Файл: Управление внедрением методологии внедрения, управление сроками, управление стоимостью, управление рисками. Назначение и состав методологий внедрения.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.11.2023
Просмотров: 185
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Управление внедрением: методологии внедрения, управление сроками,
управление стоимостью, управление рисками.
Назначение и состав методологий внедрения
Методологии внедрения
обычно разрабатываются ведущими производителями информационных систем с учетом особенностей их программных продуктов, а также сферы внедрения.
Положительная сторона таких стандартов - их практическая направленность. Они представляют собой глубоко проработанные, проверенные, многократно апробированные рабочие инструкции и шаблоны проектных документов. Такие стандарты обычно далеки от теоретических абстракций, ориентированы на особенности конкретных систем, содержат наилучший опыт. Но у стандартов есть и отрицательные стороны: даже методологии, предназначенные для систем, близких по классу, не взаимозаменяемы.
Например, методология внедрения системы Microsoft Axapta направлена во многом на управление настройками модулей и доработками; а при внедрении функционально подобных модулей SAP или ORACLEEBS превалирует идеология бизнес-реинжиниринга, при котором организации предлагается изменять свои бизнес-процессы, адаптируя их под "лучший опыт", зафиксированный в системе. В качестве наиболее известных примеров методологий можно привести следующий, далеко не исчерпывающий перечень:
• разработкикомпании Microsoft - методологии "OnTarget", "MSF (Microsoft
Solutions Framework)", "Business Solutions PartnerMethodology";
• разработки компании SAP - методологии "Процедурная модель SAP",
"ASAP (Accelerated SAP)";
• разработки компании Oracle - комплекс методологий "Oracle Method".
Как уже отмечалось выше, методологии внедрения информационных систем являются источником информации для разработки иерархической структуры проекта внедрения и иерархической структуры работпроекта. Состав работ (процессов) и последовательность их исполнения в значительной мере определяются целями проекта внедрения, используемым программным обеспечением, особенностями автоматизируемой сферы деятельности, организационной структурой объекта автоматизации, принятой у разработчика организацией работы и пр.
В настоящем разделе мы рассмотрим особенности отдельных методологий
внедрения: их цели, предусмотренные этапы, состав и взаимосвязи работ.
Методологии внедрения компании Microsoft
Для поддержки внедрения систем группы Microsoft Business Solutions
(Microsoft Dynamics NAV, Microsoft Dynamics AX, Microsoft CRM) компанией Microsoft разработан ряд методологий: On Target, Microsoft Business Solutions Partner Methodology,
Microsoft Dynamics Sure Step. Все они поддерживаются специализированными программными средствами и шаблонами проектной документации, которые не являются общедоступными и предоставляются только официальным партнерам Microsoft.
Наиболее старая версия - методология On Target - ориентирована главным образом на удовлетворение требований, сформулированных Заказчиком. Процесс внедрения делится на шесть этапов: подготовка
проекта, анализ, дизайн, разработка и тестирование, развертывание, опытная
эксплуатация. Задачи этапов и выполняемые работы приведены в таблице 2.1
Таблица 2.1. Характеристика этапов внедрения по методологии On Target
Этап проекта Цели этапа
Выполняемые работы (пакеты работ)
Подготовка
проекта
Разработать проектную документацию.
Предварительное планирование проекта.
Разработка проектных процедур.
Сформировать команду
проекта
Формирование Рабочей группы Проекта.
Разработка и утверждение Устава Проекта.
Разработка спецификации на следующую стадию
Анализ
Подготовить команду
проекта. Разработать функциональные требования к системе
Обучение Рабочей группы Заказчика
(ключевые пользователи, разработчики и администраторы). Анализ бизнес-процессов
Заказчика. Подготовка и утверждение функциональных требований к системе.
Подготовка Плана иБюджета Проекта.
Разработка спецификации на следующую стадию
Дизайн
Разработать технические требования к системе.
Разработать принципыреализации
требований
Подготовка и утверждение Технического задания. Разработка и согласование Дизайна решения (реализация функциональных требований в системе). Детальное описание системных модификаций и интерфейсов с внешними программами. Уточнение Плана и Бюджета Проекта. Разработка спецификации на следующую стадию
Разработка и тестирование
Создать программный продукт Проверить работоспособность продукта
Разработка и тестирование дополнительной функциональности. Разработка и утверждение дополнительных интерфейсов.
Разработка программы тестирования модификаций и интерфейсов. Выполнение процедур тестирования модификаций и интерфейсов. Разработка спецификации на следующую стадию
Развертывание Установить систему у
Заказчика
Развертывание (инсталляция) системы на рабочие места конечных пользователей.
Настройка прав и уровней доступа пользователей. Разработка процедур переноса сальдо и операций. Разработка процедур верификации начальных данных и операций. Подготовка пользовательских инструкций. Обучение конечных пользователей. Разработка спецификации на следующую стадию
Опытная
эксплуатация
Запустить систему в эксплуатацию. Осуществить сдачу-приемку проекта
Перенос начальных сальдо и операций.
Выполнение процедур верификации начальных данных. Запуск системы в эксплуатацию. Опытная эксплуатация.
Приемка
В последующих версиях методологии - Microsoft Business Solutions Partner
Methodology, Microsoft Dynamics Sure Step - основной акцент делается на нуждах бизнеса Заказчика, которому, в конечном итоге, необходимо решение для эффективной работы бизнеса: система управления предприятием, обеспечивающая достижение его целей. Результат проекта, согласно MBS Partner Methodology, - это работающее решение для бизнеса Заказчика, а не простая настройка программного продукта. Использование в процессе внедрения этой методологии позволяет обеспечить высокую эффективность проекта для Заказчика и реальное достижение тех целей внедрения, ради которых
Заказчик и начал проект. Методология обеспечивает регулярный контроль хода проекта на всех этапах, что направлено на снижение проектных рисков.
Таким образом, цели MBS Partner Methodology оказываются значительно шире, чем в предыдущей методологии, и включают в себя:
• создание решения, оптимально соответствующего бизнес-потребностям клиента;
• максимально эффективное использование ресурсов;
• минимизацию сроков и затрат на внедрение;
•
уменьшение рисков компании клиента.
Состав этапов проекта внедрения отличается от предыдущей версии методологии, как по названиям, так и по выполняемым работам.
MBS Partner Methodology
On Target
1. Диагностика
1. Подготовка проекта
2. Анализ
2. Анализ
3. Дизайн
3. Дизайн
4. Разработка и тестирование 4. Разработка и тестирование
5. Развертывание
5. Развертывание
6. Начальное сопровождение 6. Опытная эксплуатация
Содержание этапов проекта представлено в таблице 2.2
В рамках данной методологии вводятся понятия концептуального
(ориентированного на бизнес-пользователя) и детального (ориентированного на разработчика) дизайна системы, что обеспечивает последовательность и преемственность в формировании пользовательских и системных требований к решению.
Появляются требования о выделении отдельной среды для разработки программного продукта, среды для тестирования, рабочей среды для интеграции результатов в рабочую систему.
Таблица 2.2. Характеристика этапов внедрения по методологии MBS Partner Methodology
Этап проекта Цели этапа
Выполняемые работы (пакеты
работ)
Диагностика
Анализ и описание бизнес- процессов. Выявление основных потребностей бизнеса. Оценка функциональной применимости базового программного продукта.
Определение ожидаемых результатов, сроков, границ ибюджета проекта
Организация рабочей группы сотрудников Заказчика для проведения диагностики. Сбор предварительной информации.
Обследование и описание структуры предприятия, бизнес-процессов, основных целей, потребностей и ожиданий Заказчика. Согласование результатов обследования, установка критериев оценки результатов проекта. Подготовка отчета о
Диагностике. Предложения по разработке и внедрению решения
Анализ
Организация проекта. Детальное обследование и описание предприятия Заказчика. Изучение требований к внедряемому решению. Документирование функциональных требований, создание полного перечня
Открытие проекта, формирование
Управляющего комитета и проектной группы. Подготовка плана проекта, Устава проекта, порядка отчетности, управления изменениями и рисками, сдачи- приемки проекта. Проведение
требуемых модификаций и доработок функциональности тренинга для сотрудников клиента по базовой функциональности продукта.
Уточнение и детализация требований к решению бизнес-процессов
Заказчика. Выработка решений относительно изменения существующих бизнес-процессов, модификации функциональности продукта, построения интерфейсов с внешними системами. Подготовка
Спецификации функциональных требований. Согласование и утверждение функциональных требований, уточнение параметров проекта
Дизайн
Описание создаваемого решения, детальное проектирование модификаций и доработок функциональности. Планирование изменений бизнес-процессов.
Уточнение подходов к разработке и испытаниям проектируемого решения
Разработка Концептуального дизайна
(Технического задания), описывающего в терминах предметной области концепцию реализации решения, изменения функциональности и бизнес- процессов, требования к отчетности.
Согласование и утверждение
Концептуального дизайна
Заказчиком проекта. Разработка
Детального дизайна (Программного дизайна), описывающего в терминах системы предполагаемые модификации функциональности, интерфейсы с внешними системами, порядок тестирования разработки, порядок приемки работ.
Согласование и утверждение
Детального дизайна. Планирование порядка, сроков и ресурсов для разработки и контроля качества.
Уточнение параметров последующих стадий
Разработка и тестирование
Реализация и первичное тестирование модификаций и доработок функциональности.
Установка и настройка системы.
Планирование и проведение испытаний. Доработка решения по результатам испытаний
Настройка среды для разработки, среды для тестирования, рабочей среды для интеграции результатов в рабочую систему. Реализация модификаций и интерфейсов, первоначальное тестирование разработчиками. Передача результатов разработки Заказчику для тестирования, исправление обнаруженных ошибок, корректировка требований, повторная реализация и тестирование. Комплексное
Уточнение и детализация требований к решению бизнес-процессов
Заказчика. Выработка решений относительно изменения существующих бизнес-процессов, модификации функциональности продукта, построения интерфейсов с внешними системами. Подготовка
Спецификации функциональных требований. Согласование и утверждение функциональных требований, уточнение параметров проекта
Дизайн
Описание создаваемого решения, детальное проектирование модификаций и доработок функциональности. Планирование изменений бизнес-процессов.
Уточнение подходов к разработке и испытаниям проектируемого решения
Разработка Концептуального дизайна
(Технического задания), описывающего в терминах предметной области концепцию реализации решения, изменения функциональности и бизнес- процессов, требования к отчетности.
Согласование и утверждение
Концептуального дизайна
Заказчиком проекта. Разработка
Детального дизайна (Программного дизайна), описывающего в терминах системы предполагаемые модификации функциональности, интерфейсы с внешними системами, порядок тестирования разработки, порядок приемки работ.
Согласование и утверждение
Детального дизайна. Планирование порядка, сроков и ресурсов для разработки и контроля качества.
Уточнение параметров последующих стадий
Разработка и тестирование
Реализация и первичное тестирование модификаций и доработок функциональности.
Установка и настройка системы.
Планирование и проведение испытаний. Доработка решения по результатам испытаний
Настройка среды для разработки, среды для тестирования, рабочей среды для интеграции результатов в рабочую систему. Реализация модификаций и интерфейсов, первоначальное тестирование разработчиками. Передача результатов разработки Заказчику для тестирования, исправление обнаруженных ошибок, корректировка требований, повторная реализация и тестирование. Комплексное
тестирование Заказчиком, исправление ошибок и корректировка требований. Установка результатов разработки в рабочую среду, настройка системы, перенос основных справочников и сальдо.
Проведение финальных испытаний и подготовка к сдаче-приемке
Развертывание Подготовка и настройка рабочей системы. Разработка пользовательской документации.
Тренинг конечных пользователей.
Планирование и запуск в рабочую эксплуатацию. Сдача-приемка проекта
Проведение официальной сдачи проекта Заказчику. Оценка достижения целей проекта и критериев успеха. Планирование запуска в промышленную эксплуатацию. Подготовка системы к запуску, контроль готовности, заведение актуальных данных.
Организация и проведение тренинга для конечных пользователей. Запуск ежедневной обработки в новой системе операций. Осуществление первоначальной поддержки специалистами партнера промышленной эксплуатации системы. Официальное завершение проекта, оценка проекта Заказчиком
Начальное сопровождение
Сопровождение функционирования системы в режиме рабочей эксплуатации.
Устранение выявленных несоответствий. Переход к режиму работы Заказчика в рамках контракта на регулярное сопровождение
Осуществление ежедневной поддержки работы Заказчика с системой (по телефону, электронной почте, с выездом специалистов на место). Периодические обновления системы, связанные с выходом новых версий, изменениями законодательства, развитием технологий. Проведение периодической оценки соответствия решения требованиям Заказчика, наличия потребностей в изменении и развитии решения. Планирование и организация новых проектов
Методология внедрения OneMethodology
Методология OneMethodology разработана компанией PeopleSoft (теперь входящей в состав Oracle) для внедрения информационных систем линейки J.D. Edwards.
Методология направлена на достижение следующих целей:
•
Обеспечить согласованность иерархии целей и задач проекта, его временных границ и ожидаемых результатов.
•
Определить требования к проектным командам с обеих сторон, а также порядок их взаимодействия.
•
Учесть приоритетность проводимых работ и разделение рисков/ ответственности с фиксацией ролей Исполнителя и Заказчика.
•
Обеспечить реализацию требований к системе согласно составу задач и описанию бизнес-процедур.
Проведение финальных испытаний и подготовка к сдаче-приемке
Развертывание Подготовка и настройка рабочей системы. Разработка пользовательской документации.
Тренинг конечных пользователей.
Планирование и запуск в рабочую эксплуатацию. Сдача-приемка проекта
Проведение официальной сдачи проекта Заказчику. Оценка достижения целей проекта и критериев успеха. Планирование запуска в промышленную эксплуатацию. Подготовка системы к запуску, контроль готовности, заведение актуальных данных.
Организация и проведение тренинга для конечных пользователей. Запуск ежедневной обработки в новой системе операций. Осуществление первоначальной поддержки специалистами партнера промышленной эксплуатации системы. Официальное завершение проекта, оценка проекта Заказчиком
Начальное сопровождение
Сопровождение функционирования системы в режиме рабочей эксплуатации.
Устранение выявленных несоответствий. Переход к режиму работы Заказчика в рамках контракта на регулярное сопровождение
Осуществление ежедневной поддержки работы Заказчика с системой (по телефону, электронной почте, с выездом специалистов на место). Периодические обновления системы, связанные с выходом новых версий, изменениями законодательства, развитием технологий. Проведение периодической оценки соответствия решения требованиям Заказчика, наличия потребностей в изменении и развитии решения. Планирование и организация новых проектов
Методология внедрения OneMethodology
Методология OneMethodology разработана компанией PeopleSoft (теперь входящей в состав Oracle) для внедрения информационных систем линейки J.D. Edwards.
Методология направлена на достижение следующих целей:
•
Обеспечить согласованность иерархии целей и задач проекта, его временных границ и ожидаемых результатов.
•
Определить требования к проектным командам с обеих сторон, а также порядок их взаимодействия.
•
Учесть приоритетность проводимых работ и разделение рисков/ ответственности с фиксацией ролей Исполнителя и Заказчика.
•
Обеспечить реализацию требований к системе согласно составу задач и описанию бизнес-процедур.
•
Обеспечить безболезненный переход к работе в новом информационном окружении.
Состав этапов проекта внедрения существенно отличается от рассмотренных методологий.
MBS Partner Methodology
On Target
OneMethodology
1. Диагностика
1. Подготовка проекта
1. Рамки внедрения
2. Анализ
2. Анализ
2. Модель
3. Дизайн
3. Дизайн
3. Конфигурирование
4. Разработка и тестирование 4. Разработка и тестирование 4. Запуск в эксплуатацию
5. Развертывание
5. Развертывание
5. Развитие
6. Начальное сопровождение 6. Опытная эксплуатация
Содержание работ по этапам проекта внедрения представлено в таблице 2.3
Таблица 2.3. Характеристика этапов внедрения по методологии OneMethodology
Этап проекта
Цели этапа
Выполняемые работы (пакеты работ)
Рамки внедрения Определение целей и рамок проекта
Определение функциональных целей:
• определение целей внедрения системы управления и преимуществ, которые получит Заказчик в результате внедрения, предварительная оценка эффективности внедрения системы;
• определение и описание автоматизируемых бизнес-процессов и последовательности автоматизации;
• определение организационных рамок проекта (подразделений, которые будут участвовать в автоматизируемых бизнес-процессах) формирование проектной
группы Заказчика и описание ее задач.
Разработка технологической
архитектуры:
• архитектуры приложения,
• конфигурации сети,
• конфигурации оборудования.
Конвертация данных:
• определение перечня данных, которые должны быть в системе,
• определение формата ввода этих данных,
• определение возможности автоматической конвертации.
Интерфейсы с внешними программами:
• определение состава программ, с которыми будет производиться обмен данными,
• определение механизмов взаимодействия
Модель
Проектирование будущей Общий обзор и планирование:
системы и будущих бизнес-процессов
• описание текущего состояния компании с ее бизнес-процессами и планирование мероприятий по моделированию будущих бизнес- процессов, сбору и подготовке исходных данных.
Моделирование бизнес-процессов:
• описание бизнес-процессов и согласование разработанных моделей,
• определение требований бизнес- процессов к информационной системе.
Анализ недостающей
функциональности:
• анализ соответствия приложений потребностям бизнеса,
• определение набора требований, которые необходимо реализовать с помощью дополнительной разработки либо вообще невозможно реализовать.
Планирование доработок ПО:
• составляется план разработки дополнительного программного обеспечения, оценивается объем и длительность этих работ, затраты;
• анализ альтернативных вариантов
Конфигурирование Выполнение пилотного
проектаи развертывание системы
Обучение проектной группы: Обучение участников проектной команды Заказчика функциям и процедурам информационной системы и базовым навыкам работы с ней.
Прогонка по системе (Solution Walk-
trough): настройка пилотного проекта, тестирование на ограниченном массиве исходных данных компании Заказчика.
Ввод исходных данных: ввод исходных данных по подразделениям компании согласно выбранным бизнес-процессам.
Конфигурирование программного
обеспечения: развертывание информационной системы для всех пользователей.
Разработка пользовательской
документации: формирование инструкций
пользователей и описаний системы.
Формирование прав доступа: настройка прав доступа групп пользователей к информации и обеспечение безопасности данных системы
Интеграция: объединение модулей пилотного проекта с внешними
• описание текущего состояния компании с ее бизнес-процессами и планирование мероприятий по моделированию будущих бизнес- процессов, сбору и подготовке исходных данных.
Моделирование бизнес-процессов:
• описание бизнес-процессов и согласование разработанных моделей,
• определение требований бизнес- процессов к информационной системе.
Анализ недостающей
функциональности:
• анализ соответствия приложений потребностям бизнеса,
• определение набора требований, которые необходимо реализовать с помощью дополнительной разработки либо вообще невозможно реализовать.
Планирование доработок ПО:
• составляется план разработки дополнительного программного обеспечения, оценивается объем и длительность этих работ, затраты;
• анализ альтернативных вариантов
Конфигурирование Выполнение пилотного
проектаи развертывание системы
Обучение проектной группы: Обучение участников проектной команды Заказчика функциям и процедурам информационной системы и базовым навыкам работы с ней.
Прогонка по системе (Solution Walk-
trough): настройка пилотного проекта, тестирование на ограниченном массиве исходных данных компании Заказчика.
Ввод исходных данных: ввод исходных данных по подразделениям компании согласно выбранным бизнес-процессам.
Конфигурирование программного
обеспечения: развертывание информационной системы для всех пользователей.
Разработка пользовательской
документации: формирование инструкций
пользователей и описаний системы.
Формирование прав доступа: настройка прав доступа групп пользователей к информации и обеспечение безопасности данных системы
Интеграция: объединение модулей пилотного проекта с внешними