Файл: Влияние развода родителей на детей старшего дошкольного возраста.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 169

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Положение дел в сегодняшнем цивилизованном мире таково, что развод из явления чрезвычайного давно приобрел черты относительно «нормальной» тенденции развития общества. В европейских странах распадается каждый третий брак. В настоящее время, около половины всех первых браков обречены на развод и неутешительны прогнозы для тех, кто вступил во второй брак. Общественное мнение двояко реагирует на эту проблему: с одной стороны, оно защищает права на личную свободу, единодушно признавая право на освобождение от неудавшегося или ставшего невыносимым супружества, но в тоже время осуждает его за нанесение непоправимого вреда детям.

Развод родителей в семье с ребенком подросткового возраста очень опасен для становления личности ребенка. Психологические особенности подростка не позволяют самостоятельно адекватно воспринять такой семейный кризис, и в важный возрастной момент социализации у подростка формируются искаженные личностные ценности.

Три механизма позволяют оценить влияние разногласий в семье и ее крушение на последующее благополучие детей: 1) социоэкономические достижения детей; 2) последующая стабильность семейного положения и взаимоотношений у взрослых детей; 3) качество детско-родительских взаимоотношений.

Взаимоотношения дети - родители являются связующим звеном большинства взаимосвязей между разногласиями родителей в браке, разводом и отдаленными психологическими последствиями у детей. Супружеские проблемы родителей ослабляют эмоциональные связи между родителями и взрослыми детьми, и слабые связи родитель - ребенок, в свою очередь, способствуют риску дистресса у взрослого ребенка, снижению уверенности в себе и отсутствию ощущения счастья в жизни. Семейные разногласия разрушают эмоциональные связи у детей с матерями, так же, как и развод и семейное неблагополучие появляются, чтобы разрушить эмоциональные связи детей и отцов.

Развод обычно следует за серией стрессогенных ситуаций для детей, особенно подросткового возраста, в силу неустойчивости психики, включая сниженные контакты с тем родителем, который более не является его опекуном (обычно, с отцами), повышенное напряжение в отношениях между подростком и родителем, который его опекает (обычно, с матерями), продолжающееся озлобление между родителями, снижение жизненных стандартов, и изменением места жительства - часто вовлекая передвижение к соседям или родственникам. Развод обычно предшествует повторному вступлению в брак одного или обоих из родителей и построение отношений с новым партнером родителя представляет собой следующую стрессовую ситуацию для многих детей. Повторное вступление в брак также делает возможным для детей познать опыт многочисленных родительских разводов.


Все эти стрессы негативно влияют на психологическое равновесие детей. Родительский развод связан с низким социоэкономическим статусом взрослых детей. В сравнении с детьми, у которых родители остаются в браке, дети разведенных родителей имеют большую вероятность бросить высшую школу, колледж. Эта неуспеваемость в образовании является результатом нескольких послеразводных факторов: понижение подростковых жизненных стандартов, переезд к соседям или родственникам с необходимостью посещения худших школ, спад родительского интереса и мотивации к учебе подростка. Придавая значение важности образования в определении последующих социоэкономических достижений, не удивительно, что профессиональный статус, получаемый доход и ценность накопленного имущества также относительно низка у взрослых детей разведенных родителей. Однако, последствия развода минимальны, даже позитивны, когда семейное разрушение вызвано особенно высоким уровнем хронического, необратимого супружеского конфликта, включая насилие. При этих обстоятельствах развод появляется для пользы подростков, удаляя их из дисфункциональной семейной, домашней среды.

Таким образом, необходимо позитивное вовлечение обоих родителей в жизнь детей при разводе, точно также необходимо развитие отношений, направленных на сотрудничество в послеразводном периоде между родителями и их детьми. Перспективная роль в достижении этих целей отводится, безусловно, психологическим службам и родительским обучающим программам для разводящихся пар. Психологическое благополучие следующих поколений молодежи может быть упрочено, если срочные социальные мероприятия приведут к увеличивающемуся количеству детей, выросших в стабильных и гармоничных семьях

Кроме сознательного, целенаправленного воспитания, осуществляемого родителями, на ребенка воздействуют вся семейная атмосфера, семейные условия: социальное положение, род занятий, материальный уровень, уровень образования, ценностные ориентации членов семьи. Поэтому любая деформация родительской семьи приводит к отрицательным последствиям в развитии личности ребенка.



Список литературы





  1. Азаров Ю.П. Семейная педагогика. - М.: Аргументы и факты, 2018. - 311 с.

  2. Аккерман Н. Роль семьи в появлении расстройств у детей // Семейная психотерапия. - СПб.: Издательство «Питер», 2020. - 202 с.

  3. Акьюилино Вильямс С. Влияние разрушения семьи в детском возрасте на взаимоотношения с родителями у взрослых детей // Журнал Семьи и Брака. - 2019. - № 56. - С. 295–313.

  4. Амато Пол Р. Последствия родительского развода для самоуверенности взрослых детей // Семейный журнал. - 2022. - № 9. - С. 201–213.

  5. Амато Пол Р., Джулиана М. Соболевски. Влияние развода и разногласий в браке на психологическое благополучие подростков // Американский социологический периодический журнал. - 2021. - № 66. - С. 900–921.

  6. Баринова И.Г. Экология взаимодействия взрослого и ребенка // Мир психологии. -2018. -№ 1. - С. 174–182.

  7. Баттерворт Д., Харрис М. Принципы психологии развития. - М.: «Когито-Центр», 2020. - 190 с.

  8. Взаимоотношения отец-ребенок, мать-ребенок и последующее психологическое благополучие в подростковом возрасте // Журнал Семьи и Брака. - 2018. № 56. С. 1031–1042.

  9. Гозман Л.Я., Шлягина Е.И. Психологические проблемы семьи // Вопросы психологии. - 2019.-№2.-С. 186–187.

  10. Дробот О. Меж двух огней: [О психол. помощи подросткам, роди­тели которых разводятся: По страниц. кн. англ. пс-га Э. Свон-Джек­сон] / Ольга Дробот // Семья и школа - 2020. - №5/6. - с. 20–23.

  11. Жизненный цикл детей, рожденных матерями, не состоящими в официальном браке: жизненные достижения детей и последствия для взрослых детей // Журнал Семьи и Брака. - 2018. - № 58. - С. 293–310.

  12. Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание: Учебник для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений. - М.: Изд-во центр «Академия», 2019. -238 с.

  13. Морозова Е.И. Группа кратковременного пребывания: мой первый опыт сотрудничества с родителями//Дошкольное воспитание. №11. – с.10

  14. Муссен П. и др. Развитие личности ребенка. Пер. с англ. – Москва.: Просвещение., 2019.-156с.

  15. Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. – Москва.: Просвещение., 2019. -286с.

  16. Остоухова А. Успешная адаптация // Обруч. №3. с.16

  17. Отсутствие родителей в детстве и депрессия в последующей жизни // Социологический журнал. - 2021. - № 32. - С. 543–556.

  18. Положение детей в Российской Федерации // Гос. ежегодный доклад. 2003. - М.: Дом, 2019. - 40 с.

  19. Последствия развода для подростков // Журнал Семьи и Брака. - 2020. - № 62. С. 1269–1287.

  20. Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. 8-е изд. - СПб.: Питер, 2020. - С. 457–473.

  21. Семенюк Л.М. Психологические особенности агрессивного поведе­ния подростков и условия его коррекции: Учеб. пособие. - М.: Моск. психолого-социальный ин-т: Флинта, 2022. - 93 с.

  22. Урунтаева, Г.А. Детская психология: учеб. Пособие для сред. проф. обюразования / Г.А. Урунтаева. - М.: Академия, 2020. - 366 с.

  23. Хилько, М.Е. Возрастная психология: краткий кус лекций / М.Е. Хилько, М.С. Ткачева. - М.: Юрайт, 2020. - 200 с.

  24. Хухлаева, О.В. Психологич развития и возрастная психология: учебник для бакалавров / О.В, Хухлаева, Е.В. Зыков, Г.В. Бубнова. - М.: Юрайт, 2019. - 367 с.

  25. Шаповаленко, И.В. Возрастная психология / И.В. Шаповаленко. - М.: Гардарики, 2018. - 349 с.