Файл: 1. Язык как предмет языкознания 2 Связь языкознания с другими науками 3.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 115
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
1. Язык как предмет языкознания
2. Связь языкознания с другими науками
3. Знаковый характер языка. Знаки и сигналы. Свойства лингвистического знака
4. Отличие языка от искусственных знаковых систем
5. Природа и сущность естественного языка. Соотношение языка и речи
6. Функции естественного языка
7. Теории происхождения человеческого языка
8. Язык и мышление. Типы мышления
9. Гипотеза Сепира-Уорфа (гипотеза лингвистической относительности)
Содержание
1. Язык как предмет языкознания 2
2. Связь языкознания с другими науками 3
3. Знаковый характер языка. Знаки и сигналы. Свойства лингвистического знака 4
4. Отличие языка от искусственных знаковых систем 7
5. Природа и сущность естественного языка. Соотношение языка и речи 8
6. Функции естественного языка 10
7. Теории происхождения человеческого языка 11
8. Язык и мышление. Типы мышления 13
9. Гипотеза Сепира-Уорфа (гипотеза лингвистической относительности) 15
10. Письмо. Предыстория письма. Системы письма в мире 16
11. Лингвистические антиномии Ф. де Соссюра 23
1. Язык как предмет языкознания
Язык – это система фонетических, лексических и грамматических средств, являющаяся орудием для выражения мыслей, чувств, волеизъявлений и служащая важнейшим средством общения людей.
Язык является предметом такой науки, как языкознание. Языкознание – это наука о языке, его природе, и функциях, его внутренней структуре и закономерностях развития.
В настоящее время языкознание занимается такими проблемами как: происхождение языков, функционирование языков, процессы говорения и понимания во времени, сходство и различие языков, процессы говорения и функционирования.
Выделяют следующие основные разделы языкознания:
Общее – частное. Под общим языкознанием понимается раздел языкознания, занимающийся признаками и свойствами, присущими любому языку. В центре общего языкознания стоят универсалии: абсолютные универсалии – положения, действительные для всех языков мира; статистические универсалии – положения, справедливые для значительного большинства языков. В свою очередь, частное языкознание исследует каждый отдельный язык как особое явление. В зависимости от объекта изучения (конкретного языка, группы языков или их семьи) выделяются частные языковедческие дисциплины: русистика, германистика, романистика, японистика и т. д.
Внутреннее – внешнее. Внутреннее языкознание занимается исследованием самого языка как самостоятельного явления. Этот раздел делится на фонетику, лексикологию, грамматику (морфологию и синтаксис) и стилистику. Внешнее языкознание изучает внешние условия функционирования языка, проблему соотнесённости языка и общества, территориальное распространение языков, соотношение языка и культуры.
Синхроническое – диахроническое. Диахроническое (историческое) языкознание изучает языки с точки зрения их изменения и развития. Синхроническое (описательное) языкознание изучает языки по их состоянию на определённом этапе развития.
Теоретическое – прикладное. Теоретическое языкознание изучает систему самого языка как инструмент общения. Прикладное языкознание концентрируется не на самом языке, а на решении практических задач, связанных с его использованием.
2. Связь языкознания с другими науками
В результате взаимодействия языкознания с другими науками возникают смежные науки, научные направления и соответствующие научные дисциплины, изучающие язык в его связях и взаимоотношениях с другими общественными или естественными явлениями.
Лингвистическая философия. Основной задачей соответствующей научной дисциплины является изучение общефилософской основы языка и речи с целью определить философски значимые понятия: «добро», «зло», «знание», «значение» и т. д. – опираясь на контексты употребления соответствующих слов в обыденной речи, а также выявить особые правила функционирования языка в условиях повседневной коммуникации.
Социолингвистика изучает проблемы общественного использования языка и социальные условия его развития, причинные связи между языком и другими явлениями общественной жизни (производство, наука, культура, политика, экономика и т. д.). Она также решает ряд конкретных вопросов, непосредственно связанных с социальной природой языка: роль языка в жизни общества, социальные функции языка, социальная дифференциация языка, влияние разных социальных факторов на изменение и развитие языка и т. д.
Этнолингвистика изучает отношения между народом и языком и взаимодействие лингвистических и этнических факторов в функционировании языка, язык в его отношении к культуре, содержание культуры, народной психологии и мифологии с помощью лингвистических методов.
Экстралингвистика – научное направление, отрасль языкознания, которая изучает совокупность этнических, общественно-исторических, социальных, географических и других факторов как неразрывно связанных с развитием и функционированием языка.
Психолингвистика занимается исследованием речевой деятельности человека, изучает процессы формирования и восприятия речи. Она решает такие лингвистические вопросы, как закономерности овладения языком (развитие речи у детей, двуязычие и т. д.), проблемы речевого воздействия (в частности, в пропагандистской борьбе, в деятельности СМИ и др.)
Нейролингвистика изучает систему языка соотносительно с деятельностью головного мозга человека, а также связанные с языком зоны и функции центральной нервной системы.
Также языкознание пересекается с таким разделом физики, как акустика. Для правильного понимания того, что из беспрерывного звукового множества язык отбирает для организации своей знаковой системы, лингвисту нужны сведения об акустических характеристиках, связанных с высотой, силой, длительностью звука, с соотношением явлений тона и шума, с пониманием звукового спектра и явлений резонанса.
География непосредственно с языком не связана, но через историю географические факты могут оказаться и факторами лингвистическими. Так, особенности горного ландшафта служат предпосылкой наличия очень малочисленных по количеству носителей языков; моря и океаны служат препятствиями для языковых контактов; широкие открытые территории содействуют разобщению диалектов, а ограниченные – их сближению.
Вычислительная лингвистика изучает язык в его отношении к ЭВМ. Она решает проблемы машинной обработки информации о языке, о его строении и функционировании, а также информации, заключенной в разных единицах языка, занимается созданием специальных средств, систем для обслуживания ЭВМ с помощью языковых средств, обеспечивающих непосредственное общение (прямой разговор) человека с ЭВМ.
Математическая лингвистика – дисциплина, занимающаяся разработкой формального аппарата для описания строения естественных и некоторых искусственных языков.
3. Знаковый характер языка. Знаки и сигналы. Свойства лингвистического знака
Знак – это любой материальный предмет (явление, событие), выступающий в качестве представления некоторого другого предмета, свойства или отношения и используемый для приобретения, хранения, переработки и передачи информации.
Знаками являются многочисленные начертания разных систем общего письма, буквы разных алфавитов, знаки препинания, математические знаки, цифры, единицы специальных азбук (азбука Морзе, шрифт Брайля, нотная запись и др.).
Признаки знака:
А) наличие материальной, чувственно воспринимаемой «формы», называемой обозначающим или экспонентой;
Б) наличие соотносительного с обозначающим (экспонентой) значения, которое называется обозначаемым (содержанием знака);
В) условность связи между экспонентой и содержанием знака, то есть отсутствие естественной или причинной связи между знаком и тем, что он обозначает;
Г) соотнесённость с другими знаками, знак всегда соотнесён с другими знаками, то есть противопоставлен другому или другим знакам в рамках данной системы;
Д) знак мотивирован не свойствами вещей, но создавшей его системой.
Знак не является частью (или существенной частью) того, что он представляет, замещает, передает. В этом смысле он искусствен и условен. Условные знаки служат средством общения и передачи информации, поэтому их называют также коммуникативными, или информативными знаками (знаками-информаторами). Существует множество информативных знаков и их систем, различающихся назначением, структурой и организацией. Основные виды информативных знаков – сигнал, символ, языковой знак.
Знаки-сигналы несут информацию по условию, договоренности и не имеют никакой естественной связи с предметами (явлениями), о которых они информируют. Сигнал – это звуковой, зрительный или иной условный знак, передающий информацию. Сам по себе сигнал не содержит информацию – информацию содержит знаковая ситуация. Например, зеленая ракета может означать начало атаки или начало какого-либо празднества; школьный звонок означает окончание или начало урока, а звонок в квартире – это сигнал, приглашающий открыть дверь, и т. д. Содержание сигнала как условного знака, таким образом, варьируется в зависимости от ситуации, от количества сигналов (например, три звонка в театре означают начало спектакля).
Знаки-символы несут информацию о предмете (явлении) на основе отвлечения от него каких-то свойств и признаков. Символ отличается от сигнала тем, что его содержание наглядно, и тем, что он свободен от ситуативной обусловленности. Например, изображение соединенных во взаимном пожатии рук – это символ дружбы, изображение голубя – это символ мира, герб – это изображение какого-либо предмета как признака принадлежности определенному государству, городу и т. д.
Языковые знаки – знаки естественных языков.
Свойства лингвистического знака:
1) Языковой знак, как и другие знаки, двусторонен: он представляет собой феномен материально-идеальный.
Его значение («план содержания») – идеально, его объективная, достигнутая восприятию посредством органов чувств, форма («план выражения») – материальна.
2) Языковой знак произволен, то есть означающее немотивированно, произвольно по отношению к означаемому, с которым у него нет в действительности никакой естественной связи. Нередко в разных языках один и тот же схожий звуковой комплекс обозначает совершенно разные явления:
рус. «рот» и нем. «rot» («красный»).
Произвольность следует понимать так, что какой-то один знак, а не какой-то другой прилагается к данному, а не другому элементу реального мира.
3) Для языкового знака характерно наличие устойчивой связи между означающим и означаемым. Если бы одним и тем же означающим не соответствовали всегда одни и те же означаемые, люди не смогли бы понять друг друга.
4) Одно из свойств – линейность. Любые знаки языка, применённые в составе других, более сложных знаков, образуют линейную последовательность.
5) Языковой знак ассиметричен. Одно и то же означающее в разных случаях своего употребления может служить для передачи разных означаемых и наоборот: одно и то же означаемое в разных условиях употребления может быть представлено разными означающими.
6) Системность – способность языкового знака существовать в качестве элемента знаковой системы, во взаимосвязи и противопоставлении с другими знаками языка.
7) Воспроизводимость – особенность, благодаря которой языковой знак не создаётся всякий раз заново, а воспроизводится, повторяется в относительно устойчивом, фиксированном виде.
8) Способность обобщать, при которой языковой знак может замещать не только конкретный предмет, но и целый класс однородных объектов;
9) Комбинационность – способность языкового знака комбинироваться с другими знаками.
4. Отличие языка от искусственных знаковых систем
Естественные языки – это исторически сложившиеся в обществе звуковые и графические информационные знаковые системы. Возникли для закрепления и передачи накопленной информации в процессе общения между людьми.
Искусственные языки – языки, специально созданные для решения определённых задач познания на базе естественных языков.
Естественные и искусственные языки сходны в том, что они являются системами знаков с определёнными правилами их функционирования.
Различия языка и искусственных знаковых систем
Основания | Естественный язык | Искусственный язык |
По характеру возникновения | Стихийно, его никто специально не создаёт | Создаётся кем-то, лишь потом приступает к выполнению своей роли посредника в общении |
По наличию авторства | Автор – народ (конкретного создателя нет) | Есть хотя бы один конкретный автор |
По сфере употребления | Универсальный | Локальный |
По качеству | Открытая, незавершённая система, существуют исключения из правил | Закрытая система, нет исключений из правил |
По возможности выражать эмоции | Есть | Нет |