Файл: Культура общения Подготовили ученицы 9 класса Г Петрова Алина и Абузейд Жасмин.pptx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.11.2023

Просмотров: 58

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Культура общения

Подготовили: ученицы 9 класса «Г» Петрова Алина и Абузейд Жасмин

Учитель русского и литературы: Гордеева Ольга Николаевна

план

введение

Понятие «речевая культура»

Языковые средства:

История культуры родного слова

Аспекты культуры речи

Под культурой речи понимается совокупность таких качеств, которые оказывают наилучшее воздействие на адресата с учетом конкретной обстановки и в соответствии с поставленной задачей. К ним относятся:

Культура речи имеет 3 аспекта: нормативный, коммуникативный и этикетный:

Качества хорошей речи

2) Правильность речи – это прежде всего ее соответствие нормам литературного языка.

3) Чистота речи – это одно из проявлений правильности речи, но это качество имеет и самостоятельное значение.

4) Точность речи – это умение четко и ясно выражать свои мысли. Оно предполагает хорошее знание предмета речи и лексического значения слов.

5) Логичная речь – это речь, не противоречащая законам логики, законам мышления.

7) Уместная речь – это такая речь, в которой учитывается, что говорит автор, кому он это говорит, где, когда и сколько.

Структурно-языковые типы норм

Речевое мастерство

Речевое мастерство — это владение умением, соблюдая языковые нормы, выбирать из возможных вариантов наиболее удачный для выражения мысли и отношения.

Уместность и неуместность выбора языковых средств для создания большей выразительности изучается в стилистике и культуре речи.

Неудачный выбор языковых средств приводит к появлению в устной речи и на письме стилистических недочетов. Говорящие и пишущие допускают следующие стилистические недочеты:

Слова-паразиты

Анкетирование учащихся 8-9х классов школы №2115

1. Замечаешь ли ты ошибки в речи окружающих?

со сверстниками?

"Я так ………………………. отдохнул! (положительная оценка).

3.Не бойтесь говорить медленно. Когда вы говорите быстро, ваш мозг начинает перегружаться и, вы сами того не осознавая, начинаете вставлять слова-паразиты.

5.Читайте художественную литературу. Чтение художественной литературы вслух помогает улучшить манеру речи, убрать косноязычность. А пересказ позволит значительно пополнить ваш словарный запас.

6.Занимайтесь творчеством – сочиняйте. Сочинения помогают конструктивно излагать мысль. Так мозг сможет насытиться новыми словами, которыми в последующем будет пользоваться.

вывод

Таким образом, исходя из данных исследований и их результатов, можно сделать следующие выводы:

Список использованных источников

1. Абрамов Н. Искусство разговаривать// Русская речь. - 1991. - № 4.

2. Введенская Л.А., Павлова Л.Г., Культура и искусство речи. Современная риторика.

3. Гольдин В. Е., Сиротинина О. Б. Речевая культура // Русский язык. Энциклопедия. - М. , 1998.

4. Далецкий Ч. Практикум по риторике. - М. , 1996.

5. Пиз А. Язык телодвижений. Как читать мысли других по их жестам.

6. Ширяев Е. Н. Что такое культура речи // Русская речь. - 1991. - № 4.

7. Голубева А. В., Максимов В. И. — М.: Юрайт. 2019. 306 с.

8. Ипполитова Н. А., Князева О. Ю., Савова М. Р. Русский язык и культура речи. Учебник. — М.: Проспект. 2020. 440 с.

9. https://odiplom.ru/lab/kultura_rechi.html

10. https://ru.wikipedia.org/wiki/Культура_речи

11. https://ktonanovenkogo.ru/voprosy-i-otvety/chto-takoe-kultura-rechi-v-povsednevnoj-zhizni-ee-sushhnost-raznoobrazie-i-aspekty.html

12. https://studopedia.ru/10_229688_kultura-rechi.html

13.https://magicspeedreading.com/books/a_govori/rechevaya_kommunikatciya/komunication_018.html

14. https://slide-share.ru/1russkij-yazik-delovoj-dokumentacii-kultura-rechiprepodavatel-kpn-288591

15. https://psy-files.ru/interesting/kultura-obsenia-formirovanie-kultury-reci-i-delovogo-obsenia.html?nowprocket=1

16. https://navigator.krao.ru/program/16755-kultura-rechi

17. https://mir-logiki.ru/umestnost-smelosti-psihologia/

Культура общения

Подготовили: ученицы 9 класса «Г» Петрова Алина и Абузейд Жасмин

Учитель русского и литературы: Гордеева Ольга Николаевна

план


Введение

Понятие «речевая культура»

История культуры родного слова

Правильность речи (нормы литературного языка)

Аспекты культуры речи

Качества хорошей речи

Структурно-языковые типы норм

Речевое мастерство

Слова-паразиты

Анкетирование учащихся 8-9х классов

Рекомендации по уменьшению употребления слов-паразитов

Вывод

Список использованных источников
  • Цель работы: выявить связь речевого этикета с культурой речи.
  • Задачи:
  • Исследовать уровень речевой культуры учащихся школы №2115
  • Выяснить, знают ли учащиеся способы повышения речевой культуры
  • Добиться повышения уровня речевой культуры
  • Методы исследования: Изучение информации, сбор данных, анализ и обобщение данных.
  • Практическое применение: Возможность использовать полученные знания на уроках русского языка и литературы.

введение

В последние годы наблюдается снижение речевой культуры не только в быту, но и в публичных выступлениях, в печати, на радио и телевидении. Культура современного человека в речевом общении с другими людьми – в единстве слова и дела, мысли и чувства. Один из видов поведения человека – речь. В наших словах и наших интонациях выражено не только наше видение вещей и явлений, но и наше отношение к людям. Черствое, грубое слово, равнодушная, крикливая интонация обижают, оскорбляют. Далеко не каждый задумывается, как его слово, его интонация подействуют на собеседника. Культура речи - понятие сложное и неоднозначное. С одной стороны, это особая научная дисциплина, а с другой – совокупность определенных знаний, речевых умений и навыков каждого человека. Она заключается также в умении найти наиболее доходчивое и наиболее уместное, подходящее для каждого конкретного случая средство для выражения своей мысли. От степени владения нормами и богатствами языка зависит, насколько точно, грамотно и понятно может говорящий выразить свою мысль, объяснить то или иное жизненное явление, оказать должное воздействие на слушателей. Речевая культура в значительной степени обусловлена культурой мышления. От точности мышления зависит выбор средств выражения. Потому каждый говорящий в какой-то мере задумывается не только над тем, что он говорит, но и как говорит. Поэтому необходимо учиться культуре речи.

Понятие «речевая культура»

  • Речевая культура – это умение правильно говорить, писать и употреблять языковые средства в соответствии с целями и условиями общения.
  • Речь — это последовательность языковых знаков, организованная по «правилам» языка и в соответствии с потребностями выражаемой информации. Последовательность, языковую структуру и ее организацию создает сам «говорящий».
  • Под речевой культурой понимается владение нормами литературного языка в его устной и письменной форме, при котором осуществляются выбор и организация языковых средств, позволяющих в определенной ситуации общения и при соблюдении этики общения обеспечить необходимый эффект в достижении поставленных задач коммуникации. Речевой культурой важно владеть всем, кто по роду своей деятельности связан с людьми, организует и направляет их работу, ведет деловые переговоры, воспитывает, заботится о здоровье, оказывает людям различные услуги.

Языковые средства:

История культуры родного слова

Уже в Древней Греции и Риме развивалась культура родного слова. Римляне выработали целую систему понятий, мнений и рекомендаций, оценивающих качества хорошей речи. Были замечены и описаны сами эти качества, и среди них такие, как ясность, чистота, уместность и др. По убеждению Цицерона, чистота и ясность речи столь необходимы, что даже не нуждаются ни в каком обосновании. Однако эти необходимые качества недостаточны для того, чтобы оратор мог вызвать восхищение слушателей, — для этого нужна красота речи. По мнению Дионисия Галикарнасского, самое важное и совершенное из достоинств речи — уместность. «Обладающая им речь согласуется должным образом и с говорящим, и со слушателями, и с темой (ведь в этом заключается уместность)». Древний мир взрастил прекрасных поэтов, писателей, драматургов – мастеров художественной речи. Этот мир подарил истории выдающихся ораторов, ставивших и решавших важные вопросы речевого мастерства. В обществе росло понимание полезности и необходимости хорошей речи, укреплялось уважение к тем, кто умел ценить и успешно применять родной язык. Приемы образцового использования языка изучались в особых школах. Позже в различных странах, в том числе и в России, передовые общественные круги ревниво оберегали родной язык от порчи и искажения. Крепло сознание того, что речь - могущественная сила, если человек желает и умеет ею пользоваться.

Правильность речи – это её соответствие нормам литературного языка. Она базируется на твердом фундаменте норм, достаточно полно и последовательно отраженных в грамматиках, справочниках, словарях, учебных пособиях. Литературно правильная речь построена в соответствии с языковыми нормами. Норма языка (литературная норма) – это правила использования речевых средств, единообразное образцовое общепризнанное употребление элементов литературного языка в определенный период его развития. Характерные особенности норм русского литературного языка:
  • относительная устойчивость
  • распространенность
  • общеупотребительность
  • общеобязательность
  • соответствие употреблению, (обычаю)
  • Литературная норма обязательна для устной и письменной речи и зависит от условий, в которых осуществляется речь. Норма не подразделяет средства языка на хорошие или плохие. Она указывает на целесообразность употребления их в общении. Источники языковых норм – произведения классической литературы, общепринятое современное употребление языка, научные исследования. Источники изменения норм литературного языка различны: живая разговорная речь, диалекты, заимствования, профессионализмы. Изменению норм предшествует появление их вариантов, которые реально уже существуют в языке и используются его носителями. Варианты норм отражаются в словарях современного литературного языка.

Аспекты культуры речи

Культура речи - это понятие, объединяющее владение языковой нормой устного и письменного литературного языка, а также умение использовать выразительные языковые средства в разных условиях общения.

Под культурой речи понимается совокупность таких качеств, которые оказывают наилучшее воздействие на адресата с учетом конкретной обстановки и в соответствии с поставленной задачей. К ним относятся:

  • богатство (разнообразие) речи
  • ее чистота
  • выразительность
  • ясность и понятность,
  • точность и правильность
  • Речевой этикет– это общепринятый порядок культурного речевого общения, знание и использование в речевых ситуациях устойчивых выражений, соответствующих правилам вежливости.

    Этический аспект культуры речи – это моральное и нравственное обоснование звучащего и написанного слова: знание и применение правил языкового поведения в конкретных ситуациях. Этические нормы, или иначе — речевой этикет, касаются в первую очередь обращения на «ты» и «вы», выбора полного или сокращенного имени, выбора обращений типа гражданин, господин и др., выбора способов того, как здороваются и прощаются.

Культура речи имеет 3 аспекта: нормативный, коммуникативный и этикетный:

Качества хорошей речи

1) Грамотность – элементарное предварительное условие хорошей речи. Важным условием является также стилистическая чуткость. Это означает, что человек говорит так, как следует говорить в данной обстановке, умеет различать стили речи. Еще одним условием хорошей речи является чувство такта.

2) Правильность речи – это прежде всего ее соответствие нормам литературного языка.

3) Чистота речи – это одно из проявлений правильности речи, но это качество имеет и самостоятельное значение.

4) Точность речи – это умение четко и ясно выражать свои мысли. Оно предполагает хорошее знание предмета речи и лексического значения слов.

5) Логичная речь – это речь, не противоречащая законам логики, законам мышления.

6) Выразительная речь – это речь, с помощью которой говорящий достигает своих целей. Поэтому в каждом стиле и жанре существует своя выразительность. Наибольшее соответствие стилю и жанру, эффективное использование надлежащих языковых средств и будет придавать тексту выразительность. В устной речи значительную роль играют интонационная выразительность, манера говорить, дикция, голос. В письменной речи выразительность может складываться из всех качеств хорошей речи в зависимости от задач стиля.

7) Уместная речь – это такая речь, в которой учитывается, что говорит автор, кому он это говорит, где, когда и сколько.


Богатство речи связано со словарным запасом человека, с использованием всевозможных языковых средств. Чем разнообразнее речь, тем она богаче.

Богатая речь отличается многообразием на всех уровнях языка, она подразумевает и лексическое богатство, и синтаксическое, и интонационное.

Чтобы увеличивать словарный запас, необходимо как можно больше слов вводить в свое активное использование, для этого нужно внимательно относиться к новым, незнакомым, непонятным словам, сразу же прояснять их для себя и использовать в своей речи.

Структурно-языковые типы норм

  • Языковая норма – это правила использования речевых средств в определенный период развития литературного языка, т.е. правила произношения, словоупотребления, использования грамматических и стилистических средств. Это единообразное, образцовое, общепризнанное употребление элементов языка (слов, словосочетаний, предложений).
  • Типы языковых норм:
  • - нормы соглашения,
  • - нормы, связанные с законами языка.
  • К нормам относятся:
  • - лексические нормы;
  • - грамматические нормы;
  • - орфоэпические нормы.


Орфоэпические нормы

охватывают произношение и нормы словесного ударения



Лексические нормы

связаны с осмыслением правильности, точности, уместности слова в контексте и тексте

Грамматические нормы

регламентируют выбор нужных грамматических форм слов или грамматических конструкций

Синтаксические нормы

предписывают правильное построение основных синтаксических единиц - словосочетаний и предложений

Словообразовательные

нормы

определяют порядок соединения частей слова, образования новых слов

Морфологические нормы

требуют правильного образования грамматических форм слов разных частей речи

Речевое мастерство

Речевое мастерство — это владение умением, соблюдая языковые нормы, выбирать из возможных вариантов наиболее удачный для выражения мысли и отношения.

Яркими примерами речевого мастерства служат художественные произведения выдающихся русских писателей. Их работа с черновиками, переписывание заново страниц своих произведений, т. е. создание на основе прежних вариантов новых вариантов, говорят о кропотливой работе, направленной на улучшение выразительности текстов.

Уместность и неуместность выбора языковых средств для создания большей выразительности изучается в стилистике и культуре речи.

Неудачный выбор языковых средств приводит к появлению в устной речи и на письме стилистических недочетов. Говорящие и пишущие допускают следующие стилистические недочеты:

  • употребление в одном стиле речи слов, фразеологизмов, предложений, используемых преимущественно в другом стиле речи
  • неоправданное повторение одних и тех же слов, слов с одним и тем же корнем и одних и тех же видов предложений, создающее звуковое однообразие речи
  • тавтология (передача одного и того же по-разному), приводящая к неоправданному удлинению речи