Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 3543
Скачиваний: 164
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Природа и человек:
В древнекитайском обществе в силу устойчивости кровнородственной общины (патронимии) человек рассматривается как частица общины, рода, клана. Поэтому при рассмотрении природы человека древнекитайские мыслители брали в качестве объекта не индивида, а некую абстракцию «человека вообще». Однако и в Китае по мере развития классовой борьбы и роста имущественной дифференциации внутри общины шел процесс выделения человека как индивида: он постепенно становился предметом размышления философов.
Взгляды сторонников даосизма не природу человека вытекают из их учения о первозаконе. Природа человека соответствует дао, она пуста, непознаваема, смысл жизни - в следовании естественности и неделимости. Нарушение требований дао ведет к «затмению» природы человека, проявлению злых наклонностей и действий. Даосисты не отрицают значение совершенствования природы человека, признававшее внимание окружающей среды на человека и его природу, но главную свою задачу они видели в том, чтобы стремиться от влияния окружающего общества, которую они считали пагубным и неисправимым. Особенный упор на это делал Чжуан-цзы. Он полагал, что человек возник «вследствие изменений». В годы, отведенные ему природой, человек подвержен переменам, как все сущее, однако перемены эти происходят так быстро, что нет возможности противостоять им. Чжуан-цзы считал, что природа человека и окружающий мир вследствие своей бесконечности и скоротечности изменчивости непознаваемы. Природа человека - в естественности, жизнь - в не деянии. Поэтому, по Чжуан-цзы, кто чрезмерно нравственен, тот «затемняет» природу вещей, чтобы добиться славы и величия. «Человек, низкий для неба, [выглядит] благородным среди людей. Человек, благородный для неба, [выглядит] ничтожен среди людей.
Природа знания и логичность идей:
Человеческое сознание, мышление в китайской философии стали предметом специального исследования лишь в конце IVв. до н.э. До этого времени по вопросу о природе мышления имелись лишь отдельные высказывания. Вопросы о знании и его источнике сводился в основном к изучению древних книг, заимствования опыта предков. Древнекитайских мыслителей не интересовала понятийно-логическая основа знания. Это видно даже по характеру ранних произведений китайских мыслителей, которые страдали отсутствием логической последовательности.
Даосисты в области теории познания занимали очень непоследовательную позицию, в сущности близкую к объективному идеализму. Так, признавая объективность мира, отрицая Бога и волю неба, они все же в конце концов объявляли идеальное, извечное, неизменное дао «началом неба и земли», «матерью всех вещей».
Даосисты отрицали роль чувственных знаний, требовавших ухода из жизни от активной деятельности. Их главный принцип в познании: «Не выходя со двора, можно познать мир. Не выглядывая из окна, можно видеть естественное дао. Чем дальше идешь, тем меньше познаешь. Поэтому совершенно мудрый не ходит, но познает…». По их мнению, познание не имеет значения и, чес больше человек знает, тем дальше он уходит от истинного дао. Чжуан-цзы довел до крайности эти стороны учения Лао-цзы и пришел к абсолютному релятивизму, отрицающему существование грани между истиной и ложью. «Вследствие того, что существует неправда; и наоборот». Главный тезис Чжуан-цзы в вопросе о достижении истины: «Прогоните мудрецов и отрекитесь от знания», «не уясняй истины и лжи». Отрицая возможность достижения истины в познании, он выступал против споров как метода достижения истины.
Заключение
Таким образом, нужно отметить, что философия древнего Китая является одной из самых богатых и разнообразных традиций мысли в мировой культуре. Она охватывает множество направлений и школ, каждая из которых имеет свои уникальные идеи и концепции.
Основные этапы развития китайской философии начались еще в древности, когда появились первые мыслители, стремившиеся понять мир и человеческую природу. Затем последовали периоды расцвета и упадка различных школ, которые сопровождались изменениями в общественной жизни Китая. Важным этапом стало возникновение конфуцианства, даосизма и других школ, которые до сих пор оказывают значительное влияние на культуру и общество Китая.
Философские школы Древнего Китая имели различные подходы к решению фундаментальных вопросов, таких как природа человека, место человека в мире, этика и мораль. Каждая школа ставила перед собой свои уникальные задачи и разрабатывала свои собственные методы исследования. Конфуцианство, например, сосредоточилось на этике и морали, тогда как даосизм стремился к гармонии с природой и космосом.
Основные проблемы, поставленные в китайской философии, были связаны с поиском ответов на вопросы о человеческой природе, месте человека в мире, природе зла и добра, этике и морали. Философы Древнего Китая стремились понять главные законы мироздания и природы человека, чтобы жить в гармонии с ними.
В целом, философия древнего Китая представляет собой уникальный и важный вклад в мировую культуру и философию. Она продолжает оставаться актуальной и интересной для многих людей по всему миру, так как содержит множество ценных уроков и принципов, которые могут помочь нам понять мир и нашу жизнь.
Список использованной литературы
1. Аблеев С.Р. История мировой философии: учебник / С.Р. Аблеев. - М.: АСТ; Астрель, 2002. - 416 с.
2. Горелов А.А. Основы философии: учеб. пособие / А.А. Горелов. - М.: Академия, 2003. - 256 с.
3. История китайской философии: пер. с кит. / М.Л. Титаренко. - М.: Прогресс, 1989. - 552 с.
4. История политических и правовых учений / под ред. В.С. Нересянца, М., 1999.
5. Лукьянов А.Е. Начало древнекитайской философии: учебник / А.Е. Лукьянов. - М.: Радикс, 1994. - 112 с.