривающего данное дело, и суда, чье решение может стать при этом прецедентом. В мусульманском праве одним из источников является кияс (аналогия), т.е. применение к новым сходным случаям правил, установленных Кораном, Сунной или Иджмой.
Выводы и рекомендации.
В качестве основной задачи правоприменительной деятельности выступает упорядочивание общественных отношений, что в свою очередь способствует их регулированию. Государство, действуя через субъекты правоприменения, не только воздействует на конкретные общественные отношения, но и может перевести их в качественно новое состояние, устанавливая субъективные права и юридические обязанности для их участников в соответствии с общими правовыми нормами и особенностями каждой конкретной ситуации. Среди субъектов правоприменения можно выделить органы государственной власти, местного самоуправления, администрации предприятий и учреждений, а также, в отдельных случаях, общественные организации, действующие по поручению государства. В свою очередь, необходимо создавать серьезные правозащитные противовесы, которые обеспечат правильное применение закона, при этом граждане и правоприменители должны действовать на общих основаниях и исходить из приоритета прав и свобод человека. Анализ современной ситуации в правоприменительных отношениях в России показывает, что реализация прав и свобод граждан может быть гарантирована сложившимся государственным механизмом правоприменения, но нынешний уровень социально-экономического развития общества затрудняет достижение ее полной эффективности. Кроме того, политическая стабильность в обществе играет важную роль в ослаблении противоречий в системе «право-личность», а законотворческие и правоприменительные акты должны с учетом этого исходить из приоритета прав и свобод человека и гражданина.
Глава 2. Процесс применения права
2.1 Характеристика стадий применения права. Правоприменительные акты: понятие, виды, структура
Проведение правоприменительной деятельности - неотъемлемая часть справедливости и обеспечения правопорядка в обществе. Она включает в себя несколько важных этапов, включающих установление фактических и юридических основ, принятие обоснованных решений. Каждый этап направлен на решение конкретных задач, связанных с правильным оцениванием событий, применением соответствующих юридических норм и решением возникающих проблем. Таким образом, главной целью данного процесса является выявление объективной истины в деле и обеспечение законности. Однако, для достижения этой цели необходимо провести комплексное исследование фактической основы, с учетом всех юридически значимых обстоятельств. Информация, полученная в процессе анализа, фиксируется в различных документах, на основе которых принимаются соответствующие решения.
Установление юридической основы дела. Здесь даётся правовая квалификация (юридическая оценка) установленным фактическим обстоятельствам дела, т.е. решается вопрос, какая норма права распространяется на данный случай, подпадает ли этот факт под ее действие.
Принятие решения по делу. С формально-логической стороны оно представляет собой умозаключение, в котором конкретные факты (фактические обстоятельства) подводятся под норму права. При этом правоприменительный орган в силу властно-государственных правомочий распространяет общие правила, содержащиеся в законе, на своеобразные жизненные обстоятельства, осуществляет «привязку» юридических норм к данным обстоятельствам и говорит на основе всего этого свое «властное слово». Это завершающая и вместе с тем основная стадия процесса применения права.
Решение - это выражение субъектом власти, сознательно принятое им посредством выбора одной из вариантов действий в соответствии с правом. В нем заключается новая, императивная информация, которая обязывает, запрещает, уполномочивает, лишает, прекращает определенные действия. Решение является актом управления и обычно обладает обязательной силой, устанавливая окончательную связь нормы права с реальностью и принятой мерой. В контексте правовых отношений решение выступает в качестве индивидуально-властного акта, который послужит основой для возникновения правоотношения. Одновременно с решением по делу происходит вынесение компетентным органом акта применения права в письменной или иной форме. Этот юридический факт служит основанием для регулирования общественных отношений в индивидуальном порядке. После принятия решения формируется официальный документ, акт применения права, который содержит государственно-властное веление по конкретному делу. Важно отметить, что правоприменительная деятельность оказывает воспитательное воздействие на граждан, и является необходимым инструментом в регулировании общественных отношений.
Правоприменительные акты отличаются от других правовых актов следующим: акт применения права индивидуален; нормативно-правовой акт носит общий характер; акт применения реализует предписания нормативного акта в жизнь; нормативно-правовой акт является нормативной основой правового регулирования. Отличие индивидуального правоприменительного акта от нормы права и нормативно-правового акта в том, что он не может внести никаких изменений в действующее законодательство. Он сам выносится в соответствии с законодательством и после выполнения своих функций прекращает действие.
Всем правоприменительным актам присущи особенности, определяющиеся: конкретными полномочиями должностных лиц и органов; принятием правоприменительных актов на основе и во исполнение компетенционных норм; формой выражения; упрощенным порядком совершения и оформления отдельных актов применения права; совершением должностными лицами органов власти и управления особых юридически значимых действий.
Акт правоприменения имеет точные наименования и заголовки. Наименование и форма документа часто указывают на назначение акта и определяют его юридическую силу.
Классификация правоприменительных актов на виды может проводиться по различным основаниям.
По субъектам, осуществляющим применение права, акты подразделяются на: а) акты государственных органов и общественных организаций; б) акты главы государства - Президента РФ; в) акты федеральных органов власти и управления; г) акты органов власти и управления субъектов РФ; д) акты органов правосудия; е) акты органов прокуратуры; и) акты органов надзора и контроля; ж) акты коллегиальные и единоличные.
По предмету правового регулирования (по отраслям): акты конституционно-правовые; акты административно-правовые; уголовно-правовые акты; процессуальные акты; акты применения материального права. По форме правоприменительной деятельности можно выделить: акты исполнительные; акты правоохранительные. По месту в механизме правового регулирования: акты-регламентаторы (определяют субъектов конкретных правоотношений, объем прав и обязанностей, условия возникновения, развития и прекращения правоотношений); правообеспечительные акты (обеспечивающие реализацию правоотношений).
По форме внешнего выражения акты применения права подразделяются на акты-документы (надлежаще оформленное решение компетентного органа, составленное в письменном виде) и акты-действия. правоприменительные акты-действия делятся на словесные (к примеру, устные распоряжения руководителя органа, отдаваемые подчиненным и т.п.) и конклюдентные (совершаются посредством сочетания определенных жестов, движений и тому подобных действий, явно и наглядно выражающих решение субъекта применения права - жесты полицейского, осуществляющего регулирование движения транспорта).