Файл: Истоки происхождения педагогики.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Решение задач

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 24

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ТИТУЛЬНЫЙ ЛИСТ

Оглавление


Введение 3

1. Истоки происхождения педагогики 4

2. Основные этапы развития педагогики и образования 7

Заключение 10

Список литературы 11



Введение


Развитие общества и изменения в отношениях между людьми всегда находили свое отражение в практике образования, обучения и воспитания подрастающих поколений, в целях и задачах школы, в педагогических теориях и системах. Обучение и воспитание — это процессы социальные, исторически обусловленные, в которых всегда отображаются цели и интересы господствующих классов общества, а также их политических партий. Чтобы правильно понять закономерности этих процессов, необходимо знать историю развития образования, воспитания, школы и педагогических теорий.

Анализ истории образования и его современного состояния подтверждает его неразрывность с конкретным временем. В любую эпоху и в любом обществе сама система образования, её идейные основы, цели, задачи, методы, структура и организация выражают состояние общества, и тенденции его развития. В свою очередь, именно образование оказывается решающим для реализации тех или иных социально-культурных тенденций и перспектив общественного развития, что обуславливает актуальность выбранной темы.

Целью данной работы является исследование истории педагогики и образования. Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи: используя имеющуюся учебную и научную литературу проанализировать история происхождения педагогики как науки. А также изучить история развития образования.

В заключении необходимо подвести итоги и сделать выводы.

1. Истоки происхождения педагогики


Слово «педагогика» происходит от сочетания греческих слов «пайдос», что значит «дитя» и слова «аго», что переводится как вести. Таким образом, если дословно перевести слово «педагогика», то получиться нечто вроде «детоводитель». Этим термином, педагог, в эпоху Античности называли раба, в чьи обязанности входило препровождение ребенка своего господина в школу, где непосредственно преподавательской деятельностью занимался так же раб, но получивший некоторое образование.


Со временем под этим термином стали понимать в общем смысле людей, в чьи обязанности входило «вести ребенка по жизни», проще говоря, на их плечи ложилось воспитание, обучение и ребенка, а также развитие его в духовном и телесном направлении. Не редко рядом с именами знаменитых деятелей ставили имена тех, кто занимался их обучением. С течением времени скопилось достаточное количество знаний для того, чтобы могла возникнуть новая наука о воспитании подрастающего поколения. Теоретические знания были очищены от «лишнего, были сделаны необходимые обобщения, вычленены наиболее существенные факты. Таким образом появилась новое направление в науке о воспитании и обучении подрастающего поколения – педагогика.

В таким виде педагогика просуществовала вплоть до средины двадцатого века. И лишь недавно появилось понимание того, что в квалифицированное воспитание необходимо не только детям, и, но и взрослым.

Если дать педагогике, в ее современном понимании, краткое определение, то педагогика это наука о воспитании человека. Под воспитанием в данном случае подразумевается образование, обучение и развитие.

На протяжении всего существования педагогики, велся поиск наиболее лучших способов для оказания помощи людям в наиболее толковом применении тех возможностей, которые были даны им от природы и развития новых качеств. В течении многих столетий по крупице собирались нужные знания, возникали, проверялись и отвергались различные педагогические системы. Процесс эволюции проходила и наука о воспитании, основной задачей которой стало накопление и классификация накопленных знаний, и воспитание человека.

При определении воспитания и науки о нем – педагогики, будем исходить из положения, что ни общества, ни воспитания «вообще» не существует, а есть конкретное общество на определенном этапе исторического развития и есть воспитание, направленность и уровень которого объективно отражают достигнутый уровень развития общества.

Несмотря на то, что педагогика занимается «вечными» проблемами, ее предмет конкретен: это воспитательная деятельность, осуществляемая в учебно-воспитательных учреждениях. Педагогика рассматривается как прикладная наука, направляющая свои усилия на оперативное решение возникающих в обществе проблем воспитания, образования, обучения.



Источниками эволюции педагогической науки являются многовековой опыт практической деятельности по воспитанию, который закреплен в жизни, в традициях, обычаях, народной педагогике. Так же это труды по философии, обществоведению, психологии.

Процесс воспитания корнями уходит в глубочайшие слои человеческой цивилизации. Нет сомнений, что оно возникло еще в эру первобытного человека. Воспитание подрастающего поколения происходило даже без осознания существования самой науки о воспитании, которая возникнет значительно позднее. В ту эпоху человечество уже были известны такие научные дисциплины как геометрия, астрономия и некоторые другие. Таким образом педагогика является одной из молодых и развивающихся направлений знания. Самые ранние обобщения, знания, полученные эмпирическим путем, умозаключения, сделанные из жизненного опыта, нельзя понимать за теоретически знания, так как все это является лишь предтечей науки о воспитании.

Неоспорим тот факт, что для возникновения любой научной дисциплины является жизненная потребность, которая появилась в тот момент, когда образование стало играть значительную роль для человеческого общества. Стало понятным, что человеческой общество развивается с разной скоростью. Это зависит от того, какое отношение в самом обществе к процессу воспитания и образования подрастающего поколения. Таким образом возникает необходимость в обобщении накопленного опыта воспитания, в создании специальных учреждений, предназначенных для педагогического процесса и воспитания подрастающего поколения к жизни в обществе.


2. Основные этапы развития педагогики и образования

Еще со времен первобытного человека человек накапливал и осмыслял опыт обучения и воспитания.

В западной Европе во времена Античности существовали афинские и спартанские школы. Позднее школы греческой культуры, монастырские школы, городские, соборные, существовали иезуитские и христианско-католические школы.

Учебные заведения существовали и на Востоке. К примеру, в Древнем Китае учащиеся изучали в учебных заведениях мораль, язык, политику и литературу. Здесь же, на Востоке, впервые была выдвинута концепция идеального человека. Идеально не в смысле происхождения, в смысле обучения и воспитания. Мыслители арабских стран во все времена пытались увеличить значимость образования, делая акцент на систематическом и постоянном обучении, а также необходимости разностороннего физического и духовного совершенствования человека, развития у него уважительного отношения к старшему поколению, чувству справедливости, вежливость и смелость.


В дальнейшем систему образования монополизировала христианская религия. Педагоги средних веков всецело перенаправили образование в религиозное русло, которое со всех сторон оказалось стиснутым теологией, тем самым потеряв свободу и прогрессивность системы воспитания, присущую временам Античности. В течении двенадцати веков в Европе незыблемыми оставались догмы и принципы схоластики.

Среди церковных деятелей находились и образованные, для своего времени, конечно же, мыслители и философы. Для примера можно смело назвать Тертуллиана (160-222), Августина (354-430), теолога Фиму Аквинского (1225-1274) и многие другие. В их заслуги можно записать написание большого количества трудов об воспитании и духовном образовании людей.

Большая заслуга в развитии педагогики и системы образования принадлежит Яну Коменскому. В период первых европейских буржуазных революций этот педагог-гуманист объединил и переосмыслил всю накопленную за предыдущие столетия педагогическую и воспитательную практику Европы и создал стройную педагогическую систему. Им был написал труд «Великая диалектика», в которой педагог-гуманист рассматривал главные проблемы процесса воспитания и обучения. Ян Коменский стал первым, кто ввел классно-урочную систему обучения. Его педагогическая теория являлась часть обширной социально-политической концепции ученого. Эту концепцию он так же изложил в виде колоссальной работы «Общий совет об исправлении дел человеческих», в которой содержалась часть, полностью затрагивающая вопрос педагогики и образования («Пампедия»). К примеру, в «Пампедии» Каменский сформулировал и раскрыл идею безостановочного образования и воспитания человека в течении всей его жизни, а также изложил требования для подготовки книг, которые должны послужить основным инструментом для образования. Помимо этого, в «Пампедию» включено и множество других рекомендаций для педагогического и образовательного процесса.

Помимо Я. Каменского значительный вклад в дело развитие педагогики и образования внесли такие видные деятели как И.Г. Песталоцци, А. Дистервег, К.Н. Вентцель и многие другие.

Что же касается нашей страны, то формирование стройной системы образования было непосредственно связано с созданным специально для этой задачи министерством народного просвещения. Основой работы данного учреждения стали работы основоположника российской педагогики К.Д. Ушинского. Именно благодаря его деятельности стала возможна реализация идеи народности общественного образования.


Прошлое столетие ознаменовано довольно быстрым развитием педагогики и образования. Это применимо как к Западу, так и Востоку. Педагогика и система образования были ориентированы в первую очередь на обслуживание экономического развития общества, потребность в создании высокотехнологичных образовательных систем, а также необходимостью подготовить специалистов определенного профиля. Таким образом на Западе возникли все условия для преобразования педагогики в чисто узкоприкладную сферу знаний, которая была бы ориентирована, в первую очередь, на решение проблем, которые относятся к процессу подготовки педагогов-управленцев.

До сих пор основной задачей педагогики и образования было, в основном, воспитание подрастающего поколения, увеличение эффективности и качества образования, а также всестороннего развития личности. Педагогика имела следующие направления: детская педагогика, профессиональное образование, семейное воспитание, высшая школа, военная педагогическая подготовка, дефектология, история педагогики.

На данный момент в нашей стране педагогическая наука и система образования направлена на обслуживание процесса обучения в большом количестве учебных заведений, усовершенствование профессиональной деятельности педагогов различного профиля, а так же на подготовку специалистов социального направления.


Заключение


В заключении подведем итог проделанной работы.

В результате исследования мы пришли к выводу, что педагогика представляет собой науку, которая вобрала в себя знания и опыт многих поколений людей, занимавшихся воспитанием и обучением подрастающего поколения. Педагогика, в том виде, в которой она существует на данный момент является результатом многих годов исследований закономерностей формирования разносторонней и гармонично развитой личности. Высокая квалификация педагога позволяет прибегать к наиболее оптимальным педагогическим решениям в процессе обучения.

Нельзя давать качественное образование без глубокого понимания науки воспитания. Это доказано многочисленной практической деятельностью. Квалифицированный педагог обязан знать закономерности обучения и воспитания, владеть методами педагогического процесса. Все это является базисом мастерства преподавательской науки. К усвоению педагогик необходимо подходить как к научно-познавательской деятельности, которая является основой можно и должно развиться искусство воспитания, как неотделимой части педагогической деятельности. Ведь стать педагогом дано не каждому. Для этого у человека должен быть внутренний зов, понимание того, что его дорога — это дорога исканий и бесконечных тревог, сомнений и суровых требований к самому себе как к профессионалу, дорога ежедневной и тяжкой работы.