Файл: Раскрытие понятия профессиональная деятельность преподавателя.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 95

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Педагогические инновации могут осуществляться как за счет собственных ресурсов образовательной системы (интенсивный путь развития), так и за счет привлечения дополнительных мощностей (инвестиций) – новых средств, оборудования, технологий, капитальных вложений и т.д. (экстенсивный путь развития). Педагогическими новшествами, инновациями могут быть педагогические идеи, процессы, средства; методы, формы, технологии, содержательные программы и т.п..

Вариаций понятий «педагогической инновации» достаточно много. Но, безусловно, есть одна общая черта, которая и характеризует педагогическую инновацию. Это, прежде всего, любое нововведение в педагогическую деятельность для повышения эффективности работы как преподавателей вуза, так и соответственно улучшение качества обучения студентов.

Инновационная деятельность и ее процесс во многом зависят от инновационного потенциала преподавателя. Инновационный потенциал личности связывают со следующими основными параметрами:

  • творческая способность генерировать и продуцировать новые представления и идеи, а главное – проектировать и моделировать их в практических формах;

  • открытость личности новому, отличному от своих представлений, что базируется на толерантности личности, гибкости и панорамности мышления;

  • культурно-эстетическое развитие и образование;

  • готовность совершенствовать свою деятельность, наличие внутренних, обеспечивающих эту готовность средств и методов;

  • развитое инновационное сознание (ценность инновационной деятельности в сравнении с традиционной, инновационные потребности, мотивация инновационного поведения).

Под готовностью преподавателя к инновационной деятельности принято понимать сформированность необходимых для этой деятельности личностных и специальных качеств.

Инновационная деятельность преподавателей имеет свою специфику. Она предполагает наличие определенной степени свободы действий у соответствующих субъектов. В силу специфики новаторской, поисковой работы она осуществляется очень часто на ощупь, за пределами существующего опыта и лишь частично может регулироваться и контролироваться действующими институтами. Поэтому общество вынуждено доверять исследователю, новатору, полагая, что в процессе свободного поиска истины, новых решений и способов реализации, стоящих перед обществом задач он не предпримет действий, способных в дальнейшем нанести ущерб интересам общества. Следовательно, свобода творчества должна сопрягаться с высочайшей личной ответственностью субъекта инновационного поиска.


Очень часто инновационная деятельность у педагогов вызывает затруднения. В связи с этим возникает необходимость в научно-методическом сопровождении преподавателей. Анализ вовлеченности преподавателей вуза в инновационную деятельность свидетельствует о том, что чаще всего она носит формальный характер. Это обусловлено рядом следующих причин:

  • низкий уровень базовой подготовки студентов;

  • формирование среды своей деятельности в традиционном режиме с одновременно невысокой степенью готовности к инновационным изменениям;

  • отсутствие мотивации вследствие перегруженности различной внеурочной работой;

  • невозможность определить приоритетное направление, а значит отсутствие ощутимого результата.

Вместе с тем без инновационной составляющей нельзя представить деятельность современного образовательного учреждения. При внедрении инноваций преподаватели нуждаются в различных видах сопровождения: психологическая поддержка, индивидуальные консультации методистов и педагогов-практиков, участие в семинарах по инновационной деятельности, курсовая подготовка. Обязательным условием инновационной работы является наличие достаточного количества учебно-методической литературы и современной материально-технической базы.

Таким образом, можно выделить три основных компонента, составляющих инновационную деятельность преподавателя:

  • поддержка государства (введение нормативных актов, принятие решений о создании дополнительных программ для обучения педагогов, участие преподавателей в конференциях, семинарах, форумах не только внутри своего региона, но и вне его, формулировка предложений для развития инновационной деятельности и т.д.);

  • поддержка самого вуза (предоставление преподавателям достаточной литературы и дополнительных средств для реализации своих задумок (карты, макеты, аксессуары для обучающих игр и др.); помощников, консультантов, психологов, методистов и т. д). Также вуз должен давать свободу педагогу для воплощения своих идей и ограничивать только тогда, когда это действительно необходимо;

  • желание самого преподавателя развиваться (любить свою работу и стремиться улучшить свои преподавательские навыки. И соответственно с этим – желание обучать студентов своему предмету).



3. Особенности инновационного развития вуза.



В жизнедеятельности высшего учебного заведения (вуза) наблюдается чередование эволюционных и революционных периодов развития: количественное нарастание прогрессивных изменений в средствах и предметах деятельности сменяется появлением принципиально новых подходов, технологий и материалов. Качественный переход связывается с тем моментом, когда накопление и усовершенствование в пределах известной меры сменяются выходом за границы этой меры коренными качественными преобразованиями.

Развитие невозможно представить себе без определенных изменений в рассматриваемом объекте развития; развитие всегда выступает как особенная разновидность более широкого явления – изменений. Изменения предполагают, что между двумя последовательными моментами времени имеются заметные различия в структуре, функционировании и организации.

Развитие может быть простым или сложным, интенсивным или экстенсивным, эволюционным или революционным, прогрессивным или регрессивным. Изменения могут быть по содержанию и характеру проявления незначительными и судьбоносными, вынужденными и запланированными, искусственными и естественными, стихийными и управляемыми, негативными и позитивными, количественными и качественными.

Данные характеристики в определенной мере присущи и инновационному развитию как разновидности развития вообще.

Инновации являются источником развития вуза как неустойчивой системы, способной к развитию и саморазвитию. Кроме того, инновации исполняют роль хаоса как внутреннего источника порядка (традиции), определяющего фактора поведения вуза как сложноорганизованной системы.

Инновации выявляют и обогащают новые возможности в развитии вуза, а их наличие и качество следует рассматривать, на наш взгляд, как доказательство и критерий состоятельности развития.

Инновационное развитие высшей школы – это процесс качественных и количественных изменений системы: предпосылкой, условием и содержанием которых выступают инновации и нововведения, обеспечивающие ее оптимальное и устойчивое развитие. Инновационный тип развития предполагает не только изменения, но и одновременно сохранение системного качества развивающегося вуза.

Основополагающими характеристиками инновационного развития вуза в нашем определении являются неравновесность. нелинейность, необратимость, незавершенность.


Неравновесность (кризисиость) – это исходное состояние, источник саморазвития системы. Инновационные изменения создают в системе вуза внутреннюю энергию саморазвития. Эти изменения нарушают равновесие, но создают основы саморазвития, перехода системы в новое качество, к новому равновесному состоянию.

Неустойчивость трактуется как одно из условий и предпосылок стабильности и динамичности развития. Наличие неустойчивости дает системе вуза способность к саморазвитию и развитию.

Нелинейность. Вузу, как и любой другой сложной системе, атрибутивно присуща альтернативность сценариев развития в контексте наличия известной предопределенности ее изменений в точках бифуркации (ветвления).

Незавершенность. В инновационном развитии самоорганизация вуза как системы выступает как проявление внутренней активности, их тенденций к достижению спонтанного порядка и устойчивой динамичной структуры. Процесс развития при этом не сводится к закреплению достигнутого порядка и устойчивой структуры. С появлением новаций, с течением времени прежний порядок и структура заменяются другими, и этот процесс продолжается до тех пор. пока происходит развитие.

У инновационного развития вуза есть повторяющийся ритм – непрерывный и кумулятивный процесс. Возвращаемость инноваций воспринимается как то, что уже было. Однако это новое не просто возрождение старого, а повторение старого в новое время, в новом пространстве.

Итак, инновации вносят необратимые изменения в развитие вуза, эти изменения обречены на стериотипизацию и рутинизацию. на возвращаемость инноваций и характеризуются финальной завершенностью. Другими словами, можно сказать, что после определенного периода времени инновации перестают быть современными, утрачивают новизну и новаторство. Таким образом, чтобы не отстать от времени, необходимо непрерывно осуществлять инновационную работу, совершенствовать систему образования и издавать методическую литературу.
Заключение.

Педагогическая инновация – это педагогическое нововведение; целенаправленное прогрессивное изменение, вносящее в образовательную среду стабильные элементы (новшества), улучшающие характеристики отдельных частей, компонентов и самой образовательной системы в целом.

Инновационную деятельность можно трактовать как личностную категорию, как созидательный процесс и результат творческой деятельности; она предполагает наличие определенной степени свободы действий у соответствующих субъектов.


Ценность инновационной деятельности для личности связана с возможностью самовыражения, применения своих способностей, с творчеством. Трудности, возникающие в процессе инновационной деятельности, предстают перед личностью как перспектива возможности их разрешения своими силами.

Для развития инновационной деятельности преподавателя необходимо: поддержка государства, поддержка самого вуза и желание самого преподавателя развиваться.

Таким образом, для определения профессиональных компетенций современного преподавателя, специфических особенностей его профессиональной деятельности, мотивации его труда дает возможность обозначить основные направления их развития для достижения профессиональных успехов в инновационной работе в высших учебных заведениях.

Список использованной литературы.


  1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012. №273-ФЗ (ред. от 13.07.2015).

  2. Борисова Н.Я. Сопровождение инновационной деятельности педагогов. Приложение к журналу «Среднее профессиональное образование». № 8, 2019.

  3. Исследовательский университет: опыт реализации инновационной образовательной программы / под ред. Г. В. Майера. – Томск: ТГУ, 2017. Вып. 2.

  4. Кларин М.В. Инновации в обучении: метафоры и модели: Анализ зарубежного опыта. – М., 2017.

  5. Латуха О.А., Пушкарев Ю.В. Инновационная деятельность современного вуза: тенденции развития. – Новосибирск, 2022.

  6. Новые ценности образования: Тезаурус для учителей и школьных психологов. – М., 2023.

  7. Общая и профессиональная педагогика: Учебное пособие для студентов, обучающихся по специальности «Профессиональное обучение»: в 2-х книгах под ред. В.Д. Симоненко, М.В. Ретивых – Брянск: Изд-во Брянского государственного университета, 2003.

  8. Сластенин В.А., Подымова Л.С. Педагогика: инновационная деятельность. – М., 2021.

  9. Современный словарь по педагогике / сост.е. С. Рапацевич. – Минск, 2021.

Размещено на