Файл: Методические рекомендации по организации и проведению занятий по радиационной, химической и биологической защите.doc
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 171
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
РАДИАЦИОННАЯ, ХИМИЧЕСКАЯ
И БИОЛОГИЧЕСКАЯ ЗАЩИТА
Опорный конспект
Тема №1/1
ОРУЖИЕ МАССОВОГО ПОРАЖЕНИЯ. пРИЕМЫ И СПОСОБЫ ДЕЙСТВИЙ ЛИЧНОГО СОСТАВА НА МЕСТНОСТИ, ЗАРАЖЕННОЙ РАДИОАКТИВНЫМИ, ОТРАВЛЯЮЩИМИ, АВАРИЙНО ХИМИЧЕСКИ ОПАСНЫМИ, ДРУГИМИ ТОКСИЧНЫМИ ВЕЩЕСТВАМИ И БИОЛОГИЧЕСКИМИ СРЕДСТВАМИ.
Вопросы:
-
Краткая характеристика поражающих факторов ОМП и их воздействие на организм человека, вооружение, технику и сооружения. -
Последствия аварий (разрушений) на РХБОО. -
Средства и способы защиты от поражающих факторов ОМП.
Методические рекомендации по организации и проведению занятий по радиационной, химической и биологической защите
Занятия по радиационной, химической и биологической защите проводятся в классах, на городке РХБ защиты, приказарменной учебной базе, тактическом поле общевойсковой подготовки и огневой штурмовой полосе.
Главное внимание обращается на усвоение обучаемыми боевых свойств оружия массового поражения и способов защиты от них, выработку у личного состава уверенности в том, что умелое использование защитных свойств техники, местности и других средств защиты значительно ослабит воздействие поражающих факторов ядерного оружия, токсичных химикатов и зажигательных средств.
На занятие подразделение выводится в полном составе. Личный состав на занятие выходит с оружием и средствами индивидуальной защиты. Занятие проводится, как правило, под руководством командира обучаемого подразделения.
Выход обучаемых в район занятия, передвижение в ходе занятия и возвращение их в расположение могут проводиться на фоне тактической обстановке с отработкой действий подразделения на марше, при ядерном, химическом, биологическом и воздушном нападении противника, преодолении зараженных и разрушенных участков местности.
При изучении ядерного, химического и бактериологического оружия противника необходимо вырабатывать у обучаемых твердую уверенность в том, что при быстром и умелом использовании имеющихся средств и способов защиты потери личного состава резко уменьшаются.
При использовании на занятиях имитационных средств необходимо строго выполнять меры безопасности, указанные в инструкциях по применению средств имитации радиоактивного и химического заражения.
Местность, на которой проводится занятие, должна в наибольшей степени обеспечивать поучительность занятия, способствовать качественной отработке учебных вопросов и достижению поставленных учебных целей. Руководитель занятия должен хорошо ознакомиться с местом проведения и умело использовать его в целях достижения поучительности занятия.
Во вводной части занятия руководитель занятия организует получение военнослужащими оружия, индивидуальных средств защиты и экипировки. Затем выводит подразделение к месту проведения занятия. При проверке внешнего вида он обращает особе внимание на правильность подгонки обмундирования и снаряжения подчиненных, проверяет оружие, средства индивидуальной защиты на наличие и комплектность. Контрольный опрос военнослужащих должен состоять из вопросов по предыдущим темам и охватывать: теоретический – не менее 3-4 человек, практический – 100% личного состава. По результатам контрольного опроса выставляются оценки. Руководитель занятия объявляет обучаемым тему и цель предстоящего занятия, при этом особо отмечает, какие знания и навыки, приобретенные ранее, могут пригодиться при изучении вопросов предстоящего занятия. Он доводит до военнослужащих требования мер безопасности при обращении с оружием, индивидуальными средствами защиты и имитационными средствами, применяемыми на занятии, указывает порядок безопасного выполнения элементов занятия.
При проведении основной части занятия следует исходить из конкретных условии, в которых организуется и проводится обучение личного состава.
На занятиях должны широко использоваться макеты, плакаты, схемы, муляжи, тренажная аппаратура, имитационные средства, учебные видео-, кинофильмы.
При изучении учебных вопросов руководитель занятия доводит материал методом рассказа с подробным разъяснением изучаемого материала.
После отработки каждого учебного вопроса руководитель занятия проводит частный разбор, затем объявляет обучаемым следующий учебный вопрос и его содержание, доводит основные требования по его выполнению и приступает к его отработке.
Практические навыки, полученные личным составом на занятиях по РХБ защите, совершенствуются на всех проводимых тактико-строевых, тактико-специальных (тактических) занятиях и учениях.
После отработки всех учебных вопросов руководитель проводит заключительную часть занятия. В первую очередь он проверяет наличие оружия, состояние индивидуальных средств защиты и экипировки. При подведении итогов занятия руководитель напоминает обучаемым тему, учебные цели и основные вопросы, получившие отражение на занятии. Отмечает положительное в действиях личного состава, подробно разбирает характерные ошибки. Затем он объявляет военнослужащим оценки, полученные за контрольные вопросы во вводной части занятия и за отработку нормативов (практических действий) в основной части, отмечает лучших военнослужащих по результатам опроса и отработки вопросов текущего занятия. Заканчивая занятие, руководитель объявляет тему следующего занятия, выдает задание на самоподготовку и организует отправку личного состава в подразделение для сдачи оружия, средств индивидуальной защиты и экипировки.
УТВЕРЖДАЮ | ||||||||||||||
Командир (начальник) | | |||||||||||||
| ||||||||||||||
| | | | | | |||||||||
(воинское звание) | | |||||||||||||
| | (фамилия) | ||||||||||||
|
УТВЕРЖДАЮ
Командира
__________________
«___» __________ 2023 года
ПЛАН
ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЯ | с проведения занятия с личным составом | ||||||||||
| |||||||||||
по | РХБ защите | на |
|
Тема: | «Средства индивидуальной защиты коллективной защиты и практическое пользование ими.Действие по сигналам оповещение о радиоктивном, химическом и биологическом заражении» |
| |
Учебные вопросы: | 1 Средства индивидуальной защиты коллективной защиты 2 Назначение устройство защитные свойства фильтрующего противогаза |
Время: |
|
Место проведения занятия: | городок ТСБП. |
Метод (форма) проведения: | Устное изложение и обсуждение изучаемого материала (рассказ-беседа). |
Материальное обеспечение: | Оборудование класса общевойсковой подготовки, стенды, плакаты и схемы. |
Руководства и пособия: | 1. Учебно-методическое пособие «Подготовка подразделений по радиационной, химической и бактериологической защите». - М.: Воениздат, 2005. 2. Руководство по эксплуатации средств индивидуальной и коллективной защиты, использованию защитных свойств местности и объектов. - М.: Воениздат, 2003. 3. Учебник сержанта войск РХБ защиты. - М.: Воениздат, 2005. 7. Наставление по действиям войск РХБ защиты, предназначенных для ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций. - М.: Воениздат, 2001. |
I. ВВОДНАЯ ЧАСТЬ ЗАНЯТИЯ | | | | мин. |
1. | Определение готовности подразделения к занятию: |
| ||
|
| |||
2. | Напоминание материала предыдущего занятия: |
| ||
|
| |||
3. | Доведение требований безопасности: | | ||
|
|
II. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ ЗАНЯТИЯ | | | | мин. |
№ п.п. | Учебные вопросы, задачи, нормативы | Время | Действия руководителя и его помощника | Действия обучаемых | ||
| Организация занятия |
| Объявляю тему, учебные вопросы и цели предстоящего занятия. | Слушают и уясняют тему, учебные вопросы и цели предстоящего занятия. | ||
1. | Краткая характеристика поражающих факторов ОМП и их воздействие на организм человека, вооружение, технику и сооружения. |
| Объявляю учебный вопрос и порядок его изучения. | Уясняют порядок отработки вопроса. | ||
Довожу основные положения изучаемого вопроса:
| Слушают, делают записи в тетради и уясняют теоретические положения изучаемого вопроса. | |||||
Отвечаю на вопросы, возникшие у обучаемых в ходе теоретической | При возникновении вопроса задают его. | |||||
| | | | | ||
| | | части занятия. | | ||
Проверяю качество усвоения материала. Для этого двум-трем обучаемым задаю контрольные (проблемные) вопросы практической направленности с целью удостовериться в правильном понимании изложенного материала и их готовности применять полученные знания на практике. | Отвечают на вопросы. | |||||
| Назначение и боевые свойства химического оружия. Классификация отравляющих веществ. Основные типы отравляющих веществ. |
| Довожу основные положения изучаемого вопроса:
| Слушают, делают записи в тетради и уясняют теоретические положения изучаемого вопроса. | ||
2. | Последствия аварий (разрушений) на РХБОО. |
| Объявляю учебный вопрос и порядок его изучения. | Уясняют порядок отработки вопроса. | ||
Довожу основные положения изучаемого вопроса:
| Слушают, делают записи в тетради и уясняют теоретические положения изучаемого вопроса. | |||||
Отвечаю на вопросы, возникшие у обучаемых в ходе теоретической части занятия. | При возникновении вопроса задают его. | |||||
| | | | | ||
| | | Проверяю качество усвоения материала. Для этого двум-трем обучаемым задаю контрольные (проблемные) вопросы практической направленности с целью удостовериться в правильном понимании изложенного материала и их готовности применять полученные знания на практике. | Отвечают на вопросы. | ||
3. | Средства и способы защиты от поражающих факторов ОМП. |
| Объявляю учебный вопрос и порядок его изучения. | Уясняют порядок отработки вопроса. | ||
-способы защиты личного состава, вооружения и военной техники: -рассредоточение и маскировка, использование защитных свойств местности, техники, окопов, траншей и других сооружений, -средств индивидуальной и коллективной | Слушают, делают записи в тетради и уясняют теоретические положения изучаемого вопроса. | |||||
| При возникновении вопроса задают его. | |||||
| |