Файл: Культура общения Подготовили ученицы 9 класса Г Петрова Алина и Абузейд Жасмин.pptx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.11.2023
Просмотров: 56
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Подготовили: ученицы 9 класса «Г» Петрова Алина и Абузейд Жасмин
Учитель русского и литературы: Гордеева Ольга Николаевна
История культуры родного слова
Культура речи имеет 3 аспекта: нормативный, коммуникативный и этикетный:
2) Правильность речи – это прежде всего ее соответствие нормам литературного языка.
5) Логичная речь – это речь, не противоречащая законам логики, законам мышления.
Анкетирование учащихся 8-9х классов школы №2115
1. Замечаешь ли ты ошибки в речи окружающих?
"Я так ………………………. отдохнул! (положительная оценка).
Таким образом, исходя из данных исследований и их результатов, можно сделать следующие выводы:
Список использованных источников
1. Абрамов Н. Искусство разговаривать// Русская речь. - 1991. - № 4.
2. Введенская Л.А., Павлова Л.Г., Культура и искусство речи. Современная риторика.
3. Гольдин В. Е., Сиротинина О. Б. Речевая культура // Русский язык. Энциклопедия. - М. , 1998.
4. Далецкий Ч. Практикум по риторике. - М. , 1996.
5. Пиз А. Язык телодвижений. Как читать мысли других по их жестам.
6. Ширяев Е. Н. Что такое культура речи // Русская речь. - 1991. - № 4.
7. Голубева А. В., Максимов В. И. — М.: Юрайт. 2019. 306 с.
9. https://odiplom.ru/lab/kultura_rechi.html
10. https://ru.wikipedia.org/wiki/Культура_речи
12. https://studopedia.ru/10_229688_kultura-rechi.html
13.https://magicspeedreading.com/books/a_govori/rechevaya_kommunikatciya/komunication_018.html
14. https://slide-share.ru/1russkij-yazik-delovoj-dokumentacii-kultura-rechiprepodavatel-kpn-288591
Культура общения
Подготовили: ученицы 9 класса «Г» Петрова Алина и Абузейд Жасмин
Учитель русского и литературы: Гордеева Ольга Николаевна
план
Введение
Понятие «речевая культура»
История культуры родного слова
Правильность речи (нормы литературного языка)
Аспекты культуры речи
Качества хорошей речи
Структурно-языковые типы норм
Речевое мастерство
Слова-паразиты
Анкетирование учащихся 8-9х классов
Рекомендации по уменьшению употребления слов-паразитов
Вывод
Список использованных источников
- Цель работы: выявить связь речевого этикета с культурой речи.
- Задачи:
- Исследовать уровень речевой культуры учащихся школы №2115
- Выяснить, знают ли учащиеся способы повышения речевой культуры
- Добиться повышения уровня речевой культуры
- Методы исследования: Изучение информации, сбор данных, анализ и обобщение данных.
- Практическое применение: Возможность использовать полученные знания на уроках русского языка и литературы.
введение
В последние годы наблюдается снижение речевой культуры не только в быту, но и в публичных выступлениях, в печати, на радио и телевидении. Культура современного человека в речевом общении с другими людьми – в единстве слова и дела, мысли и чувства. Один из видов поведения человека – речь. В наших словах и наших интонациях выражено не только наше видение вещей и явлений, но и наше отношение к людям. Черствое, грубое слово, равнодушная, крикливая интонация обижают, оскорбляют. Далеко не каждый задумывается, как его слово, его интонация подействуют на собеседника. Культура речи - понятие сложное и неоднозначное. С одной стороны, это особая научная дисциплина, а с другой – совокупность определенных знаний, речевых умений и навыков каждого человека. Она заключается также в умении найти наиболее доходчивое и наиболее уместное, подходящее для каждого конкретного случая средство для выражения своей мысли. От степени владения нормами и богатствами языка зависит, насколько точно, грамотно и понятно может говорящий выразить свою мысль, объяснить то или иное жизненное явление, оказать должное воздействие на слушателей. Речевая культура в значительной степени обусловлена культурой мышления. От точности мышления зависит выбор средств выражения. Потому каждый говорящий в какой-то мере задумывается не только над тем, что он говорит, но и как говорит. Поэтому необходимо учиться культуре речи.Понятие «речевая культура»
- Речевая культура – это умение правильно говорить, писать и употреблять языковые средства в соответствии с целями и условиями общения.
- Речь — это последовательность языковых знаков, организованная по «правилам» языка и в соответствии с потребностями выражаемой информации. Последовательность, языковую структуру и ее организацию создает сам «говорящий». Под речевой культурой понимается владение нормами литературного языка в его устной и письменной форме, при котором осуществляются выбор и организация языковых средств, позволяющих в определенной ситуации общения и при соблюдении этики общения обеспечить необходимый эффект в достижении поставленных задач коммуникации. Речевой культурой важно владеть всем, кто по роду своей деятельности связан с людьми, организует и направляет их работу, ведет деловые переговоры, воспитывает, заботится о здоровье, оказывает людям различные услуги.
Языковые средства:
История культуры родного слова
Уже в Древней Греции и Риме развивалась культура родного слова. Римляне выработали целую систему понятий, мнений и рекомендаций, оценивающих качества хорошей речи. Были замечены и описаны сами эти качества, и среди них такие, как ясность, чистота, уместность и др. По убеждению Цицерона, чистота и ясность речи столь необходимы, что даже не нуждаются ни в каком обосновании. Однако эти необходимые качества недостаточны для того, чтобы оратор мог вызвать восхищение слушателей, — для этого нужна красота речи. По мнению Дионисия Галикарнасского, самое важное и совершенное из достоинств речи — уместность. «Обладающая им речь согласуется должным образом и с говорящим, и со слушателями, и с темой (ведь в этом заключается уместность)». Древний мир взрастил прекрасных поэтов, писателей, драматургов – мастеров художественной речи. Этот мир подарил истории выдающихся ораторов, ставивших и решавших важные вопросы речевого мастерства. В обществе росло понимание полезности и необходимости хорошей речи, укреплялось уважение к тем, кто умел ценить и успешно применять родной язык. Приемы образцового использования языка изучались в особых школах. Позже в различных странах, в том числе и в России, передовые общественные круги ревниво оберегали родной язык от порчи и искажения. Крепло сознание того, что речь - могущественная сила, если человек желает и умеет ею пользоваться.Правильность речи – это её соответствие нормам литературного языка. Она базируется на твердом фундаменте норм, достаточно полно и последовательно отраженных в грамматиках, справочниках, словарях, учебных пособиях. Литературно правильная речь построена в соответствии с языковыми нормами. Норма языка (литературная норма) – это правила использования речевых средств, единообразное образцовое общепризнанное употребление элементов литературного языка в определенный период его развития. Характерные особенности норм русского литературного языка:
- относительная устойчивость
- распространенность
- общеупотребительность
- общеобязательность
- соответствие употреблению, (обычаю) Литературная норма обязательна для устной и письменной речи и зависит от условий, в которых осуществляется речь. Норма не подразделяет средства языка на хорошие или плохие. Она указывает на целесообразность употребления их в общении. Источники языковых норм – произведения классической литературы, общепринятое современное употребление языка, научные исследования. Источники изменения норм литературного языка различны: живая разговорная речь, диалекты, заимствования, профессионализмы. Изменению норм предшествует появление их вариантов, которые реально уже существуют в языке и используются его носителями. Варианты норм отражаются в словарях современного литературного языка.
Аспекты культуры речи
Культура речи - это понятие, объединяющее владение языковой нормой устного и письменного литературного языка, а также умение использовать выразительные языковые средства в разных условиях общения.Под культурой речи понимается совокупность таких качеств, которые оказывают наилучшее воздействие на адресата с учетом конкретной обстановки и в соответствии с поставленной задачей. К ним относятся:
- богатство (разнообразие) речи
- ее чистота
- выразительность
- ясность и понятность,
- точность и правильность
Речевой этикет– это общепринятый порядок культурного речевого общения, знание и использование в речевых ситуациях устойчивых выражений, соответствующих правилам вежливости.
Этический аспект культуры речи – это моральное и нравственное обоснование звучащего и написанного слова: знание и применение правил языкового поведения в конкретных ситуациях. Этические нормы, или иначе — речевой этикет, касаются в первую очередь обращения на «ты» и «вы», выбора полного или сокращенного имени, выбора обращений типа гражданин, господин и др., выбора способов того, как здороваются и прощаются.Культура речи имеет 3 аспекта: нормативный, коммуникативный и этикетный:
Качества хорошей речи
1) Грамотность – элементарное предварительное условие хорошей речи. Важным условием является также стилистическая чуткость. Это означает, что человек говорит так, как следует говорить в данной обстановке, умеет различать стили речи. Еще одним условием хорошей речи является чувство такта.2) Правильность речи – это прежде всего ее соответствие нормам литературного языка.
3) Чистота речи – это одно из проявлений правильности речи, но это качество имеет и самостоятельное значение.
4) Точность речи – это умение четко и ясно выражать свои мысли. Оно предполагает хорошее знание предмета речи и лексического значения слов.
5) Логичная речь – это речь, не противоречащая законам логики, законам мышления.
6) Выразительная речь – это речь, с помощью которой говорящий достигает своих целей. Поэтому в каждом стиле и жанре существует своя выразительность. Наибольшее соответствие стилю и жанру, эффективное использование надлежащих языковых средств и будет придавать тексту выразительность. В устной речи значительную роль играют интонационная выразительность, манера говорить, дикция, голос. В письменной речи выразительность может складываться из всех качеств хорошей речи в зависимости от задач стиля.7) Уместная речь – это такая речь, в которой учитывается, что говорит автор, кому он это говорит, где, когда и сколько.
Богатство речи связано со словарным запасом человека, с использованием всевозможных языковых средств. Чем разнообразнее речь, тем она богаче.
Богатая речь отличается многообразием на всех уровнях языка, она подразумевает и лексическое богатство, и синтаксическое, и интонационное.
Чтобы увеличивать словарный запас, необходимо как можно больше слов вводить в свое активное использование, для этого нужно внимательно относиться к новым, незнакомым, непонятным словам, сразу же прояснять их для себя и использовать в своей речи.
Структурно-языковые типы норм
- Языковая норма – это правила использования речевых средств в определенный период развития литературного языка, т.е. правила произношения, словоупотребления, использования грамматических и стилистических средств. Это единообразное, образцовое, общепризнанное употребление элементов языка (слов, словосочетаний, предложений).
- Типы языковых норм:
- - нормы соглашения,
- - нормы, связанные с законами языка.
- К нормам относятся:
- - лексические нормы;
- - грамматические нормы;
- - орфоэпические нормы.
Орфоэпические нормы | охватывают произношение и нормы словесного ударения |
Лексические нормы | связаны с осмыслением правильности, точности, уместности слова в контексте и тексте |
Грамматические нормы | регламентируют выбор нужных грамматических форм слов или грамматических конструкций |
Синтаксические нормы | предписывают правильное построение основных синтаксических единиц - словосочетаний и предложений |
Словообразовательные нормы | определяют порядок соединения частей слова, образования новых слов |
Морфологические нормы | требуют правильного образования грамматических форм слов разных частей речи |
Речевое мастерство
Речевое мастерство — это владение умением, соблюдая языковые нормы, выбирать из возможных вариантов наиболее удачный для выражения мысли и отношения.
Яркими примерами речевого мастерства служат художественные произведения выдающихся русских писателей. Их работа с черновиками, переписывание заново страниц своих произведений, т. е. создание на основе прежних вариантов новых вариантов, говорят о кропотливой работе, направленной на улучшение выразительности текстов.Уместность и неуместность выбора языковых средств для создания большей выразительности изучается в стилистике и культуре речи.
Неудачный выбор языковых средств приводит к появлению в устной речи и на письме стилистических недочетов. Говорящие и пишущие допускают следующие стилистические недочеты:
- употребление в одном стиле речи слов, фразеологизмов, предложений, используемых преимущественно в другом стиле речи
- неоправданное повторение одних и тех же слов, слов с одним и тем же корнем и одних и тех же видов предложений, создающее звуковое однообразие речи
- тавтология (передача одного и того же по-разному), приводящая к неоправданному удлинению речи