Файл: Лекции читает и практические занятия ведет канд филолог наук доцент кафедры русского языка и литературы.pptx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.11.2023
Просмотров: 16
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Современный русский литературный язык. ФОНЕТИКА
Лекции читает и практические занятия ведет
канд. филолог. наук доцент
кафедры русского языка и литературы
Данилова Юлия Юрьевна
СОВРЕМЕННЫЙ РУССКИЙ ЯЗЫК
национальный язык русского народа, представляющий собой исторически сложившуюся языковую общность, объединяющую всю совокупность языковых средств русского народа:
- литературный язык,
- диалекты,
- просторечие,
- профессионализмы,
- жаргон,
- арго.
ЗВУКОВАЯ
ФОРМЫ СУЩЕСТВОВАНИЯ ЯЗЫКА
ЗВУКОВАЯ
ПИСЬМЕННАЯ
ВОПРОС:
Какая основная (первичная)?
ЗВУКОВАЯ
ФОРМЫ СУЩЕСТВОВАНИЯ ЯЗЫКА
ЗВУКОВАЯ
Основная,
т.е. звуковая природа плана выражения является неотъемлемым признаком любого человеческого коллектива
ПИСЬМЕННАЯ
Вторичная (хотя и важная)
по отношению к звучащей речи. Письменность является лишь исторически-конкретной формой фиксации звучащего языка.
ФОНЕТИКА
(от греч. phōnētikos – «звуковой, голосовой», phōnē – «звук»)
раздел языкознания, изучающий звуковые средства языка.
Предмет фонетики.
Фонетика изучает звуковой строй языка, т.е. систему звуков, звуковые законы, фонетические процессы, а также правила сочетания звуков в слове и потоке речи. Кроме звуков речи, фонетика изучает такие звуковые явления, как слог, ударение, интонацию.
РАЗДЕЛЫ ФОНЕТИКИ
В фонетике выделяется несколько относительно самостоятельных частей:
- собственно фонетика (от греч. phōnētikos – звуковой, голосовой) – изучает общие вопросы, н-р, звук речи с точки зрения артикуляционно-акустических свойств и признаков, а также фонетическая членимость речи;
- фонология (греч. phōnē – звук, logos – учение) – раздел языкознания, изучающий звуковую сторону языка в ее функциональной значимости, иными словами, теория фонем (фонемы и их системы).
РАЗДЕЛЫ ФОНЕТИКИ
- акцентология (лат. accentus – ударение и греч. logos – слово, учение) – раздел языкознания, изучающий вопросы ударения (природу, типы, функции);
- интонология (лат. intonāre – громко произносить и греч. logos – слово, учение) – раздел языкознания, изучающий вопросы интонации;
- силлабика (от греч. syllabē – слог) – наука о слоге и слогоделении;
- орфоэпия (греч. orthos – прямой, правильный и epos – речь) – раздел языкознания, занимающийся изучением нормативного литературного произношения.
ЕДИНИЦА ФОНЕТИКИ
ЗВУК РЕЧИ
как сложное явление:
факт одновременно физический, физиологический и психический.
ЗВУКИ РЕЧИ
Необходимо различать!
ЗВУКИ РЕЧИ
комплексы артикуляционных движений и их определенный акустический эффект, формирующие звуковую оболочку значимых единиц речи: гласный, согласный, шумный, твердый.
Звуки изучает фонетика.
БУКВЫ
письменный или печатный графический знак в составе алфавита, служащий для обозначения на письме фонем, их вариантов и некоторых сочетаний: гласная, согласная, прописная.
Буквы изучает графика.
АРТИКУЛЯЦИЯ
(лат. articulare – «членораздельно выговаривать»)
работа органов речи, направленная на производство и произношение звуков.
Каждый звук имеет 3 артикуляционные базы:
- приступ (экскурсия): переход органов речи из спокойного состояния в положение, требуемое произносительным звуком,
- выдержка: сохранение положения органов для произнесения звуков,
- отступ (рекурсия): выход органов речи и положения выдержки или приступа к артикуляции следующего звука.
АРТИКУЛЯЦИЯ
Каждый звук имеет 3 артикуляционные базы:
- приступ (экскурсия): переход органов речи из спокойного состояния в положение, требуемое произносительным звуком,
- выдержка: сохранение положения органов для произнесения звуков,
- отступ (рекурсия): выход органов речи и положения выдержки или приступа к артикуляции следующего звука.
[а] [с]
ЗВУК
наименьшая предельная (далее не делимая) сегментная единица:
[трᴧва] (трава) – 1 слово, 2 слога,
5 звуков (каждая буква дает один звук).
ЗВУКИ
ГЛАСНЫЕ
СОГЛАСНЫЕ
КЛАССИФИКАЦИЯ ЗВУКОВ РУССКОГО ЯЗЫКА
1) положение органов речи;
2) напряженность органов речи;
3) сила воздушной струи;
4) ширина раствора рта (специфика «ротовой» артикуляции).
ОТЛИЧИЯ ГЛАСНЫХ ОТ СОГЛАСНЫХ ЗВУКОВ С АРТИКУЛЯЦИОННОЙ ТОЧКИ ЗРЕНИЯ:
ОТЛИЧИЯ ГЛАСНЫХ ОТ СОГЛАСНЫХ ЗВУКОВ
С АРТИКУЛЯЦИОННОЙ ТОЧКИ ЗРЕНИЯ
ПОЛОЖЕНИЕ ОРГАНОВ РЕЧИ | |
ГЛАСНЫЕ | СОГЛАСНЫЕ |
При образовании гласных воздух свободно проходит речевой канал, не встречая на своем пути преграды. | При образовании согласных на пути выдыхаемого из легких воздуха всегда образуется преграда. |
ОТЛИЧИЯ ГЛАСНЫХ ОТ СОГЛАСНЫХ ЗВУКОВ
С АРТИКУЛЯЦИОННОЙ ТОЧКИ ЗРЕНИЯ
НАПРЯЖЕННОСТЬ ОРГАНОВ РЕЧИ | |
ГЛАСНЫЕ | СОГЛАСНЫЕ |
равномерное, так называемое разлитое напряжение. | так называемое концентрированное напряжение (в месте образования преграды) |
ОТЛИЧИЯ ГЛАСНЫХ ОТ СОГЛАСНЫХ ЗВУКОВ
С АРТИКУЛЯЦИОННОЙ ТОЧКИ ЗРЕНИЯ
СИЛА ВОЗДУШНОЙ СТРУИ | |
ГЛАСНЫЕ | СОГЛАСНЫЕ |
воздушная струя слабая | воздушная струя более сильная |
ОТЛИЧИЯ ГЛАСНЫХ ОТ СОГЛАСНЫХ ЗВУКОВ
С АРТИКУЛЯЦИОННОЙ ТОЧКИ ЗРЕНИЯ
СПЕЦИФИКА «РОТОВОЙ» АРТИКУЛЯЦИИ (по В.А. Богородицкому), или ПО ШИРИНЕ РАСТВОРА РТА | |
ГЛАСНЫЕ | СОГЛАСНЫЕ |
«рторазмыкатели» | «ртосмыкатели» |
ОТЛИЧИЯ ГЛАСНЫХ ОТ СОГЛАСНЫХ ЗВУКОВ
С АКУСТИЧЕСКОЙ ТОЧКИ ЗРЕНИЯ
- специфика колебаний голосовых связок;
2) роль в слогообразовании.
ОТЛИЧИЯ ГЛАСНЫХ ОТ СОГЛАСНЫХ ЗВУКОВ
С АКУСТИЧЕСКОЙ ТОЧКИ ЗРЕНИЯ
СПЕЦИФИКА КОЛЕБАНИЙ ГОЛОСОВЫХ СВЯЗОК | |
ГЛАСНЫЕ | СОГЛАСНЫЕ |
тоновые (состоят из чистого голоса) | сонорные, шумные (состоят из шума и голоса или только из шума) |
СПЕЦИФИКА СОГЛАСНЫХ ЗВУКОВ
С АКУСТИЧЕСКОЙ ТОЧКИ ЗРЕНИЯ
сонорные | [р], [рʼ], [м], [мʼ], [л], [лʼ], [н], [нʼ], [j] | состоят из шума и голоса: [Гш], т.е. «голос» доминирует над «шумом» |
шумные звонкие | [б], [д], [з], [к], [ж] и др. | состоят или из шума и голоса: [Шг], т.е. «шум» доминирует над «голосом» |
шумные глухие | [п], [т], [с], [к], [ш], [х], [чʼ], [ц] и др. | состоят из одного шума: [Ш], т.е. при их образовании голосовые связки не работают |
ОТЛИЧИЯ ГЛАСНЫХ ОТ СОГЛАСНЫХ ЗВУКОВ
С АКУСТИЧЕСКОЙ ТОЧКИ ЗРЕНИЯ
РОЛЬ В СЛОГООБРАЗОВАНИИ | |
ГЛАСНЫЕ | СОГЛАСНЫЕ |
слогообразующие (сколько гласных звуков слове, столько в нем слогов) | неслогообразующие |
СПЕЦИФИКА ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ОСНОВЫ ГЛАСНЫХ И СОГЛАСНЫХ ЗВУКОВ
ГЛАСНЫЕ | СОГЛАСНЫЕ |
отвечают за грамматическое значение (они вариативны) | отвечают за лексические значения (они стабильны) |
НАПРИМЕР
…о…а => слово?
НАПРИМЕР
ПРЕДПОЛАГАЕМЫЙ ОТВЕТ:
…о…а => слово?
- нога
- тоска
- дома
- дочка
- роза
- рога
- поза
НАПРИМЕР
д…ск… => слово?
р…д…г… => слово?
м…л…д…сть => слово?
НАПРИМЕР
ОТВЕТ:
д…ск… => доска
р…д…г… => радуга
м…л…д…сть => молодость
НАПРИМЕР
- РУК-А – единственное число, женский род, именительный падеж;
- РУК-Е – единственное число, женский род, дательный падеж;
- РУК-У – единственное число, женский род, винительный падеж;
- РУК-И – множественное число, именительный падеж.
СПЕЦИФИКА ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ОСНОВЫ ГЛАСНЫХ И СОГЛАСНЫХ ЗВУКОВ
ГЛАСНЫЕ | СОГЛАСНЫЕ |
отвечают за грамматическое значение (они вариативны) | отвечают за лексические значения (они стабильны) |
ГЛАСНЫЕ | СОГЛАСНЫЕ |
звуки речи, образуемые свободным проходом воздуха во рту, состоящие главным образом из голоса (голосового тона; голос//глас) при почти полном отсутствии шума и выполняющие функцию слогоносителя (т.е. образуют вершину слога). | звуки речи, состоящие или из одного шума, или из шума и голоса, который образуется в полости рта, где выдыхаемая из легких струя воздуха встречает различные преграды, выполняющие смыслоразличительную функции. |
Система гласных звуков называется вокализмом (от лат. vocalis – голосовой). | Система согласных звуков называется консонантизмом (от лат. consonantes – голосовой). |