Файл: Методическое пособие по Отечественной истории.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.11.2021

Просмотров: 409

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Методическое пособие

для подготовки к семинарским занятиям

по дисциплине «Отечественная история»

Тюмень - 2011

Методическое пособие для подготовки к семинарским занятиям

Сущность, формы, функции исторического знания. Методы и источники изучения истории. Понятие и классификация исторического источника. Отечественная историография в прошлом и настоящем: общее и особенное. Методология и теория исторической науки. Взаимодополнительный характер цивилизационного и формационного подходов в курсе истории России

Темы докладов и сообщений

Основная

Дополнительная

Вопросы для самоконтроля

Темы докладов и сообщений

Основная

Дополнительная

Раздел 2 Древняя Русь

Тема 3 Этногенез восточных славян

Вопросы для самоконтроля

Основная

Дополнительная

Темы докладов и сообщений

Дополнительная

Тема 5 Раздробленность и выбор путей развития

Вопросы для самоконтроля

Темы докладов и сообщений

Основная

Дополнительная

Раздел 3 Возникновение и становление единого Российского государства (XV – XVIIвв.)

Тема 6 Особенности формирования единого российского государства

Вопросы для самоконтроля

Темы докладов и сообщений

Основная

Дополнительная

Вопросы для самоконтроля

Темы докладов и сообщений

Основная

Дополнительная

Тема 8 Россия в XVII веке

Вопросы для самоконтроля

Темы докладов и сообщений

Основная

Дополнительная

Вопросы для самоконтроля

Темы докладов и сообщений

Основная

Дополнительная

Вопросы для самоконтроля

Тематика докладов и сообщений

Основная

Вопросы для самоконтроля

Тематика докладов и сообщений

Основная

Дополнительная

Основная

Основная

Дополнительная

Вопросы для самоконтроля

Тематика докладов и сообщений

Основная

Дополнительная

Тема 15. СССР во второй мировой и Великой Отечественной войне

Вопросы для самоконтроля

Тематика докладов и сообщений

Основная

Дополнительная

Тема 16. Советский Союз в 1945-1991 годах

Вопросы для самоконтроля

Тематика докладов и сообщений

Основная

Дополнительная

Тема 17. Новая Россия 1991 - 2006 годов

Основная

52


Академия труда и социальных отношений

Курганский филиал

Кафедра гуманитарных и социально-экономических дисциплин








Методическое пособие

для подготовки к семинарским занятиям

по дисциплине «Отечественная история»














Тюмень - 2011


Методическое пособие для подготовки к семинарским занятиям

по дисциплине «Отечественная история» для студентов всех специальностей и всех форм обучения.





Методическое пособие отвечает требованиям государственного образовательного стандарта для высшей школы и составлено в соответствии с примерной программой по дисциплине «Отечественная история». В методическом пособии содержится необходимый объем систематизированных знаний по Отечественной истории, расширяются базовые представления о характерных особенностях исторического пути, пройденного Российским государством.








Разработчик: Е.В. Турушев, к.и.н., доцент кафедры социально-

экономических наук ТГСХА.











Содержание


Введение

5

Раздел 1 Введение в изучение Отечественной истории

6

Раздел 2 Древняя Русь

10

Раздел 3 Возникновение и становление единого Российского государства (XVXVIIвв.)

16

Раздел 4 Россия в XVIIIXIX веках

23

Раздел 5 Россия в ХХ веке

32

Методика написания реферата

47

Примерные темы рефератов

49

Вопросы к экзамену

50
























Введение


Предлагаемые методические указания отвечают требованиям государственного образовательного стандарта для высшей школы и составлены в соответствии с примерной программой по Отечественной истории. Свою главную задачу авторы «Методических указаний» видели прежде всего в том, чтобы дать студентам вуза необходимый объем систематизированных знаний по Отечественной истории, расширить базовые представления, полученные ими в средней общеобразовательной школе о характерных особенностях исторического пути, пройденного Российским государством и населяющими его народами, выявить место и роль нашей страны в истории мировых цивилизаций. Эта задача и обусловила структуру методических указаний.

Методические указания включают 17 тем, составленных по проблемно-хронологическому принципу. В каждой теме для изучения предложены задания для самостоятельной работы (вопросы для самоконтроля), тематика докладов, сообщений и рекомендуемая литература. Вопросы для самостоятельной работы могут использоваться для тематической (по мере изучения материала) и итоговой проверки знаний студентов.

При составлении «Методического пособия» был предусмотрен различный уровень сложности вопросов для самоконтроля с учетом разного уровня подготовленности студентов. Контрольные задания нацелены на активизацию познавательной деятельности студентов, закрепление знаний путем усвоения причинно-следственных связей исторических явлений, особенностей их протекания в различные исторические эпохи.

В пособии также обозначены темы рефератов и контрольных работ для заочников, которые могут изменяться и дополняться.


Успешному усвоению Отечественной истории будут способствовать:

-внимательное прослушивание и конспектирование лекций;

-тщательное изучение соответствующих тем в учебной литературе;

-просмотр и анализ статей по изучаемой теме в периодике;

-обязательное посещение семинарских занятий и активное участие в них;

-написание реферата по теме, имеющий проблемный, дискуссионный характер.







Раздел 1 Введение в изучение отечественной истории


Сущность, формы, функции исторического знания. Методы и источники изучения истории. Понятие и классификация исторического источника. Отечественная историография в прошлом и настоящем: общее и особенное. Методология и теория исторической науки. Взаимодополнительный характер цивилизационного и формационного подходов в курсе истории России


Тема 1. История как наука

Предмет и задачи истории как науки. Основные функции исторического знания.

Формационный и цивилизационный подходы в исторической науке.

Отечественная историческая наука: прошлое и настоящее.

История России – неотъемлемая часть всемирной истории. Общее и особенное в ее историческом развитии.


Вопросы для самоконтроля

Кто считается «отцом исторической науки»?

Назовите первого русского историка, летописца, автора «Повести временных лет».

Что такое «формация»? Кто является основоположником формационного подхода к изучению истории общества?

Дайте определение понятия «цивилизация». Назовите признаки и типы цивилизаций.

Определите положительные и отрицательные стороны формационного и цивилизационного подходов к изучению истории общества.

Имена каких русских историков XIX века вам известны? Какой вклад внесли они в развитие исторической науки?

Что такое Россия: а) самобытная цивилизация; б) часть восточной цивилизации; в) часть европейской цивилизации? Приведите ваши аргументы.

Согласны ли Вы с мнением Р. Киплинга: «Восток есть Восток. А Запад есть Запад и они никогда не сойдутся»?


Темы докладов и сообщений

Методы и источники изучения истории.

Дискуссии о месте России в мировом историческом процессе.

В.О. Ключевский – историограф, источниковед, наш современник!?


Рекомендованная литература

Основная

История России. Под ред. Радугина А.А. М.: Центр, 1998.

История России. Под ред. Зуева М.Н. М.: Высш. шк., 2002.

История России. Под ред. Зуева М.Н., Чернобаева А.А. М.: Высш. шк., 2003.

4 История России с древности до наших дней. Под ред. Зуева М.Н. М.: Высш. шк., 1998.

5 Орлов А. С. История России. М.: Проспект, 2005.

6 История России с древнейших времен до 1861 года. Под ред. Павленко Н.И. М.: Высш. шк., 2004.

7 История России с древнейших времен до второй половины XIX века. Под ред. Б.В. Личмана. Екатеринбург, 1995.

Дополнительная

Алаев Л.Б. Империя: феномен или этап развития // Вопросы истории. – 2000. – №4-5.

Бон Т. Историзм в России? О состоянии русской исторической науки в XIX столетии // Отечественная история. – 2000. – №4.


Бородкин Л.И. «Порядок из хаоса»: концепция синергетики в методологии исторических исследовании // Новая и новейшая история. – 2003. – № 2.

Золотарев В.П. Общая теория истории в понимании Н.И. Кареева // Новая и новейшая история. – 2003. – № 2.

Ионов И.И. Основные направления и методология глобальной истории // Новая и новейшая история. – 2003. – № 1.

Коломийцев В.Ф. Законы истории или социологические закономерности? Отечественная история. – 1997. – №6.

Кока Ю. Современные тенденции и актуальные проблемы исторической науки в мире // Новая и новейшая история. – 2003. – №3.

Мурашко Г.П. К дискуссии о типах тоталитаризма // Вопросы истории. – 2001. – №8.

Поздеева И.В. Литургический текст как исторический источник // Вопросы истории. – 2000. – №6.

Ранчин А.М., Лаушин А.В. К вопросу о библеизмах в древнерусском летописании // Вопросы истории. – 2002. – №1.

Сенявская Е.С. Военно-историческая антропология – новая отрасль исторической науки // Отечественная история. – 2002. – №4.

Сили Ш. Возникновение и источники теории «колонизации» С.М. Соловьева // Вопросы истории. – 2002. – №6.

Страда В. Глобализация и история // Новая и новейшая история. – 2002. – № 6.

Сухарчук Г.Д. Восток-Запад: историко-психологический водораздел // Вопросы истории. – 1998. – №1.

Шайкин А.А. Дискурсы летописной строки // Вопросы истории. – 2001. – №9.

Шаханов А.Н. С.М. Соловьев и В.О. Ключевский // Вопросы истории. – 2000. – №3.

Юрганов А.Л. Опыт исторической дискуссии // Вопросы истории. – 2001. – № 9.


Тема 2. Природно-географические факторы и их влияние на российский исторический процесс

Географическое положение страны и его влияние на историю. Колонизация и её роль в становлении российской цивилизации.

Влияние природно-климатических факторов на историю России.

Культурные предпосылки развития российской цивилизации. Ценностные ориентации народной русской культуры.


Вопросы для самоконтроля

1 Осветите влияние природно-климатических факторов на консервацию общинных, крепостнических порядков и самодержавного строя России.

2 Географическое положение и природно-климатические условия влияют на формирование хозяйственных типов. А влияют ли они на формирование национального характера?

3 Чем в древности измерялась урожайность и что означает этот термин?

4 Какие типы земледелия знали и использовали восточные славяне?

5 Какая система земледелия господствовала в лесной полосе Восточной Европы вплоть до XIII века?


Темы докладов и сообщений

  1. Соловьев С..М. о влиянии природных факторов на историю Руси и национальный характер русского народа.

  2. Ключевский В.О. о влиянии природы страны на историю ее народа.



Рекомендованная литература

Основная

1 История России. Под ред. Радугина А.А. М.: Центр, 1998.

2 История России. Под ред. Зуева М.Н. М.: Высш. шк., 2002.

3 История России. Под ред. Зуева М.Н., Чернобаева А.А. М.: Высш. шк., 2003.


4 История России с древности до наших дней. Под ред. Зуева М.Н. М.: Высш. шк., 1998.

5 История России с древнейших времен до 1861 года. Под ред. Павленко Н.И. М.: Высш. шк., 2004.

6 История России с древнейших времен до второй половины XIX века. Под ред. Б.В. Личмана. Екатеринбург, 1995.

Дополнительная

Семенникова Л.И. Россия в мировом сообществе цивилизаций. М.: Интерпракс, 1994.

Соловьев С.М. Сочинения в 18 томах. М.: Мысль, 1988. Кн.1., Т.1-2. Гл.1.







Раздел 2 Древняя Русь


Античное наследие в эпоху Великого переселения народов. Проблема этногенеза восточных славян. Основные этапы становления государственности. Древняя Русь и кочевники. Византийско-древнерусские связи. Особенности социального строя Древней Руси. Этнокультурные и социально-политические процессы становления русской государственности. Принятие христианства. Распространение ислама. Эволюция восточнославянской государственности в ХI–ХII веках. Социально–политические изменения в русских землях в ХIII – ХV веках. Русь и Орда: проблемы взаимовлияния. Россия и средневековые государства Европы и Азии.

Тема 3 Этногенез восточных славян

Древнейшие народы на территории России и сопредельных регионов.

Великое переселение народов и его роль в этногенезе славян. Теории происхождения славян.

Хозяйство и общественный строй восточных славян (VIIX вв.).

Быт, нравы и верования восточных славян.


Вопросы для самоконтроля

Что такое «этногенез»?

Раскройте сущность автохтонной и миграционной теорий происхождения славян.

Каковы современные научные представления о происхождении славян?

Охарактеризуйте хозяйство и социальные отношения славян в VIIX веках. Чем Вы объясните изменения, которые происходили в социальных отношениях восточных славян?

Какие выводы о занятиях восточных славян, их общественном строе можно сделать, зная их религиозные верования?

Почему и каким образом у славян VIIX веков образовалась знать? Чем она отличалась от рядовых соплеменников?

Чем объяснить образование у славян больших союзов племен и их непрочность? При ответе используйте данные о влиянии на этот процесс природно-климатического и геополитического факторов самобытного развития Руси.

На землях какого союза племен восточных славян возник Киев?

Как в Древней Руси называли языческих жрецов?

Что из верований восточных славян сохранилось сегодня в виде суеверий, обычаев, традиций? О чем это говорит?


Темы докладов и сообщений

Эволюция древнерусской общины.

Города Древней Руси.

Обычаи, нравы и верования восточных славян.


Рекомендованная литература

Основная

История России. Под ред. Радугина А.А. М.: Центр, 1998.

История России. Под ред. Зуева М.Н. М.: Высш. шк., 2002.

История России. Под ред. Зуева М.Н., Чернобаева А.А. М.: Высш. шк., 2003.

4 История России с древности до наших дней. Под ред. Зуева М.Н. М.: Высш. шк., 1998.

5 История России с древнейших времен до 1861 года. Под ред. Павленко Н.И. М.: Высш. шк., 2004.