Файл: Рабочая программа введение.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 25

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования

«Уфимский государственный авиационный технический университет»

Кафедра социологии и социальных технологий


Р.Т. НАСИБУЛЛИН, Е.Ю. БИКМЕТОВ



Учебно-методические материалы по спецкурсу


«Социология управления»

для всех специальностей

(очное обучение)

Уфа 2006

СОДЕРЖАНИЕ




Рабочая программа……………………………………………………………3

Введение…………………………………………………………………………3

1. Цели и задачи дисциплины ее место в учебном процессе…………………3

2. Содержание дисциплины…………………………………………………….4

Тема 1. Социология управления как отрасль социологической науки…....4

Тема 2. Управление как вид социальной деятельности…………………….4

Тема 3. Управленческие отношения…………………………………..……..4

Тема 4. Социальные технологии управленческой деятельности

и ее эффективность…………..………………………………………………..4

Тема 5. Информационно-коммуникативные основы управления………….5

Тема 6. Культура управленческой деятельности…………….………………5

Тема 7. Социологическая информация в управлении……………………….5

Тема 8. Управление в социальных организациях…..………………………..5

3. Аудиторный и внеаудиторный практикум…………….…………………..…5

3.1 Распределение часов по видам занятий…………….…………………….5

3.2. Тематический план………………………………………………………..5

3.2.1. Распределение часов по темам……………….……………………..5

3.2.2. Лекции……………………………………………………….……….6

3.2.3. Семинарские занятия………………………………………………..6

3.3. Внеаудиторные занятия……………………………………………….…..6

3.3.1 Внеаудиторная и самостоятельная работа студента………….……7

4. Учебно-методические материалы по дисциплине…….……………………..7

4.1. Тематика рефератов………………………………..……………….……..7

4.2. Контрольные вопросы и задания…………………………………………8

4.3. Список литературы……………………………….……………….……...11

4.3.1. Основная………..……………………………………………………11

4.3.2. Дополнительная………..……………………………...…………….11

4.4. Вопросы зачета…………………………………………………………...12


4.5.Методические рекомендации по преподаванию дисциплины………... 13
План семинарских занятий…………………………………………………...14


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Введение

Программа курса «Социология управления» составлена в соответствии с дополнительными требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (региональный вузовский компонент). Знание основ социологической теории управления – важное условие становления и развития у специалистов навыков, необходимых для будущей управленческой деятельности. Особое внимание уделяется фундаментальным социологическим знаниям, поскольку знание основ социологической теории является базой для эффективного освоения студентами социологии управления как науки и учебного предмета.
1. Цели и задачи дисциплины
Преподавание дисциплины «Социология управления» вызвано необходимостью ввести студентов в сложный мир управленческих отношений как особого вида социальных отношений, в которых особую роль играет культура управления.

Программа ставит своей целью:

  • Способствовать овладению студентами знаниями теоретических основ и методов социологической науки, представленными во всем многообразии научных направлений, школ и концепций социологической теории управления;

  • содействовать подготовке широко образованных, творчески и критически мыслящих специалистов, способных анализировать сложные социальные проблемы и овладевать социологическими методами познания управленческих отношений, методикой использования результатов социологических исследований в разработке и реализации управленческих решений.

Социология управления призвана помочь студентам понять сущность происходящих в стране социальных явлений, познать объективные зависимости между экономическими, социальными и духовными процессами в обществе, ознакомить студентов актуальными проблемами управления социальным развитием.

Задачи курса предполагают изучение:

  • социальной сущности управленческой деятельности, ее структуры, принципов, методов;

  • этапов развития социологической управленческой мысли и современных направлений социологического исследования управленческих систем и процессов;

  • содержания управленческих отношений;


  • процессов, характеризующих развитие общества как целостной саморегулирующейся социальной системы;

  • социальных технологий управленческой деятельности;

  • проблем социальной и духовной эффективности и оптимальности управления;

  • информационно-коммуникативных основ управленческой деятельности;

  • социологических проблем организационного управления и поведения;

  • основных социальных институтов и социальных механизмов, обеспечивающих управление воспроизводством общественных отношений;

  • теоретических основ регулирования социальных процессов;

  • направлений, методов и средств социологического информационного обеспечения управления.


2. Содержание дисциплины
Тема 1. Социология управления как отрасль социологической науки

Объект и предмет социологии управления. Место социологии управления в системе знаний об управлении. Основные социологические подходы и методы исследования категории «управление». Функции и роль социологии управления в управленческой практике. Вклад М. Вебера в становление социологии управления. Идеи «технологического детерминизма» и рационализации в управлении (Ф.Тэйлор, Г. Эмерсон, Г. Форд). Оценка их роли в развитии социологии управления. Административная (классическая) теория управления (А. Файоль, Л. Урвик, Д. Муни). Основные мотивационные теории управления и возникновение социологического понимания управления в организации (концепция «человеческих отношений», Д. Макгрегор, Ф. Херцберг). Развитие отечественной науки управления (А.А. Богданов, В.Г. Афанасьев, Д.М. Гвишиани, Т.И. Заславская, Н.А. Аитов, А.И. Пригожин, Ж.Т. Тощенко и др.)
Тема 2. Управление как вид социальной деятельности

Социальная сущность управленческой деятельности. Управленческая деятельность как результат общественного разделения труда. Структура управления. Объект и субъект управления. Функции управления. Основные формы, методы и средства управленческой деятельности. Основные принципы управленческой деятельности.
Тема 3. Управленческие отношения

Управленческие отношения как специфический вид социальных отношений. Сущность управленческих отношений. Системность управленческих отношений (Т. Парсонс, Г. Саймон). Синергетическая парадигма управленческих отношений. Структура управленческих отношений. Отношения зависимости и власти. Лидерство в системе управленческих отношений. Социологические теории лидерства. Бюрократия в системе управленческих отношений.


Тема 4. Социальные технологии управленческой деятельности

и ее эффективность

Социальные технологии в системе управления. Основные виды, этапы социальных технологий. Социальные основы разработки управленческого решения. Социальное прогнозирование в управлении. Социальное проектирование и планирование в управлении. Методы и показатели оценки социальной эффективности управления.
Тема 5. Информационно-коммуникативные основы управления

Социальная информация в управлении: ее виды и требования, предъявляемые к ней. Управление как коммуникативная система. Понятие социальных коммуникаций. Структура управленческих коммуникаций. Информационно-коммуникационные технологии. Информационное обеспечение управления социологическими данными. Взаимопонимание как предпосылка и результат эффективных коммуникаций в управлении.
Тема 6. Культура управленческой деятельности

Управленческая культура: сущность, структура. Социально-культурные качества управленца и проблема их формирования. Знание как основа реализации управленческой культуры. Организационная культура в системе культуры управления: ее содержание и структура. Формирование и поддержание организационной культуры. Информационная культура управленца.
Тема 7. Управление в социальных организациях

Социальная организация как социальная система. Типы социальной организации. Социологический подход к управлению в организации. Социальная структура организации. Содержание организационного поведения. Организационное развитие и изменение. Организационные конфликты и управление ими.
3. Аудиторный и внеаудиторный практикум

3.1 Распределение часов по видам занятий




Виды занятий

Виды отчетности

Семестр

4 (5)

Всего



Лекции

14

14



Семинарские занятия

14

14



Всего аудиторных занятий

28

28



Самостоятельная работа студентов

40

40



Всего

68

68



Зачет

+

+




3.2. Тематический план
3.2.1. Распределение часов по темам





п/п

Тематика занятий

Часов

Всего

Из них

Лекции

семинар

самост. раб.


1

Социология управления как отрасль социологической науки.

9

2

2

5

2

Управление как вид социальной деятельности

9

2

2

5

3

Управленческие отношения

9

2

2

5

4

Социальные технологии управленческой деятельности и ее эффективность

9

2

2

5

5

Информационно-коммуникативные основы управления

9

2

2

5

6

Культура управленческой деятельности

9

2

2

5

7

Управление в социальных организациях

9

2

2

5




Всего по курсу

68

14

14

40


3.2.2. Лекции

Лекции являются основной формой изучения дисциплины. Представляют собой устное, монологическое, систематическое и последовательное изложение преподавателем учебного материала.

Материал лекций соответствует содержанию и последовательности дисциплины, изложенному в разделе 2 «Содержание дисциплины» данной рабочей программы.

Распределение часов по темам дисциплины приведено в тематическом плане (подраздел 3.2.1).

Основой содержания лекционного материала являются определения и ключевые слова, отражающие предметы и аспекты содержания учебной дисциплины и определяющие ее понятийно-терминологический аппарат. Совокупность ключевых слов и определений, включаемых в текст учебной дисциплины, обеспечивает достаточный уровень полноты и глубины раскрытия содержания каждой темы курса.