Файл: Методические указания к лабораторным работам по Delphi Lazarus.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 122

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Дерево объектов (Object TreeView) позволяет просматривать список объектов в текущей форме в виде дерева (с учетом вложенности) и быстро переходить к нужному компоненту.
Инспектор объектов (Object Inspector) позволяет настроить внешний вид и поведение конкретного компонента в процессе разработки. Он содержит 2 закладки: «Свойства» (Properties) и «События» (Events). На закладке Properties можно назначать отдельные свойства данного компонента, а на закладке Events – связывать свои обработчики с событиями, определенными для данного компонента. Каждый компонент имеет свой набор свойств и событий, хотя у разных компонентов отдельные свойства и события могут повторяться. В инспекторе объектов всегда отображаются свойства и события текущего (выбранного) компонента.
Окно формы (Form Window) содержит прототип будущего главного окна вашего приложения. На форме можно размещать компоненты и настраивать их размещение и внешний вид.
Окно редактора исходного текста (Edit Window) содержит исходные тексты одного или нескольких модулей проекта (как минимум, того модуля, который соответствует текущей редактируемой форме).

Работа с проектами



Каждое приложение в Delphi представлено в виде проекта. Когда вы запускаете Delphi, она по умолчанию создает новый пустой проект. Если уже открыт другой проект, то выберите из меню команду File | New Application, чтобы создать новый проект.
Когда вы открываете новый проект, Delphi автоматически создает следующие файлы:

  • Project1.dpr – файл с исходным текстом (файл проекта)

  • Unit1.pas – файл с исходным текстом, связанный с соответсвующим файлом формы (файл модуля)

  • Unit1.dfm – ресурсный файл, который хранит информацию о главной форме проекта (файл формы)


Каждая форма всегда имеет свои собственные файл модуля (Unit1.pas) и файл формы (Unit1.dfm). Если вы создаете вторую форму, то автоматически будут созданы файлы Unit2.pas и Unit2.dfm и т.д.
Важно: для каждого нового проекта необходимо создавать отдельную папку и сохранять все файлы проекта в ней для того, чтобы файлы одного проекта случайно не оказались перезаписанными файлами другого проекта!

Чтобы сохранить файлы проекта на диске, выберите из меню команду File | Save All (Shift + Ctrl + S). Когда появится диалоговое окно Сохранить:

  • Перейдите в папку, в которую вы будете сохранять файлы проекта (при необходимости создайте ее, используя кнопку Создать папку (Create New Folder)).

  • Сохраните Unit1, используя имя по умолчанию Unit1.pas.

  • Сохраните проект под именем, которое соответсвует содержанию вашего проекта, например: Kartoteka, TextEditor, Lab2. Это важно делать еще и потому, что Delphi создает исполняемый файл с таким же именем, как и имя проекта.


Предположим, вы сохранили проект под именем TextEditor. При этом Delphi создает в папке проекта дополнительные вспомогательные файлы, удалять которые не следует:

  • TextEditor.cfg – файл конфигурации проекта (опций компилятора)

  • TextEditor.dof – файл параметров проекта

  • TextEditor.res – файл ресурсов Windows


В дальнейшем, чтобы открыть ранее сохраненный проект, надо выбрать из меню команду File | Open Project (Ctrl + F11).

Полезные горячие клавиши



F1 – вызвать контекстную помощь (по текущему компоненту, свойству, ключевому слову)
Shift + Ctrl + S (File | Save All) – сохранить все файлы текущего проекта

Ctrl + F11 (File | Open Project...) – открыть проект

Shift + Ctrl + F11 (Project | Options...) – изменить параметры проекта
F11 (View | Object Inspector) – показать инспектор объектов

F12 (View | Toggle Form/Unit) – переключиться между формой и соответствующим модулем

Ctrl + F12 (View | Units...) – выдать список всех модулей в проекте

Shift + F12 (View | Forms...) – выдать список всех форм в проекте
F9 (Run | Run) – откомпилировать и запустить программу на выполнение

F8 (Run | Step Over) – пошаговое выполнение программы, не заходя в вызываемые функции

F7 (Run | Trace Into) – пошаговое выполнение программы с заходом в вызываемые функции

Ctrl + F2 (Run | Program Reset) – прервать («сбросить») зависшую программу
Delete – удалить активный (выбранный) компонент с формы



Порядок и сроки сдачи лабораторных работ по Delphi



Лабораторные работы выполняются бригадами студентов, по 1-2 человека. Всего лабораторных работ 3 (три). Сдача лабораторных работ осуществляется последовательно: защита старшей работы до защиты младшей не допускается.
Сдача лабораторных работ осуществляется в 2 этапа: сначала студенты разрабатывают программу в строгом соответствии с заданием, а затем защищают ее. В процессе защиты каждый из членов бригады должен уметь рассказать, как работает программа, и ответить на любые вопросы преподавателя по тексту программы.
В начале семестра преподавателем устанавливаются сроки сдачи для каждой лабораторной работы. В случае незащиты/невыполнения работы в указанные сроки бригада студентов получает произвольное дополнительное задание к данной работе.
Сроки сдачи лабораторных работ (без дополнительного задания):

  • 1 работа – 4 учебные недели (до 14 марта)

  • 2 работа – 8 учебных недель (до 11 апреля)

  • 3 работа – 12 учебных недель (до 9 мая)


Общие требования к выполнению лабораторных работ





  1. Каждая программа разрабатывается в соответствии с программой-образцом (task1.exe  task3.exe) и требованиями к конкретной лабораторной работе, каждый пункт из которых является обязательным. Общие требования ко всем программам изложены дальше и также являются обязательными для исполнения. Отклония от образца допускаются в названиях элементов, их расположении, цвете, шрифтах, то есть дизайне, но не функциональности программы! (Также смотри пункт 7.)

  2. Каждая программа должна иметь осмысленный заголовок, точно такой же заголовок должен отображаться в панели задач (task bar).

  3. Главное окно программы всегда должно открываться в центре экрана (независимо от разрешения монитора) и иметь кнопку минимизации.

  4. Диалоговые окна программы (например, окно «О программе») должны иметь тип bsDialog (свойство Form.BorderStyle) и быть модальными.

  5. Если главное окно программы фиксированного размера (его размеры не предусмотрено изменять), то его тип должен быть bsSingle, а не bsDialog, при этом кнопка минимизации должна быть разрешена, а кнопка максимизации запрещена.

  6. Надписи и элементы управления в формах должны быть выровнены друг относительно друга. Предпочтительным языком надписей является русский. Пустое место в формах должно использоваться равномерно.

  7. Внешний вид программы является такой же неотъемлемой частью задания, как и его функциональность. Каждая программа должна иметь красивый и опрятный вид!

  8. Если в программе имеются поля ввода, допускающие только определенные значения (например, год рождения или дата), то должны быть предусмотрены проверки, определяющие корректность введенных значений.

Разработка первого приложения на Delphi



В данном разделе приводится пошаговое руководство по разработке простейшего приложения на Delphi – программы «Человек» (программа-образец – intro.exe).

Требования к программе



Программа должна реализовывать следующие функции:

  1. Заполнение 3-х строк ввода предопределенной информацией.

  2. Очистка содержимого 3-х строк ввода.

  3. Склейка содержимого 3-х строк ввода (с добавлением разделительных пробелов) и перенос их в заголовок формы и в панель задач.

  4. Отображение диалогового окна «О программе». Окно должно содержать картинку и несколько строк текста о назначении программы, ее разработчике и годе разработки. Диалогое окно должно быть модальным (не допускать переключение на главное окно программы без его завершения).

  5. Завершение работы с программой.


Создание нового проекта и первый запуск





  1. Выберите из меню команду File | New Application, чтобы создать новый проект. Перед вами на экране появится заготовка будущей формы.

  2. Выберите из меню команду File | Save All (Shift + Ctrl + S), чтобы сохраните файлы проекта на диске. Когда появится диалоговое окно «Сохранить»:

  • Нажмите кнопку «Создать папку» (Create New Folder) и создайте папку FirstApp внутри вашей домашней папки D:\<номер-вашей-группы>.

  • Перейдите внутрь папки FirstApp.

  • Сохраните Unit1, используя имя по умолчанию Unit1.pas.

  • Сохраните проект под именем FirstApp.

  1. Нажмите клавишу F9 (или выберите из меню команду Run | Run), чтобы откомпилировать и запустить на выполнение программу. В настоящий момент она еще не содержит ни одного компонента и ничего не умеет делать, кроме стандартных возможностей изменения размеров окна, минимизации, максимизации и выхода.

  2. Чтобы завершить работу с программой и вернуться в среду разработки Delphi, выполните одно из следующих действий:

  • щелкните по значку Х в правом верхнем углу заголовка программы;

  • выберите команду «Закрыть» (Close) из системного меню программы, расположенного в левом верхнем углу заголовка программы;

  • нажмите Alt + F4;

  • переключитесь в Delphi и нажмите Ctrl + F2 (или команду меню Run | Program Reset).


Добавление компонентов к форме



Создавая приложение, мы должны прежде всего разработать макет будущей формы, то есть разместить на ней все необходимые элементы управления (в терминологии Delphi «компоненты»).
Все компоненты, которые нам потребуются в этом приложении, расположены на закладке Standard. Нам необходимо будет добавить на форму компоненты рамку, 3 метки (строки с фиксированным текстов), 3 строки редактирования и 5 кнопок.



  1. Добавим компонент GroupBox (рамка) к форме. Для этого:

  • щелкните по компоненту GroupBox на закладке Standard, чтобы выбрать его (подсказка: когда вы подводите курсор мыши к компоненту, то появляется всплывающая подсказка с именем этого компонента);

  • щелкните в верхней части формы, чтобы разместить компонент в этом месте;

  • используя жирные черные точки, измените размеры компонента: GroupBox должен занимать примерно 90% ширины и 70% высоты нашей формы.

  1. Внутри компонента GroupBox разместим 3 метки (компонент Label) и 3 строки редактирования (компонент Edit), метки – слева вертикально друг под другом, строки редактирования – справа напротив их.

  2. Под компонентом GroupBox и вне его разместим горизонтальный ряд из 5 кнопок (компонент Button).

Выровняем теперь однотипные компоненты по горизонтали и вертикали:

  1. Выровняем группу из 3 меток:

  • Прежде всего необходимо выделить группу. Для этого используйте операцию Shift + Click, т.е. при нажатой клавише Shift последовательно щелкайте на те компоненты, которые вы хотите поместить в группу (в данном случае, метки). Обратите внимание, что компоненты, выбранные в группу, выделяются 4 серыми точками. Внимательно следите, чтобы в группу случайно не попали другие компоненты. Чтобы исключить компонент из группы, используется та же операция Shift + Click.

  • Выберите из меню команду Edit | Align…

  • В появившемся окошке Alignment по горизонтали выберите Left sides (выравнивание по левой границе компонентов), а по вертикали – Space equally (равномерно распределить свободное пространство) и нажмите OK.

  1. Аналогично выровняйте группу из 3 строк редактирования, расположенных справа от меток.

  2. Выровняем группу из 5 кнопок, расположенных внизу формы:

  • Используя операцию Shift + Click, выделите группу из 5 кнопок.

  • Выберите из меню команду Edit | Align…

  • В появившемся окошке Alignment по горизонтали выберите Space equally (равномерно распределить свободное пространство), а по вертикали – Tops (выравнивание по верхней границе компонентов) и нажмите OK.

  • Еще раз вызовите окошко Alignment, выберите теперь по горизонтали Center in window (разместить в центре окна) и нажмите OK.

Сохраните изменения, сделанные в проекте, нажав кнопку Save All на панели инструментов.

Установка свойств компонентов



Для того, чтобы компоненты вели себя в приложении так, как задумал разработчик, их необходимо должным образом настроить. Делается это при помощи Инспектора объектов (Object Inspector).