Файл: Особенности развития западно и восточноевропейского общества в раннем Средневековье 5.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 20

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ТИТУЛЬНЫЙ ЛИСТ

Оглавление


Введение 3

  1. Особенности развития западно- и восточноевропейского общества в раннем Средневековье 5

Заключение 11

Список литературы 13



Введение


Эпоха Средневековья начинает свой отсчет со времени падения Римской Империи. В это время на территории Европы, как западной, так и восточной, преобладал феодализм в купе с распространившейся христианской религий, которая возобладала после эпохи Античности. Продлилась эпоха Средневековья с IV по XIV столетия. Специалисты разделяют Средневековье на три периода: это Ранее Средневековье, продлившееся с IV по X век, Высокое Средневековье – X-XIII вв., и Позднее Средневековье – XIV-XV вв.

Средние века чрезвычайно важны для западноевропейской цивилизации. Процессы и события того времени до сих пор во многом определяют политическое, экономическое и культурное развитие стран Западной Европы. Таким образом, в это время возникло европейское религиозное сообщество и новое направление в христианстве, которое больше всего поддерживало формирование гражданских отношений - протестантизм; возникает городская культура, во многом определяющая современную массовую культуру в Западной Европе; учреждаются первые парламенты, реализуется принцип разделения властей, закладываются основы современной науки и системы образования. Готовится почва для промышленной революции и перехода к индустриальному обществу.

Общественные преобразования, начавшиеся в эпоху Средневековья, оказали значительное влияние на общество в будущем, что и объясняет актуальность выбранной темы.

Целью данной работы является исследование общества раннего Средневековья на территориях Западной и Восточной Европы. Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующую задачи: используя имеющуюся учебную и научную литературу, изучить развитие общества в этот период.

В заключении будут подведены итоги проделанной работы, а также сделаны необходимые выводы.

1. Особенности развития западно- и восточноевропейского общества в раннем Средневековье


Впервые термин «Средневековье» был употребили итальянские гуманисты в пятнадцатом веке для того, чтобы обозначить период между Античностью и их современностью. Отечественные исследователи традиционно так же начинают отсчет раннего Средневековья с V века н.э., то есть с момента распада великой Римской Империи, концом эпохи Средневековья – английскую буржуазную революцию.


В раннем средневековье плодородие почвы продолжало оставаться важным фактором человеческого и социального благополучия. Площадь, занятая лесами, постепенно уменьшалась. В глубоких зарослях фермеры вырубали деревья, вырывали стволы и расчищали сельхозугодья. Были усовершенствованы методы выращивания. Вы перешли на три поля. Теперь озимые посеяли на одном поле, яровые - на другом, а пар - на третьем.

Животноводство играет важную роль в экономике. Очень помогли охота и собирательство. В Европе сохранилась экзистенциальная экономика, в которой было создано все необходимое для жизни человека. Торговля была неразвита. Крупные землевладельцы стремились закрепить в деревне тех, кто возделывал его. У крестьян был ряд задач по землепользованию: они зарабатывали кроны, платили ренту, служили в ополчении.

Для обозначения землевладельцев, владевших большими территориями в Европе, использовали термин «феодал». Этот термин произошел от латинского «феод», то есть земельное владение, которое было жаловано за хорошую службу.

Крупных землевладельцев в Европе называли феодалами – от латинского слова «феод» – «земельное владение, пожалованное за службу». Обязательным условием владения землей было выполнение владельцем вассальных обязательств перед монархом: военная служба и обеспечение взимания налогов. Монарх, со своей стороны, должен был защитить своего вассала в случае нападения на его территорию. Система вассальных отношений распространилась по Европе. Вассалы были не просто императорами и королями.

По иерархии рыцарь должен обладать некоторым качеством, позволяющим создать боевую единицу (копье). Это были: сам рыцарь, его оруженосец и 3-4 вооруженных слуги. У барона должно быть не менее шести рыцарей в качестве вассалов. Виконтам, графам и маркизам принадлежало от трех до шести баронов. Княжество состоит как минимум из четырех округов. Королевство можно охарактеризовать как поместье, объединяющее земли как минимум четырех княжеств.

Средние века характеризуются особой социальной структурой, которая делится на три государства. Принадлежность к одному из них означала определенные унаследованные привилегии и обязанности. Первые два сословия (духовенство и феодалы) были связаны с большим количеством особых привилегий: они не платили налоги, они выполняли общественные функции. Фермеры принадлежали к третьей ферме, которая платила налоги.

После падения Западной Римской Империи на его земле появились так называемые «варварские королевства», из которых франкское королевство было самым могущественным. В 486 году франки во главе с королем Хлодвигом из клана Меровингов нанесли поражение войскам последнего римского правителя и завоевали Северную Галлию. Франки были первыми варварами, принявшими христианство от Папы, что значительно укрепило авторитет государства в христианском мире. Укреплению королевской власти способствовало и составление письменного сборника законов – «Салической правды».



Следующий этап в развитии Франкского королевства связан с образованием новой династии Каролингов. Чарльз Мартелл, видный деятель династии, победил арабов-мусульман в битве при Пуатье в 732 году и остановил их нападение на Западную Европу. Благодаря его энергичной политике влияние Каролингов увеличилось, и сын Карла Пепин Краткий стал первым франкским королем этой династии. Короли франков оказались верными союзниками Папы. Например, Пепин придал близость к Риму Папе, который создал здесь свое государство - Ватикан.

Франкское государство приобрело наибольшую мощь при Карле Великом. Всю свою жизнь он провел в войнах и снискал славу непобедимого полководца. Ему удалось значительно расширить границы государства, включая итальянские земли на северо-востоке Испании, чтобы покорить мятежные саксонские племена. Результатом завоеванной политики Карла стало восстановление империи - идея, поддерживаемая церковью и способствующая единству христианского мира. В 800 году в базилике Святого Петра в Риме Папа возложил корону на голову Карла и провозгласил его римским императором. Византия, считавшаяся единственным законным наследником Рима, вскоре должна была признать нового императора.

Созданная Карлом Великим империя рухнула под властью его внуков, которые после долгого спора в Вердене в 843 году достигли соглашения о разделе. Так были созданы королевства, положившие начало существованию современных государств - Франция, Италия и Германия. В начале X века. В ходе дальнейшего распада крупных государств в Европе было создано до пятнадцати независимых государств. Началась эпоха феодального упадка. Стоит подробнее остановиться на ее причинах.

Натуральное хозяйство ослабило связи в феодальном государстве. Благодаря развитию частной собственности дворянство было независимым от центральной власти. Возрастала зависимость крестьян от феодалов. Кроме того, люди, входившие в состав Каролингской империи, говорили на разных языках, имели разные обычаи и традиции. Западная Европа пережила одну из последних волн национальной миграции в IX - X веках. Начало роста населения Скандинавии при недостатке свободной земли привело к быстрой экспансии северных народов.

Сильнейшее нападение норманнов произошло на Восточно-Франкское королевство, которое происходило в основном в германских землях. Отто I Великий смог отбить нападение на свою страну. В 962 году Папа провозгласил императором Оттона I, а созданная им империя получила название Священной Римской империи германской нации. И хотя империя просуществовала более 800 лет, она оставалась аморфным образованием и не превратилась в реальную военно-политическую силу.


Наибольшим успехом викингов было покорение Англии. Частые споры между местными феодалами позволили датскому военачальнику Кнуту взойти на английский престол. Затем он также стал королем Дании и Норвегии и написал историю как Кнут Великий. Однако после его смерти созданная им сила растворилась, и Англия также освободилась от власти королей. Наступление королей Дании, Норвегии и Швеции на страны Западной Европы постепенно затихло. В странах Скандинавии, как и во всей Европе, начали развиваться феодальные отношения и распространяться христианство.

Еще одной характерной чертой европейских стран в средние века было засилье христианской церкви. Церковь была крупнейшим помещиком. Она имела значительное влияние на политику и правительство. В 1054 году христианская церковь разделилась на католическую и православную.

В отличие от Константинопольских Патриархов, Папы сохраняли свою независимость от византийских императоров, проявляли непослушание, а иногда и открыто выступали против них. Вскоре они стали играть особую роль во всей Церкви, которую Патриарх не признал.

Главным богословским диспутом между Восточной и Западной Церквями было латинское учение о сошествии Святого Духа от Отца и Сына. На Востоке было признано, что только Бог Отец может быть источником Святого Духа. Римская церковь проводила службы только на латыни, а византийские службы - на местных языках. Латеранский собор 1059 г. окончательно утвердил принцип независимости Римско-католической церкви от светских властей. В Византии была введена другая традиция - император был главой не только светской, но и церковной власти.

Римляне видели в падении своей империи триумф «варваров», начало «темных веков». Отношение к раннему средневековью в Европе как к периоду культурного упадка распространилось сначала в эпоху Возрождения, а затем в эпоху Просвещения. Подобная точка зрения преобладала в истории и в XIX веке.

Между тем, в раннем средневековье была заложена основа для резкого изменения облика современной Европы и быстрого распространения европейской цивилизации.

В то же время, в отличие от Западной Европы, почти полностью утратившей свои древние культурные сокровища в раннем средневековье, традиции греко-римской цивилизации в Византии не умерли. Старые традиции, временно ослабленные VII-IX века, возродились с X века. В XI-XII в мировоззрении византийской культуры произошли значительные изменения. Увеличиваются научные знания и возникает рационализм в философском мышлении. Рационалистические тенденции среди византийских философов и богословов проявились в желании сочетать веру с разумом, а иногда и приводить доводы в пользу веры.


Возобновление интереса к античности и усиление рационалистических тенденций отразились на развитии литературы. Появляются новые литературные жанры. Оживляется старый литературный жанр позднеантичных любовных историй. Византийцы узнали о восточной литературе (особенно индийской и арабской) через официальные переводы. Происходит постепенный, иногда все еще застенчивый отход от стереотипов и канонов, которые доминировали в литературе более ранних эпох. Есть тенденция к индивидуализации лица автора и проявлению авторской позиции. Литература оживает: сложная человеческая фигура заменяет однозначную характеристику главного героя как сосуда добра или хранилища зла. Воспеваются простые человеческие чувства - земная любовь, красота природы, дружба. Процветает народная литература разных жанров, национальный язык обретает гражданские права. Однако все эти новые процессы происходят в рамках средневековой мысли и церковной идеологии.

Вышеупомянутые новые явления в культуре XI-XII вв. Век получил дальнейшее развитие в поздневизантийском обществе. Однако идеологи правящей церкви противоречили нарастающим тенденциям византийской культуры. В XIII-XV вв. В византийской идеологии поляризованы два основных течения: наступающий предренессанс, связанный с появлением идеи гуманизма, и религиозно-мистический, воплощающий учение исихастов. Предренессансные тенденции в византийской культуре нашли свое выражение в развитии гуманистических черт: в литературе и философии растет интерес к человеческой личности, реальности вокруг человека и природы.

Византийская империя погибла под ударами турок в 1453 году, но культурное влияние Византийской империи пережило саму империю и оказало глубокое и продолжительное влияние на развитие культур во многих странах средневековой Европы. Византийская империя дала им возможность соприкоснуться с древним культурным наследием. Византийское культурное влияние было наиболее интенсивным в странах, где было введено православие, в том числе в Древней Руси.

Заключение


В заключении необходимо подвести итоги проделанной работы. В ходе исследования было выяснено, что культурные особенности Западной и Восточной Европы в достаточной степени отличны друг от друга. Основной причиной этого является значительное влияние варварских племен на территорию Западной Европы, заменившее собой культуру наследие Римской Империи. Однако на территории Восточной Европы общество Византия, наоборот, впитало в себя и активно использовало наследие, доставшееся от Античности, что повлекло за собой изменения во многих сферах культуры. Следовательно,