Файл: 1. Язык как предмет языкознания 2 Связь языкознания с другими науками 3.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 115

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Содержание

1. Язык как предмет языкознания 2

2. Связь языкознания с другими науками 3

3. Знаковый характер языка. Знаки и сигналы. Свойства лингвистического знака 4

4. Отличие языка от искусственных знаковых систем 7

5. Природа и сущность естественного языка. Соотношение языка и речи 8

6. Функции естественного языка 10

7. Теории происхождения человеческого языка 11

8. Язык и мышление. Типы мышления 13

9. Гипотеза Сепира-Уорфа (гипотеза лингвистической относительности) 15

10. Письмо. Предыстория письма. Системы письма в мире 16

11. Лингвистические антиномии Ф. де Соссюра 23


1. Язык как предмет языкознания


Язык – это система фонетических, лексических и грамматических средств, являющаяся орудием для выражения мыслей, чувств, волеизъявлений и служащая важнейшим средством общения людей.

Язык является предметом такой науки, как языкознание. Языкознание – это наука о языке, его природе, и функциях, его внутренней структуре и закономерностях развития.

В настоящее время языкознание занимается такими проблемами как: происхождение языков, функционирование языков, процессы говорения и понимания во времени, сходство и различие языков, процессы говорения и функционирования.

Выделяют следующие основные разделы языкознания:

Общее – частное. Под общим языкознанием понимается раздел языкознания, занимающийся признаками и свойствами, присущими любому языку. В центре общего языкознания стоят универсалии: абсолютные универсалии – положения, действительные для всех языков мира; статистические универсалии – положения, справедливые для значительного большинства языков. В свою очередь, частное языкознание исследует каждый отдельный язык как особое явление. В зависимости от объекта изучения (конкретного языка, группы языков или их семьи) выделяются частные языковедческие дисциплины: русистика, германистика, романистика, японистика и т. д.

Внутреннее – внешнее. Внутреннее языкознание занимается исследованием самого языка как самостоятельного явления. Этот раздел делится на фонетику, лексикологию, грамматику (морфологию и синтаксис) и стилистику. Внешнее языкознание изучает внешние условия функционирования языка, проблему соотнесённости языка и общества, территориальное распространение языков, соотношение языка и культуры.


Синхроническое – диахроническое. Диахроническое (историческое) языкознание изучает языки с точки зрения их изменения и развития. Синхроническое (описательное) языкознание изучает языки по их состоянию на определённом этапе развития.

Теоретическое – прикладное. Теоретическое языкознание изучает систему самого языка как инструмент общения. Прикладное языкознание концентрируется не на самом языке, а на решении практических задач, связанных с его использованием.

2. Связь языкознания с другими науками


В результате взаимодействия языкознания с другими науками возникают смежные науки, научные направления и соответствующие научные дисциплины, изучающие язык в его связях и взаимоотношениях с другими общественными или естественными явлениями.

Лингвистическая философия. Основной задачей соответствующей научной дисциплины является изучение общефилософской основы языка и речи с целью определить философски значимые понятия: «добро», «зло», «знание», «значение» и т. д. – опираясь на контексты употребления соответствующих слов в обыденной речи, а также выявить особые правила функционирования языка в условиях повседневной коммуникации.

Социолингвистика изучает проблемы общественного использования языка и социальные условия его развития, причинные связи между языком и другими явлениями общественной жизни (производство, наука, культура, политика, экономика и т. д.). Она также решает ряд конкретных вопросов, непосредственно связанных с социальной природой языка: роль языка в жизни общества, социальные функции языка, социальная дифференциация языка, влияние разных социальных факторов на изменение и развитие языка и т. д.

Этнолингвистика изучает отношения между народом и языком и взаимодействие лингвистических и этнических факторов в функционировании языка, язык в его отношении к культуре, содержание культуры, народной психологии и мифологии с помощью лингвистических методов.

Экстралингвистика – научное направление, отрасль языкознания, которая изучает совокупность этнических, общественно-исторических, социальных, географических и других факторов как неразрывно связанных с развитием и функционированием языка.

Психолингвистика занимается исследованием речевой деятельности человека, изучает процессы формирования и восприятия речи. Она решает такие лингвистические вопросы, как закономерности овладения языком (развитие речи у детей, двуязычие и т. д.), проблемы речевого воздействия (в частности, в пропагандистской борьбе, в деятельности СМИ и др.)



Нейролингвистика изучает систему языка соотносительно с деятельностью головного мозга человека, а также связанные с языком зоны и функции центральной нервной системы.

Также языкознание пересекается с таким разделом физики, как акустика. Для правильного понимания того, что из беспрерывного звукового множества язык отбирает для организации своей знаковой системы, лингвисту нужны сведения об акустических характеристиках, связанных с высотой, силой, длительностью звука, с соотношением явлений тона и шума, с пониманием звукового спектра и явлений резонанса.

География непосредственно с языком не связана, но через историю географические факты могут оказаться и факторами лингвистическими. Так, особенности горного ландшафта служат предпосылкой наличия очень малочисленных по количеству носителей языков; моря и океаны служат препятствиями для языковых контактов; широкие открытые территории содействуют разобщению диалектов, а ограниченные – их сближению.

Вычислительная лингвистика изучает язык в его отношении к ЭВМ. Она решает проблемы машинной обработки информации о языке, о его строении и функционировании, а также информации, заключенной в разных единицах языка, занимается созданием специальных средств, систем для обслуживания ЭВМ с помощью языковых средств, обеспечивающих непосредственное общение (прямой разговор) человека с ЭВМ.

Математическая лингвистика – дисциплина, занимающаяся разработкой формального аппарата для описания строения естественных и некоторых искусственных языков.

3. Знаковый характер языка. Знаки и сигналы. Свойства лингвистического знака


Знак – это любой материальный предмет (явление, событие), выступающий в качестве представления некоторого другого предмета, свойства или отношения и используемый для приобретения, хранения, переработки и передачи информации.

Знаками являются многочисленные начертания разных систем общего письма, буквы разных алфавитов, знаки препинания, математические знаки, цифры, единицы специальных азбук (азбука Морзе, шрифт Брайля, нотная запись и др.).

Признаки знака:

А) наличие материальной, чувственно воспринимаемой «формы», называемой обозначающим или экспонентой;

Б) наличие соотносительного с обозначающим (экспонентой) значения, которое называется обозначаемым (содержанием знака);

В) условность связи между экспонентой и содержанием знака, то есть отсутствие естественной или причинной связи между знаком и тем, что он обозначает;


Г) соотнесённость с другими знаками, знак всегда соотнесён с другими знаками, то есть противопоставлен другому или другим знакам в рамках данной системы;

Д) знак мотивирован не свойствами вещей, но создавшей его системой.

Знак не является частью (или существенной частью) того, что он представляет, замещает, передает. В этом смысле он искусствен и условен. Условные знаки служат средством общения и передачи информации, поэтому их называют также коммуникативными, или информативными знаками (знаками-информаторами). Существует множество информативных знаков и их систем, различающихся назначением, структурой и организацией. Основные виды информативных знаков – сигнал, символ, языковой знак.

Знаки-сигналы несут информацию по условию, договоренности и не имеют никакой естественной связи с предметами (явлениями), о которых они информируют. Сигнал – это звуковой, зрительный или иной условный знак, передающий информацию. Сам по себе сигнал не содержит информацию – информацию содержит знаковая ситуация. Например, зеленая ракета может означать начало атаки или начало какого-либо празднества; школьный звонок означает окончание или начало урока, а звонок в квартире – это сигнал, приглашающий открыть дверь, и т. д. Содержание сигнала как условного знака, таким образом, варьируется в зависимости от ситуации, от количества сигналов (например, три звонка в театре означают начало спектакля).

Знаки-символы несут информацию о предмете (явлении) на основе отвлечения от него каких-то свойств и признаков. Символ отличается от сигнала тем, что его содержание наглядно, и тем, что он свободен от ситуативной обусловленности. Например, изображение соединенных во взаимном пожатии рук – это символ дружбы, изображение голубя – это символ мира, герб – это изображение какого-либо предмета как признака принадлежности определенному государству, городу и т. д.

Языковые знаки – знаки естественных языков.

Свойства лингвистического знака:

1) Языковой знак, как и другие знаки, двусторонен: он представляет собой феномен материально-идеальный.

Его значение («план содержания») – идеально, его объективная, достигнутая восприятию посредством органов чувств, форма («план выражения») – материальна.

2) Языковой знак произволен, то есть означающее немотивированно, произвольно по отношению к означаемому, с которым у него нет в действительности никакой естественной связи. Нередко в разных языках один и тот же схожий звуковой комплекс обозначает совершенно разные явления:
рус. «рот» и нем. «rot» («красный»).

Произвольность следует понимать так, что какой-то один знак, а не какой-то другой прилагается к данному, а не другому элементу реального мира.

3) Для языкового знака характерно наличие устойчивой связи между означающим и означаемым. Если бы одним и тем же означающим не соответствовали всегда одни и те же означаемые, люди не смогли бы понять друг друга.

4) Одно из свойств – линейность. Любые знаки языка, применённые в составе других, более сложных знаков, образуют линейную последовательность.

5) Языковой знак ассиметричен. Одно и то же означающее в разных случаях своего употребления может служить для передачи разных означаемых и наоборот: одно и то же означаемое в разных условиях употребления может быть представлено разными означающими.

6) Системность – способность языкового знака существовать в качестве элемента знаковой системы, во взаимосвязи и противопоставлении с другими знаками языка.

7) Воспроизводимость – особенность, благодаря которой языковой знак не создаётся всякий раз заново, а воспроизводится, повторяется в относительно устойчивом, фиксированном виде.

8) Способность обобщать, при которой языковой знак может замещать не только конкретный предмет, но и целый класс однородных объектов;

9) Комбинационность – способность языкового знака комбинироваться с другими знаками.

4. Отличие языка от искусственных знаковых систем


Естественные языки – это исторически сложившиеся в обществе звуковые и графические информационные знаковые системы. Возникли для закрепления и передачи накопленной информации в процессе общения между людьми.

Искусственные языки – языки, специально созданные для решения определённых задач познания на базе естественных языков.

Естественные и искусственные языки сходны в том, что они являются системами знаков с определёнными правилами их функционирования.

Различия языка и искусственных знаковых систем

Основания

Естественный язык

Искусственный язык

По характеру возникновения

Стихийно, его никто специально не создаёт

Создаётся кем-то, лишь потом приступает к выполнению своей роли посредника в общении

По наличию авторства

Автор – народ (конкретного создателя нет)

Есть хотя бы один конкретный автор

По сфере употребления

Универсальный

Локальный

По качеству

Открытая, незавершённая система, существуют исключения из правил

Закрытая система, нет исключений из правил

По возможности выражать эмоции

Есть

Нет