Файл: 1 теоретическое обоснование темы 4 1 Сетевые топологии 4.docx
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 278
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
1 ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ТЕМЫ
2.1 Хронология развития структурированных кабельных систем
7 ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ОСНОВЫ ЗАЩИТЫ ИНФОРМАЦИИ
7.1 Основные принципы и условия организационной защиты информации.
7.2 Основные подходы и требования к организации системы защиты информации.
7.3 Основные силы и средства, используемые для организации защиты информации.
8.1 Грифы секретности и реквизиты носителей сведений, составляющих государственную тайну.
8.2 Отнесение сведений к государственной тайне. Засекречивание сведений и их носителей.
9 ОРГАНИЗАЦИЯ АНАЛИТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ И КОНТРОЛЯ СОСТОЯНИЯ ЗАЩИТЫ КОНФИДЕНЦИАЛЬНОЙ ИНФОРМАЦИИ.
из перечисленных областей.
К секретным сведениям следует относить все иные сведения из числа сведений, составляющих государственную тайну. Ущербом безопасности Российской Федерации в этом случае считается ущерб, нанесенный интересам предприятия или организации в военной, внешнеполитической, экономической, научно-технической, разведывательной, контрразведывательной или оперативно-розыскной области деятельности.
Носителям сведений, составляющих государственную тайну, присваивается конкретный гриф секретности.
С целью идентификации носителей сведений, составляющих государственную тайну, определения их принадлежности, обеспечения их учета и сохранности, на них наносятся реквизиты, включающие следующие данные:
При невозможности нанесения таких реквизитов на носитель сведений, составляющих государственную тайну (крупногабаритное изделие, изделие, изготовленное из материала, на который нанести реквизиты невозможно), эти данные указываются в сопроводительной документации на этот носитель.
Если носитель содержит составные части с различными степенями секретности, каждой из этих составных частей присваивается соответствующий гриф секретности, а носителю в целом присваивается гриф секретности,
соответствующий тому грифу секретности, который присваивается его составной части, имеющей высшую для данного носителя степень секретности сведений.
Помимо перечисленных в настоящем разделе реквизитов на носителе и (или) в сопроводительной документации к нему могут проставляться дополнительные отметки, определяющие полномочия должностных лиц по ознакомлению с содержащимися в этом носителе сведениями. Вид и порядок проставления дополнительных отметок и других реквизитов определяются нормативными документами, утверждаемыми Правительством РФ.
Под отнесением сведений к государственной тайне и их засекречиванием понимается введение, в предусмотренном Законом РФ "О государственной тайне" порядке для сведений, составляющих государственную тайну, ограничений на их распространение и на доступ к их носителям.
Основными принципами отнесения сведений к государственной тайне и их засекречивания являются принципы законности, обоснованности и своевременности.
Законность отнесения сведений к государственной тайне и их засекречивания заключается в соответствии засекречиваемых сведений положениям статей 5 и 7 Закона РФ "О государственной тайне" и законодательству РФ о государственной тайне. Обоснованность отнесения сведений к государственной тайне и их засекречивания заключается в установлении путем экспертной оценки целесообразности засекречивания конкретных сведений, вероятных экономических и иных последствий этого акта исходя из баланса жизненно важных интересов государства, общества и граждан.
Своевременность отнесения сведений к государственной тайне и их засекречивания заключается в установлении ограничений на распространение этих сведений с момента их получения (разработки) или заблаговременно.
Отнесение сведений к государственной тайне осуществляется в соответствии с их отраслевой, ведомственной или программно-целевой принадлежностью порядком, определенным Законом РФ "О государственной тайне".
Обоснование необходимости отнесения сведений к государственной тайне в соответствии с упомянутыми принципами засекречивания сведений возлагается на органы государственной власти, предприятия, учреждения и организации, которыми эти сведения получены (разработаны).
Отнесение сведений к государственной тайне осуществляется в соответствии с "Перечнем сведений, составляющих государственную тайну", руководителями органов государственной власти, включенными в "Перечень должностных лиц, наделенных полномочиями по отнесению сведений к государственной тайне".
При этом указанные должностные лица несут персональную ответственность за принятые ими решения о целесообразности отнесения конкретных сведений к государственной тайне.
Структура "Перечня сведений, составляющих
государственную тайну", представлена на Рисунке 8.2.
Рисунок 8.2 - Структура перечня сведений, составляющих государственную тайну.
Вместе с тем, в соответствии со статьей 7 Закона РФ "О государственной тайне", не подлежат отнесению к государственной тайне и засекречиванию сведения:
Руководители и должностные лица, принявшие решения о засекречивании перечисленных сведений либо о включении их в этих целях в носители сведений, составляющих государственную тайну, несут уголовную, административную или дисциплинарную ответственность в зависимости от причиненного обществу, государству и гражданам материального и морального ущерба.
В соответствии "Перечнем сведений, составляющих государственную тайну", Межведомственная комиссия по защите государственной тайны, являющаяся органом, осуществляющим единую государственную политику в данной области, на основании предложений государственных органов формирует "Перечень сведений, отнесенных к государственной тайне". Этот перечень является открытым, в нем указываются органы государственной власти, наделяемые полномочиями по распоряжению данными сведениями.
Упомянутыми органами государственной власти, руководители которых наделены полномочиями по отнесению сведений к государственной тайне, в соответствии с "Перечнем сведений, отнесенных к государственной тайне", разрабатываются развернутые перечни сведений, подлежащих засекречиванию, которые действуют в данных государственных органах.
В них включаются конкретные сведения, полномочиями по распоряжению которыми наделены указанные органы, и устанавливается конкретная степень их секретности. Развернутые перечни сведений, подлежащих засекречиванию, в зависимости от их содержания могут быть открытыми или закрытыми (ограниченными для распространения).
Порядок разработки развернутых перечней и правила отнесения сведений к конкретным степеням секретности установлены "Правилами отнесения сведений, составляющих государственную тайну, к различным степеням секретности".
Основанием для засекречивания сведений и их носителей, разработанных в органе государственной власти или на предприятии (в организации), является соответствие этих сведений положениям действующего в данном органе государственной власти (на предприятии, в организации) развернутого перечня сведений, подлежащих засекречиванию. При принятии решения о засекречивании сведений их носителям присваивается соответствующий гриф секретности.
В случае невозможности идентификации данных сведений со сведениями, включенными в вышеупомянутый перечень, руководители (должностные лица) органов государственной власти (предприятий, организаций) обязаны обеспечить их предварительное засекречивание в соответствии с предполагаемой степенью секретности и присвоить их носителям гриф секретности.
Эти руководители в месячный срок после засекречивания сведений (их носителей) направляют в адрес должностного лица, утвердившего указанный развернутый перечень сведений, подлежащих засекречиванию, предложения по его дополнению (изменению).
Анализ состояния защиты информации - это комплексное, органически взаимосвязанное изучение фактов, событий, процессов, явлений, связанных с проблемами защиты охраняемой информации; исследование данных проблем путем обработки информации о состоянии работы по выявлению возможных каналов утечки информации, о причинах и обстоятельствах, способствующих утечке и нарушениям режима секретности (конфиденциальности) в ходе повседневной деятельности предприятия.
Аналитическая работа на предприятии организуется и проводится с целью накопления
К секретным сведениям следует относить все иные сведения из числа сведений, составляющих государственную тайну. Ущербом безопасности Российской Федерации в этом случае считается ущерб, нанесенный интересам предприятия или организации в военной, внешнеполитической, экономической, научно-технической, разведывательной, контрразведывательной или оперативно-розыскной области деятельности.
Носителям сведений, составляющих государственную тайну, присваивается конкретный гриф секретности.
С целью идентификации носителей сведений, составляющих государственную тайну, определения их принадлежности, обеспечения их учета и сохранности, на них наносятся реквизиты, включающие следующие данные:
-
О степени секретности содержащихся в носителе сведений со ссылкой на соответствующий пункт действующего в данном органе государственной власти, на данном предприятии, в организации развернутого перечня сведений, подлежащих засекречиванию; -
Об органе государственной власти, предприятии или организации, осуществивших засекречивание носителя; -
О регистрационном номере; -
О дате или условии рассекречивания включенных в носитель сведений, составляющих государственную тайну, либо о событии, после наступления которого сведения будут рассекречены.
При невозможности нанесения таких реквизитов на носитель сведений, составляющих государственную тайну (крупногабаритное изделие, изделие, изготовленное из материала, на который нанести реквизиты невозможно), эти данные указываются в сопроводительной документации на этот носитель.
Если носитель содержит составные части с различными степенями секретности, каждой из этих составных частей присваивается соответствующий гриф секретности, а носителю в целом присваивается гриф секретности,
соответствующий тому грифу секретности, который присваивается его составной части, имеющей высшую для данного носителя степень секретности сведений.
Помимо перечисленных в настоящем разделе реквизитов на носителе и (или) в сопроводительной документации к нему могут проставляться дополнительные отметки, определяющие полномочия должностных лиц по ознакомлению с содержащимися в этом носителе сведениями. Вид и порядок проставления дополнительных отметок и других реквизитов определяются нормативными документами, утверждаемыми Правительством РФ.
8.2 Отнесение сведений к государственной тайне. Засекречивание сведений и их носителей.
Под отнесением сведений к государственной тайне и их засекречиванием понимается введение, в предусмотренном Законом РФ "О государственной тайне" порядке для сведений, составляющих государственную тайну, ограничений на их распространение и на доступ к их носителям.
Основными принципами отнесения сведений к государственной тайне и их засекречивания являются принципы законности, обоснованности и своевременности.
Законность отнесения сведений к государственной тайне и их засекречивания заключается в соответствии засекречиваемых сведений положениям статей 5 и 7 Закона РФ "О государственной тайне" и законодательству РФ о государственной тайне. Обоснованность отнесения сведений к государственной тайне и их засекречивания заключается в установлении путем экспертной оценки целесообразности засекречивания конкретных сведений, вероятных экономических и иных последствий этого акта исходя из баланса жизненно важных интересов государства, общества и граждан.
Своевременность отнесения сведений к государственной тайне и их засекречивания заключается в установлении ограничений на распространение этих сведений с момента их получения (разработки) или заблаговременно.
Отнесение сведений к государственной тайне осуществляется в соответствии с их отраслевой, ведомственной или программно-целевой принадлежностью порядком, определенным Законом РФ "О государственной тайне".
Обоснование необходимости отнесения сведений к государственной тайне в соответствии с упомянутыми принципами засекречивания сведений возлагается на органы государственной власти, предприятия, учреждения и организации, которыми эти сведения получены (разработаны).
Отнесение сведений к государственной тайне осуществляется в соответствии с "Перечнем сведений, составляющих государственную тайну", руководителями органов государственной власти, включенными в "Перечень должностных лиц, наделенных полномочиями по отнесению сведений к государственной тайне".
При этом указанные должностные лица несут персональную ответственность за принятые ими решения о целесообразности отнесения конкретных сведений к государственной тайне.
Структура "Перечня сведений, составляющих
государственную тайну", представлена на Рисунке 8.2.
Рисунок 8.2 - Структура перечня сведений, составляющих государственную тайну.
Вместе с тем, в соответствии со статьей 7 Закона РФ "О государственной тайне", не подлежат отнесению к государственной тайне и засекречиванию сведения:
-
О чрезвычайных происшествиях и катастрофах, угрожающих безопасности и здоровью граждан, и их последствиях, а также о стихийных бедствиях, их официальных прогнозах и последствиях. -
О состоянии экологии, здравоохранения, санитарии, демографии, образования, культуры, сельского хозяйства, а также о состоянии преступности. -
О привилегиях, компенсациях и льготах, предоставляемых государством гражданам, должностным лицам, предприятиям, учреждениям и организациям. -
О фактах нарушения прав и свобод человека и гражданина; -
О размерах золотого запаса и государственных валютных резервах Российской Федерации. -
О состоянии здоровья высших должностных лиц Российской Федерации; -
О фактах нарушения законности органами государственной власти и их должностными лицами.
Руководители и должностные лица, принявшие решения о засекречивании перечисленных сведений либо о включении их в этих целях в носители сведений, составляющих государственную тайну, несут уголовную, административную или дисциплинарную ответственность в зависимости от причиненного обществу, государству и гражданам материального и морального ущерба.
В соответствии "Перечнем сведений, составляющих государственную тайну", Межведомственная комиссия по защите государственной тайны, являющаяся органом, осуществляющим единую государственную политику в данной области, на основании предложений государственных органов формирует "Перечень сведений, отнесенных к государственной тайне". Этот перечень является открытым, в нем указываются органы государственной власти, наделяемые полномочиями по распоряжению данными сведениями.
Упомянутыми органами государственной власти, руководители которых наделены полномочиями по отнесению сведений к государственной тайне, в соответствии с "Перечнем сведений, отнесенных к государственной тайне", разрабатываются развернутые перечни сведений, подлежащих засекречиванию, которые действуют в данных государственных органах.
В них включаются конкретные сведения, полномочиями по распоряжению которыми наделены указанные органы, и устанавливается конкретная степень их секретности. Развернутые перечни сведений, подлежащих засекречиванию, в зависимости от их содержания могут быть открытыми или закрытыми (ограниченными для распространения).
Порядок разработки развернутых перечней и правила отнесения сведений к конкретным степеням секретности установлены "Правилами отнесения сведений, составляющих государственную тайну, к различным степеням секретности".
Основанием для засекречивания сведений и их носителей, разработанных в органе государственной власти или на предприятии (в организации), является соответствие этих сведений положениям действующего в данном органе государственной власти (на предприятии, в организации) развернутого перечня сведений, подлежащих засекречиванию. При принятии решения о засекречивании сведений их носителям присваивается соответствующий гриф секретности.
В случае невозможности идентификации данных сведений со сведениями, включенными в вышеупомянутый перечень, руководители (должностные лица) органов государственной власти (предприятий, организаций) обязаны обеспечить их предварительное засекречивание в соответствии с предполагаемой степенью секретности и присвоить их носителям гриф секретности.
Эти руководители в месячный срок после засекречивания сведений (их носителей) направляют в адрес должностного лица, утвердившего указанный развернутый перечень сведений, подлежащих засекречиванию, предложения по его дополнению (изменению).
9 ОРГАНИЗАЦИЯ АНАЛИТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ И КОНТРОЛЯ СОСТОЯНИЯ ЗАЩИТЫ КОНФИДЕНЦИАЛЬНОЙ ИНФОРМАЦИИ.
Анализ состояния защиты информации - это комплексное, органически взаимосвязанное изучение фактов, событий, процессов, явлений, связанных с проблемами защиты охраняемой информации; исследование данных проблем путем обработки информации о состоянии работы по выявлению возможных каналов утечки информации, о причинах и обстоятельствах, способствующих утечке и нарушениям режима секретности (конфиденциальности) в ходе повседневной деятельности предприятия.
Аналитическая работа на предприятии организуется и проводится с целью накопления