ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 13
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Аннотация
В данной статье рассмотрены основные подходы к многообразию методов управления в банковских структурах, перечислены наиболее распространенные группы методов управления в банковской среде. Подробно охарактеризована каждая группа методов управления, приведены примеры их использования в банковской организации.
Ключевые слова: интуитивный подход, оптимизационный подход, адаптационный подход, приказы, распоряжения, нормирование, бюджетирование, социально – психологический климат.
Методы управления в мировых банках
Вся модель банковского менеджмента с учетом разработанных целей и задач предполагает три разновидности:
- интуитивный подход предполагает разработку и обоснование четко выраженных целевых ориентиров, предусматривающих нейтрализацию ключевых проблем;
- оптимизационный подход, предусматривает желаемое перспективное состояние, учитывая при этом имеющиеся ресурсные возможности, а также мероприятия по улучшению результатов их использования;
- адаптационный подход предусматривает разработку прогнозов, направленных на обеспечение достижения долгосрочных ориентиров.
Осуществление четких целевых ориентиров, задач выполняется посредством многообразия различных приемов и методов менеджмента в банковских структурах. Как правило, в качестве метода управления следует понимать технологии целенаправленного влияния, как на персонал, так и на отдельную макроэкономическую модель.
Можно назвать такие методы банковского менеджмента:
- методы организационно – распорядительного характера предусматривают создание нормативно – правовой базы, умелое применение различных правовых актов в работе банковской и финансово – кредитной организации; разработке и внедрении оптимальной структуры управления банком; оптимизации процедур, связанных с распределением и подбором сотрудников банка. Сущность данной категории методов заключается в оказании ими непосредственного влияния на субъект управления. Практически все они отличаются прямым, принудительным для исполнения содержанием, наиболее распространенными можно назвать проектирование, формирование регламентов, применение норм и нормативов, но в то же время их применение не предусматривает указание четких лиц, дат реализации.
В отличие от организационных, распорядительные приемы заключаются в их конкретике, они проявляются в локальных документах (соответствующих приказах, распоряжениях), при этом в этих документах точно отмечаются ответственные лица, временные рамки их реализации.
Данная группа методов предполагает наличие стандартных, типичных схем, в то время как распорядительные методы привязаны в основном к конкретной обстановке. Собственно распорядительные приемы (методы) отображают сущность организационных приемов управления в банковской среде.
Содержание основных процедур организационного регламентирования предполагает определение норм, стандартов, упорядочивающих различные аспекты функционирования банковской организации. В качестве таковых документов можно назвать Устав, определенные должностные инструкции, регламенты учета.
В данную группу методов можно включить также нормы расхода тех или иных видов банковских ресурсов. Именно два таких метода как применение норм, нормативов и утверждение регламентов представляют основу разработки проектов в банковской организации.
Самыми известными формами распорядительных методов можно назвать различные приказы, постановления, команды, рекомендательные письма. Следовательно, система банковского менеджмента предусматривает широкое вовлечение правовых положений, рассматривающих материальные, организационно – распорядительные и социально – трудовые аспекты функционирования банковской организации.
Другой важной группой методов управления можно назвать экономические приемы, они предполагают те или иные рычаги, посредством которых обеспечивается определенный эффект, соответствующий целевым ориентирам организации, запросам сотрудников банка. Данные методы предполагают осуществление анализа факторов внутренней среды и внешнего окружения банковского учреждения; разработку технико – экономического обоснования определенных проектов (мероприятий); разработку системы планов и бюджетов; применение различных инструментов материального стимулирования; разработку тарифов на банковские услуги и продукты; применение системы норм, формирование определенного объема банковских резервов; оптимизация налогообложения.
Важнейшим финансово – экономическим инструментом (рычагом) менеджмента в банковской организации
можно назвать применение внутренних расчетов, предусматривающих следующие вопросы деятельности банковской структуры:
- отведение определенному банковскому департаменту некоторого объема конкретного типа ресурсов;
- делегирование отдельным банковским департаментам специальных полномочий, предоставляющих им некоторый объем автономии, независимости;
- получение определенного письменного согласия на применение отдельной доли прибыли по целевому назначению конкретного банковского департамента;
- использование различных штрафов, пеней, финансовых санкций, возлагаемых на конкретный банковский департамент за неисполнение определенных обязательств.
При обосновании применения различных инструментов экономического характера касательно отдельных сотрудников необходимо предусматривать, что уровень доходов каждого работника подчеркивает благосостояние и конкурентоспособность данной банковской организации.
Наконец, третья группа социально – психологических приемов, методов и технологий управления в банковском учреждении предполагает формирование планов социального развития персонала, анализ особенностей социальной структуры банковского учреждения, применение разнообразных рычагов морально – психологического влияния на персонал (например, содействие развитию неформальных групп, поддержание позитивного социально – психологического климата).
Использование данной группы методов обосновывается на том предположении, что необходимо сформировать комфортные условия для взаимодействия работникам банка, то есть:
- предоставить все условия для качественного исполнения возложенных обязанностей;
- точно определить рамки применения полномочий и обязанностей каждого сотрудника;
- конкретно определить целевые установки и круг должностных задач каждого сотрудника;
— создать окружение, способствующее выполнению задач (предоставить средства, необходимую информацию, сформировать организацию, использовать стиль управления, основанный на сопричастности исполнителей).
Мотивационное управление концентрируется:
— на состоянии мотивации, а именно степени идентификации сотрудника и банка
;
— чувстве его собственного достоинства (уважения как личности, сообщения о его значении для фирмы, ожиданиях результатов его деятельности);
— приведении мотивов в действие (обсуждаются личные интересы и возможности сотрудника);
— усилении мотивов;
— оценке работы и аттестации (пересмотр зарплаты, ее рост, дополнительные выгоды);
— удовлетворении потребностей работника;
— обеспечении процесса мотивации.
Таким образом, экономические и социально - психологические методы управления, в отличие от организационно - распорядительных методов, косвенно влияют на интересы людей, что означает создание механизма наиболее эффективной работы за счет саморегулирования системы.
Список источников
1. Архипова Н.И. Управление персоналом организации. Краткий курс для бакалавров / Н.И. Архипова, О.Л. Седова. - М.: Проспект, 2018. - 224 c.
2. Базаров Т. Ю. Управление персоналом. Практикум: Учебное пособие / Т.Ю. Базаров. - М.: ЮНИТИ, 2018. - 239 c.
3. Дейнека А. В. Управление персоналом организации: Учебник для бакалавров / А.В. Дейнека. - М.: Дашков и К, 2019. - 288 c.
4. Исаева О.М. Управление персоналом: Учебник и практикум для СПО / О.М. Исаева, Е. А. Припорова. - Люберцы: Юрайт, 2018. - 244 c.
5. Кабанов А. Я. Управление персоналом: теория и практика. Организация профориентации и адаптации персонала: Учебно-практическое пособие / А.Я. Кабанов, Е.В. Каштанова. - М.: Проспект, 2019. - 56 c.
6. Лукьянова Т.В. Управление персоналом. Теория и практика. Управление инновациями в кадровой работе / Т.В. Лукьянова и др. - М.: Проспект, 2019. - 72 c.