Файл: Лекции читает и практические занятия ведет канд филолог наук доцент кафедры русского языка и литературы.pptx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.11.2023

Просмотров: 16

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Современный русский литературный язык. ФОНЕТИКА

ЗВУКОВАЯ

ЗВУКОВАЯ

ПИСЬМЕННАЯ

ВОПРОС:

Какая основная (первичная)?

ЗВУКОВАЯ

ЗВУКОВАЯ

Основная,

т.е. звуковая природа плана выражения является неотъемлемым признаком любого человеческого коллектива

ПИСЬМЕННАЯ

Вторичная (хотя и важная)

по отношению к звучащей речи. Письменность является лишь исторически-конкретной формой фиксации звучащего языка.

ЗВУКИ РЕЧИ

ЗВУКИ РЕЧИ

комплексы артикуляционных движений и их определенный акустический эффект, формирующие звуковую оболочку значимых единиц речи: гласный, согласный, шумный, твердый.

Звуки изучает фонетика.

БУКВЫ

письменный или печатный графический знак в составе алфавита, служащий для обозначения на письме фонем, их вариантов и некоторых сочетаний: гласная, согласная, прописная.

Буквы изучает графика.

Современный русский литературный язык. ФОНЕТИКА


Лекции читает и практические занятия ведет

канд. филолог. наук доцент

кафедры русского языка и литературы

Данилова Юлия Юрьевна

СОВРЕМЕННЫЙ РУССКИЙ ЯЗЫК

национальный язык русского народа, представляющий собой исторически сложившуюся языковую общность, объединяющую всю совокупность языковых средств русского народа:
  • литературный язык,
  • диалекты,
  • просторечие,
  • профессионализмы,
  • жаргон,
  • арго.


ЗВУКОВАЯ


ФОРМЫ СУЩЕСТВОВАНИЯ ЯЗЫКА

ЗВУКОВАЯ

ПИСЬМЕННАЯ

ВОПРОС:

Какая основная (первичная)?

ЗВУКОВАЯ


ФОРМЫ СУЩЕСТВОВАНИЯ ЯЗЫКА

ЗВУКОВАЯ

Основная,

т.е. звуковая природа плана выражения является неотъемлемым признаком любого человеческого коллектива

ПИСЬМЕННАЯ

Вторичная (хотя и важная)

по отношению к звучащей речи. Письменность является лишь исторически-конкретной формой фиксации звучащего языка.


ФОНЕТИКА

(от греч. phōnētikos – «звуковой, голосовой», phōnē – «звук»)

раздел языкознания, изучающий звуковые средства языка.

Предмет фонетики.

Фонетика изучает звуковой строй языка, т.е. систему звуков, звуковые законы, фонетические процессы, а также правила сочетания звуков в слове и потоке речи. Кроме звуков речи, фонетика изучает такие звуковые явления, как слог, ударение, интонацию.

РАЗДЕЛЫ ФОНЕТИКИ

В фонетике выделяется несколько относительно самостоятельных частей:
  • собственно фонетика (от греч. phōnētikos – звуковой, голосовой) – изучает общие вопросы, н-р, звук речи с точки зрения артикуляционно-акустических свойств и признаков, а также фонетическая членимость речи;
  • фонология (греч. phōnē – звук, logos – учение) – раздел языкознания, изучающий звуковую сторону языка в ее функциональной значимости, иными словами, теория фонем (фонемы и их системы).




РАЗДЕЛЫ ФОНЕТИКИ
  • акцентология (лат. accentus – ударение и греч. logos – слово, учение) – раздел языкознания, изучающий вопросы ударения (природу, типы, функции);
  • интонология (лат. intonāre – громко произносить и греч. logos – слово, учение) – раздел языкознания, изучающий вопросы интонации;
  • силлабика (от греч. syllabē – слог) – наука о слоге и слогоделении;
  • орфоэпия (греч. orthos – прямой, правильный и epos – речь) – раздел языкознания, занимающийся изучением нормативного литературного произношения.

ЕДИНИЦА ФОНЕТИКИ

ЗВУК РЕЧИ

как сложное явление:

факт одновременно физический, физиологический и психический.

ЗВУКИ РЕЧИ


Необходимо различать!

ЗВУКИ РЕЧИ

комплексы артикуляционных движений и их определенный акустический эффект, формирующие звуковую оболочку значимых единиц речи: гласный, согласный, шумный, твердый.

Звуки изучает фонетика.

БУКВЫ

письменный или печатный графический знак в составе алфавита, служащий для обозначения на письме фонем, их вариантов и некоторых сочетаний: гласная, согласная, прописная.

Буквы изучает графика.


АРТИКУЛЯЦИЯ

(лат. articulare – «членораздельно выговаривать»)

работа органов речи, направленная на производство и произношение звуков.

Каждый звук имеет 3 артикуляционные базы:
  • приступ (экскурсия): переход органов речи из спокойного состояния в положение, требуемое произносительным звуком,
  • выдержка: сохранение положения органов для произнесения звуков,
  • отступ (рекурсия): выход органов речи и положения выдержки или приступа к артикуляции следующего звука.

АРТИКУЛЯЦИЯ

Каждый звук имеет 3 артикуляционные базы:
  • приступ (экскурсия): переход органов речи из спокойного состояния в положение, требуемое произносительным звуком,
  • выдержка: сохранение положения органов для произнесения звуков,
  • отступ (рекурсия): выход органов речи и положения выдержки или приступа к артикуляции следующего звука.

  • [а] [с]

ЗВУК

наименьшая предельная (далее не делимая) сегментная единица:

[трᴧва] (трава) – 1 слово, 2 слога,

5 звуков (каждая буква дает один звук).

ЗВУКИ

ГЛАСНЫЕ

СОГЛАСНЫЕ



КЛАССИФИКАЦИЯ ЗВУКОВ РУССКОГО ЯЗЫКА

1) положение органов речи;

2) напряженность органов речи;

3) сила воздушной струи;

4) ширина раствора рта (специфика «ротовой» артикуляции).

ОТЛИЧИЯ ГЛАСНЫХ ОТ СОГЛАСНЫХ ЗВУКОВ С АРТИКУЛЯЦИОННОЙ ТОЧКИ ЗРЕНИЯ:

ОТЛИЧИЯ ГЛАСНЫХ ОТ СОГЛАСНЫХ ЗВУКОВ

С АРТИКУЛЯЦИОННОЙ ТОЧКИ ЗРЕНИЯ

ПОЛОЖЕНИЕ ОРГАНОВ РЕЧИ

ГЛАСНЫЕ

СОГЛАСНЫЕ

При образовании гласных воздух свободно проходит речевой канал, не встречая на своем пути преграды.

При образовании согласных на пути выдыхаемого из легких воздуха всегда образуется преграда.

ОТЛИЧИЯ ГЛАСНЫХ ОТ СОГЛАСНЫХ ЗВУКОВ

С АРТИКУЛЯЦИОННОЙ ТОЧКИ ЗРЕНИЯ

НАПРЯЖЕННОСТЬ ОРГАНОВ РЕЧИ

ГЛАСНЫЕ

СОГЛАСНЫЕ

равномерное, так называемое разлитое напряжение.

так называемое концентрированное напряжение (в месте образования преграды)

ОТЛИЧИЯ ГЛАСНЫХ ОТ СОГЛАСНЫХ ЗВУКОВ

С АРТИКУЛЯЦИОННОЙ ТОЧКИ ЗРЕНИЯ

СИЛА ВОЗДУШНОЙ СТРУИ

ГЛАСНЫЕ

СОГЛАСНЫЕ

воздушная струя слабая

воздушная струя более сильная

ОТЛИЧИЯ ГЛАСНЫХ ОТ СОГЛАСНЫХ ЗВУКОВ

С АРТИКУЛЯЦИОННОЙ ТОЧКИ ЗРЕНИЯ

СПЕЦИФИКА «РОТОВОЙ» АРТИКУЛЯЦИИ

(по В.А. Богородицкому),

или ПО ШИРИНЕ РАСТВОРА РТА

ГЛАСНЫЕ

СОГЛАСНЫЕ

«рторазмыкатели»

«ртосмыкатели»

ОТЛИЧИЯ ГЛАСНЫХ ОТ СОГЛАСНЫХ ЗВУКОВ

С АКУСТИЧЕСКОЙ ТОЧКИ ЗРЕНИЯ
  • специфика колебаний голосовых связок;

  • 2) роль в слогообразовании.

ОТЛИЧИЯ ГЛАСНЫХ ОТ СОГЛАСНЫХ ЗВУКОВ

С АКУСТИЧЕСКОЙ ТОЧКИ ЗРЕНИЯ


СПЕЦИФИКА

КОЛЕБАНИЙ ГОЛОСОВЫХ СВЯЗОК

ГЛАСНЫЕ

СОГЛАСНЫЕ

тоновые

(состоят из чистого голоса)

сонорные,

шумные

(состоят из шума и голоса или только из шума)

СПЕЦИФИКА СОГЛАСНЫХ ЗВУКОВ

С АКУСТИЧЕСКОЙ ТОЧКИ ЗРЕНИЯ

сонорные

[р], [рʼ], [м], [мʼ], [л], [лʼ], [н], [нʼ], [j]

состоят из шума и голоса: [Гш], т.е. «голос» доминирует над «шумом»

шумные звонкие

[б], [д], [з], [к], [ж] и др.

состоят или из шума и голоса: [Шг], т.е. «шум» доминирует над «голосом»

шумные глухие

[п], [т], [с], [к], [ш], [х], [чʼ], [ц] и др.

состоят из одного шума: [Ш], т.е. при их образовании голосовые связки не работают

ОТЛИЧИЯ ГЛАСНЫХ ОТ СОГЛАСНЫХ ЗВУКОВ

С АКУСТИЧЕСКОЙ ТОЧКИ ЗРЕНИЯ

РОЛЬ В СЛОГООБРАЗОВАНИИ

ГЛАСНЫЕ

СОГЛАСНЫЕ

слогообразующие

(сколько гласных звуков слове, столько в нем слогов)

неслогообразующие

СПЕЦИФИКА ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ОСНОВЫ ГЛАСНЫХ И СОГЛАСНЫХ ЗВУКОВ

ГЛАСНЫЕ

СОГЛАСНЫЕ

отвечают за грамматическое значение

(они вариативны)

отвечают за лексические значения (они стабильны)

НАПРИМЕР

…о…а => слово?

НАПРИМЕР

ПРЕДПОЛАГАЕМЫЙ ОТВЕТ:

…о…а => слово?
  • нога
  • тоска
  • дома
  • дочка
  • роза
  • рога
  • поза

НАПРИМЕР

д…ск… => слово?

р…д…г… => слово?

м…л…д…сть => слово?

НАПРИМЕР

ОТВЕТ:

д…ск… => доска

р…д…г… => радуга

м…л…д…сть => молодость

НАПРИМЕР
  • РУК-А – единственное число, женский род, именительный падеж;
  • РУК-Е – единственное число, женский род, дательный падеж;
  • РУК-У – единственное число, женский род, винительный падеж;
  • РУК-И – множественное число, именительный падеж.

СПЕЦИФИКА ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ОСНОВЫ ГЛАСНЫХ И СОГЛАСНЫХ ЗВУКОВ

ГЛАСНЫЕ

СОГЛАСНЫЕ

отвечают за грамматическое значение

(они вариативны)

отвечают за лексические значения (они стабильны)


ГЛАСНЫЕ

СОГЛАСНЫЕ

звуки речи, образуемые свободным проходом воздуха во рту, состоящие главным образом из голоса (голосового тона; голос//глас) при почти полном отсутствии шума и выполняющие функцию слогоносителя (т.е. образуют вершину слога).

звуки речи, состоящие или из одного шума, или из шума и голоса, который образуется в полости рта, где выдыхаемая из легких струя воздуха встречает различные преграды, выполняющие смыслоразличительную функции.

Система гласных звуков

называется вокализмом

(от лат. vocalis – голосовой).

Система согласных звуков

называется консонантизмом

(от лат. consonantes – голосовой).