Файл: Деятельность зарубежных тнк в Российской Федерации.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.11.2023

Просмотров: 53

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
эффективностью самой экономики, то есть, наряду с защитными мерами, осуществляемыми государством, она должна защищать сама себя на основе высокой производительности труда, качества продукции и т. д.

Второй. Обеспечение экономической безопасности страны не является прерогативой какого-либо одного государственного ведомства, службы. Она должна поддерживаться всей системой государственных органов, всеми звеньями и структурами экономики.
1.2 Критерии и индикаторы экономической безопасности
Очевидно, что критерии безопасности на макро- и микроэкономическом уровнях существенно различаются между собой, хотя отдельные из них могут иметь сходный характер. Строго говоря, каждой системе в каждый данный момент времени присущи свойственные ей значения показателей, уровней экономической безопасности и предельно допустимые величины этих показателей. Наиболее представительные показатели (параметры состояния), характеризующие меру устойчивости, именуют индикаторами (критериями) экономической безопасности.

Перечень критериев экономической безопасности Российской Федерации приведен в Приложении N 2 к постановлению Правительства РФ от 27 декабря 1996 г. N 1569 "О первоочередных мерах по реализации Государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации (Основных положений), одобренной Указом Президента Российской Федерации от 29 апреля 1996 г. N 608". К ним относятся:

  1. Способность экономики функционировать в режиме расширенного воспроизводства.

  2. Зависимость экономики от импорта важнейших видов продукции и продовольствия, производство которых на необходимом уровне быть организовано в стране.

  3. Уровень внешнего и внутреннего долга и возможности его погашения.

  4. Обеспеченность экономики стратегическими ресурсами и эффективность государственного контроля за их обращением.

  5. Уровень бедности, имущественной дифференциации населения и безработицы, максимально допустимые с позиции социально-экономической стабильности общества.

  6. Устойчивость финансовой системы.

  7. Рациональная структура внешней торговли.

  8. Доступность для населения образования, культуры, медицинского и социального обслуживания, пассажирского транспорта и массовых видов связи, а также жилья и коммунальных услуг.

  9. Поддержание научного потенциала страны и сохранение отечественных научных школ, обеспечение эффективного функционирования особо важных объектов науки субъектов Российской Федерации, Российской академии наук и Российской академии сельскохозяйственных наук.

  10. Сохранение единого экономического пространства и межрегиональных экономических отношений, обеспечивающих соблюдение общегосударственных интересов, исключающих развитие сепаратистских тенденций.

  11. Обеспечение необходимого уровня государственного регулирования экономических процессов с целью формирования условий для нормального функционирования рыночной экономики.


Таким образом, в этот перечень включены показатели, которые в наибольшей степени отражают агрегированные позиции:

  1. динамику и структуру ВВП, объемы и темпы промышленного производства, отраслевую и региональную структуру хозяйства и динамику отдельных отраслей, капитальные вложения и т. д.;

  2. состояние природно-ресурсного, производственного и научно-технического потенциалов страны;

  3. способность хозяйственного механизма адаптироваться к меняющимся внутренним и внешним факторам (темпы инфляции, дефицит государственного бюджета, воздействие внешнеэкономических факторов, стабильность национальной валюты, внутренняя и внешняя задолженность и т. п.);

  4. степень развития финансово-бюджетной и кредитной систем;

  5. качество жизни населения (валовой внутренний продукт на душу населения), уровень безработицы и дифференциации доходов, обеспеченность основных групп населения материальными благами и услугами, состояние окружающей среды и т. п.

Таким образом, существует целый ряд количественных и качественных индикаторов, позволяющих объективно и комплексно оценить уровень обеспечения экономической безопасности не только страны в целом, но и каждого региона.


  1. Основные направления и обеспечение внешнеэкономической безопасности России



2.1 Направления внешнеэкономической безопасности России



События последних лет со всей убедительностью доказали, что воздействие внешних факторов на экономическую безопасность подчас становится решающим. Благодаря им меняется не только экономический уклад стран, но и сами страны.

За последние двадцать лет политическая карта мира претерпела почти столько же изменений, сколько она претерпела после Второй мировой войны. Экономические и геополитические интересы ведущих мировых игроков становятся решающим фактором развития мировой экономики. Именно поэтому из экономической безопасности выделилась отдельная подсистема - внешнеэкономическая безопасность, основная задача которой состоит в определении внешнеэкономических интересов, угроз этим интересам и механизмов их реализации и защиты.

На современном этапе развития мирового хозяйства невозможно развивать экономику без учета внешних факторов и внешнего окружения. 106 вопросами обеспечения внешнеэкономической безопасности начали заниматься ещё меркантилисты (Т. Ман, А. Монкретьен, Дж. Стюарт, У. Стаффорд и др.).

Основными механизмами защиты национальных экономических интересов от внешней конкуренции согласно их теории стали: запрет на вывоз сырья,

поощрение торговли готовой продукцией, жесткий контроль над вывозом денег в чистом виде. Их теоретические наработки получили широкое практическое применение, особенно в Англии.

Так, например, иностранные купцы не могли вывезти деньги, которые они получили за проданные в данной стране товары. Они должны были их истратить, купив местные товары.

Во многих странах существовал полный запрет на выезд из страны инженеров и даже работников мануфактур и фабрик - носителей знаний и производственных навыков, т.е. технологий.

Последовательно проводимая политика меркантилизма позволила Англии первой начать промышленную революцию. И только после того как Англия стала мировой промышленной державой и ей стали нужны поставки дешёвого импортного сырья, продовольствия и рынки сбыта, английские экономисты заговорили о свободной торговле.

В дальнейшем, экономическая теория развивалась исключительно в русле либерализма, и лишь серьёзные экономические трудности заставляли экономистов отдельных стран отступить от классической политэкономии. Оппонентом классической школы стал немецкий экономист Фридрих Лист, который считается основателем камералистской концепции экономической безопасности страны, которую затем продолжили развивать Р.Пребишь, И.Валлерстайн, Э.Райнер и др. Лист своё понимание экономической безопасности строил на том, что в своём развитии государство проходит пять стадий развития - от пастушечьей до «торгово-мануфактурно-земледельческой».

В зависимости от того, на какой стадии находится государство, экономические интересы и механизмы их реализации должны корректироваться, а внешние угрозы. меняют свою остроту и характер.

Например, изучая историю стран и возникшую на тот момент гегемонию Англии, учёный приходит к выводу, что, создав свое коммерческое и промышленное величие благодаря строгому протекционизму, англичане намеренно стали вводить в заблуждение другие нации доктриной фритредерства. Так как при свободе обмена между торгово – мануфактурно-земледельческой и чисто земледельческой нациями вторая обрекает себя на экономическую отсталость и политическую несостоятельность.

Важно так же, что Лист указал на невозможность перехода стран к «торгово-мануфактурно-земледельческой» стадии просто посредством свободы обмена, только путём первоначальной индустриализации. Намного позже Ф.Д. Рузвельт назовёт это стадией закрытого капитализма.


Таким образом, еще не употребляя термин «внешнеэкономическая безопасность» меркантилисты, Ф. Лист и др. стали указывать на значимость влияния внешних факторов для развития стран. Тезис о невозможности решить внутриэкономические проблемы страны без решения внешнеполитических был выдвинут в США в конце 1930-х годов.

Собственно, во многом благодаря этому в 1944 году был принят новый мировой экономический порядок, который и позволил Соединенным Штатам стать ведущей мировой державой.

И пусть в 1940-е годы термина «внешнеэкономическая безопасность» не было, но суть её, а именно продвижение национальных интересов на зарубежных рынках, администрацией США была четко понята. Разработка проблем внешнеэкономической безопасности стала активно вестись в развитых странах после второй мировой войны, а точнее сказать после окончательного развала колониальной системы.

Именно это событие для одних стран означало обретение долгожданной независимости, для других доступ к ресурсам, находившимся в бывших колониях, а для других потерю этой ресурсной базы. В этот период времени экономическая теория развивалась исключительно в русле либерализма и монетаризма, который отвечал интересам развитых стран (К. Бруннер, М. Фридман, Г. Саймонс, И. Фишер, Ф. Найт и др).

Продвигать эти идеи призваны, созданные в этот период времени международные организации типа ООН, МВФ, Всемирный банк, ГАТТ, а затем ВТО и др. Через принцип обусловленности кредитов МВФ (Вашингтонский консенсус)61 и членство в ВТО, данные теоретические разработки легли в основу моделей развития большинства развивающихся стран мира, вскрыв их рынки для иностранного капитала и решив проблему доступа этих стран на мировой финансовый рынок. Оборотной стороной этих программ стали спад производства, массовые банкротства мелкого и среднего национального бизнеса, крах системы здравоохранение и социального обеспечения, рост безработицы, сокращение импорта, сужение внутреннего спроса, падение жизненного уровня, рост социальной и политической напряженности.

Поэтому основной проблемой, которая стала обсуждаться на рубеже XX - XXI веков, стала проблема степени вовлечения национальной экономики в систему мирового хозяйства. Каким образом в условиях глобализации найти тот баланс между открытостью и протекционизмом? Это главный вопрос внешнеэкономической безопасности сегодня.

С начавшимися процессами перехода к многополярному мировому устройству в конце XX века усилилась критика монетаризма, а в первые годы XXI в. и приобрела фундаментальный характер.


П. Кругман, Дж. Стиглиц в своих работах отмечают, что монетаризм является скорее не экономической теорией, но политикой.62 Дж. Сорос, в последних своих работах выражает определенный скепсис в отношении перспектив либерально-монетаристского глобализма.63 В российской науке этими проблемами занимаются Андрианов В.Д., Афонцев С.А., Быстряков А.Я., Бухвальд Е.М., Возженикова А.В., Ващекин Н.П., Глазьев С.Ю., Гринберг Р.С., Гусаков Н.П., М.Г. Делягин М.Г., Дынкин А.А., Завьялова Е.Б., Загашвили В.С., Красавина Л.Н., Кушлин В.И., Лавров С.Н., Покровский В.С., Пономаренко Е.В., Тамбовцев В.Л., Уткин А.И., Фаминский И.П., Шейнис В.Л., Шишков Ю.В. и многие другие.

Но, несмотря на наличие довольно большого количества работ, посвященных допустимой степени открытости национальной экономики, однозначного ответа на поставленный вопрос они дать не могут. Да это и невозможно, на наш взгляд.

Степень открытости и вовлеченности должна разрабатываться для каждой страны индивидуально, используя междисциплинарный подход и синтез мировой экономической мысли с учетом внутреннего потенциала и возможностей страны и её внешнего окружения.
2.2 Таможенное регулирование как инструмент обеспечения внешнеэкономической безопасности страны
Основные принципы обеспечения внешнеэкономической безопасности региона в правовом поле таможенно-тарифного регулирования

Экономические связи между государствами имеют многовековую историю. На протяжении столетий они существовали преимущественно как внешнеторговые, решая проблемы обеспечения населения товарами, которые национальная экономика производила не эффективно или не производила вовсе. В ходе эволюции внешнеторговые связи переросли во внешнюю торговлю и превратились в сложную совокупность международных экономических отношений, которые строятся на основе определенных принципов обеспечения экономической безопасности субъектов этих отношений, соответствующих правовому полю страны, к которой они принадлежат.

В российской практике к важнейшим правовым инструментам относится, помимо Конституции и Гражданского кодекса, Федеральные законы. Наиболее важным является Федеральный закон "Об основах государственного регулировании внешнеторговой деятельности" (далее Закон), в котором закреплены принципы государственного регулирования внешнеторговой деятельности.

Эти принципы представляют собой исходную базу в механизме формирования подходов обеспечения внешнеэкономической безопасности на макро- и микро уровнях. Они гарантируют непрерывность и последовательность нормотворческого процесса, обеспечивают взаимосвязь внешнеторгового законодательства и внешнеторговой политики, и в частности, таможенной политики. Особую роль принципы играют в формировании судебной и административной практики. Они также содействуют отмене устаревших и принятию новых юридических норм, толкованию правовых актов и устранению пробелов в законодательстве по обеспечению внешнеэкономической безопасности национальной и региональной экономики.