Файл: Влияние развода родителей на детей старшего дошкольного возраста.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 166

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

«Ленинградский государственный университет имени А.С. Пушкина»

Факультет психологии

Кафедра общей и прикладной психологии

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине «Общая психология»

На тему: «Влияние развода родителей на детей старшего дошкольного возраста»

Направление подготовки: 44.03.02 Психолого-педагогическое образование

направленность (профиль) – психология и социальная педагогика

Выполнил(а):

Студентка 2 курса курса

группа 7030

Путцева Карина Николаевна

Научный руководитель:

доц., к.псх.н Шелковникова Нэлли Игоревна


Санкт-Петербург

2023

Содержание


Введение 3

Глава 1. Теоретический анализ проблем влияние развода родителей на детей дошкольного возраста 5

1.1.Проблемы семьи зарубежной и отечественной психологии 5

1.2.Социально-психологическая характеристика развода 6

1.3.Возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста 11

Вывод по главе 13

Глава 2. Влияние семьи на формирование личности дошкольника 15

2.1.Взаимоотношения родителей ребёнок ситуации распада семьи 15

2.2.Психопрофилактическая работа семьи для детей 22

Вывод по главе 24

Заключение 25

Список литературы 28

Введение



Актуальность темы обусловлена тем, что распад семьи является острой проблемой современного общества. В настоящее время наблюдается стремительный рост количества разводов. По данным статистики, за последние годы резко возрастает число детей, которые воспитываются в неполных семьях, где, в подавляющем большинстве, воспитателем является мать. Жизнь и условия воспитания ребенка без отца имеют явную специфику и существенно отличаются от жизни ребенка в полной семье. Даже если мать старается восполнить отсутствие отца и делает все возможное, чтобы соединить в себе обоих родителей, она в принципе не может реализовать одновременно обе родительские позиции - материнскую и отцовскую. Ряд исследователей отмечает, что эти весьма специфические условия жизни ребенка будут отражаться на особенностях его личностного развития, его эмоциональном самочувствии, самооценке, отношении к окружающим людям. Исследования свидетельствуют о травмирующей роли развода на личность ребенка.


На протяжении всей истории крепкие семьи были залогом стабильности и благополучия. Однако современные семьи переживают кризис, существуя в мире постоянных конфликтов, ссор, жестокого обращения с детьми, алкоголизма и других проблем. Многочисленные ссоры, возникающие между супругами на почве ревности, измены, финансового неблагополучия приводит к кризису семейных отношений. Этот кризис сопровождается постоянными конфликтами, происходящими на глазах у детей. Особенно тяжело и эмоционально переносят эти конфликты подростки в силу своих физиологических и психических изменений. В этом возрасте эмоции просто «бурлят», и одно малейшее потрясение оставляет очень глубокий след на психике подростка. Одним из самых тяжелых потрясений для подростка является развод родителей.

В последнее время в педагогической науке заметно возрос интерес к проблемам формирования личности подростка, ее воспитания и социальной адаптации. Им посвящены исследования В.Т. Ащепкова, С.А. Беличевой, В.С. Богословской, В.Г. Бочаровой, Б.З. Вульфова, Г.Д. Глейзера, И.В. Гребенникова, В.Н. Гурова, Т.Ю. Гущиной, С.В. Дармодехина, И.С. Кона, И.В. Крупиной, А.В. Мудрика, Л.Е. Никитиной, А.М. Панова, А.С. Роботова и др.

Цель исследования: комплексного анализа влияния развода родителей на детей подросткового возраста.

Объект исследования - детско-родительские отношения.

Предмет исследования - специфика влияния развода родителей на формирование личности подростка.

Гипотеза: психологические проблемы у детей старшего дошкольного возраста, пережившие развод родителей, будут выше в связи с тем, что дисгармония в супружеских отношениях, влияет на эмоциональное состояния ребенка.

Задачи исследования:

  • охарактеризовать особенности развития личности в подростковом возрасте;

  • оценить особенности взаимоотношений подростков с родителями;

  • показать развод как семейный кризис;

  • проанализировать стратегии поведения подростка в условиях развода родителей;

  • выявить условия эффективной адаптации подростка.

Курсовая работа состоит из введения, двух глав, выводов, заключения,

списка литературы, приложения.


Глава 1. Теоретический анализ проблем влияние развода родителей на детей дошкольного возраста

    1. Проблемы семьи зарубежной и отечественной психологии



Семья представляет собой динамическую микросистему, находящуюся в постоянном развитии. В ней, как в интимной первичной группе, предполагается эмоциональное влечение ее членов друг у другу – уважение, преданность, симпатия, любовь, взаимная поддержка, которые способствуют глубокой доверительности в отношениях. По мнению Эйдемиллера Э.Г., важнейшими характеристиками семьи являются ее функции и структура. [29, с. 52]

Функции семьи – это сфера жизнедеятельности семьи, непосредственно связанная с удовлетворением определенных потребностей ее членов. Можно выделить несколько функций семьи, важных с точки зрения дальнейшего анализа семейных причин наркотизации и динамики семейных отношений в наркоманических семьях.

1. Воспитательная функция семьи состоит в удовлетворении индивидуальных потребностей в отцовстве и материнстве, воспитании, самореализации в детях. Семья обеспечивает социализацию подрастающего поколения, а также взаимовлияние членов семьи друг на друга.

2. Хозяйственно-бытовая функция семьи заключается в удовлетворении материальных потребностей и сохранении здоровья ее членов. В ходе выполнения этой функции обеспечиваются необходимые и приемлемые условия жизнедеятельности семьи.

3. Эмоциональная функция семьи состоит в удовлетворении ее членами потребностей в симпатии, уважении, эмоциональной поддержке, психологической защите. Семья способствует эмоциональной стабилизации ее членов, активно содействует сохранению их психического здоровья.

4. Функция духовного (культурного) общения заключается в удовлетворении потребностей в совместном проведении досуга, взаимном духовном обогащении. Семья способствует культурному, духовному и нравственному развитию личности, поддерживанию и развитию сферы совместной деятельности, интересов, формированию согласованных целей и ценностей.

5. Функция первичного социального контроля выражается в обеспечении выполнения социальных норм членами семьи
, в особенности теми, кто в зависимости от ряда причин (возраст, наличие заболевания и т.п.) не обладает в достаточной степени способностью самостоятельно строить свое поведение в соответствии с общепринятыми нормами.

6. Сексуально-эротическая функция состоит в удовлетворении сексуально-эротических потребностей членов семьи, обеспечивая биологическое воспроизводство, а также удовлетворение эротических потребностей и фантазий. Сексуально-эротическая функция создает возможности для глубинно-личностного самопознания и познания брачного партнера. [27, с. 61].

    1. Социально-психологическая характеристика развода



Развод — весьма противоречивое социально-нравственное явление, которое определяется в словаре по семейному воспитанию как «способ прекращения брака при жизни супругов». Развод — это лишь финал семейной драмы, юридическое оформление распавшихся супружеских отношений. В процессе, предшествующем окончательному расторжению брака, выделяется несколько стадий. Начинается все с эмоционального развода, который выражается в возникновении чувства отчужденности, безразличия супругов друг к другу, в утрате доверия и любви.

Затем наступает физический развод: супруги уже думают о возможности юридического развода, но не считают его единственным и наилучшим выходом из создавшегося положения. Супружеские отношения в этот период ограничены, брачные партнеры начинают жить раздельно.

При пробном разводе проблема обсуждается открыто. Супруги живут порознь (или, если это невозможно, ведут раздельное хозяйство). Чаще всего таким «пробным» разводом пытаются (нередко неосознанно) облегчить переход к разрыву отношений в условиях распавшейся семьи. Так что юридический развод — это уже завершение долгого процесса.

В представлении многих специалистов развод, вынужденный или добровольный, какими бы внешними причинами он ни был вызван, и какими бы законами ни регулировался, в социальном плане является не событием, а процессом. Этот процесс начинается тогда, когда супруги рассматривают развод как реальную возможность, и заканчивается тогда, когда доходит до установления самостоятельного (индивидуального для каждого) стиля жизни. Развод в юридическом смысле представляет собой лишь часть более широкого процесса, который состоит из двух основных стадий: стадии решения и стадии реструктуризации. Первая стадия заканчивается принятием решения о разводе. Вторая стадия складывается из пяти отдельных процессов, протекающих по большей части параллельно. К ним относятся эмоциональный, правовой, экономический, родительский и общественный аспекты развода. Заканчивается этот процесс достижением независимости от бывшего супруга и бывшей семьи, при этом важным является достижение должного уровня сотрудничества бывших брачных партнеров в вопросах материального обеспечения и воспитания детей, которые живут с одним из них.