Файл: Раскрытие понятия профессиональная деятельность преподавателя.docx
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 94
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Содержание.
Введение …………………………………………………………………. | 3 | ||
1. | Раскрытие понятия «»профессиональная деятельность преподавателя»» ……………………………………………………. | 4 | |
2. | Основные характеристики инновационной деятельности преподавателя ………………………………………………………. | 8 | |
3. | Особенности инновационного развития вуза …………………….. | 13 | |
Заключение ……………………………………………………………… | 16 | ||
Список использованной литературы ………………………………….. | 17 |
Введение.
Современная цивилизация, находясь на информационной стадии развития, предъявляет новые требования к качеству образования. Все чаще отмечается тот факт, что традиционная образовательная система не удовлетворяет потребностям нашего времени.
Это влечет за собой активизацию поиска новых моделей обучения и воспитания подрастающего поколения, соответствующих информационной эпохе, именно поэтому сейчас большое значение придается нововведениям в системе образования.
Федеральным законом от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 13.07.2015) «Об образовании в Российской Федерации» был введен такой уровень высшего образования как – бакалавриат, который сократил время обучения студентов на целый год. В связи с этим, перед вузом и преподавателями встала вполне естественная задача о внедрении инноваций в систему обучения данных студентов, чтобы они получили такую же базу знаний как при специалитете. Именно поэтому, тему профессиональной деятельности преподавателя в условиях инновационного вуза можно считать актуальной.
Цель данной работы – рассмотреть и проанализировать особенности профессиональной деятельности преподавателя в условиях инновационного вуза.
В ходе работы были поставлены следующие задачи:
-
раскрыть понятие «профессиональная деятельность преподавателя»; -
рассмотреть основные характеристики инновационной деятельности преподавателя; -
выделить особенности инновационного развития вуза; -
выделить основные способы мотивации инновационной деятельности преподавателя.
-
Раскрытие понятия «профессиональная деятельность преподавателя».
При рассмотрении преподавательской деятельности исследователи все чаще обращаются к понятию «профессиональная компетентность». Педагогика изучает носителя педагогической профессии как целостную личность, во всем многообразии его профессионально-педагогических качеств, которые являются фактором успешности осуществляемой деятельности. Любой профессионал как целостная личность должен быть мастером своего дела. Внешне мастерство выражается в успешном решении профессиональных задач, в высоком уровне организации профессиональной деятельности.
Элементами педагогического мастерства считаются:
-
гуманистическая направленность личности (предполагает наличие определенных ценностей, идеалов); -
знания (представлены знанием предмета, методики его преподавания, знанием педагогики и психологии); -
педагогическая техника (обобщение, культура речи, самовоспитание и т.д.); -
педагогические способности (комплекс умений, который позволяет глубже, ярче, талантливее выразить себя и добиться наивысшего результата).
Некоторые исследователи вместо понятия мастерства используют понятие «профессионализм», под которым понимают интегральную психологическую характеристику личности преподавателя, включающую наличие видов профессиональной деятельности и сочетание личностных профессионально важных качеств, обеспечивающих эффективное решение им профессиональных задач по обучению и воспитанию молодежи, а также задач профессионального самосовершенствования.
Проблема профессионализма – это самостоятельная проблема. К примеру, в последние годы выполнен ряд исследований, в которых предпринята попытка раскрыть сущность и выявить структуру профессионализма педагогической деятельности. В одном случае ставится знак равенства между понятиями «профессионализм» и «мастерство»; в другом – уровень сформированности мастерства называют профессионализмом. Нередко это понятие ставят в один ряд с «самовоспитанием» и «самообразованием» или рассматривают как самостоятельную категорию, выражающую творчество педагогической деятельности. Относительно педагогической деятельности следует говорить о педагогическом профессионализме, как о степени овладения общей и педагогической культурой.
Выделяется пять функциональных элементов педагогической культуры: гностический, проектировочный, конструктивный, организаторский, коммуникативный. В зависимости от результатов деятельности профессионализм каждого преподавателя можно охарактеризовать одним из уровней:
-
репродуктивный – умеет пересказать другим то, что знает сам; -
адаптивный – умеет приспособить свое сообщение к аудитории слушателей; -
локально-моделирующий – владеет стратегиями формирования системы знаний, навыков, умений, отношений по отдельным разделам курса, программы; -
системно-моделирующий знания – владеет стратегиями формирования системы знаний, навыков, умений по курсу в целом; -
системно-моделирующий творчество – владеет стратегиями превращения своего предмета в средство формирования творческой личности, способной к саморазвитию в новых условиях.
На адаптивном уровне деятельности количество структурных элементов педагогической системы и связей между ними увеличивается. Преподаватель ищет, каким образом приспособить учебную информацию к аудитории. Но при этом главной остается информация.
На локально-моделирующем уровне деятельности достаточное владение информацией позволяет педагогу начать поиск в различных способах ее предъявления. Он оказывается способным накопить психологические знания о группе и об отдельных учащихся.
На уровне системно-моделирующем знания в зону активного внимания преподавателя попадают цели педагогической системы. Только на этом уровне деятельности возникает вопрос о том, в какой мере индивидуальная система педагогической работы подчинена целевому результату.
Уровень системно-моделирующего творчества соответствует высшему мастерству преподавателя, когда его внимание сфокусировано на личности обучаемого, когда преподаватель превращает учебный предмет в средство формирования творческой личности обучаемого, способной к профессиональному и личностному самоутверждению.
Одной из важнейших характеристик педагогических работников является профессиональная компетентность. В качестве элементов такой компетентности выделяют:
-
специальную компетентность в области преподаваемой дисциплины; -
методическую компетентность в области способов формирования знаний, умений и навыков у учащихся; -
психолого-педагогическую компетентность в сфере обучения; -
дифференциально-психологическую компетентность в области мотивов, способностей, направленности обучаемых; -
рефлексия педагогической деятельности или аутопсихологическую компетентность.
Специальная компетентность включает глубокие знания, квалификацию и опыт производственной деятельности в области преподаваемого предмета, специальности, по которой ведется обучение; знание способов решения технических, творческих задач, связанных с конкретным производством.
Методическая компетентность включает владение различными методами обучения, знание дидактических методов, приемов и умение применять их в процессе обучения, знание психологических механизмов усвоения знаний и умений в процессе обучения.
Психолого-педагогическая компетентность предполагает владение педагогической диагностикой, умение строить педагогически целесообразные отношения с обучаемыми, осуществлять индивидуальную работу на основе результатов педагогической диагностики; знание возрастной психологии, психологии межличностного и педагогического общения; умение пробуждать и развивать у обучаемых устойчивый интерес к выбранной специальности, к преподаваемому предмету.
Дифференциально-психологическая компетентность включает умение выявлять личностные особенности, установки и направленность обучаемых, определять и учитывать эмоциональное состояние людей; умение грамотно строить взаимоотношения с руководителями, коллегами, студентами.
Аутопсихологическая компетентность подразумевает умение осознавать уровень собственной деятельности, своих способностей; знание о способах профессионального самосовершенствования; умение видеть причины недостатков в своей работе, в себе; желание самосовершенствования.
Существенными признаками профессиональной компетентности, исходя из конкретных видов деятельности и структуры личности, являются совокупность интегральных критериев, определяемых комбинации следующих структурных составляющих:
-
система знаний, их глубина, широкий диапазон; -
постоянное стремление учиться и обновлять свои знания, наличие интереса к научным исследованиям, гибкость мышления, коммуникабельность, культура, диалектическое мировоззрение, владение методами анализа, синтеза, сравнения; -
наличие абстрактного, системного и творческого мышления, пространственного воображения, творческого отношения к профессиональной деятельности, способность к смелому принятию решений в нестандартных ситуациях, готовность и стремление к профессиональному самосовершенствованию, готовность быстро адаптироваться при изменении технологии, организации и условий труда.
Таким образом, можно сказать, что профессиональная компетентность преподавателя – это владение им необходимой суммой знаний, умений и навыков, определяющих сформированность педагогической деятельности, педагогического общения и личности как носителя определенных ценностей, идеалов и педагогического сознания.
-
Основные характеристики инновационной деятельности преподавателя.
Практически все преподаватели видят в инновационной деятельности две основные составляющие: это что-то новое по сравнению с предыдущим, и это новое направлено на повышение качества образования. В целом суть определения обозначена достаточно верно. В современном понимании инновация – это проявление новых форм или элементов чего-либо, а также вновь образовавшаяся форма, элемент. Синонимом инновации является понятие «новшество».
В педагогике понятие «инновационная деятельность» рассматривается несколько глубже и имеет широкий смысловой диапазон. Это целенаправленная педагогическая деятельность, основанная на осмыслении собственного педагогического опыта при помощи сравнения и изучения учебно-воспитательного процесса с целью достижения более высоких результатов, получения нового знания, внедрения новой педагогической практики, это творческий процесс по планированию и реализации педагогических новшеств, направленных на повышение качества образования. Это социально-педагогический феномен, отражающий творческий потенциал преподавателя.
Как педагогическая категория этот термин относительно молод, и в этом одна из причин того, что существуют разные подходы к определению данного понятия. Современный словарь по педагогике так трактует этот термин: «Педагогическая инновация – нововведение в педагогическую деятельность, изменение в содержании и технологии обучения и воспитания, имеющие целью повышение их эффективности».
М.В. Кларин, например, в понятие «инновация» вкладывает следующий смысл: «Инновация относится не только к созданию и распространению новшеств, но и к преобразованиям, изменениям в образе деятельности, стиле мышления, который с этими новшествами связан».
Учебное пособие под редакцией В.Д. Симоненко, М.В. Ретивых дает такое определение: «Педагогическая инновация – это педагогическое нововведение; целенаправленное прогрессивное изменение, вносящее в образовательную среду стабильные элементы (новшества), улучшающие характеристики отдельных частей, компонентов и самой образовательной системы в целом».