Файл: Раскрытие понятия профессиональная деятельность преподавателя.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 94

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.






























Содержание.


Введение ………………………………………………………………….

3

1.

Раскрытие понятия «»профессиональная деятельность преподавателя»» …………………………………………………….


4

2.

Основные характеристики инновационной деятельности преподавателя ……………………………………………………….


8

3.

Особенности инновационного развития вуза ……………………..

13

Заключение ………………………………………………………………

16

Список использованной литературы …………………………………..

17







Введение.

Современная цивилизация, находясь на информационной стадии развития, предъявляет новые требования к качеству образования. Все чаще отмечается тот факт, что традиционная образовательная система не удовлетворяет потребностям нашего времени.

Это влечет за собой активизацию поиска новых моделей обучения и воспитания подрастающего поколения, соответствующих информационной эпохе, именно поэтому сейчас большое значение придается нововведениям в системе образования.

Федеральным законом от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 13.07.2015) «Об образовании в Российской Федерации» был введен такой уровень высшего образования как – бакалавриат, который сократил время обучения студентов на целый год. В связи с этим, перед вузом и преподавателями встала вполне естественная задача о внедрении инноваций в систему обучения данных студентов, чтобы они получили такую же базу знаний как при специалитете. Именно поэтому, тему профессиональной деятельности преподавателя в условиях инновационного вуза можно считать актуальной.


Цель данной работы – рассмотреть и проанализировать особенности профессиональной деятельности преподавателя в условиях инновационного вуза.

В ходе работы были поставлены следующие задачи:

  • раскрыть понятие «профессиональная деятельность преподавателя»;

  • рассмотреть основные характеристики инновационной деятельности преподавателя;

  • выделить особенности инновационного развития вуза;

  • выделить основные способы мотивации инновационной деятельности преподавателя.
  1. Раскрытие понятия «профессиональная деятельность преподавателя».


При рассмотрении преподавательской деятельности исследователи все чаще обращаются к понятию «профессиональная компетентность». Педагогика изучает носителя педагогической профессии как целостную личность, во всем многообразии его профессионально-педагогических качеств, которые являются фактором успешности осуществляемой деятельности. Любой профессионал как целостная личность должен быть мастером своего дела. Внешне мастерство выражается в успешном решении профессиональных задач, в высоком уровне организации профессиональной деятельности.

Элементами педагогического мастерства считаются:

  • гуманистическая направленность личности (предполагает наличие определенных ценностей, идеалов);

  • знания (представлены знанием предмета, методики его преподавания, знанием педагогики и психологии);

  • педагогическая техника (обобщение, культура речи, самовоспитание и т.д.);

  • педагогические способности (комплекс умений, который позволяет глубже, ярче, талантливее выразить себя и добиться наивысшего результата).

Некоторые исследователи вместо понятия мастерства используют понятие «профессионализм», под которым понимают интегральную психологическую характеристику личности преподавателя, включающую наличие видов профессиональной деятельности и сочетание личностных профессионально важных качеств, обеспечивающих эффективное решение им профессиональных задач по обучению и воспитанию молодежи, а также задач профессионального самосовершенствования.

Проблема профессионализма – это самостоятельная проблема. К примеру, в последние годы выполнен ряд исследований, в которых предпринята попытка раскрыть сущность и выявить структуру профессионализма педагогической деятельности. В одном случае ставится знак равенства между понятиями «профессионализм» и «мастерство»; в другом – уровень сформированности мастерства называют профессионализмом. Нередко это понятие ставят в один ряд с «самовоспитанием» и «самообразованием» или рассматривают как самостоятельную категорию, выражающую творчество педагогической деятельности. Относительно педагогической деятельности следует говорить о педагогическом профессионализме, как о степени овладения общей и педагогической культурой.



Выделяется пять функциональных элементов педагогической культуры: гностический, проектировочный, конструктивный, организаторский, коммуникативный. В зависимости от результатов деятельности профессионализм каждого преподавателя можно охарактеризовать одним из уровней:

  • репродуктивный – умеет пересказать другим то, что знает сам;

  • адаптивный – умеет приспособить свое сообщение к аудитории слушателей;

  • локально-моделирующий – владеет стратегиями формирования системы знаний, навыков, умений, отношений по отдельным разделам курса, программы;

  • системно-моделирующий знания – владеет стратегиями формирования системы знаний, навыков, умений по курсу в целом;

  • системно-моделирующий творчество – владеет стратегиями превращения своего предмета в средство формирования творческой личности, способной к саморазвитию в новых условиях.

На адаптивном уровне деятельности количество структурных элементов педагогической системы и связей между ними увеличивается. Преподаватель ищет, каким образом приспособить учебную информацию к аудитории. Но при этом главной остается информация.

На локально-моделирующем уровне деятельности достаточное владение информацией позволяет педагогу начать поиск в различных способах ее предъявления. Он оказывается способным накопить психологические знания о группе и об отдельных учащихся.

На уровне системно-моделирующем знания в зону активного внимания преподавателя попадают цели педагогической системы. Только на этом уровне деятельности возникает вопрос о том, в какой мере индивидуальная система педагогической работы подчинена целевому результату.

Уровень системно-моделирующего творчества соответствует высшему мастерству преподавателя, когда его внимание сфокусировано на личности обучаемого, когда преподаватель превращает учебный предмет в средство формирования творческой личности обучаемого, способной к профессиональному и личностному самоутверждению.

Одной из важнейших характеристик педагогических работников является профессиональная компетентность. В качестве элементов такой компетентности выделяют:

  • специальную компетентность в области преподаваемой дисциплины;

  • методическую компетентность в области способов формирования знаний, умений и навыков у учащихся;

  • психолого-педагогическую компетентность в сфере обучения;

  • дифференциально-психологическую компетентность в области мотивов, способностей, направленности обучаемых;

  • рефлексия педагогической деятельности или аутопсихологическую компетентность.


Специальная компетентность включает глубокие знания, квалификацию и опыт производственной деятельности в области преподаваемого предмета, специальности, по которой ведется обучение; знание способов решения технических, творческих задач, связанных с конкретным производством.

Методическая компетентность включает владение различными методами обучения, знание дидактических методов, приемов и умение применять их в процессе обучения, знание психологических механизмов усвоения знаний и умений в процессе обучения.

Психолого-педагогическая компетентность предполагает владение педагогической диагностикой, умение строить педагогически целесообразные отношения с обучаемыми, осуществлять индивидуальную работу на основе результатов педагогической диагностики; знание возрастной психологии, психологии межличностного и педагогического общения; умение пробуждать и развивать у обучаемых устойчивый интерес к выбранной специальности, к преподаваемому предмету.

Дифференциально-психологическая компетентность включает умение выявлять личностные особенности, установки и направленность обучаемых, определять и учитывать эмоциональное состояние людей; умение грамотно строить взаимоотношения с руководителями, коллегами, студентами.

Аутопсихологическая компетентность подразумевает умение осознавать уровень собственной деятельности, своих способностей; знание о способах профессионального самосовершенствования; умение видеть причины недостатков в своей работе, в себе; желание самосовершенствования.

Существенными признаками профессиональной компетентности, исходя из конкретных видов деятельности и структуры личности, являются совокупность интегральных критериев, определяемых комбинации следующих структурных составляющих:

  • система знаний, их глубина, широкий диапазон;

  • постоянное стремление учиться и обновлять свои знания, наличие интереса к научным исследованиям, гибкость мышления, коммуникабельность, культура, диалектическое мировоззрение, владение методами анализа, синтеза, сравнения;

  • наличие абстрактного, системного и творческого мышления, пространственного воображения, творческого отношения к профессиональной деятельности, способность к смелому принятию решений в нестандартных ситуациях, готовность и стремление к профессиональному самосовершенствованию, готовность быстро адаптироваться при изменении технологии, организации и условий труда.


Таким образом, можно сказать, что профессиональная компетентность преподавателя – это владение им необходимой суммой знаний, умений и навыков, определяющих сформированность педагогической деятельности, педагогического общения и личности как носителя определенных ценностей, идеалов и педагогического сознания.

  1. Основные характеристики инновационной деятельности преподавателя.

Практически все преподаватели видят в инновационной деятельности две основные составляющие: это что-то новое по сравнению с предыдущим, и это новое направлено на повышение качества образования. В целом суть определения обозначена достаточно верно. В современном понимании инновация – это проявление новых форм или элементов чего-либо, а также вновь образовавшаяся форма, элемент. Синонимом инновации является понятие «новшество».

В педагогике понятие «инновационная деятельность» рассматривается несколько глубже и имеет широкий смысловой диапазон. Это целенаправленная педагогическая деятельность, основанная на осмыслении собственного педагогического опыта при помощи сравнения и изучения учебно-воспитательного процесса с целью достижения более высоких результатов, получения нового знания, внедрения новой педагогической практики, это творческий процесс по планированию и реализации педагогических новшеств, направленных на повышение качества образования. Это социально-педагогический феномен, отражающий творческий потенциал преподавателя.

Как педагогическая категория этот термин относительно молод, и в этом одна из причин того, что существуют разные подходы к определению данного понятия. Современный словарь по педагогике так трактует этот термин: «Педагогическая инновация – нововведение в педагогическую деятельность, изменение в содержании и технологии обучения и воспитания, имеющие целью повышение их эффективности».

М.В. Кларин, например, в понятие «инновация» вкладывает следующий смысл: «Инновация относится не только к созданию и распространению новшеств, но и к преобразованиям, изменениям в образе деятельности, стиле мышления, который с этими новшествами связан».

Учебное пособие под редакцией В.Д. Симоненко, М.В. Ретивых дает такое определение: «Педагогическая инновация – это педагогическое нововведение; целенаправленное прогрессивное изменение, вносящее в образовательную среду стабильные элементы (новшества), улучшающие характеристики отдельных частей, компонентов и самой образовательной системы в целом».