Файл: Методические указания к лабораторным работам по Delphi Lazarus.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 138
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Методические указания к лабораторным работам по Delphi / Lazarus
Назначение курса лабораторных работ
Плюсы и минусы Delphi по сравнению с другими системами разработки
Основные проблемы, встречающиеся при написании программ на Delphi
Основные сведения о среде разработки Delphi
Порядок и сроки сдачи лабораторных работ по Delphi
Общие требования к выполнению лабораторных работ
Разработка первого приложения на Delphi
Лабораторная работа № 1 – программа "Сотрудники"
Дерево объектов (Object TreeView) позволяет просматривать список объектов в текущей форме в виде дерева (с учетом вложенности) и быстро переходить к нужному компоненту.
Инспектор объектов (Object Inspector) позволяет настроить внешний вид и поведение конкретного компонента в процессе разработки. Он содержит 2 закладки: «Свойства» (Properties) и «События» (Events). На закладке Properties можно назначать отдельные свойства данного компонента, а на закладке Events – связывать свои обработчики с событиями, определенными для данного компонента. Каждый компонент имеет свой набор свойств и событий, хотя у разных компонентов отдельные свойства и события могут повторяться. В инспекторе объектов всегда отображаются свойства и события текущего (выбранного) компонента.
Окно формы (Form Window) содержит прототип будущего главного окна вашего приложения. На форме можно размещать компоненты и настраивать их размещение и внешний вид.
Окно редактора исходного текста (Edit Window) содержит исходные тексты одного или нескольких модулей проекта (как минимум, того модуля, который соответствует текущей редактируемой форме).
Работа с проектами
Каждое приложение в Delphi представлено в виде проекта. Когда вы запускаете Delphi, она по умолчанию создает новый пустой проект. Если уже открыт другой проект, то выберите из меню команду File | New Application, чтобы создать новый проект.
Когда вы открываете новый проект, Delphi автоматически создает следующие файлы:
-
Project1.dpr – файл с исходным текстом (файл проекта) -
Unit1.pas – файл с исходным текстом, связанный с соответсвующим файлом формы (файл модуля) -
Unit1.dfm – ресурсный файл, который хранит информацию о главной форме проекта (файл формы)
Каждая форма всегда имеет свои собственные файл модуля (Unit1.pas) и файл формы (Unit1.dfm). Если вы создаете вторую форму, то автоматически будут созданы файлы Unit2.pas и Unit2.dfm и т.д.
Важно: для каждого нового проекта необходимо создавать отдельную папку и сохранять все файлы проекта в ней для того, чтобы файлы одного проекта случайно не оказались перезаписанными файлами другого проекта!
Чтобы сохранить файлы проекта на диске, выберите из меню команду File | Save All (Shift + Ctrl + S). Когда появится диалоговое окно Сохранить:
-
Перейдите в папку, в которую вы будете сохранять файлы проекта (при необходимости создайте ее, используя кнопку Создать папку (Create New Folder)). -
Сохраните Unit1, используя имя по умолчанию Unit1.pas. -
Сохраните проект под именем, которое соответсвует содержанию вашего проекта, например: Kartoteka, TextEditor, Lab2. Это важно делать еще и потому, что Delphi создает исполняемый файл с таким же именем, как и имя проекта.
Предположим, вы сохранили проект под именем TextEditor. При этом Delphi создает в папке проекта дополнительные вспомогательные файлы, удалять которые не следует:
-
TextEditor.cfg – файл конфигурации проекта (опций компилятора) -
TextEditor.dof – файл параметров проекта -
TextEditor.res – файл ресурсов Windows
В дальнейшем, чтобы открыть ранее сохраненный проект, надо выбрать из меню команду File | Open Project (Ctrl + F11).
Полезные горячие клавиши
F1 – вызвать контекстную помощь (по текущему компоненту, свойству, ключевому слову)
Shift + Ctrl + S (File | Save All) – сохранить все файлы текущего проекта
Ctrl + F11 (File | Open Project...) – открыть проект
Shift + Ctrl + F11 (Project | Options...) – изменить параметры проекта
F11 (View | Object Inspector) – показать инспектор объектов
F12 (View | Toggle Form/Unit) – переключиться между формой и соответствующим модулем
Ctrl + F12 (View | Units...) – выдать список всех модулей в проекте
Shift + F12 (View | Forms...) – выдать список всех форм в проекте
F9 (Run | Run) – откомпилировать и запустить программу на выполнение
F8 (Run | Step Over) – пошаговое выполнение программы, не заходя в вызываемые функции
F7 (Run | Trace Into) – пошаговое выполнение программы с заходом в вызываемые функции
Ctrl + F2 (Run | Program Reset) – прервать («сбросить») зависшую программу
Delete – удалить активный (выбранный) компонент с формы
Порядок и сроки сдачи лабораторных работ по Delphi
Лабораторные работы выполняются бригадами студентов, по 1-2 человека. Всего лабораторных работ 3 (три). Сдача лабораторных работ осуществляется последовательно: защита старшей работы до защиты младшей не допускается.
Сдача лабораторных работ осуществляется в 2 этапа: сначала студенты разрабатывают программу в строгом соответствии с заданием, а затем защищают ее. В процессе защиты каждый из членов бригады должен уметь рассказать, как работает программа, и ответить на любые вопросы преподавателя по тексту программы.
В начале семестра преподавателем устанавливаются сроки сдачи для каждой лабораторной работы. В случае незащиты/невыполнения работы в указанные сроки бригада студентов получает произвольное дополнительное задание к данной работе.
Сроки сдачи лабораторных работ (без дополнительного задания):
-
1 работа – 4 учебные недели (до 14 марта) -
2 работа – 8 учебных недель (до 11 апреля) -
3 работа – 12 учебных недель (до 9 мая)
Общие требования к выполнению лабораторных работ
-
Каждая программа разрабатывается в соответствии с программой-образцом (task1.exe – task3.exe) и требованиями к конкретной лабораторной работе, каждый пункт из которых является обязательным. Общие требования ко всем программам изложены дальше и также являются обязательными для исполнения. Отклония от образца допускаются в названиях элементов, их расположении, цвете, шрифтах, то есть дизайне, но не функциональности программы! (Также смотри пункт 7.) -
Каждая программа должна иметь осмысленный заголовок, точно такой же заголовок должен отображаться в панели задач (task bar). -
Главное окно программы всегда должно открываться в центре экрана (независимо от разрешения монитора) и иметь кнопку минимизации. -
Диалоговые окна программы (например, окно «О программе») должны иметь тип bsDialog (свойство Form.BorderStyle) и быть модальными. -
Если главное окно программы фиксированного размера (его размеры не предусмотрено изменять), то его тип должен быть bsSingle, а не bsDialog, при этом кнопка минимизации должна быть разрешена, а кнопка максимизации запрещена. -
Надписи и элементы управления в формах должны быть выровнены друг относительно друга. Предпочтительным языком надписей является русский. Пустое место в формах должно использоваться равномерно. -
Внешний вид программы является такой же неотъемлемой частью задания, как и его функциональность. Каждая программа должна иметь красивый и опрятный вид! -
Если в программе имеются поля ввода, допускающие только определенные значения (например, год рождения или дата), то должны быть предусмотрены проверки, определяющие корректность введенных значений.
Разработка первого приложения на Delphi
В данном разделе приводится пошаговое руководство по разработке простейшего приложения на Delphi – программы «Человек» (программа-образец – intro.exe).
Требования к программе
Программа должна реализовывать следующие функции:
-
Заполнение 3-х строк ввода предопределенной информацией. -
Очистка содержимого 3-х строк ввода. -
Склейка содержимого 3-х строк ввода (с добавлением разделительных пробелов) и перенос их в заголовок формы и в панель задач. -
Отображение диалогового окна «О программе». Окно должно содержать картинку и несколько строк текста о назначении программы, ее разработчике и годе разработки. Диалогое окно должно быть модальным (не допускать переключение на главное окно программы без его завершения). -
Завершение работы с программой.
Создание нового проекта и первый запуск
-
Выберите из меню команду File | New Application, чтобы создать новый проект. Перед вами на экране появится заготовка будущей формы. -
Выберите из меню команду File | Save All (Shift + Ctrl + S), чтобы сохраните файлы проекта на диске. Когда появится диалоговое окно «Сохранить»:
-
Нажмите кнопку «Создать папку» (Create New Folder) и создайте папку FirstApp внутри вашей домашней папки D:\<номер-вашей-группы>. -
Перейдите внутрь папки FirstApp. -
Сохраните Unit1, используя имя по умолчанию Unit1.pas. -
Сохраните проект под именем FirstApp.
-
Нажмите клавишу F9 (или выберите из меню команду Run | Run), чтобы откомпилировать и запустить на выполнение программу. В настоящий момент она еще не содержит ни одного компонента и ничего не умеет делать, кроме стандартных возможностей изменения размеров окна, минимизации, максимизации и выхода. -
Чтобы завершить работу с программой и вернуться в среду разработки Delphi, выполните одно из следующих действий:
-
щелкните по значку Х в правом верхнем углу заголовка программы; -
выберите команду «Закрыть» (Close) из системного меню программы, расположенного в левом верхнем углу заголовка программы; -
нажмите Alt + F4; -
переключитесь в Delphi и нажмите Ctrl + F2 (или команду меню Run | Program Reset).
Добавление компонентов к форме
Создавая приложение, мы должны прежде всего разработать макет будущей формы, то есть разместить на ней все необходимые элементы управления (в терминологии Delphi «компоненты»).
Все компоненты, которые нам потребуются в этом приложении, расположены на закладке Standard. Нам необходимо будет добавить на форму компоненты рамку, 3 метки (строки с фиксированным текстов), 3 строки редактирования и 5 кнопок.
-
Добавим компонент GroupBox (рамка) к форме. Для этого:
-
щелкните по компоненту GroupBox на закладке Standard, чтобы выбрать его (подсказка: когда вы подводите курсор мыши к компоненту, то появляется всплывающая подсказка с именем этого компонента); -
щелкните в верхней части формы, чтобы разместить компонент в этом месте; -
используя жирные черные точки, измените размеры компонента: GroupBox должен занимать примерно 90% ширины и 70% высоты нашей формы.
-
Внутри компонента GroupBox разместим 3 метки (компонент Label) и 3 строки редактирования (компонент Edit), метки – слева вертикально друг под другом, строки редактирования – справа напротив их. -
Под компонентом GroupBox и вне его разместим горизонтальный ряд из 5 кнопок (компонент Button).
Выровняем теперь однотипные компоненты по горизонтали и вертикали:
-
Выровняем группу из 3 меток:
-
Прежде всего необходимо выделить группу. Для этого используйте операцию Shift + Click, т.е. при нажатой клавише Shift последовательно щелкайте на те компоненты, которые вы хотите поместить в группу (в данном случае, метки). Обратите внимание, что компоненты, выбранные в группу, выделяются 4 серыми точками. Внимательно следите, чтобы в группу случайно не попали другие компоненты. Чтобы исключить компонент из группы, используется та же операция Shift + Click.
-
Выберите из меню команду Edit | Align… -
В появившемся окошке Alignment по горизонтали выберите Left sides (выравнивание по левой границе компонентов), а по вертикали – Space equally (равномерно распределить свободное пространство) и нажмите OK.
-
Аналогично выровняйте группу из 3 строк редактирования, расположенных справа от меток. -
Выровняем группу из 5 кнопок, расположенных внизу формы:
-
Используя операцию Shift + Click, выделите группу из 5 кнопок. -
Выберите из меню команду Edit | Align… -
В появившемся окошке Alignment по горизонтали выберите Space equally (равномерно распределить свободное пространство), а по вертикали – Tops (выравнивание по верхней границе компонентов) и нажмите OK. -
Еще раз вызовите окошко Alignment, выберите теперь по горизонтали Center in window (разместить в центре окна) и нажмите OK.
Сохраните изменения, сделанные в проекте, нажав кнопку Save All на панели инструментов.
Установка свойств компонентов
Для того, чтобы компоненты вели себя в приложении так, как задумал разработчик, их необходимо должным образом настроить. Делается это при помощи Инспектора объектов (Object Inspector).