Файл: 1. Язык как предмет языкознания 2 Связь языкознания с другими науками 3.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 117
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
1. Язык как предмет языкознания
2. Связь языкознания с другими науками
3. Знаковый характер языка. Знаки и сигналы. Свойства лингвистического знака
4. Отличие языка от искусственных знаковых систем
5. Природа и сущность естественного языка. Соотношение языка и речи
6. Функции естественного языка
7. Теории происхождения человеческого языка
8. Язык и мышление. Типы мышления
9. Гипотеза Сепира-Уорфа (гипотеза лингвистической относительности)
В практической деятельности все типы и формы мышления у человека переплетаются. Любой владеет всеми формами в той или иной степени и задействует их в нужной ситуации. Степень сформированности различных форм у каждого человека различна.
Несмотря на сочетания различных форм авербального мышления, у каждого человека наиболее значимым является именно вербальный тип, поскольку именно он отличает человека от животного.
Идеи авербалистов:
а) Мышление и язык не тождественны. Мышление возникает и действует уже на уровне первой сигнальной системы
Пример. Первобытный человек: речи еще не было, а орудии труда создавал, уже прокручивал в мыслях результат своего труда.
б) Если мысль всегда обличена в слово, значит, что мыслить - это говорить про себя. Тогда в мысли может возникнуть только то, что есть в языке. В языке могут появляться новые слова. Мышление опережает язык.
в) Признание мышления у животных. Сеченов говорил: «Животные пользуются обстоятельствами данной минуты, что иначе нельзя объяснить как способностью у них к мышлению».
г) Люди пользуются жестами. Общение не всегда происходит на базе языка, мышление может опираться на другие материальные формы.
Идеи фон Гумбольдта, основоположника теоретического языкознания: «Язык – орудие формирования мысли, человек отдает себя во власть языка. Каждый язык образует круг народов, в котором он живет, круг, из пределов которого можно выйти тогда, когда войдешь в другой круг».
9. Гипотеза Сепира-Уорфа (гипотеза лингвистической относительности)
Согласно теории лингвистической относительности, люди, говорящие на разных языках, видят мир по-разному. Следовательно, каждому языку соответствует своя логика мышления. Сторонниками этой гипотезы были американские этнолингвисты Эдвард Сепири и Бенджамин Уорф, немецкий лингвист Вильгельм Гумбольдт.
В разных языках знаки – это не различные обозначения одного и того же предмета, а разные видения его. Наиболее яркие примеры связаны со словами, обозначающими цвета в разных языках: синий и голубой (рус.), blue(англ.), blau(нем.). У некоторых африканских племён есть только два слова для названия «тёплых» и «холодных» цветов.
Таким образом, слово – это не просто знак, но также и особая сущность, находящаяся между внешними явлениями и внутренним миром человека.
Эдвард Сепир заявлял, что миры, в которых живут различные общества – отдельные миры, а не один мир, использующий разные ярлыки. Язык по-своему членит действительность, и человек находится во власти конкретного языка. Реальный мир строится на языковых нормах данного общества.
Бенджамин Уорф считал, что поведение людей объясняется лингвистическими факторами. Он начинал свою деятельность как инспектор по технике безопасности и поэтому приводил в подтверждение своей теории факты из этой области. Например, рабочие спокойно курили у цистерн с табличкой “Emptygasolinedrum” («Пустые цистерны из-под бензина»). Увидев такую надпись, рабочие думали, что в цистернах ничего нет, хотя оставшиеся пары бензина могли вызвать пожар или даже взрыв. В итоге, в этой ситуации сыграл лингвистический фактор. Так как не было указаний на огнеопасность, а было указание на то, что цистерны пусты, рабочие спокойно курили.
Кроме того, в своих экспедициях Уорф обратил внимание на языковые особенности индейцев племени холи. В частности, в европейских языках различаются форма и содержание (ведро воды, кусок мяса), то у холи таких различий нет: в подобных случаях они используют только одно слово, где заключены оба понятия (вода и ведро).
Из подобных наблюдений учёный заключил, что понятия времени и материи не даны из опыта всем людям в одной и той же форме. Они зависят от природы языка. Грамматика и логика не отражает действительности, а видоизменяются от языка к языку.
Язык как промежуточный мир можно уподобить очкам с цветными линзами. Если у одного человека линзы розовые, он видит всё в розовом цвете, голубые – в голубом, но очертания для всех будут одинаковые.
10. Письмо. Предыстория письма. Системы письма в мире
Письмо – это созданная людьми вспомогательная знаковая система, которая используется для фиксации звукового языка и звуковой речи. Письменная речь даёт возможность усвоить знания, накопленные человеком, расширяет сферу человеческого общения.
Возникновение письма как важнейшего дополнительного средства общения людей относится к тому периоду времени, когда в обществе появилась насущная необходимость в передаче информации на дальние расстояния и в закреплении и сохранении её во времени.
Первоначально, задолго до появления письма как такового, использовались так называемые "предметные" способы передачи информации на расстояние и закрепления ее во времени. Средствами общения при этом служили самые простые, наиболее примитивные знаки, прежде всего естественные приметы, конкретные предметы и явления природы, например: пепел от костра как свидетельство недавнего расположения стоянки людей; случайно надломленная ветка в лесу как знак того, что здесь прошел человек или какой-то зверь; следы людей или животных, по которым можно было определить направление их движения.
Позже для передачи информации люди начинают создавать искусственные знаки, которым придается какое-либо условное значение. Для передачи сообщений на расстояние использовались, например, такие условные знаки, как дым, огонь костра, барабанный бой. Разные искусственные знаки специально создавались и для закрепления информации во времени: для сообщения о месте нахождения или о направлении движения охотники сознательно оставляли следы на почве или надламывали ветки деревьев на пути следования; у некоторых народов для обозначения направления движения охотников, покидающих стоянку, и расстояния предполагаемого пути на песке проводилась ногой черта определенной длины в соответствующем направлении и т.д. Затем для аналогичных целей (для закрепления информации во времени) специально изготовлялись конкретные предметы, возводились определенные сооружения: стрела (использовалась как знак направления), межа, межевые камни, ограды (служили знаками, символами собственности), курган, могильный холм, надгробья разных видов (обозначали места захоронения) и др. Для сообщения единиц счета, оформления договорных отношений использовались бирки, т.е. палки с зарубками, шнуры с узлами и другие подобные предметы.
Для передачи информации в древности условными знаками могли служить не только отдельные предметы (простые или сложные), но и определенные комбинации разных конкретных предметов или животных. В качестве примера такого способа общения в научной и учебной литературе нередко приводится «предметное» послание скифов персам. По рассказу древнегреческого историка Геродота, скифы однажды отправили персам послание, состоящее из птицы, лягушки, мыши и пяти стрел, которое якобы значило: «Если вы, персы, не умеете летать в небесах, как птица, скакать по болотам, как лягушка, и прятаться под землей, как мышь, все вы погибнете, осыпанные нашими стрелами».
Кроме конкретных предметов и явлений в качестве средств передачи информации с давних времен использовались условные изображения, наносимые на поверхность разных предметов. К ним относятся, например, родовые и племенные знаки, знаки родовой, племенной или личной собственности, марки мастеров на изготовляемых ими предметах, княжеские и иные личные знаки, магические и культовые знаки (знаки, охраняющие от несчастий и зла, знаки запрета, заупокойного культа), знаки опасности, знаки направления (обычно в виде стрелы), знаки местонахождения воды (в виде ведра), числовые знаки (в виде точек или черточек в определенном количестве) и др. Эти знаки были немотивированными, носили условный характер, их значение было известно только посвященным.
Древнейшие условные начертательные знаки были неудобны тем, что они, как правило, были немотивированны, не отображали непосредственно обозначаемых ими предметов и явлений, сами по себе не вызывали представления о содержании передаваемых сообщений. Кроме того, употребляясь изолированно, вне сочетания с другими знаками, они способны были передавать лишь очень простые, примитивные сообщения.
Пиктография. Наряду с условными начертательными знаками с древнейших времен применяются также наглядные изобразительные знаки, различные рисунки, изображающие различные предметы и явления действительности (хижину, человека, животного и др.). Иными словами, используется пиктографическое письмо, или пиктография (от лат. pictus – "нарисованный, написанный красками, живописный, картинный" и греч. grapho – "пишу").
Каждый пиктографический знак, или пиктограмма, подобно древнейшим условным знакам, служил для передачи целого сообщения, не расчлененного на отдельные слова; по своему значению пиктограммы могли соотноситься с отдельными словами, словосочетаниями, предложениями или сочетаниями нескольких предложений. Однако, в отличие от условных знаков, они, как правило, были мотивированными, внешне схожими с обозначаемыми предметами и явлениями, своей формой напоминали то, о чем ими сообщалось. Например, для того, чтобы передать понятие человека, нужно было нарисовать его. Подобные знаки довольно часто использовались для обозначения отвлеченных понятий. Так, например, знак солнца (обычно в виде кружка) мог обозначать соответствующее небесное тело и день, дневное время, изображение лодки – соответствующее транспортное средство и передвижение с помощью этого средства.
Кроме того, пиктографические знаки, в отличие от древнейших условных знаков, при передаче информации могли сочетаться друг с другом, использоваться в определенных последовательностях, образовывать определенные серии рисунков, последовательно связанных друг с другом. Например, для передачи сообщения «я ушел на охоту» требовалось нарисовать человека, лес и зверей.
Предполагается, что пиктография была известна всем первобытным народам. Особенно широкое распространение она получила у индейцев Северной Америки, жителей Тропической Африки, аборигенов Австралии, у многих народов Крайнего Севера. При этом у разных народов она имела некоторые отличительные особенности, отражала «характерные для данной местности детали флоры и фауны, а также своеобразные подробности архитектуры, одежды, культуры, быта и верований данного народа».
В современных условиях пиктографический характер имеют некоторые дорожные знаки (например, изображение стрелы или руки с вытянутым указательным пальцем как знаки направления), изображения различных предметов на вывесках мастерских и магазинов (например, часов, сапога, калача), изображение предметов противопожарной охраны у входа в некоторые помещения (например, багра, ведра) и др.
В специальной литературе обращается внимание на целый ряд недостатков пиктографии:
1. Пиктографические знаки, более или менее полно передававшие содержание, смысл сообщений, не отражали языковых особенностей, передаваемых ими сообщений, высказываний, в частности, лингвистического членения речи, конкретных фраз на те или иные знаменательные части, например, слова, не выражали языковых форм.
2. Пиктограммами трудно (или даже невозможно) было пользоваться для передачи отвлеченных и сложных понятий, а также больших по объему текстов.
3. Применявшиеся в пиктографии изображения, как правило, имели неустойчивый, нестабильный характер, они нередко придумывались, "изобретались" пишущими для тех или иных конкретных сообщений, а поэтому не всегда были понятны, иногда допускали разное толкование.
4. Процесс изображения, начертания пиктографических знаков в виде рисунков был весьма трудоемким и длительным, а это препятствовало убыстрению письма, в котором назревала насущная необходимость.
Идеография. Сложившиеся и развивающиеся системы пиктографических знаков постепенно упрощались, совершенствовались. Сложные пиктограммы расчленяются на отдельные более простые изобразительные знаки, которые приобретают устойчивый характер, а с течением времени утрачивают мотивированность, т.е. внешнее сходство с обозначаемыми предметами и явлениями. Они стабилизируются не только по форме, но и по значению: за каждым отдельным знаком закрепляется определенное значение, соответствующее тому или иному слову. Стабилизируется и порядок расположения знаков в рамках сообщения – в соответствии с обычным для данного языка порядком слов в предложении. Таким образом, постепенно складывается качественно новая система письма – идеографическое письмо, или идеография (от греч. idea – «идея, образ, понятие» и grapho – «пишу», т.е. буквально «письмо понятий»). Этот тип письма называется также иероглифическим письмом, или иероглификой (от греч. hieroglyphoi – «священное письмо»).
Как видно из предыдущего изложения, под идеографией понимается такое письмо, знаки которого обычно передают значения отдельных слов, обозначают определенные предметы или понятия. Такие знаки представляют собой схематические рисунки определенных конкретных предметов, либо чисто условные изображения, являющиеся символами обозначаемых ими предметов и явлений. Сначала они изображаются в виде рисунков, затем эти рисунки упрощаются и постепенно превращаются в знаки-символы. Таким образом, различаются идеограммы изобразительные и символические, чисто условные. В качестве идеограмм можно привести схематические изображения или символы таких предметов, как, например: кружок с точкой посредине (обозначение солнца), волнистая линия (вода), лошадь (соответствующее животное), птица (лететь), нога (ходить, стоять, приносить), две шагающих ноги (идти), глаз (зоркость, бодрствование), глаз с капающими из него слезами (горе) и др.