Файл: Курсовой проект по дисциплине Инновационный менеджмент на тему Сущность и значение инновационной деятельности на примере ооо Технология 21.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 75
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
1 Теоретические основы управления инновационной деятельностью предприятия
1.1 Сущность и значение инноваций в деятельности предприятия
1.2 Организация инновационной деятельности на предприятии
2 Анализ инновационной деятельности ООО «Технология 21»
2.1 Характеристика деятельности ООО «Технология 21»
2.2 Оценка эффективности управления инновационной деятельности предприятия ООО «Технология 21»
3 Разработка инновационной стратегии и расчет ее эффективности в организации ООО «Технология 21»
3.1 Мероприятия по повышению инновационной деятельности предприятия ООО «Технология 21»
3.2 Экономическая эффективность предложенных мероприятий в организации ООО «Технология 21»
Исходя из этого, можно сказать, что инновация выполняет следующие три функции, представленные на рис. 1.4.
Рисунок 1.4 - Формы инновационного процесса
Воспроизводственная функция означает, что инновация представляет собой важный источник финансирования расширенного воспроизводства.
Таким образом, получение прибыли от инновации и использование ее в качестве источника финансовых ресурсов составляет содержание воспроизводственной функции инновации.
Прибыль, полученная за счет реализации инновации, может использоваться по различным направлениям, в том числе и в качестве капитала. Капитал представляет собой деньги, предназначенные для извлечения прибыли. Этот капитал может направляться на финансирование как всех инвестиций, так и конкретно новых видов инноваций. Таким образом, использование прибыли от инновации для инвестирования составляет содержание инвестиционной функции инновации [5, с. 63].
Получение прибыли за счет реализации инновации прямо соответствует целевой функции любого коммерческого хозяйствующего субъекта. Это совпадение служит стимулом к новым инновациям; побуждает постоянно изучать спрос, совершенствовать организацию маркетинговой деятельности, применять более современные приемы управления финансами (реинжиниринг, бренд-стратегия, бенчмаркинг и др.). Все вышеперечисленное составляет содержание стимулирующей функции инновации.
Разработка и претворение в жизнь инвестиционного проекта, в первую очередь, производственной направленности осуществляется в течение длительного периода времени — от идеи до ее материального воплощения. Любой проект малозначим без его реализации.
Необходимо отметить, что в мировой практике выделяют следующие этапы (стадии) предынвестиционных исследований [19, с. 73]:
формирование инвестиционного замысла (идеи), или поиск инвестиционных концепций (opportunity studies);
предпроектные, или подготовительные, исследования инвестиционных возможностей (pre-feasibility studies);
технико-экономические обоснование проекта (ТЭО), или оценка его технико-экономической и финансовой приемлемости (feasibility studies);
подготовка оценочного заключения и принятие решения об инвестировании (final evaluation).
Логика подобного деления на этапы проста. Сначала необходимо найти возможность улучшения показателей фирмы с помощью инвестирования. Далее надо проработать все аспекты реализации инвестиционной идеи и подготовить бизнес-план. Если разработанный бизнес-план представляет интерес, то следует продолжить исследование путем глубокой проработки плана и тщательной оценки экономических и финансовых аспектов намечаемых инвестиций. Наконец, если результат оценки оказывается благоприятным, наступает этап принятия решения о реализации проекта и выбора наилучшей из возможных схем его финансирования. Достоинством такого поэтапного подхода является обеспечение возможности нарастания усилий и затрат, вкладываемых в подготовку проекта [13, с. 106].
Инвестиционный проект становится для инвестора документом, по которому он получает представление о сущности инвестиционной идеи, о ее перспективах, о рискованности, сроке окупаемости. Составление инвестиционного проекта требует проведения ряда аналитических мероприятий, которые касаются: анализа внешней среды деятельности компании - изучение рынков, тенденций их развития, конкурентной среды и т.п.; анализа кадрового, технического и технологического потенциала компании - уровня квалификации рабочей силы, качества оборудования, используемых технологий; анализа маркетинговой стратегии компании и разработки мероприятий по ее изменению (при необходимости).
Сам инвестиционный проект представляет собой объемный документ с необходимыми таблицами, расчетами рисков и определения доходности, графиками реализации проекта и поступления денежных средств и т.п. При этом каждый инвестиционный проект предваряет резюме, в котором все эти сведения изложены сжато, для того, чтобы потенциальный инвестор мог на основании резюме понять, насколько интересна ему реализация именно этой бизнес-идеи, и лишь затем приступать к подробному изучению инвестиционного проекта [20, с. 92].
Таким образом, подготовка, реализация, контроль и ликвидация инвестиционных проектов — достаточно сложные, трудоемкие стадии, требующие привлечения большого числа специалистов из различных областей академической и прикладной наук.
1.2 Организация инновационной деятельности на предприятии
Для того чтобы организация стала конкурентоспособной на отечественном и мировом рынках, необходимо не только изготавливать надёжную продукцию высшего качества и постоянно следить за темпами её продвижения, но и также грамотно управлять, контролировать и оценивать производственные мощности всей инфраструктуры фирмы. Именно этими вопросами занимается система инновационного менеджмента, которая обладает разноплановой и разветвлённой структурой.
Технология и методы инновационного менеджмента определяют содержание процессуальных функций управления инновациями. Они отражают наиболее общие элементы управления, которые не зависят от характера инноваций, масштабов инновационной деятельности или от отраслевой принадлежности. Процессные функции отражают единую технологию реализации всех основных функций управления: формирование целей, планирование инноваций, организация и контроль инновационных процессов. Два главных компонента инновационного менеджмента – это коммуникации и решения [15, с. 82].
Одним из центральных элементов управленческой деятельности является информация. Руководитель любого уровня от 50 до 90 % своего времени тратит на работу с информацией. Обмен информацией между участниками инновационного процесса при подготовке и обеспечении реализации эффективных управленческих решений представляет собой сущность функции коммуникации в менеджменте. Звеном коммуникационного процесса выступает коммуникационная ячейка, состоящая из коммуникатора (передатчика), коммуниканта (приемника) и коммуникационного канала. Инициатором информационного контакта выступает коммуникатор, им может быть любое звено коммуникационного процесса, принимающее управленческое решение. Коммуникант может представлять как внешнюю среду (партнеры по кооперации, сбытовые организации и поставщики, информационные фонды и т. д.), так и внутренние звенья инновационного предприятия. Существенное значение для эффективности коммуникации имеет правильный выбор коммуникационного канала, где могут использоваться разнообразные носители информации. Существенное значение в информационном обеспечении инновационных процессов имеют технические средства [13, с. 71].
Результат управленческого процесса выражается в конкретных управленческих решениях, направленных на реализацию инновационных проектов. Управленческие решения в инновациях могут приниматься интуитивным способом или на основе научного подхода. Если интуитивный способ основан на эмоциональном восприятии в оценке ситуации и предполагает наличие у менеджера профессиональных знаний и значительного практического опыта, то научный подход обеспечивает принятие рациональных решений, основанных на объективном аналитическом процессе, и учитывает определенные формальнологические требования к управленческим решениям (целевая направленность, иерархическая субординация, обоснованность решения, направленность решения на конкретного исполнителя, обеспеченность необходимыми ресурсами, директивность решения). При всем разнообразии и уникальности управленческих решений в инновационном менеджменте их можно систематизировать в однородные группы, что объясняется необходимостью и возможностью выработки определенных правил, регламентирующих условия и порядок принятия решений в каждой из групп (таб. 1.1).
Таблица 1.1 - Состав основных решений по функциям инновационного менеджмента
Функции менеджмента | Типичные управленческие решения |
Формирование целей | Принятие инновационной миссии инновационного предприятия Формирование целевых параметров деятельности Принятие стратегической концепции Утверждение целевых параметров инновационного проекта |
Планирование | Формирование тематического плана НИР и ОКР Утверждение календарного графика работ по проекту Утверждение системы затрат по проекту Формирование производственной программы Утверждение штатного расписание по подразделениям Запрос кредитных средств на инновации Принятие финансового плана Утверждение плана реализации продукции |
Организация | Создание инновационного предприятия Выбор организационно-правовой формы Принятие организационной структуры Утверждение положения о службах инновационного предприятия Создание новых подразделений Открытие филиала |
Контроль | Оценка состояния работ по проекту Оценка финансового состояния Анализ работы служб и подразделений Распоряжение об изменении сроков проведения работ по проекту Установление порядка оценки деятельности исполнителей Оценка исполнения стратегической концепции |
Принимаемые решения в инновационном менеджменте зависят от предмета решения, его повторяемости и формы принятия решения. Так, по предмету решения выделяют концептуальные решения и исполнительские решения. Концептуальные решения требуют особо тщательного обоснования и часто вызывают необходимость проведения специальных исследований.
Процесс принятия решений в инновационном менеджменте разделяется на три относительно самостоятельных этапа: определение проблемы решения; формирование альтернатив решения; принятие и реализация решения.
Для оценки инновационного потенциала предприятия проводится анализ следующих показателей:
-
Показатели квалификации научных кадров , % по формуле:
= *100 (1.1)
где -объём опытно-конструкторских работ, выполненных силами предприятия, без привлечения сторонних организаций, руб.;
- фактически выполненный объём опытно-конструкторских работ, руб.
-
Показатель исполнения маркетинговых прогнозов ,% по формуле:
= *100 (1.2)
где - фактический объём продаж инновационной продукции, руб.
- планируемый объём продаж инновационной продукции, руб.
-
Показатель расходования инвестиционных средств , % по формуле:
= * 100 (1.3)