ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 20.09.2021
Просмотров: 380
Скачиваний: 1
Министерство сельского хозяйства Российской Федерации
ФГБОУ ВПО Тюменская государственная сельскохозяйственная академия
Институт экономики и финансов
Кафедра «Статистики и экономического анализа»
ЗАДАНИЯ
к выполнению курсового проекта по статистике для студентов 3 курса экономических специальностей ВУЗа
Тюмень 2011 г.
Методические указания составлены доцентом Савицкая Е.А.,
ст. преподавателем Агапитовой Л.Г.
Методические рекомендации рассмотрены и утверждены на заседании кафедры
протокол №1 от 20.09.2011г.
Методические рекомендации утверждены Методической комиссией ИЭиФ
протокол № _ от .2011г.
Введение
Курсовой проект по сельскохозяйственной статистике является самостоятельной работой студента по статистическому изучению сложных массовых явлений сельскохозяйственного производства. Он выполняется во внеучебное время по индивидуальной теме на фактическом материале группы с.-х. предприятий.
В процессе работы над проектом студент должен творчески применить основные статистические методы (статистическое наблюдение, простые, комбинационные группировки, метод средних и относительных величин, табличный, графический, индексный, корреляционный и др.), а также закрепить и более полно освоить приемы расчетов и анализа системы показателей сельскохозяйственной статистики. В результате выполнения проекта необходимо сделать по изучаемой теме обоснованные выводы и предложения.
При выполнении проекта студент использует учебники и другую литературу, ему предоставляется статистические материалы по совокупности предприятий, на основе которых выполняется проект.
Курсовой проект рекомендуется выполнять в такой последовательности:
-
Уяснение задачи и основного содержания проекта.
-
Составление программы выборки статистических данных.
-
Сбор и проверка данных.
-
Группировка предприятий и сводка.
-
Разработка макетов таблиц.
-
Расчет показателей, заполнение таблиц и построение графиков.
-
Анализ полученных данных и формулировка выводов и предложений.
Рассмотрим последовательно содержание отдельных этапов работы над курсовым проектом по сельскохозяйственной статистике.
-
Уяснение задачи и основного содержания проекта следует начать с внимательного ознакомления с «Программой разработки курсового проекта», которые будут приведены ниже. В «Программе» сформулирована тема проекта и указано, какие показатели необходимо рассчитать и какие изучить вопросы. Далее необходимо ознакомиться с объемом и составом совокупности предприятий, характером отчетных данных. На этом этапе работы важно также изучить имеющуюся литературу по теме проекта и постановление руководящих органов по этим вопросам и др.
-
Составление программы выборки сводится к установлению перечня показателей, которые должны быть получены из отчетности по каждому предприятию и затем использованы для проведения всех расчетов по предлагаемой теме проекта. При разработке программы выборки необходимо установить какие абсолютные величины потребуются для расчетов каждого относительного показателя, указанного в «Программе», а затем составить перечень всех необходимых показателей.
Так как в программе разработки проекта иногда называются не отдельные показатели, а их группы (например, Проанализировать структуру кормового рациона», «Изучить урожайность основных культур» и т.д.) или указано какой метод применить (например, «Провести индексный анализ затрат на корма»), то предварительно необходимо такие указания расшифровать и записать в виде отдельных относительных показателей.
-
Сбор и проверка данных. Числовые значения всех показателей намеченных программой выборки, записываются по каждому хозяйству на отдельную карточку-фишку. Запись ведется следующим образом. На каждую фишку записывается название хозяйства, района, области, год. при выписке данных необходимо быть очень внимательным потому, что ошибки, неточности и небрежность могут при сборе материалов обесценить всю последующую работу. При переносе цифр из отчетов на фишки, цифры необходимо проверить логически и арифметически. Особенно внимательно должны проверяться показатели, используемые в качестве группировочных признаков. Без тщательной проверки всех данных проводить группировку и сводку нельзя.
-
Группировка предприятий и сводка данных. Цель этой работы состоит в том, чтобы выделить в изучаемой совокупности этих хозяйств, существенно отличные группы предприятий с разными условиями, передовые хозяйства отделить от отстающих. По каждому предприятию с учетом наличных данных должны быть рассчитаны показатели, характеризующие:
а) природные условия – качество почв, осадки, температуру и т.д.
б) экономические условия – обеспеченность хозяйства основными средствами производства и рабочей силой, специализация и размеры производства, местоположения и др.
в) результаты производства – производительность труда, выход продукции на 100 га земли, урожайность, себестоимость и т.п.
На основании производственного анализа отбираются наиболее существенные группировочные признаки.
Группы хозяйств могут выделяться по атрибутивным признакам и количественным.
Группировку по количественному признаку следует проводить по этапам:
а) построить ранжированный ряд, изобразить его графически и проанализировать. Если в ряду будут хозяйства, резко отличающиеся по значению признаков от всей совокупности, то их необходимо выделить в особую группу.
б) построить интервальный ряд и изобразить его графически. Для хозяйств с постепенно меняющимися группировочными признаками разделение на группы произвести на равных интервалах. Величина интервала определяется по формуле:
где Хmax – Xmin максимальное и минимальное значение группировочного признака в интервальном ряду,
n – число групп.
При 25-40 хозяйствах в совокупности количество групп необходимо взять равным 5-6. выделенные группы должны удовлетворять двум основным требованиям:
-
Качественная однородность хозяйств, входящих в группу.
-
Достаточно большая численность хозяйств в группе.
По полученным типическим группам проводится сводка, т.е. суммируются данные фишек по каждой группе в отдельности и затем в целом по всей совокупности предприятий. Результаты записываются в сводные фишки по группам и в целом. На каждой фишке отдельного хозяйства указывается № группы, к которой это хозяйство относится.
5. Разработка макетов таблиц – важнейшая часть работы над проектом. Статистическая таблица, как известно, представляет собой систему статистических показателей, связанных единством совокупности и единством отражаемой в них стороны сложного явления. Макет – это схема или скелет таблицы. В нем указывается название подлежащего (групп) или отдельных объектов, наименование показателей сказуемого, строки, графы.
Макеты составляются в соответствии с «Программой курсового проекта» и перечнем показателей, составленного при разработке программ выборки.
Заголовки необходимо делать краткими, ясно выражающими основное содержание таблицы. Название показателей должны быть полными, сокращения можно использовать только общепринятые, единицы измерения указывать в названии таблицы или в специально выделенной графе. Таблица должна иметь или средние показатели по совокупности.
6. Расчет показателей, заполнение таблиц и построение графиков.
Показатели для характеристики групп рассчитываются в соответствии с программой разработки проекта и составленными материалами макетами таблиц на основании сводных данных по группам. Все цифры в таблицах должны быть записаны с одинаковой для каждого показателя точностью.
После заполнения таблиц в проекте должны быть построены различные графики (линейные, столбиковые, ленточные, круговые, площадные диаграммы).
При построении графиков, применение индексного, корреляционного и других методов анализа необходимо пользоваться имеющимися методическими пособиями по этим вопросам.
Комбинационная группировка проводится по двум важным признакам. Для этого вначале рассчитываются оба группировочных признака, затем выделяются группы предприятий по одному признаку, а внутри полученных по другому. Для каждого группировочного признака при определении интервала число групп должно быть не более 3.
7. Анализ полученных данных, формулировка выводов и предложений. Рассчитанные и представленные в табличной или графической форме показатели необходимо тщательно проанализировать и результаты анализа изложить в письменной форме. Готовый курсовой проект должен представлять собой рукопись объемом 30-50 стр., включая таблицы и графики. В ней излагается задача проекта, дается краткая природно-экономическая характеристика совокупности, обоснование выбора группировочных признаков, последовательно описывается проведение группировки, приводятся готовые таблицы с расчетными показателями, дается их анализ с выводами.
При анализе данных необходимо сопоставить одноименные показатели по группам и в динамике, а также рассмотреть взаимосвязь показателей внутри отдельных групп. При сопоставлении показателей рекомендуется использовать не только абсолютные данные, но и также относительные величины (в процентах, во сколько раз больше и т.д.).
Выводы должны быть конкретными и прямо вытекать из анализа фактического материала. В конце проекта дается сжатое заключение.
Приложение 1
Образец титульного листа
Министерство
сельского хозяйства Российской
Федерации
ФГБОУ ВПО Тюменская
государственная сельскохозяйственная
академия
Институт экономики
и финансов
Кафедра «Статистики
и экономического анализа»
(тема курсового
проекта)
студента …….
Курса
….. группы
……………………
(инициалы, фамилия)
Руководитель
……………………
(ученая степень,
ученое звание,
инициалы, фамилия)
20__г
(год исполнения)
Статистико-экономический
анализ
Курсовой проект
Тюмень
Приложение 2
Общепринятые сокращения
(на основе ГОСТ 7.12-77 (СТ СЭВ 2012-79)
Общие
др. – другие т.к. – так как
ок. – около т.н. – так называемый
руб. – рубль т.о. – таким образом
см. – смотри т.д. – так далее
т.е. – то есть т.п. – тому подобное
к.-л. – какой-либо
Время
г. – год, гг. – годы (при цифрах) (в скобках не ставится),
в. – век, 2 в. до н.э., 17-18 вв.,
ч. – час,
мин. – минута, сек. – секунда
Меры
га – гектар,
м – метр, кв. м, куб. м,
км – килограмм,
л – литр,
т – тонна,
см – сантиметр,
мм – миллиметр,
чел.-ч. – человеко-час
ц с 1 га – центнер с 1 гектара
При административных названиях
авт. – автономный,
б. – бывший,
г. – город,
обл. – область,
р-н – район
Приложение 3
Образцы описания книг и статей (ГОСТ 7.1-84) – ЦНБ МСХА
Книга одного автора
Зинченко А.П. Сельскохозяйственная статистика с основами социально-экономической статистики: Учебник – М.: Изд-во МСХА, 1998. – 427 с.
Сергеев С.С. Сельскохозяйственная статистика с основами социально-экономической статистики: Учебник – 6-е изд., перераб. и доп. – М.: Финансы и статистика, 1989. – 656 с.
Книга двух (трех) авторов
Филимонов В.С., Гуртовник Е.А. Практикум по статистике. – М.: Финансы и статистика, 1987. – 128 с.
Хромова Т.Ф., Марьенко О.А. Математическая статистика (методические указания и типовые задачи для студентов высших сельскохозяйственных учебных заведений по экономическим специальностям). – М.: Изд-во ТГСХА, 1985. – 120 с.
Ефимова М.Р., Петрова Е.В., Румянцева В.Н. Общая теория статистики: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 1998. – 416 с.
Книга четырех авторов
Книгу четырех авторов описывают, начиная с заглавия. После заглавия за косой чертой указывают фамилии всех четырех авторов.
Книга пяти авторов
При описании книги пяти и более авторов после косой черты можно указать фамилии первых трех авторов, заменив последних словами «и др.».
Практикум по общей теории и сельскохозяйственной статистике (Зинченко А.П., Сергеев С.С., Политова И.Д. и др. – М.: Финансы и статистика, 1988. – 328 с.
Сборник трудов
При описании сборника научных трудов, ученых записок, тезисов докладов после косой черты указывают коллективного автора.
Исследования по методологии статистики: Сб. науч. тр. / Моск. экон.-стат. ин-т. – М.: МЭСИ. 1977. – 151 с.
Составителей сборника также указывают после косой черты.
Описание статьи
Источник, в котором помещена статья, отделяется от названия статьи двумя косыми чертами //, независимо от того, где помещена статья – в сборнике, в книге, в журнале или в газете.
Каждому элементу описания источника предшествует знак точка или шире. Том, выпуск и страницы статьи указывают с прописной (т.е. с большой) буквы.
Алешин Е.П., молоков Л.Г., Фанян Г.Г. Эффективность азотных удобрений в рисоводстве // Вестн. с.-х. науки. – 1985. - № 7. – С.33-39.
Глава книги
Трудова М.Г. Статистика природных ресурсов и окружающей среды // Экономическая статистика. Под ред. А.Я. Боярского и Е.Г. Ясина. М., Изд-во Моск. ун-та, 1980. Гл. V – С.64-79.
Приложение 4
Рекомендуемые кафедрой направления статистико-экономического анализа при курсовом проектировании по темам исследования
ТЕМА 1 «СТАТИСТИКО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
УРОВНЯ ПРОИЗВУОДСТВА СЕБЕСТОИМОСТИ
ЗЕРНА В С.-Х. ПРЕДПРИЯТИЯХ»
1. Рассмотреть по всем предприятиям и проанализировать производство зерна на 1 га пашни, урожайность зерновых с 1 га, урожайность яровых + зерновых, себестоимость 1 ц зерна, и заданный группировочный признак.
2. Группировку провести по одному из указанных группировочных признаков: урожайности зерновых культур, себестоимости 1 ц зерна, затратам труда на 1 ц зерна, валовому сбору зерна, выходу зерна на 100 га пашни, удельному весу растениеводства в товарной продукции и др.
3. По группам интервального ряда рассмотреть показатели:
-
себестоимость 1 ц зерна без кукурузы;
-
затраты на 1 га зерновых без кукурузы, всего;
-
в том числе на удобрения;
-
урожайность яровых зерновых;
-
число тракторов на 100 га пашни.
4. По типическим группам изучить за 2 года изменение производства зерна и урожайности. Для установления степени влияния отдельных факторов на производство зерна применить способ разложения составных статистических показателей по схеме:
Рассчитать индексы изменения этих показателей за 2 года и по отношению к низшей группе.
5. Изучить за 2 года структуру посева и урожайность отдельных зерновых культур.
Для изучения изменения производства зерна исчислить индексы валового сбора зерновых и разложить их на индексы урожайности, структуры и размера посевной площади (сравнить все размеры за 2 года и крайние группы за последний год). использовать приемы графического изображения уровня урожайности и структуры посевной площади.